Русское государство в XV веке, правление Ивана III


Московский Государственный Текстильный Университет имени А. Н. Косыгина

РЕФЕАТ

По предмету История культуры.

Тема: Русское государство в XV веке, правление Ивана III


Выполнила: студентка гр. 18-07

Редькина Алиса






Москва 2009


Общее положение Руси к концу XIV началу XV века


История Российского Государства XV века, представляет для нас огромный интерес. Этот период нашей истории, период начала становления государства Российского вокруг Москвы, период завершения феодальной раздробленности, и становления нового централизованного государства, который всего через два столетия приведет к появлению новой сильной Империи, простирающийся от просторов Балтии, до Сибири и позднее до Тихого океана. Но это произойдет позднее при правлении Петра Великого, но предпосылки в развитии по этому пути находятся именно в период конца 14го-15 вв.

Согласно исследованиям Н.М. Карамзина, мы можем понять насколько отстающей в социальном, политическом и культурном отношении находилась Русь, после свержения Татаро-монгольского Ига, по сравнению с Европой, которая развивалась значительно стремительнее, чем терзаемая княжескими междоусобицами деспотичная Русь.

Так Карамзин пишет: Но разделение нашего отечества и междоусобные войны, истощив его силы, задержали Россиян и в успехах гражданского образования: мы стояли или двигались медленно, когда Европа стремилась к просвещению. Крестовые походы сообщили ей сведения и художества Востока; оживили, распространили ее торговлю. Селения и города откупались от утеснительной власти Баронов; Государи по собственному движению давали гражданам права и выгоды, благоприятные для общей пользы, для промышленности и для самых нравов; лучшая Исправа (Полиция) земская начинала обуздывать силу, ограждать безопасностью пути, жизнь и собственность. Обретение Иустинианова Кодекса в Амальфи было счастливою эпохою для Европейского правосудия: понятия людей о сем важном предмете гражданства сделались яснее, основательнее. Всеобщее употребление языка Латинского доставляло способ и Духовным и мирянам черпать мысли и познания в творениях древних, уцелевших в наводнение варварства. Одним словом, с половины XI века состояние Европы явно переменилось в лучшее; а Россия со времен Ярослава до самого Батыя орошалась кровью и слезами народа.

Стоит напомнить, что власть Золотой Орды, закончилась по официальным историческим сведениям лишь в 1480 году при Царе Иване III. Именно с этого момента можно начинать наш отчет становления Российского государства, как независимого политического образования, и как государства так такового и как сегодня принято говорить субъекта в мировых отношений.

«Отселе История наша приемлет достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки Княжеские, но деяния Царства, приобретающего независимость и величие. Разновластие исчезает вместе с нашим подданством; образуется Держава сильная, как бы новая для Европы и Азии, которые, видя оную с удивлением, предлагают ей знаменитое место в их системе политической».

Именно при царе Иване III, получившим прозвище Великий, начался процесс названный в истории «Собиранием земель русских». В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение большей части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр общерусского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник — свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения.


Начало царствования Ивана III


Начало царствования Ивана III не было легким. Иван III появился на свет 22 января 1440 года в семье великого московского князя Василия Васильевича. Матерью Ивана была Мария Ярославна, дочь удельного князя Ярослава Боровского, русская княгиня серпуховской ветви дома Даниила и дальняя родственница его отца.

Достоверных данных о раннем детстве Ивана III не сохранилось, скорее всего, он воспитывался при дворе своего отца. Однако дальнейшие события круто изменили судьбу наследника престола: 7 июля 1445 года под Суздалем войско великого князя Василия II потерпело сокрушительное поражение от армии под командованием татарских царевичей Мамутяка и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Раненый великий князь попал в плен, а власть в государстве временно перешла к старшему в роду потомков Ивана Калиты — князю Дмитрию Юрьевичу Шемяке. Пленение князя и ожидание татарского нашествия привели к росту неразберихи в княжестве; ситуацию усугубил пожар в Москве.

Осенью великий князь вернулся из плена. Москва должна была заплатить за своего князя выкуп — порядка нескольких десятков тысяч рублей. В этих условиях среди сторонников Дмитрия Шемяки созрел заговор, и когда в феврале 1446 года Василий II вместе с детьми отправился в Троице-Сергиев монастырь, в Москве начался мятеж. Великий князь был схвачен, перевезён в Москву, и в ночь с 13 на 14 февраля ослеплён по приказу Дмитрия Шемяки (что принесло ему прозвище «Тёмный»). По сообщению новгородских источников, великого князя обвиняли в том, что он «татар привёл на Рускую землю», и раздавал им «в кормление» московские земли.

