Современная история города Аркалыка проблемы малых городов


ГУ «Средняя общеобразовательная профильная школа № 10 отдела образования акимата города Аркалыка»












Тема: Современная история города Аркалыка: проблемы малых городов.



Секция: краеведение



Выполнил: Тиран Ирина, ученица 9 «Б» класса, средней школы № 10



Научный руководитель: Умирбекова С.М.

Научный консультант: Багдатова Сауле Ахметовна



















Аркалык – 2010 г.

Оглавление



Введение

  1. Малые города Казахстана: анализ развития малых городов Казахстана

  2. Современная история Аркалыка

    1. Положение города Аркалыка в годы советской власти

    2. Кризисное положение города в 90-х – начале 2000-х гг.: вскрывшиеся проблемы города

А) Упадок промышленности,

Б) Рост безработицы, социальные проблемы,

В) Миграционные процессы.

Г) Выход из кризисного положения: пути решения

  1. Аркалык сегодня: проблемы, достижения, перспективы развития

Заключение

Литература




























Цель исследования: Исследовать историю г.Аркалыка на современном этапе (1990-2010 гг.), выявить проблемы, характерные для малых городов, в том числе и г.Аркалыка.

Гипотеза:

Актуальность проблемы: данная работа исследует историю г.Аркалыка на современном этапе, выявляет проблемы, характерные для малых городов Казахстана, в том числе и Аркалыка.

Этапы, процедура исследования:

- Подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач.

- Исследовательский: сбор материалов СМИ, печатных изданий, документов архива.

- Практический: обобщение, систематизация и анализ собранных данных, составление диаграмм и схем

Методика эксперимента: работа с каталогом и источниками, поиск информации, сбор документов.

Новизна исследования: выделение проблем г.Аркалыка, сравнение положений и развития малых городов Казахстана на современном этапе.





























Малые города Казахстана


В Казахстане 60 городов, население которых не превышает 50 тысяч человек. Эти города официально называются малыми. Из них 41 малый город является административным центром соответствующих сельских районов, что составляет 68 % от числа малых городов и 25 % от числа сельских районов. 19 малых городов не являются центрами сельских районов: Степногорск, Темир, Эмба, Жем, Капшагай, Текели, Чарск, Серебрянск, Курчатов, Шу, Шахтинск, Сарань, Приозёрск, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Аксу, Казалинск, Жанаозен. Часть из них являются городами областного значения, часть потеряла статус районных центров в результате слияния районов.

Общая численность населения малых городов в 2002 году составила 1,4 млн человек.

В девяностые годы XX века население малых городов резко уменьшилось. Так в результате с 1989 по 1999 годы город Державинск потерял 50 % населения, город Курчатов и город Жанатас — 43 %, город Каратау — 35 %, город Каркаралинск — 33 %, город Степняк, город Аркалык и город Сергеевка — 27 %, город Абай — 25 % населения.

По численности населения 13 малых городов не соответствуют городскому статусу — Державинск, Ерейментау, Степняк, Жем, Темир, Курчатов, Шар, Каркаралинск, Казалинск, Форт-Шевченко, Булаево, Мамлютка, Сергеевка.

В таблице № 1 представлены малые города в разрезе областей.

Типы малых городов

  1. Города — промышленные центры.

    1. Города с преимущественным развитием добывающей промышленности — 14 городов:

      1. добыча угля — Экибастуз, Абай, Шахтинск;

      2. добыча нефти и газа — Жанаозен, Кульсары, Аксай;

      3. добыча металлических руд — Зыряновск, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Текели, Хромтау;

      4. добыча прочих видов сырьевых ресурсов — Жанатас, Каратау, Житикара.

    2. Города с преимущественным развитием обрабатывающей промышленности — 9 городов:

      1. химическая промышленность — Сарань, Алга, Степногорск;

      2. металлургическая промышленность — Аксу;

      3. машиностроение, строительство, текстильная и пищевая промышленность — Макинск, Ерейментау, Капшагай, Ленгер, Аральск.

    3. Города с преимущественным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию — 19 городов: Акколь, Аркалык, Атбасар, Есиль, Степняк, Сарканд, Жаркент, Каскелен, Уштобе, Есик, Ушарал, Талгар, Шемонаиха, Зайсан, Булаево, Мамлютка, Сергеевка, Тайынша, Жетысай.

    4. Города с преимущественным развитием отраслей по производству электроэнергии — Шардара, Серебрянск.

  2. Промышленно-транспортные центры — 8 городов: Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягуз, Чарск, Шу, Арыс, Казалинск.

  3. Научно-экспериментальные центры — Курчатов, Приозёрск, Степногорск.

