Социально-экономические реформы второй половины Х1Х в








Контрольная работа

По дисциплине «Отечественная история».


Тема: Социально-экономические реформы второй половины Х1Х в.






























2006г.





СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………... -3-

1. Крестьянская реформа……………………………..…..……………….. -6-

2. Земская реформа……………………....…………................................... -9-

2.1 Судебная реформа…………………………………………….…….. -11-

2.2 Городская реформа………………………………………………….. -11-

2.3 Судебная реформа…………………………………………………… -12-

2.4 Военная реформа…………………………………………………… -12-

2.5 Реформы в сфере образования……………………………………… -13-.

Заключение..………………………..……………………………………… -15-

Список используемой литературы……………………………………….. -17-




















ВВЕДЕНИЕ

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории.

«Нistoria est mаgistга vitae» («История - наставница жизни»),- говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Благодаря промышленному перевороту и буржуазным революциям были заложены социально-экономические и общественно-политические основы нынешней цивилизации. На европейском континенте появилось капиталистическое общество с производительными силами и средствами сообщения, которые позволили ему выступить в качестве первой в мире универсальной формы общественного развития, использованной в дальнейшем государствами других регионов. Тем самым создавались мировые отношения, основанные на взаимосвязи и взаимозависимости всего человечества. В этом смысле именно со времени промышленного переворота история человечества действительно становится всемирной, что и подтвердил весь ход его дальнейшего развития.

Период 60-70-х гг. XIX в. был переломным этапом в Истории России. В эти годы были осуществлены кардинальные реформы - крестьянская, земская и городская, судебная, военная, в области просвещения. Они были названы «Великими реформами» и многие Историки считают их своеобразной «революцией сверху», проведенной самой властью.

Что же побудило царизм провести эти реформы, в чем были их причины? Главной из них был глубокий структурный кризис, охвативший все стороны жизни российского общества в середине XIX в. Он был вызван тем, что возможности дальнейшего развития страны при сохранении крепостного строя были практически исчерпаны. Помещики уже использовали все возможные формы эксплуатации крестьян, а принудительный, рабский труд крепостных был малопроизводительным. Все это вело к нарастающему падению доходности помещичьих хозяйств и их прогрессирующему разорению.

К середине XIX в. в Европейской России более 2/3 помещичьих имений и крепостных крестьян были заложены и перезаложены в государственных кредитных учреждениях. Долги на этих заложенных имениях составили в 1859г. свыше 450 млн. рублей. Кризис выразился и в замедлении промышленного, научно-технического развития страны. Приходили в упадок отрасли, основанные на использовании крепостного труда. Медленно шел процесс формирования кадров свободной наемной рабочей силы. Принудительный труд не давал стимула к внедрению машин и передовых технологий. Нарастало экономическое и научно-техническое отставание от стран Европы, которые успешно шли по пути капиталистического, индустриального развития.

- Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. Унизительные условия Парижского мира 1856г. представляли реальную угрозу национальной безопасности страны, потери Россией статуса великой державы. Кроме того, война привела к резкому ухудшению положения дел в экономике, дезорганизации финансовой системы. За годы войны дефицит государственного бюджета достиг огромных размеров - около 800 млн. рублей серебром. В 13 раз сократился вывоз хлеба по сравнению с довоенным временем, в 4-8 раз - вывоз другой традиционной продукции сельского хозяйства - льна, леса, кожи, сырья, в 10 раз снизился импорт машин.

Рост крестьянских волнений возрос (с 216 в 1850г. до 833 в 1860г.). На правительство воздействовал не столько масштаб волнений, сколько нарастание недовольства крестьян в ожидании воли, угроза новой «пугачевщины», народного бунта. Отсюда и знаменитая фраза Александра II: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем крестьяне сами сделают это снизу».

Рост либеральных настроений в обществе, в том числе и в дворянской среде. Наиболее просвещенная, мыслящая часть общества отчетливо понимала, что отмена крепостничества неизбежна, что без этого невозможно преодолеть отставание страны, восстановить ее международный престиж.

Александр II, сменивший на престоле Николая I, под давлением всех этих обстоятельств уже не мог откладывать реформы. Работа над проектами крестьянской реформы началась сразу же после вступления на престол нового императора.
