Шестилетний княжич Иван не попал в руки Шемяки: детям Василия вместе с верными боярами удалось бежать в Муром, находившийся под властью сторонника великого князя. Через некоторое время в Муром прибыл рязанский епископ Иона, сообщивший о согласии Дмитрия Шемяки выделить свергнутому Василию удел; полагаясь на его обещание, сторонники Василия согласились передать детей новым властям. 6 мая 1446 года княжич Иван прибыл в Москву. Однако Шемяка не сдержал слова: через три дня дети Василия были отправлены в Углич к отцу, в заточение.

По прошествии нескольких месяцев Шемяка всё-таки решил даровать бывшему великому князю удел — Вологду. Дети Василия последовали вслед за ним. Но свергнутый князь вовсе не собирался признавать своё поражение, и уехал в Тверь, просить помощи у великого князя тверского Бориса. Оформлением этого союза стала помолвка шестилетнего Ивана Васильевича с дочерью тверского князя Марией Борисовной. Вскоре войска Василия заняли Москву. Власть Дмитрия Шемяки пала, сам он бежал, на великокняжеском престоле вновь утвердился Василий II. Однако Шемяка, закрепившийся в северных землях (его базой стал недавно взятый город Устюг) вовсе не собирался сдаваться, и междоусобная война продолжилась.

К этому периоду (примерно конец 1448 — середина 1449 года) относится первое упоминание наследника престола Ивана в качестве «великого князя». В 1452 году его уже посылают номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу. Наследник престола успешно выполнил полученное поручение, отрезав Устюг от новгородских земель (существовала опасность вступления Новгорода в войну на стороне Шемяки) и жестоко разорив Кокшенгскую волость. Вернувшись из похода с победой, княжич Иван обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной (4 июня 1452 года). Вскоре потерпевший окончательное поражение Дмитрий Шемяка был отравлен, и длившаяся четверть века кровавая междоусобица пошла на убыль. В марте 1462 года тяжело заболел отец Ивана — великий князь Василий. Незадолго до этого он составил завещание, по которому делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын, Иван получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства — 16 главных городов (не считая Москвы, которой он должен был владеть совместно с братьями). Остальным детям Василия было завещано всего 12 городов; при этом большая часть бывших столиц удельных княжеств (в частности, Галич — бывшая столица Дмитрия Шемяки) досталась новому великому князю. Когда 27 марта 1462 года Василий умер, Иван без каких-либо проблем стал новым великим князем и исполнил волю отца, наделив братьев землями согласно завещанию.


Начало «собирания» земель Русских

российское государство феодальная раздробленность

В первые годы правления, русский Великий князь властвовал мирно и спокойно, к тому времени было какое-то общее уныние народа, менее всего народ желал перемен, уставши от слишком больших бед и крови, да еще к тому времени по словам летописца в 1466-1467г.г. случилась чума, названая «железною», унесшая тысячи жизней. Огорчаясь вместе с народом, Великий Князь сверх того имел несчастие оплакать преждевременную смерть юной, нежной супруги, Марии.

Наконец Иоанн предпринял воинскими действиями рассеять свою печаль и возбудить в Россиянах дух бодрости. Он принимает ряд походов против раздробленной к тому времени Золотой Орды, сочетая дипломатию и военную силу, Иван III вводит в фарватер московской политики Казанское ханство. Силой дипломатических усилий, царь Иван III присоединяет Ярославское, Ростовское, Дмитровское, Рязанское княжества. Иначе дело стоит с Новгородскими землями, по сути отличными по своему устройству от московских земель, в Новгороде сильна торгово-аристократическая власть, и по сути важнейшие государственные дела решались всенародным Вечем, что было в сравнении более похожем на республиканскую форму правления, в которой властные элиты всячески старались сохранить свою независимость и государственное устройство.

Судьба Новгорода Великого решается недвусмысленным и безапелляционным требованием великого князя Ивана III Васильевича: «Хотим государства своего, как есмя на Москве, так хотим быти на отчине своей Великом Новегороде».