  4. Города-курорты — Сарыагаш, Щучинск, Каркаралинск.

  5. Города, постепенно утрачивающие прежние промышленные и непромышленные функции — 4 города: Жем, Темир, Державинск, Форт-Шевченко.

Развитие многих малых городов непосредственно связано с определенной отраслью экономики, поэтому в зависимости от состояния и тенденций в этих отраслях складывалась и ситуация в конкретном городе.
      Сравнительный анализ статистических показателей, характеризующих динамику социально-экономического развития малых городов, уровень и качество жизни населения, позволил выделить группу относительно благополучных на сегодняшний день малых городов, к которым можно отнести Кандыагаш, Хромтау (Актюбинская область), Кульсары (Атырауская область), Текели (Алматинская область), Зыряновск (Восточно-Казахстанская область), Аксай (Западно-Казахстанская область), Лисаковск (Костанайская область), Жанаозен (Мангистауская область), Аксу (Павлодарская область). Эти города имеют значительный природно-ресурсный и производственный потенциал, высокие доходы населения.
      В то же время из общего числа малых городов выделяются депрессивные малые города, имеющие наихудшие показатели социально-экономического развития.
      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года N 1598 "О Концепции региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы" для определения таких городов были использованы следующие критерии отнесения малых городов к депрессивным и их соответствующие пороговые значения:
      объем производства промышленной продукции на душу населения ниже 20 % от среднереспубликанского уровня;
      отсутствие или истощение ресурсной базы;
      периферийное положение города по отношению к крупным центрам экономической деятельности;
      удаленность городов от крупных рынков сбыта продукции;
      средний уровень безработицы за последние три года выше среднереспубликанского показателя на 50 и более процентов;
      среднемесячная зарплата, занятых в промышленности ниже по сравнению со средним по республике в 1,5 раза;
      неразвитость производственной инфраструктуры;
      неблагоприятные экологические условия.
      По совокупности данных критериев к категории депрессивных можно отнести следующие малые города: Державинск, Степняк (Акмолинская область), Алга, Шалкар (Актюбинская область), Абай, Каркаралинск (Карагандинская область), Аркалык, Житикара (Костанайская область), Аральск (Кызылординская область), Форт-Шевченко (Мангистауская область).
      Малые города районного подчинения не имеют самостоятельных бюджетов и финансируются по планам финансирования из районных бюджетов. Бюджеты районов носят в основном дотационный характер.
      Действующий механизм перераспределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней приводит к неустойчивости финансового положения малых городов, не обеспечивает в полном объеме финансирование расходов, связанных с функционированием имеющихся объектов социальной сферы.
Социальное развитие

Население
Общая численность населения малых городов в 2002 году составила 1,4 млн. человек.
      Сокращение естественного прироста населения и высокий миграционный отток привели к значительному снижению численности населения малых городов. В результате за 10 межпереписных лет г. Державинск потерял 50 % населения, г. Курчатов и г. Жанатас - 43 %, г. Каратау - 35 %, г. Каркаралинск - 33 %, г. Степняк, г. Аркалык и г. Сергеевка - 27 %, г. Абай - 25 % населения.
      Основные причины миграции: отсутствие работы, ухудшение условий труда и жизни, стремление к получению образования.
      Вследствие выезда из малых городов людей трудоспособного возраста, их население имеет тенденцию к старению. Доля населения старших возрастных групп в отдельных малых городах достигает 18-20 %.
      По численности населения 13 малых городов не соответствуют городскому статусу - Державинск, Ерейментау, Степняк, Жем, Темир, Курчатов, Шар, Каркаралинск, Казалинск, Форт-Шевченко, Булаево, Мамлютка, Сергеевка.

Занятость и безработица.
Наиболее острой проблемой большинства малых городов является безработица. Данные о среднем уровне безработицы, рассчитанные за последние три года (2000-2002 годы), позволили выделить группу малых городов с наиболее высокими показателями безработицы: Степняк - 21,5 %, Форт-Шевченко - 18,4 %, г. Аркалык - 16,6 %, Каркаралинск - 15,5 %, Каратау - 15,7 %, Житикара - 12,5 % от экономически активного населения.
      Среди безработных от 60 до 80 % составляют граждане, длительное время (более года) не имеющие работы, потерявшие свою квалификацию.
      На рынке труда малых городов сохраняется как количественное, так и качественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Стабилизация в промышленности и экономике в целом потребовала наличия профессиональных кадров, в первую очередь инженерно-технических работников, а внедрение на предприятиях новых технологий привело к повышению требований к уровню квалификации работников.
      С предложением рабочей силы на рынке труда выступают в основном бывшие сельские жители. Только третья часть из них имеют высшее и среднее профессиональное образование, но оно не соответствует профилю действующих производств в малых городах.
      Вследствие этого возникает необходимость принятия мер по воспроизводству кадрового потенциала на новой качественной основе, исходя из перспектив и приоритетов развития экономики городов.
Уровень жизни населения