Крестьянская реформа

1861г. была самой первой, основной из всех реформ 60-70 гг. XIX в. Принципы и содержание крестьянской реформы были закреплены в «Манифесте об отмене крепостного права» и «Положениях» (всего 17 актов). Главным было «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Эти документы были утверждены Александром II 19 февраля 1861г. Согласно этим документам:

Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу и многие гражданские права. Они могли свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, переходить в другие сословия, заключать сделки, могли вступать в брак без решения помещиков. В то же время крестьяне не стали полностью равноправным сословием. У них была ограничена свобода передвижения, сохранялись телесные наказания, они продолжали платить подушную подать.

Вотчинную власть помещиков сменило крестьянское самоуправление. Создавались сельские (на основе общины) и волостные крестьянские общества, которые избирали сельских старост, волостных старшин и волостной суд. Эти сельские общества решали повседневные вопросы, ведали сбором податей и мелкими судебными делами. Крестьянское самоуправление подчинялось правительственным чиновникам.

Крестьяне освобождались с землей. Устанавливались минимальные и максимальные размеры крестьянских наделов. Они были различными в зависимости от природных зон: черноземной, нечерноземной и степной. В среднем размеры наделов колебались от 3 до 12 десятин. Земли сверх максимальных наделов отрезались в пользу помещиков. В целом по стране, за вычетом восьми западных губерний, где наделы были даже увеличены, крестьяне потеряли до 20% угодий.

Крестьяне получали свои наделы не безвозмездно, а за выкуп. Размер выкупа исчислялся исходя из размера оброка, который прежде выплачивался помещику, и существенно превышал рыночную цену земли. Поскольку у крестьян не было средств, чтобы выкупить землю сразу, государство оплатило помещикам 70-80% выкупной суммы. Этот долг государству крестьяне должны были выплачивать в течение 49 лет, дополняя к этой сумме 6% годовых. Остальные 20-25% выкупной суммы крестьяне сами выплачивали помещикам. В результате такой выкупной операции выигрывали прежде всего государство и помещики. Помещики получали необходимые средства, которые позволяли перестроить свое хозяйство в соответствии с новыми для них условиями. А государство, выплачивая деньги помещикам, вычло из них их долг казне (около 450 млн.руб.), а также получило дополнительные средства от крестьян, так как они значительно переплачивали за землю. Таким образом, вся тяжесть реформы, финансовые расходы легли на плечи крестьян, что вызвало недовольство крестьян, которые ожидали «другой воли».

Была определена поэтапность проведения реформы. В течение двух лет крестьяне и помещики должны были подписать договор - Уставную грамоту, в которой определялись и размеры крестьянских наделов, и все условия выхода крестьянина из крепостной зависимости. Затем крестьяне могли переходить на выкуп, но срок перехода на выкуп не был определен государством и решался по взаимной договоренности помещика и крестьянина. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и должен был выполнять прежние повинности в пользу помещика за пользование землей.

Переход на выкуп происходил постепенно и растянулся на 20 лет.

До конца царствования Александра II выкуплено было более 80% всех временнообязанных крестьян. В 1881г. выкуп был объявлен обязательным и этот процесс был завершен.

После проведения реформы крестьяне не стали полными частными собственниками земли, не могли ее продать, заложить в банк и т.п. Надельная земля была передана во владение общины и периодически перераспределялась между крестьянскими дворами в зависимости от численности семьи, количества инвентаря, качества земли. Усилились административные функции общины. Если раньше контроль над крестьянами осуществлял помещик, то теперь, после освобождения крестьян, это было делом общины. Каждый крестьянин был приписан к своему обществу и без согласия «мира» не мог из него выйти, уйти в город на заработки, открыть какое-то дело и т.д. Сельская община выполняла и важную социальную роль - могла предоставлять крестьянина в отношениях с административными органами государства, оказывала помощь нуждающимся в неурожайные годы, участвовала в формировании волостного управления, избрании должностных лиц (старшин, сборщиков податей). Члены общины были связаны «круговой порукою», т.е. коллективной ответственностью, и должны были платить налоги за своих неисправных или несостоятельных членов.

Основные положения реформы 1861г. были распространены на удельных и государственных крестьян. Условия решения земельного вопроса для них были более благоприятными, чем для бывших помещичьих. Нормы земельных наделов государственных крестьян были выше, а оброчная подать, которую они платили, - меньше.

Для реализации крестьянской реформы и неукоснительного соблюдения законодательства было создано нетрадиционное учреждение - Институт мировых посредников. Он формировался в основном из дворянства. Посредники обладали широким кругом полномочий. Они занимались регулированием поземельных отношений между помещиками и крестьянами, определением повинностей, утверждали должностных лиц крестьянского самоуправления и т.д. Для введения в действие «Положений 19 февраля 1861г.» в каждой губернии учреждалось также Губернское по крестьянским делам присутствие в составе губернатора, управляющего палатой государственных Имуществ, двух чинов по выбору дворян и двух - по назначению правительства из числа местных помещиков.