Новгородцы искали поддержки со стороны Литвы, перед угрозой потери власти в Великом Новгороде, но противоречия между католической Литвой и Православным народом, не могли обеспечивать устойчивого союза. Литва же обязывалась помочь в борьбе с Московским государством. Столкновение с Иваном III стало неизбежным. 6 июня 1471 года десятитысячный отряд московских войск под командованием Данилы Холмского выступил из столицы в направлении Новгородской земли, ещё через неделю в поход вышла армия Стриги Оболенского, а 20 июня 1471 года из Москвы начал поход сам Иван III. Продвижение московских войск по землям Новгорода сопровождалось грабежами и насилием, призванными устрашить противника.

В ходе последующих атак и осады города, сопротивление Новгородцев было окончательно сломлено, В итоге решено было уступить требования Москвы, и 15 января 1478 года Новгород сдался, вечевые порядки были упразднены, а вечевой колокол и городской архив были отправлены в Москву.


Окончание Ордынского Ига


На пути к политическому единству страны Москве противостояла раздробленная, но все еще опасная Орда, многочисленные цари и царьки которой стремились лихими набегами напомнить Руси о ее прошлом бессилии. В 1472 году хан Большой Орды Ахмат начал поход на Русь. У Тарусы татары встретили многочисленное русское войско. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынскому войску удалось сжечь город Алексин, однако поход в целом окончился провалом. Вскоре (в том же 1472 или в 1476 году) Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, что неминуемо должно было привести к новому столкновению.

26 октября 1480 произошло Великое стояние на Угре, в которую признали фактической победой русского войска, и тем самым получением долгожданной независимости.

Русско-Литовские войны


Московские князья, сталкиваясь с сепаратизмом удельных князьков, должны были победить в упорной борьбе оппозицию Галицких князей, династические притязания которых ввергали страну в хаос междоусобных войн.

Единству Великороссии противилась Литва, великие князья которой включили в состав своих владений западные и южные русские княжества: Киев, Волынь, Витебск, Полоцк, Минск, Смоленск.

Стремление Москвы объединить русские земли постоянно наталкивалось на противодействие Литвы. Попытка новгородцев перейти под власть Казимира не способствовала дружбе двух государств, а союз Литвы и Орды в 1480 году, во время «стояния на Угре», накалил отношения до предела.

Рано или поздно, Москве необходимо было решить вопрос с Литвой, начались пограничные войны, которые переросли в полномасштабное столкновение, тем более к тому времени умер Великий литовский князь Казимир и на престол взошел его сын Александр, но помимо Александра польским королем стал сын Каземира Ян, что несколько ослабило Польско-Литовское государство, чем непременно воспользовался Иван III. При поддержке союза с Крымским ханством, Русское государство одержало победу в пограничной войне, закрепив за собой ряд территорий, в том числе стратегически важный форпост, город Вязьму. В последствии разразилась новая война с Литвой. В ходе которой в 1503 году к Российскому государству были присоединены 9 городов с волостями, составлявшие до войны около трети земель Великого княжества Литовского; так, в частности, в состав русского государства вошли: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж.


Политическое объединение Российского государства. Судебник


Политика «собирания» земель Русских была продолжена, и на вновь приобретенных землях стал вопрос интеграции новоприсоединенных земель. Практически повсеместно царь, меняет установленные порядки в бывших княжествах, назначает наместников и избавляется от нежелательной бывшей правящей элиты, которая могла быть способна спровоцировать восстания. Происходят аресты и переселения, уничтожаются бывшие законы и судебная система, практически во многих землях процесс установления московских порядков проходит более или менее системно, так как государственное устройство, этих княжеств было весьма схожа с московской.

В связи с этим встает необходимость унификации законодательной системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник — единый законодательный кодекс. Круг вопросов, отражённых в этом первом за долгое время обобщающем законодательном акте, весьма широк: это и установление единых для всей страны норм судопроизводства, и нормы уголовного права, и установления гражданского права. Одной из наиболее важных статей Судебника стала статья 57 — «О христьянском отказе», вводившая единый для всего Российского государства срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — за неделю до и неделей после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября). В ряде статей затрагивались вопросы землевладения. Значительную часть текста памятника занимали статьи о юридическом статусе холопов.

Создание в 1497 году общерусского Судебника стало важным событием в истории законодательства России. Стоит отметить, что подобного единого кодекса не существовало даже в некоторых государствах Европы (в частности, в Англии и во Франции).


Идеология, культура и искусство


Помимо политического единства страны необходимо единство и идеологическое. Общее для всего русского народа. Появляется идеи, которые оформляются в целые концепции, и становятся в основу будущей государственной идеологии России. Наиболее заметными воплощениями формировавшейся идеологии объединённой страны в исторической литературе принято считать новый герб — двуглавый орёл, и новый титул великого князя.