Среднедушевые денежные доходы населения малых городов составляют лишь 30-80 % от среднеобластного уровня. Наиболее низкие доходы в городах-центрах АПК, население которых живет в основном за счет личного подсобного хозяйства. Так, в г. Степняке среднедушевые доходы населения составляют 40 %, в г. Державинске - 48 % от среднеобластного уровня по Акмолинской области, г. Аральске 43 % от среднеобластного уровня по Кызылординской области и т.д.
      Заработная плата в 53 малых городах ниже средних показателей по республике, причем в 18 городах - ниже в два раза. Лишь в 7 городах заработная плата выше среднереспубликанской: в Курчатове и Зыряновске - в 1,2 раза, Хромтау - в 1,4, Аксу - в 1,6, Кульсары - в 1,9, Аксае - 2,7, Жанаозене - в 2,9 раза.
      Основными источниками доходов населения малых городов являются заработная плата на предприятиях и организациях (в основном бюджетных), доля которой составляет в общей сумме доходов 50-60 %, пенсии, стипендии, различные пособия составляют до 20-30 % доходов, поступления от подсобного хозяйства - 10-15 %, остальное - помощь близких и друзей.
Состояние промышленного производства  и малого бизнеса

Промышленное производство в малых городах характеризуется выраженной специализацией на одной-двух отраслях, а другие отрасли развиты незначительно, либо промышленные предприятия вообще отсутствуют. Снижение объема производства или остановка градообразующих предприятий приводит к общему ухудшению социально-экономической ситуации в городе.
      Объем промышленного производства на душу населения превышает среднереспубликанский уровень в малых городах - центрах добычи нефти, газа и металлических руд (Аксай, Аксу, Каражал, Хромтау, Зыряновск, Кульсары). Малые города - многолетние промышленные центры добычи и переработки металлических руд - имеют устойчивые объемы промышленного производства и рынки сбыта, высокие доходы населения (Хромтау, Зыряновск, Каражал).
      Наименьшие объемы промышленного производства на душу населения имеют города - центры сельскохозяйственных районов (Сарканд, Уштобе, Жаркент, Есик, Степняк и другие).
      Развитие малых городов, расположенных в местах добычи полезных ископаемых, происходит в зависимости от стадии жизненного цикла месторождений, востребованности и уровня спроса на продукцию.
      Малые города, находящиеся в районах освоения новых нефтяных и газовых месторождений на западе Казахстана (Аксай, Жанаозен, Кульсары, Кандыагаш), имеют наиболее высокие темпы роста промышленного производства, большие объемы инвестиций и высокие доходы населения.
      В то же время имеется ряд малых городов добывающего профиля, положение которых значительно ухудшилось вследствие спада производства из-за истощения запасов полезных ископаемых, снижения спроса на продукцию. К ним относятся: г. Аркалык (истощение запасов бокситов), г. Текели (низкое содержание цветных металлов в руде), г. Житикара (снижение спроса на асбест), г. Абай (закрытие нерентабельных угольных шахт).
      Предприятия обрабатывающей промышленности в малых городах простаивают или частично загружены из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствия спроса, удаленности рынков сбыта и высоких тарифов на транспортировку. Их положение усугубляется физически и морально устаревшим оборудованием, потерей квалифицированных кадров в результате миграции.
      Среди малых городов выделяется группа городов, в которых свернуто или сведено до минимума промышленное производство - Степняк, Державинск, Каркаралинск, Темир, Казалинск, Жанатас, Каратау.
      Развитию малого бизнеса в городах с депрессивной экономикой препятствуют низкий производственный и потребительский спрос, недоступность финансово-кредитных ресурсов, обусловленная отсутствием у предпринимателей ликвидного залогового имущества.
Производственная и социальная инфраструктура

По транспортному расположению малые города можно разделить на две группы: города, находящиеся вдоль железнодорожных линий (51 город), города, находящиеся в отдаленности от железных дорог (9 городов).
      Кроме того, ряд малых городов являются промышленно-транспортными центрами - Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Шу, Арыс, Казалинск.