Крестьянская реформа имела большое экономическое, политическое и социальное значение. Это был гуманный, человечный акт, покончивший с полурабским состоянием значительной части населения страны. Реформа меняла основы социально-экономического строя, который базировался на крепостничестве. Она стала важнейшим рубежом между Россией феодальной и Россией буржуазной. Крестьянская реформа создала предпосылки для серьезных изменений в государственно-политическом строе. В политическом плане отмена крепостного права приобщила миллионы крестьян к гражданским правам.

Отмена крепостного права, глубокие изменения, происходившие в социально-экономической жизни страны, обусловили проведение целой серии реформ, затрагивавших различные стороны общественной жизни.




земская реформа

Была проведена в 1864г. С падением крепостничества прежние органы местной власти, находившиеся в руках дворян и помещиков (губернские и уездные правления), нуждались в реформировании. Местное хозяйство было запущенным: упадок промышленности и торговли в первые пореформенные годы, слабость путей сообщения, плохая организация продовольственного дела, фактическое отсутствие медицинской помощи населению, слабое развитие системы народного образования и т.д. Между тем государственная казна, особенно после Крымской войны, была истощена, и правительство не могло своими силами решить данные проблемы. На проведение земской реформы оказала влияние либеральная общественность, которая требовала введения местного выборного самоуправления.

Согласно «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864г. в губерниях и уездах вводились новые всесословные, выборные органы самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездные и губернские земские собрания) и исполнительных (уездные и губернские управы).

В ведении земств были местные хозяйственные и социальные вопросы: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, местная торговля и промышленность, а также распределение податей. Для выполнения своих функций земства имели собственный бюджет и право сбора земских налогов. Земства могли содержать на своем жалованье по найму земских врачей, ветеринаров, учителей, статистиков и прочих земских служащих.

Вводя выборные, всесословные органы местного самоуправления, которые шли вразрез с самодержавной властью, царизм пытался всячески ограничить их полномочия и влияние. Земства вводились не повсеместно, а лишь в 34 губерниях европейской части России. Они не были созданы в Сибири, Архангельской и Астраханской губерниях, где не было помещичьего землевладения. Не было земств и в национальных окраинах - Польше, Прибалтике, Кавказе, Казахстане и Средней Азии. Хотя земства и были всесословными органами, выборы в них не были прямыми и равными для всех сословий. Они проводились отдельно по трем куриям: землевладельческой, в которой в основном были помещики, городской и крестьянской. Причем выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми (трехстепенными): сначала сельский сход выбирал выборных представителей на волостной сход, который избирал выборщиков, а те уже - депутатов в уездное земство.

Вводя подобную избирательную систему, власти пытались обеспечить главенствующую роль в земствах дворянства. Председателями земских собраний почти автоматически становились предводители уездного и губернского дворянства. Земства не подчинялись непосредственно губернаторам, но власть последних сохранялась. Все принимаемые решения земства должны были согласовывать с губернаторами, которые контролировали законность их решений. Правительственная администрация также утверждала председателей земских управ. Земства не имели права на законодательную инициативу, не допускалась никакая их политическая деятельность, запрещалось даже общение отдельных земств друг с другом. Финансовые возможности земств были сильно ограничены. При учреждении земств было установлено, что земские сборы не должны были превышать 2,5 млн. рублей. Фактические же расходы на местное хозяйство составляли более 5 млн. руб.

Отсутствие отчислений на земские нужды из государственной казны приводило к тому, что местные хозяйственные и социальные вопросы решались медленно. Тем не менее, несмотря на все ограничения, земская реформа имела большое значение. Земства способствовали развитию местного хозяйства. Огромной была роль земств в создании сети местных лечебных учреждений и земских народных школ. Была создана образцовая земская статистика, которая давала объективную картину жизни страны.

Введение земств способствовало формированию элементов гражданского общества, так как произошла частичная децентрализация власти: часть прав перешла от государственного аппарата к органам самоуправления. Вокруг земств формировался особый слой земской разночинной интеллигенции: земские учителя, врачи, статистики, служащие. На службу в земства шли и наиболее просвещенные помещики. Многие представители земской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Вокруг земств стало формироваться земское либеральное, оппозиционное движение.

