Сарматизм как державная идеология Речи Посполитой и идеология правящего шляхетского сословья



Реферат

по истории Беларуси.

Тема: «Сарматизм как державная идеология Речи Посполитой и идеология правящего шляхетского сословья».

Минск 2010г.





Содержание


Сарматизм……………………………………………………...……………...1стр.


Загадка "сарматского портрета"……………………………………………..4стр.


«Труменные портреты»………………………………………………...…….5стр.


Использование термина……………………………………...……………….5стр.


Возникновение сарматов…………………………………….……………….6стр.


Возрождение Сарматии………………………………………………………9стр.




Список литературы………………………………………………………….10стр.






















Сарматизм


Сармати́зм — доминирующая идеология и Основа культуры польской шляхты в XVI-XIX веках. Он возводил шляхту к древним сарматам, отделяя этим знать от простолюдинов

( славян и литовцев).

Сарматизм предопределил многие особенности польской знати в отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан), особые манеры и т. д.

Идеология сарматизма отразилась в искусстве: соответствующий стиль изображения польского дворянина получил название «сарматский портрет».

(Гетман Ян Замойский в малиновой делии и голубом шелковом жупане

Шляхетская культура)


Гордая польская шляхта «кровно» и духовно восприняла сарматизм, сделав его уникальным стилем жизни. Шляхтич-рыцарь особо выделялся своим «гонором» - честью, достоинством и храбростью. Это был аристократ в самом, что ни на есть, прямом смысле этого слова. Настоящий шляхтич дорожил личной свободой (и свободой других «вольных рыцарей») и потому холопское самоуничижение было для него недопустимо в принципе. Шляхта воспринимала короля как равного себе и в случае нарушения своей «золотой вольности» всегда оставляла за собой право на рокош (польск. - rokosz) — открытый антикоролевский мятеж. В случае последнего аристократия Речи Посполитой образовывала шляхетскую конфедерацию и выступала против короны.

Подобно своим предкам-сарматам, шляхта столь же храбро и яростно сражалась на поле битвы: облачённая в роскошные сверкающие доспехи (иногда стилизованные под доспехи сарматских катафрактиев), с белоснежными крыльями за плечами и выставленными вперёд пиками. Истинный шляхтич предпочтет умереть с голода, но не опозорит себя физическим трудом. Этот период вошёл в историю как «золотая вольность». Их отличало особое уважение к другому, выраженное в том, что каждый из заседающих обладал правом вето. Шляхта при всем своем католицизме была весьма веротерпима, ибо были православные и протестантские шляхтичи. Основными занятиями шляхты были: война, охота, полонез. Развит был галантный обычай целования женской руки.






Загадка "сарматского портрета"


Если вглядываться в лица магнатов и шляхтичей в зале старого белорусского искусства в Национальном художественном музее или на выставке "Исторический портрет Великого княжества Литовского", вам приходилось, вероятно, обращать внимание на весьма странные черты некоторых панов и паненок. Уж слишком подозрительно они некрасивы. Странные ощущения овладевают: с одной стороны - элита, лучшие люди страны, но почему-то, чуть ли не через одного, несимпатичные лица... Попросту преувеличены и сознательно искажены отдельные черты лица. И не от невежества, а из самых благородных побуждений нарочные "ошибки" сотворены. Была такая мода.

"Сарматский портрет" - имя этой моде. В пору Речи Посполитой так называлась особая разновидность живописи, бывшая привилегией шляхты. Вошел в моду стиль этот при короле Стефане Батории, даже точная дата сохранилась - 1576 год.

Польская шляхта выводила свое происхождение от легендарного племени сарматов, как литовская - от римлян, будто приплывших в устье Немана во главе с мифическим князем Палемоном. Так как мода шла с Запада на Восток, то портрет шляхтича с неизменными саблей и кунтушом, узаконенными как своего рода национальный костюм Стефаном Баторием, стал называться сарматским, определяя стиль жизни на протяжении сотен лет - от конца XVI вплоть до XIX века.

"Сарматский портрет" обслуживал идею об исключительном происхождении шляхты. Правда, в разных частях Речи Посполитой по-своему понимали идеал сармата. На Украине, к примеру, это были очень колоритные образы, употреблялись яркие цвета, было больше декоративных элементов - отчетливо давало знать о себе византийское прошлое этих земель с глубокими традициями иконописи. Наши, белорусско-литовские, портреты - это образы северной страны, более сдержанные.