      Из 60 малых городов страны вдоль автомобильных дорог международного значения находятся 7 городов, республиканского значения - 26, местного значения - 27.
      Неудовлетворительное состояние производственной инфраструктуры является одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие малых городов. Особенно остро стоит проблема транспортной удаленности и плохого состояния автомобильных дорог.
      Низкий технический уровень автомобильных дорог, аварийность отдельных мостов приводит к снижению скоростных возможностей транспорта, увеличению транспортной составляющей в стоимости товаров и услуг, потерям при транспортировке сельскохозяйственной продукции.
      Удаленность от крупных рынков сбыта, городских агломераций, транспортная тупиковость затрудняют развитие таких городов как Державинск (390 км от областного центра), Аркалык (590 км), Каркаралинск (250 км) и др. Они связаны с областными центрами автомобильными дорогами, требующими значительных реабилитационных работ.
      Малые города республики имеют различный уровень обеспеченности водой для нужд промышленных предприятий и населения, проживающего на их территории. По данным акиматов 95 % населения г. Степняка, 65 % г. Шу, 28 % г. Аркалыка, 32 % г. Аральска, 35 % г. Каркаралинска не имеют доступа к качественной питьевой воде. Жители этих городов пользуются водой из открытых водоемов, привозной водой.
      Важнейшей проблемой малых городов является вопрос содержания объектов жизнеобеспечения (котельные, тепловые, канализационные и водопроводные сети, электроснабжение, жилой фонд и объекты социально-культурного назначения).
      Износ водопроводных и канализационных сетей является предельным. В подавляющем большинстве малых городов водопроводные и канализационные системы, очистные сооружения пришли в негодность и являются источниками загрязнения окружающей среды, заболеваемости населения.
      Коммунальные предприятия малых городов в основном являются убыточными. Малым городам ежегодно требуются значительные дотации из бюджетов для покупки мазута, угля, газа для проведения отопительного сезона.
      В малых городах имеется большой процент ветхого и брошенного гражданами жилья. Так, в г. Житикаре процент брошенного жилья составляет 16 %, в г. Абае и г. Аркалыке пустуют более чем по 2000 квартир.
      Социальная инфраструктура малых городов при оптимизации этой сферы сократилась, однако обеспеченность населения школами, больницами, медицинским персоналом приближена к среднеобластным показателям. Во всех малых городах функционируют учреждения культуры, спорта.
      Вместе с тем из-за недостаточности финансовых средств затрудняются их содержание, капитальный ремонт, обновление оборудования.
      В малых городах южных регионов в связи с ростом населения и прибытием оралманов возникает необходимость строительства новых общеобразовательных школ, медицинских учреждений. Ощущается нехватка врачей, учителей, социальных работников.
      Генеральные планы развития малых городов были разработаны в 70-80-е годы и практически исчерпали себя.
Экологическая ситуация

Экологическими последствиями промышленного развития малых городов являются загрязнение атмосферного воздуха, химическое заражение почв, поверхностных пресных вод и рыбных запасов в водоемах, повышение уровня заболеваемости населения.
      Источниками экологического неблагополучия являются:
      скопления зольных отвалов, стихийные свалки и отсутствие общегородских очистных сооружений;
      плохое состояние канализационных сетей и полей фильтрации, расположенных вблизи городов;
      большие объемы отвалов и хвостохранилищ горнодобывающих предприятий;
      выбросы загрязняющих веществ от многочисленных небольших котельных, работающих на твердом топливе.
Основные проблемы и факторы, сдерживающие  развитие малых городов

Анализ экономики и социальной сферы малых городов позволил выделить присущие им основные проблемы. К ним относятся:
      отсутствие эффективных стратегий и программ развития малых городов;
      отсутствие средств на развитие, зависимость от вышестоящих бюджетов;
      низкий уровень и качество жизни;
      высокий уровень безработицы;
      высокая зависимость от градообразующих предприятий;
      высокий процент износа объектов производственной и транспортной инфраструктуры;
      недостаток квалифицированных рабочих и специалистов во всех отраслях экономики;
      неудовлетворительное состояние транспортных коммуникаций в сочетании с большой удаленностью многих городов от областных центров;
      экологические проблемы.

Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для социально-экономического развития малых городов.
      Основными задачами Программы являются:
      определение основных направлений развития малых городов в соответствии с их функциональной типологией;
      определение мер, направленных на развитие реального сектора экономики и повышение занятости населения;
      определение мер, направленных на развитие производственной и социальной инфраструктуры;
      определение мер, направленных на привлечение эффективных инвестиций.
      Решение выделенных задач предполагает разработку и реализацию широкого круга мер разной направленности.
Основные направления развития малых городов и механизм реализации Программы

Общие направления
В данной программе определяется основная стратегия развития малых городов страны, выделяются сферы, финансирование которых должно осуществляться из республиканского и областных бюджетов. Конкретные меры по развитию каждого города должны предусматриваться в региональных программах развития малых городов, разрабатываемых в соответствии с типологией, определенной в разделе 3.
      Основными направлениями развития малых городов являются:
      совершенствование структуры экономики путем диверсификации и создания оптимального сочетания предприятий различной величины и отраслевой принадлежности;
      расширение состава функциональной специализации городов;
      освоение имеющихся вблизи малых городов минерально-сырьевых ресурсов;
      территориальная организация социальной инфраструктуры для повышения доступности населению основных видов услуг;
      воспроизводство населения и кадрового потенциала;
      территориальная организация инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
      Основные направления развития малых городов определены с учетом их минерально-сырьевого, производственного и трудового потенциала, благоприятного географического положения.
Развитие городов промышленного направления

Перспективы дальнейшего развития малых городов с преимущественным развитием добывающей промышленности связаны с наличием и объемами запасов сырьевой базы и ее расширением, проблемой смягчения моноспециализации, развитием обрабатывающей промышленности.
      В связи с этим предполагается:
      на региональном уровне в Программах развития малых городов предусмотреть меры по:
      размещению альтернативных производств, дополняющих или замещающих мощности градообразующего предприятия;
      созданию небольших производств по обогащению металлических руд, переработке отходов основного производства;
      диверсификации градообразующих предприятий в городах, где добыча сырья уже не эффективна.
      на республиканском уровне:
      осуществление поисково-разведочных и последующих работ по выявлению и освоению перспективных месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых вблизи малых городов в соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1449;
      совершенствование процедуры предоставления прав на недропользование, учитывающих интересы малых городов.
      В целях совершенствования структуры экономики малых городов преимущественно обрабатывающего профиля предполагается осуществление следующих мер:
      организация на свободных производственных площадях выпуска товаров и услуг;
      приоритетная поддержка предпринимателей, осуществляющих производство продукции для реализации за пределами города;
      стимулирование перемещения структурных подразделений крупных предприятий в малые города для организации производства комплектующих изделий и деталей, не требующих сложного оборудования и высококвалифицированной силы.
Развитие городов агропромышленного направления
Перспективы малых городов агропромышленного направления зависят от развития сельского хозяйства, государственной поддержки предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. В Государственной агропродовольственной программе определены меры по поддержке таких предприятий: поставка оборудования на лизинговой основе, возмещение ставки вознаграждения (интереса) по лизингу оборудования, и банковского кредита и другие.
      В этих городах предусматривается размещение комплекса предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сельское хозяйство: заводов по ремонту сельхозтехники, предприятий по глубокой переработке зерна, мяса и молока, плодоовощной продукции, рыбы, складов, холодильных камер для хранения продукции, сервисных служб по обслуживанию сельских товаропроизводителей и населения (агрохимслужб, МТС, племцентров, консалтинговых и маркетинговых центров) и другие.
      Размещение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции будет происходить в соответствии с зональной специализацией сельскохозяйственного производства.
      Исходя из этого, на региональном уровне предполагается осуществление следующих мер:
      организация производства по углубленной переработке зерна на крахмал, замороженную или сухую клейковину, глюкозно-фруктозный сироп (г. Аркалык, г. Лисаковск, г. Ерейментау, г. Державинск);
      создание небольших производств пищевых концентратов, сухих завтраков на зерновой основе, быстро развариваемых круп типа овсяные, ячменные, пшеничные хлопья (г. Есиль, г. Булаево, г. Тайынша, г. Шемонаиха);
      строительство цехов по производству консервов на молочной основе для детского питания, выпуску сухого молока, сыров и сливочного масла (г. Щучинск, г. Акколь, г. Сергеевка, г. Текели);
      строительство цехов по производству быстрозамороженных плодов и овощей (г. Каскелен, г. Ленгер, г. Текели, г. Шу, г. Шардара, г. Зыряновск. г. Серебрянск);
      размещение завода по переработке сои с получением соевого масла, молока, сыров, а в дальнейшем - заменителей мяса и других продуктов (г. Капшагай);
      организация производства джема, фруктовых пюре, детского питания, натуральных соков (г. Текели, г. Сарыагаш, г. Жетысай, г. Ленгер, г. Каскелен, г. Есик, г. Талгар);
      организация первичной переработки шерсти и шкур, шерстопрядильных и кожевенных предприятий (г. Аркалык, г. Аягоз, г. Каркаралинск, г. Каратау, г. Жанатас);
      строительство кукурузоперерабатывающих предприятий (г. Шу, г. Жаркент);
      реконструкция сахарных заводов (г. Шу, г. Ушарал);
      организация рыбопитомников и переработки рыбы (г. Ушарал г. Приозерск, г. Аральск, г. Форт-Шевченко, г. Серебрянск).