Городская реформа

1870г. В городах создавались всесословные выборные органы самоуправления - городские думы и городские управы под председательством городского головы.

Выборы проводились на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись в основном промышленникам, купцам и владельцам недвижимости в пределах данного города. Такой порядок сильно ограничивал число избирателей. Так, в среднем по 46 наиболее крупным городам избиратели составляли 5,6% общего числа жителей. Компетенция городского самоуправления, так же как и земств, не выходила за рамки хозяйственных вопросов: благоустройство городов, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования. Городская дума имела свой бюджет и устанавливала городские налоги. Тяжелым бременем на городской бюджет ложились расходы на полицию, тюрьмы, воинский постой, что сокращало средства на социальные нужды.

Судебная реформа

1864г. была наиболее последовательной из всех реформ 60-70-х гг. XIX в. До реформы суды были сословными, следствие вела полиция, которая нередко запугивала и истязала подозреваемых. Суд вершился безгласно, в отсутствие обвиняемого, который был лишен защиты. Приговор выносился на основании канцелярских сведений о деле, нередко по указанию начальства и под влиянием взятки.

Судебная реформа 1864г. вводила совершенно иные, демократические принципы судебной системы. Ими являлись:

- бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом;

- независимость суда, т.е. суд был отделен от административных органов, не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельное решение. Независимость судей обеспечивалась принципом их несменяемости, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью. Кроме того, судьи обеспечивались высокими окладами;

- состязательность сторон, т.е. участие в процессе не только прокурора-обвинителя, но и защиты (адвоката);

- наличие института присяжных заседателей, что обеспечивало общественный контроль за судопроизводством и более объективное рассмотрение дела в суде. Присяжные заседатели выбирались из представителей разных сословий по жребию;

- гласность, которая означала право публики присутствовать на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах.

Вводилась и новая, упрощенная структура суда. Устанавливались два вида судов - мировые и общие. Мировой суд учреждался для разбора малозначительных уголовных и гражданских дел. Мировой судья единолично, без судебных заседателей осуществлял суд. Его деятельность была направлена прежде всего на примирение сторон, но он обладал и правом выносить приговор. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями. Общий суд устанавливался в трех инстанциях: губернский окружной суд, судебные палаты по уголовным и гражданским делам и сенат, который являлся высшим судебным органом. Политические преступления и суд над государственными чиновниками рассматривал Высший уголовный суд. Учреждались должности судебных следователей, занимавшихся предварительным расследованием, провозглашалась их независимость. Следователи могли прибегать к помощи полиции, но не имели права передавать ей свои обязанности по расследованию.

Судебная реформа 1864г. стала важным шагом в разделении властей, создании правового государства. Она способствовала либерализации общественной жизни.

Однако реформа оставалась незавершенной. Для крестьян сохранялся сословный волостной суд, новая судебная система вводилась не на всей территории страны, а главное, она вступала в противоречие с существующим политическим строем, что вызывало постоянное стремление верхов ее ограничить.

Военная реформа

Началась сразу после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводилась в несколько этапов. Необходимость этой реформы была очевидной. После падения крепостничества необходимо было изменить сам принцип комплектования армии, повысить ее боеспособность. Автором и проводником военной реформы стал человек либеральных взглядов - военный министр Д.А. Милютин. Его целью было создание мобильной, хорошо подготовленной армии. Основное содержание военной реформы заключалось в следующем:

- в 1874г. вводилась всеобщая воинская повинность вместо рекрутских наборов. Ежегодно из всех мужчин, достигших 20 лет, правительство по жребию отбирало необходимое число новобранцев (обычно 20-30% призывников);

- значительно сокращался срок военной службы. Вместо прежнего 25-летнего срока в армии теперь служили шесть лет и девять состояли в запасе, на флоте - семь лет и три года в запасе. Значительные льготы давались с учетом образования: выпускник начальной школы служил четыре года, средней - полтора года, высшей - полгода. Неграмотных призывников обучали во время службы;

- было централизовано и упорядочено управление войсками, страну разделили на пятнадцать военных округов, непосредственно подчиненных военному министру. Создавался главный военный штаб командования. В армии создавались гласные и состязательные военные суды, военная прокуратура, отменялись телесные наказания;

- расширялась сеть военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий, что создавало условия ликвидации сословного принципа при формировании офицерского корпуса. Высшим военным учебным заведением стала Академия Генерального штаба;

- началось перевооружение армии и флота, реконструкция государственных военных заводов.

Реформы в сфере образования.