Портреты светских особ появлялись не только во дворцах, но и в храмах. "Сарматские образы" - частые соседи святых: если магнат "фундовал" святыню, то взамен получал право поместить свое изображение на почетном месте в храме: с подробной информацией о себе, своем роде, с приложением фамильного герба. Помещали такие портреты и в ратушах.Это было просто одним из элементов культуры, одной из составляющих коллективной памяти. Впрочем, традиция - это не застывший обычай.





«Труменные портреты»


Очень интересны еще так называемые "труменные сарматские портреты". Их известно в Беларуси всего два, но в землях бывшей Речи Посполитой сохранилось больше. "Trumna" - это то же, что по-белорусски "труна", то есть гроб. "Труменный портрет" - посмертное изображение, известное еще в Древнем Египте, вспомните знаменитые фаюмские портреты. Египтяне знали, что мумия не вечна и тело человеческое, пусть даже это и фараон - сын богов, тленно и рано или поздно начнет разрушаться. Чтобы сохранить образ умершего для потомков, и создавался портрет-маска. У нас своих "фаюмских портретов" сохранилось так мало по очень простой причине: рисовали их на серебряных пластинах, и во время войн, когда грабились усыпальницы, драгоценный металл шел на переплавку...

Один из известных "труменных портретов" - это изображение Андрея Пацея из Слонима, второй - Николая Фаустина Радзивилла, до сих пор находящийся в дятловском костеле. А еще существовали портреты на хоругвях, но таких у нас вовсе не сохранилось...

Узнать "сарматский портрет" среди других шедевров совсем нетрудно: шляхтич на нем будет всегда одет в кунтуш и жупан и обязательно при сабле. Ещё была в те далекие времена популярна у знати яркая обувь - особенно желто-красного цвета. Если перед вами гетман, то у него будет в руках или подле, на столе, гетманская булава. Канцлера изображали с канцлерской печатью. Женщин писали зачастую на фоне часов - символа скоротечного времени, на фоне занавеса - всех умерших (если это была ушедшая из жизни женщина - с платочком в руках). Так что внимательно всматривайтесь в образы предков - на первый взгляд таинственные, они могут нам многое рассказать о времени и о себе.



Использование термина


В 15 веке польский историк Ян Длугош впервые написал о явлении сарматизма в Польши, которое позднее было подтверждено в работах других историков, в частности Мартина Бельского, Мартина Кромера и других. Проникаясь модным в Европе 15 века поиском исторических корней, шляхтичи доказывали, что они являются потомками сарматов.

Сарматизм нашёл своё отражение и в польской литературе. Его воспели Ян Кристоф Пасек, Анджей Збылитовський, Иероним Морштин и Вацлав Потоцкий. В XIX веке «сарматский стиль» великолепной Речи Посполитой был красочно описан великим Генриком Сенкевичем (1846-1916) в эпической трилогии «Огнём и мечом», «Потоп» и «Пан Володыёвский

В современной Польше слово «сарматский» (sarmackі) является формой иронической самоидентификации, иногда чтобы подчеркнуть уникальный польский характер.



Возникновение сарматов


Согласно Геродоту, сарматы — будущие покорители и владетели Скифии, ведут свой род от воительниц-амазонок, выходивших замуж за юношей-скифов. Однако вольные девы так и не сумели толком овладеть языком своих мужей. И именно потому, как считает историк, «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом».

Прародиной народа сарматов исторически принято считать степи Поволжья и Приуралья. Наряду с саками-азиатами и европейскими скифами их относят к народам Северного Ирана. В «Авесте», священной книге огнепоклонников-зороастрийцев, сарматы-савроматы упоминаются под именем кочевников-«сайрима», которым неведома «власть верховных правителей». Несмотря на то, что сарматы — народ, близкородственный скифам, у них так и не сложилось полноценного государства наподобие скифского. В VII-V веках до н.э. в савроматском родовом обществе произошли значительные социальные изменения. Из него выделилась военная аристократия, чьё возвышение существенно повлияло на прежний, традиционно-матриархальный, уклад. Вожди возглавляли племена, опираясь на прекрасно вооружённые и боеспособные дружины, преимущественно состоявшие из знатных воинов.

В воинском искусстве всадникам-сарматам не было равных. Главной ударной силой сарматского войска была лёгкая маневренная конница. Вооружение всадников состояло из длинных и коротких мечей, луков и стрел, а также копий. Аристократия, облачённая в доспехи, составляла конницу тяжеловооружённых катафрактариев, перед чьим натиском было почти невозможно устоять. Строй катафрактариев, ощетинившийся копьями, наносил сокрушительный таранящий удар, после чего оглушённого и изрядно потрёпанного противника принимались рубить длинными мечами. Сарматская лёгкая конница отлично маневрировала на поле боя. Она была незаменима, когда, скажем, требовалось осуществить разведку, эффектный обхват флангов или преследовать бегущего неприятеля. Выдвигается вполне обоснованное предположение, что сарматы отправлялись в набеги и дальние походы о-двуконь — то есть с запасной лошадью.