Развитие городов других направлений


Дальнейшее развитие малых городов - транспортных центров связано с выполнением функций по обслуживанию железных дорог и осуществлением промышленного производства по ремонту и сборке транспортных средств.
      В рамках данного направления Программой предусматривается реализация следующих мероприятий:
      организация сборочного производства современных локомотивов на базе существующих предприятий в г. Шу;
      реконструкция заводов по ремонту электровозов и тепловозов в г.г. Атбасар и Казалинск.
      Перспективным направлением развития малых городов Щучинска и Сарыагаша является предоставление услуг отдыха и оздоровления на республиканском и международном масштабах.
      Также значительным рекреационным потенциалом, требующим освоения, обладают такие малые города как Есик, Жаркент, Каскелен, Капчагай, Сарканд, Талгар, Текели (Алматинская область), Приозерск - Прибалхашье, Каркаралинск (Карагандинская область), Шардара (Южно-Казахстанская область).
      Освоение рекреационного потенциала данных малых городов требует реализации следующих мероприятий:
      строительство простых, относительно недорогих, некрупных (в пределах 25-100 мест) объектов размещения туристов и отдыхающих с расчетом на круглогодичное использование;
      предоставление предприятиям и организациям, заинтересованным в строительстве собственных зон отдыха в малых городах, земельных участков в виде государственных натуральных грантов в пределах норм застройки в конкретных районах развития туризма и отдыха;
      строительство объектов для социального отдыха и лечения (детей, инвалидов, престарелых) за счет бюджетных средств;
      создание туристских комплексов, этнографических музеев и зон отдыха;
      развитие сопутствующей инфраструктуры: транспортно-дорожной, водо-электро- теплоснабжения, телекоммуникаций.
      Развитие городов Курчатов, Степногорск и Приозерск, в которых градообразующими являются предприятия и организации научного профиля, связано с сохранением научного потенциала и продолжением научных исследований.
      В этих целях необходимо:
      сохранить существующие и развивать новые высокотехнологичные производства;
      ускорить создание технопарков в городах Приозерске и Степногорске, направленных на разработку и создание наукоемких, экспортоориентированных производств;
      содействовать внедрению результатов научных исследований и созданных технологий в стране и их продвижению на мировой рынок высокоинтеллектуальной продукции.
Развитие малых городов с депрессивной экономикой

      Каждый малый город с депрессивной экономикой разрабатывает свою Программу, предусматривающую комплекс мер по выводу экономики города из депрессивного состояния.
      Государственная поддержка развития малых городов с депрессивной экономикой, помимо реализации мер, предусматриваемых для всех малых городов, будет осуществляться выделением целевых трансфертов областным бюджетам на эти цели.
      В этих целях из республиканского бюджета в соответствии с установленными процедурами будут выделены целевыми трансфертами областным бюджетам 750 млн. тенге для оказания государственной поддержки малых городов с депрессивной экономикой.
Развитие социальной инфраструктуры