Их необходимость диктовалась крайне низким уровнем грамотности населения (около 80% неграмотных). Бурное промышленное развитие страны в пореформенный период, сами реформы, прежде всего земская, судебная, военная, требовали образованных, подготовленных людей. Главным направлением реформ в сфере образования стала демократизация системы образования и расширение сети образовательных учреждений и научных центров:

- был принят новый университетский устав 1863г., который вернул университетам отобранную при Николае 1 автономию. Однако студенты не получили право создавать свое студенческое самоуправление, что вело к напряженности в университетах и периодическим студенческим волнениям;

- в 1864г. был принят новый гимназический устав, который уравнял представителей всех сословий и вероисповеданий. Учреждались два типа гимназий - классические, где глубже изучались гуманитарные предметы, и реальные, где большее внимание уделялось естественным и точным наукам. Возникли средние и высшие женские школы. Положение о начальных народных училищах (1864) вверяло школы совместному ведению государства, земства и церкви.

Более свободной стала печать. Была отменена предварительная цензура для книг и столичной прессы (для провинциальной печати она сохранялась)























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великой назвали современники реформу 1861г. Она принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

Вместе с тем реформа имела половинчатый характер. Она была, сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым.

В целом реформы 60-70-х гг. XIX в. имели огромное историческое значение. Они носили буржуазно-либеральный характер и создавали условия для капиталистической модернизации страны. Россия ступила на путь перехода от полуфеодального, аграрного строя к буржуазному, индустриальному. Эти реформы дали импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыли возможности для широкого развития рыночных отношений, культурных преобразований.

Реформы носили комплексный характер. Они затронули не только социально-экономические, но, частично, и политические основы общества, явились первым шагом на пути превращения России из самодержавной в буржуазную монархию.

Реформы 60-70-х гг. XIX в. способствовали гражданскому раскрепощению общества, подъему общественной жизни, развитию общественной мысли. Недаром современники называли эти реформы началом «эпохи освобождения».

Особенностью было то, что они были проведены «сверху», самодержавной властью, которая в первую очередь стремилась обеспечить интересы дворянства. Подготовка и проведение реформ проходили в острой борьбе консерваторов и либералов, поэтому в тех исторических условиях они могли быть только компромиссными. Отсюда и противоречивость, незавершенность реформ, сохранение феодальных пережитков. Однако следует признать, что в то время, при том реальном соотношении политических и общественных сил реформаторы смогли достичь максимума возможного.

Реформы 60-70 гг. в России стали началом длительного и сложного пути капиталистической модернизации страны, постепенной демократизации политической и общественной жизни. Успехи на этом пути, дальнейшее развитие страны зависели прежде всего от политики царизма, готовности власти продолжать и развивать реформаторский курс.

Внутренняя политика самодержавия, его политический курс в пореформенный период были противоречивыми и непоследовательными. Это было вызвано прежде всего трудностями и особенностями модернизации России, переходным характером общественного развития, когда наряду с капиталистическими рыночными отношениями сохранялись старые феодальные пережитки. Возникли новые для власти очень острые социально-экономические проблемы: аграрный и рабочий вопрос, обострение национальных отношений. К решению этих проблем царское правительство зачастую было не готово, поэтому либо недооценивало их опасность, либо запаздывало с решением.

Проводя либеральные по своей сути реформы 60-70-х гг., самодержавие заботилось не о демократизации политического и общественного строя, а прежде всего об укреплении государства, его индустриальной и военной мощи, возвращении России утраченного после Крымской войны международного влияния. Царское правительство, привыкшее к покорности общества, не только раздражалось от малейшего проявления вольномыслия, прибегало к репрессиям, но и ослабляло реформаторские начинания.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс, Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов тормозили реформаторские устремления правительства. Инициатором реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократию). Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Результаты реформ второй половины XIX в. и нашего времени схожи. Законы работают не в полном объеме и крестьяне не защищены государством.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. -592 с.

  2. Карнилов В.А., Проскурякова Н.А., Тюкавкин В.Г., Ушаков А.В. Отечественная история XIX век. – М.: Агар, 2000. – 522 с.

  3. Орлов А.С., Георгиев В.А.. История России, - М.: издательство Проспект, 2006-528 с.

  4. Россия в мировой истории: Под общ.ред. В.С.Порохин. – М.: Логос, 2003. -592 с.

  5. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А./ История России с древнейших времен до наших дней./- М.:ТК Велби, ЗАО «КноРус», 2006. -544 с.





















































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