Бок о бок с мужчинами-воинами не менее отважно сражались и женщины. Историки сообщали, что савроматские девы великолепно ездят верхом, отменно владеют оружием, участвуют в походах, носят мужскую одежду и, что любопытно, не выходят замуж до тех пор, пока не одолеют в бою врага. В сарматском обществе женщины до определённого времени занимали высокий статус. Они могли исполнять функции жриц, а иногда даже были вождями племён.

Конь для кочевников-сарматов был буквально «всем» и был особо почитаем в их среде. Тацит, в частности, отмечает, что «доблесть сарматов лежит как бы вне их самих» - то есть в их лошадях. Сарматы приносили Небесным Коням щедрые дары, а иногда и самих коней жертвовали небожителям, дабы умилостивить их.

Но вернёмся к истории Сарматии. После завоевания европейских территорий Скифии сарматы стали одним из самых могущественных и влиятельных народов древнего мира. Сарматией стала называться вся Восточная Европа вместе с Кавказом. С сарматскими племенными союзами считались далёкий Китай на Востоке и набиравший силу Рим на Западе.

В 125 году до н.э. западные (европейские) сарматы - росколаны и языги, обосновавшиеся в степях Северного Причерноморья, создали сильную федерацию племён, дабы противостоять натиску соседей — азиатских сарматов. Это было своего рода прото-государство, где главенствующее положение занимало племя т.н. «царских сарматов».

Из многочисленных источников известно, что европейские сарматы вели постоянные войны с Римом. В первой половине I века нашей эры языги расселились в междуречье Дуная и Тисы, а вслед за ними к границам Империи подошли роксоланы, осевшие в нижнем течении Дуная, на территории современной Румынии. Сарматы воевали с римскими легионами очень успешно. Они совершали опустошительные набеги в провинции Империи, принуждали Рим к выплате дани и даже нередко, разумеется, за щедрое вознаграждение, служили ему в качестве наёмников. В 117 году росколаны, лишившиеся регулярной выплаты дани, совместно с союзниками-языгами вторглись в дунайские провинции Рима. Империя воевала с ними два года и была вынуждена снова платить дань. Сарматский царь Распараган, носивший два титула - «царь роксоланов» и «царь сарматов», заключил с римлянами мирный договор.

В 160-170-е годы Империя снова сражалась со своими чересчур неугомонными соседями. Война была долгой и кровопролитной. Правда, со временем она надоела всем противоборствующим сторонам. В итоге, в 179-м году, император Марк Аврелий заключил с языгами мирный договор, по которому сарматы могли вести торговлю на римском берегу Дуная, а языги, в свою очередь, вернули Риму сто тысяч пленных. Несколько тысяч языгов-конников согласились поступить на римскую службу, а часть их впоследствии отправилась в Британию. Выдающийся исследователь традиционных обществ и мифов Жорж Дюмезиль считает, что именно сарматы-языги вдохновили кельтских поэтов на создание волшебных легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

Европейская Сарматия воевала с Римом и позже, прибегая, в зависимости от ситуации, то к войне, то к вполне дружеским взаимоотношениям. Сарматские наёмники служили римским императорам и германским королям-конунгам. Некоторые группы сарматов осели в римских провинциях. Следы их присутствия выявлены в Восточной и Западной Европе: в Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, а также во Франции, Италии и Великобритании.

Сарматские племенные союзы Восточной (Азиатской) Сарматии населяли обширные евразийские пространства. Аорсы и сираки проживали на землях между Азовским и Каспийским морями, а на юге их владения заканчивались на Кавказе. Аорсы, что в переводе означает «белые», на рубеже нашей эры потеснившие сираков, были самым сильным союзом племен сарматов и занимали, поистине, колоссальную территорию. Их кочевья простирались от Дона, Каспия, Нижнего Поволжья и Предкавказья и доходили до степей Средней Азии и Южного Приуралья. Аорсы и сираки были столь сильны, что «запросто» могли выставить против врага внушительные рати. Так, царь сираков Абеак собрал двадцать тысяч всадников, тогда как царь аорсов Спадин — двести тысяч, поскольку, как отмечает хронист, «верхние аорсы владели более обширной страной».