В разных регионах, в том числе и в малых городах, существует различная сеть государственных организаций социальной сферы, не учитывающая плотность и реальные потребности населения.
      В связи с этим, в соответствии с Концепцией разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147, в будущем предполагается перейти на нормативное обеспечение сетью объектов социальной сферы.
      В целях дальнейшего развития социальной инфраструктуры малых городов предусматривается:
      формирование перечня объектов нового строительства и реконструкция социальной инфраструктуры, рекомендуемых к финансированию из республиканского бюджета;
      осуществление в рамках региональных программ по капитальному ремонту ветхого жилья и сносу аварийных жилых домов на 2002-2005 годы модернизации жилищно-коммунальной сферы малых городов;
      осуществление замены в 2004-2006 годах аналоговых телефонных станций на цифровые в 22 малых городах;
      обеспечение строительства 26 объектов социальной инфраструктуры по 22 малых городах на общую сумму 7073,57 млн. тенге, включенных в Перечень инвестиционных проектов на 2004- 2006 годы, финансируемых из республиканского бюджета в том числе;
      в сфере водоснабжения:
      строительство Арало-Сарыбулакского группового водопровода (4 очередь) Кызылординской области, охватывающего водоснабжение малых городов Аральск и Казалинск;
      реконструкция группового водопровода Кульсары-Тургузба-Шокпартугай-Аккизтогай Жылойского района Атырауской области;
      реконструкция Шардаринского группового водопровода Южно-Казахстанской области;
      реконструкция водопроводных сетей города Акколь Акмолинской области;
      реконструкция скважинного водозабора город Атбасара Акмолинской области;
      реконструкция существующей системы водоснабжения города Макинска Акмолинской области;
      реконструкция и строительство систем водоснабжения города Жаркента Алматинской области;
      реконструкция (первая очередь) водозаборных сооружений и водопроводных сетей города Аягоз Восточно-Казахстанской области;
      строительство (вторая очередь) внутригородских водопроводных сетей города Каркаралинска Карагандинской области;
      оптимизация водопроводных систем города Абая Карагандинской области;
      в сфере образования:
      строительство школы в городе Аральск Кызылординской области;
      строительство пристройки к казахской школе им. Богенбай батыра в городе Ерейментау Акмолинской области;
      в сфере здравоохранения:
      строительство родильных домов в городах Есик и Жаркент Алматинской области;
      строительство центральных районных больниц в городах Каркаралинск Карагандинской области и Жетысай Южно-Казахстанской области;
      строительство туберкулезных больниц в городах Есиль, Державинск Акмолинской области, Кандыагаш, Шалкар Актюбинской области, Каскелен Алматинской области, Шахтинск, Приозерск Карагандинской области;
      строительство туберкулезных диспансеров в городах Аральск Кызылординской области и Булаево Северо-Казахстанской области;
      в сфере спорта и туризма:
      строительство лыжной базы в городе Щучинске.
Воспроизводство кадрового потенциала

Предусматривается осуществление следующих мер:
      регулирование миграции населения из неперспективных сел в малые города, имеющие перспективы экономического роста;
      широкое информирование населения о потребности малых городов в кадрах, создание единой информационной сети о спросе и предложении на рабочую силу;
      открытие новых и материально-техническое обновление действующих профессионально-технических школ для подготовки рабочих по специальностям, востребованным на рынке труда малых городов;
      профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых работников различных категорий;
      предоставление специалистам на льготных условиях жилья из государственного жилищного фонда или участков под индивидуальное жилищное строительство.
Охрана окружающей среды
Предусматривается реализация следующих мер:
      экологизация производственных процессов в малых городах, включающая обязательное обеспечение, осуществление экологической экспертизы проектных предложений технико-технологического обновления промышленности, переход промышленных предприятий на производство экологически чистых продуктов, внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий;
      проведение регулярного экологического мониторинга окружающей среды в малых городах промышленного направления;
      ликвидация отвалов, хвостохранилищ горнодобывающих предприятий, стихийных свалок и организация типовых полигонов твердых бытовых отходов.
Механизмы реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает административно-правовое регулирование и инвестиционную поддержку развития малых городов, формирование и использование системы инструментов экономической и финансовой поддержки.
      Формирование благоприятного инвестиционного климата.
      В целях формирования благоприятного инвестиционного климата в малых городах и привлечения необходимых инвестиций предусматривается:
      на региональном уровне:
      формирование инвестиционного паспорта;
      подготовка инвестиционных проектов бизнес-планов, соответствующих международным стандартам;
      организация выставок, презентаций и др.;
      содействие созданию и развитию объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
      на республиканском уровне:
      предоставление инвестиционных налоговых преференций в соответствии с законодательством предприятиям, создающим эффективные производства в малых городах и качественные рабочие места;
      софинансирование строительства и модернизации отдельных предприятий с последующей продажей доли участия государства в установленном порядке;
      предоставление земельных участков в виде государственных натуральных грантов под строительство предприятий;
      формирование государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
      возмещение ставки вознаграждения (интереса) по лизингу оборудования и банковского кредита.
      Инструменты экономической и финансовой поддержки.
      В целях расширения самостоятельности исполнительных органов малых городов в планировании и исполнении своих расходов в соответствии с Концепцией разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147, предполагается:
      сформировать аппараты акимов городов районного значения с приданием им статуса юридического лица;
      усовершенствовать механизм сметного финансирования малых городов путем перехода на финансирование их расходов по бюджетным программам, не подлежащим секвестированию в ходе исполнения местного бюджета;
      в перспективе рассмотреть вопрос наделения самостоятельными бюджетами малых городов, не имеющих своих бюджетов.
      Из республиканского бюджета в 2004-2005 годах будет выделено 1500 млн. тенге на пополнение уставного фонда ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства" для кредитования инвестиционных проектов в малых городах и развитие малого предпринимательства и 900 млн. тенге целевых трансфертов областным бюджетам на развитие малых городов, в том числе с депрессивной экономикой.
      Кроме того, за счет средств республиканского бюджета в малых городах будут осуществляться строительство и реконструкция объектов:
      питьевого водоснабжения;
      образования;
      здравоохранения.
      За счет средств местных бюджетов будут финансироваться в малых городах мероприятия, направленные на:
      обеспечение населения теплом;
      прокладку внутригородских водопроводных сетей;
      материально-техническое обеспечение организаций социальной сферы;
      санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
      охрану окружающей среды;
      строительство и эксплуатацию дорог местного значения.
      Для финансирования проектов, связанных с развитием реального сектора экономики малых городов, могут быть привлечены АО "Банк Развития Казахстана", ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства", а также АО "Инвестиционная компания: Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Национальный инновационный фонд", иностранные и отечественные инвесторы.
      Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с разработанным Планом мероприятий, что позволит направить усилия исполнительных органов всех уровней не только на решение накопившихся проблем социально-экономического развития малых городов, но и заложить основы будущего их развития.
Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Расчетная потребность в средствах республиканского бюджета на реализацию данной Программы на 2004-2006 годы, с учетом строительства объектов, включенных в перечень приоритетных республиканских инвестиционных проектов, составляет 9473,57 млн. тенге. Конкретный объем средств будет определяться исходя из возможностей бюджета на соответствующий год. Предполагаемые расходы средств по годам приводятся ниже.
Целевые трансферты областым бюджетам для поддержки малых городов, в том числе с депрессивной экономикой
Строительство 26 объектов социальной инфраструктуры в 22 городах, включенных в перечень приоритетных республиканских инвести-
ционных проектов на 2004-2006 годы 