Некоторые источники считают, что эпоха Возрождении - это термин который характеризует культурный подъем в Европе, и что в России этого явления не существовало, но именно с начала правления Ивана III, в России можно считать началом эпохи Возрождения.

Для нового государства необходимо и новое лицо, соответствующее могуществу державы. Помимо государственных символов и новых титулов, законов и идей, происходит бурное строительство. В этот период расцветает зодчество и искусство, в первую очередь иконописное.

Уже в 1462 году начинается строительство в Кремле: был начат ремонт требовавших починки стен. В дальнейшем масштабное строительство в великокняжеской резиденции продолжилось: в 1472 году по указанию Ивана III на месте обветшавшего собора, построенного в 1326—1327 годах при Иване Калите, было решено возвести новый Успенский собор. Строительство было поручено московским мастерам; однако, когда до окончания работ осталось совсем немного, собор рухнул. В 1475 году в Россию был приглашён Аристотель Фиораванти, который сразу же взялся за дело. Остатки стен были снесены, на их месте был выстроен храм, неизменно вызывавший восхищение современников. 12 августа 1479 года новый собор был освящён митрополитом Геронтием.

С 1485 года начинается интенсивное строительство в Кремле, не прекращавшееся на протяжении всей жизни великого князя. Взамен старых деревянных и белокаменных укреплений были выстроены кирпичные; к 1515 году итальянские зодчие Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, а также ряд других превратили Кремль в одну из самых сильных крепостей того времени. Продолжалось строительство и внутри стен: в 1489 году псковскими мастерами был выстроен Благовещенский собор, был возведён новый великокняжеский дворец, одной из частей которого стала возведённая итальянскими зодчими в 1491 году Грановитая палата. Всего, по сообщению летописей, в 1479—1505 годах в столице было построено около 25 церквей

Масштабное строительство (прежде всего оборонной направленности) проводилось и в других частях страны: так, в 1490—1500 годах был перестроен новгородский кремль; в 1492 году на границе с Ливонией, напротив Нарвы, была возведена крепость Ивангород. Обновлялись также крепостные сооружения Пскова, Старой Ладоги, Яма, Орехова, Нижнего Новгорода (с 1500 года); в 1485 и 1492 годах были проведены масштабные работы по укреплению Владимира. По приказу великого князя были построены крепости и на окраинах страны: в Белоозере (1486 год), в Великих Луках (1493 год).


Андрей Рублев


В конце XIV- начале XV века. В Московском государстве работает великий мастер иконописи Андрей Рублев, который впервые совершил революционный к тому времени прорыв в иконописной живописи и стал непревзойденным мастером, ознаменовавший начало новой эпохи и внес предпосылки для создания русской портретной школы, которая появиться лишь в конце 17го-начала 18 веков.

Наряду с великими мастерами европейского Возрождения, Андрей Рублев внес в русскую иконопись, возвышение духовной красоты и нравственной силы человека. Его произведения коренным образом отличались от прежних мастеров, четко следующих канонам и перенявших свое мастерство с Византийской школы.

Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.


Заключение


Таким образом, XV век в России, стал веком начала новой эпохи становления Российской Государственности. Заплатив большую цену, ценой горя и страданий народа, бесчисленными войнами, Русское государство при Иване III, начало свой путь к становлению централизованной, влиятельной мировой державы. Открыло двери для развития культуры и искусства. Появления государственной идеологии и политической системы, которая впоследствии станет развитым обществом и будет способно конкурировать на Евро-азиацком континенте с ведущими державами. Именно в это время, появиться концепция Москва-третий Рим, и в последующие столетия начнет укрепляться. Для нас современников, эта эпоха является ценной еще и потому, что нынешняя Россия, испытав поражение в Холодной войне, потеряв территорию, влияние и былое могущество, преодолев время коммунистического террора и уничтожение православия и основ традиционной духовной жизни, ищет пути для восстановления себя, в качестве мирового лидера. Несмотря на все трудности и сложности, который испытывает наша страна, наше прошлое свидетельствует о Великой силе Русского народа способного преодолевать все беды, и словно птица Феникс, вновь и вновь возрождаться из пепла.


Список использованной литературы:


  1. Зимин А. А. Возрождённая Россия (Россия на рубеже XV—XVI столетий. Очерки социально-политической истории). — М.: Мысль, 1982. — 50 000 экз.

  2. Карамзин Н. М. - История государства Российского. Том 6

  3. Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М.: Искусство, 1959 — 40 c.

Cсылки:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Иван3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