На Северо-Западном Кавказе сираки, силой подчинившие себе народ меотов, создали своё государство, одной из столиц которого был город Успа неподалёку от восточного побережья Азовского моря.


Богатели и процветали восточно-сарматские племена аорсов, контролировавшие торговые пути, шедшие через Кавказские горы в Среднюю Азию и Китай. В китайских источниках страна аорсов называлась «Янтсай». Она была важнейшим посредником в торговле Востока и Запада.

Сираки и аорсы были также известны и как искусные, высоко профессиональные, воины. В середине I века до н.э. они совместно оказывали военную помощь боспорскому царю Фарнаку, а в середине I века уже нашей эры принимали участие в противоборстве Митридата III и его брата Котиса, но уже как противники. Тацит сообщает, что объединённые силы римлян, аорсов и боспорцев захватили резиденцию сиракских правителей - город Успу, а царь сираков Зорсин сложил оружие и сдался в плен царю аорсов Евнону.

Среди восточных сарматов особенно выделялись аланы, воинственный союз кочевых ираноязычных племён, оказавшихся в поле зрения античных авторов в начале новой эры. Современники называли их «храбрыми», «неукротимыми» и «вечно воинственными». Название племени аланов происходит от древнеиранского слова «ариана», распространённого в скифо-сарматской этнонимике. Во II веке новой эры источники упоминают Аланию как страну аланов. Приблизительно в середине III столетия, судя по китайским хроникам, владения аорсов стали называться «Аланья» и тогда же, что поразительно, из источников исчезли названия других племён сарматов. Историк Аммиан Марцеллин, живший в IV веке, утверждает, что аланы распространили своё имя на народы, побеждённые ими в нескончаемых войнах. Аланы совершали разорительные набеги в Армению, Атропатену и даже доходили до Каппадокии. Для Кавказа они стали сущим «бичом божьим». Сталкивалось с ними и Боспорское царство, а римская кавалерия немало полезного переняла из аланской боевой тактики, благодаря которой их конница считалась непобедимой.

Возрождение Сарматии


В XV-XVI веках Великая Сарматия неожиданно вернулась из небытия в образе блистательного аристократического «сарматизма» - мировоззрения и стиля. Современный исследователь Алексей Кресин пишет: «Впервые фиксируем сарматизм в более широком понимании в работах украинского мыслителя С. Ориховского (1513-1566). Для него, Сарматия – это Речь Посполитая, а сарматы – народы, которые ее населяют. Причем поляки являются ядром сарматских племен и объединяют их» (А. Кресин «Украинский Сарматизм»). В Густинской летописи (1623-1627), небезынтересном историческом памятнике, сообщается, что «энеты... из Малой Азии вышли и, придя в Сарматию, сарматами нареклись...». Энеты — это венеды-сарматы, древнейшие жители малоазиатской Трои, эмигрировавшие в Сарматию и занявшие там место прежних обитателей - цимбров-киммерийцев. По мнению историка С. Величко, в Белоцерковском универсале 1648 года Богдана Хмельницкого воспроизводится ещё одна, также не лишённая некоторого «своеобразия», «сарматская теория», из которой следует, что сарматы, населявшие Украину, разделились и какая-то часть их поселилась на землях нынешней Польши. В отличие от Ориховского в универсале нет речи о польском первенстве — наоборот, там утверждается, что непомерная жадность поляков побудила их к захвату Руси - «своих братьев».

Грандиозное, незабываемое зрелище, воспетое высоким поэтическим стилем. Генрик Сенкевич великолепным литературным слогом описывает атаку польских витязей в своём монументальном романе-эпопее «Огнём и мечом».

Почти шесть веков царственная Великая Сарматия устрашала античный мир, трепетавший при приближении облачённых в доспехи и вооружённых длинными мечами и копьями сарматских конников. И только в III веке появился серьёзный противник — племена северян-готов, пришедших с северо-запада Европы, сумевший нанести ей ощутимый и очень болезненный удар. В IV веке сарматы, оправившиеся после войны с готами, были смяты и раздавлены несметными, сметающими всё на своём пути, ордами гуннов — пришельцами из холодной Сибири. И только тогда грозный народ «опоясанных мечом» исчез и растворился в потоках Реки Времени. В конце V века аланы, до того переселившиеся в Галлию, слились с местными племенами. Аланы, вошедшие в состав орд Аттилы, обосновались в Нижней Мёзии, но вскоре и они исчезли без следа.












Список литературы:

1)

2)

3)










9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