На пополнение уставного фонда ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства"&
Кроме того, ряд проектов в малых городах будет осуществлен за счет средств ЗАО НК "Казакстан темiр жолы" на сумму 4696,8 млн. тенге и ОАО "Казахтелеком" на сумму 1900 млн. тенге.
Ожидаемые результаты от реализации Программы

Реализация Программы будет способствовать созданию для малых городов равных условий для дальнейшего экономического, социального и культурного развития, проживания населения и развития предпринимательства.
      Будут проведены структурные преобразования предприятий малых городов на новой технической и технологической основе, что повысит конкурентоспособность производимой продукции.
      Укрепится экономическая основа функционирования малых городов, снизятся напряженность на рынке труда, миграция, повысится занятость населения и увеличатся их доходы.
















Современная история Аркалыка: проблемы малых городов


Положение города Аркалыка в период советской власти


Рассмотрим историю одного из малых городов Казахстана – Аркалыка. Аркалык основан в 1956 как посёлок геологов и строителей. Своим рождением он обязан открытию здесь в послевоенные годы залежей бокситов (сырья для производства алюминия). 17 мая 1956 было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором отдельной строкой было вписано: «На базе Амангельдинского месторождения бокситов построить и ввести в эксплуатацию Торгайские бокситовые рудники».

20 июля и 24 августа 1956 года в эти бескрайние степи прибыли двумя партиями комсомольцы - первостроители. Первостроителям пришлось столкнуться с суровой зимой и знойным летом, дефицитом питьевой воды и продуктов питания. Суровый климат едва не загубил идею строительства города. Специальная комиссия из Москвы, изучив природно-климатические условия, вынесла заключение о нецелесообразности строительства. Сегодня задним числом надо признать, что она была права, что «огород городить», строить новый город надо было где-нибудь на берегу реки, а рабочих возить к руднику на вахту, но в ту пору энтузиасты «покорения природы» убедили чиновников в необходимости продолжения строительных работ.

Официальной датой рождения Аркалыка принято считать 23 октября 1956 года, когда вышло в свет Постановление Президиума Верховного Совета КазССР об открытии рабочего поселка Аркалык.

В 1957 году Государственной экономической комиссией СССР был утвержден план строительства Торгайского рудника.

Аркалык - классическая жертва советской экономической политики. Город был выстроен всего за 10 лет, с 1956 по 1965 годы, в голой степи, возле Тургайского бокситового рудоуправления, которое добывало около 20% бокситовой руды в СССР.

В 1961 году экскаваторщик Михаил Демченко извлек первый ковш руды. Имя Героя Социалистического Труда М. Демченко живет в названии улицы города, а тот исторический ковш и символическая первая глыба бокситовой руды установлены на плошади перед музеем истории Степного края. В 1960-е Аркалык был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда стала стекаться молодежь со всего СССР.

Будущий город постепенно рос и застраивался. В 1963 году Аркалык стал центром одноименного района. В 1965 Аркалык получил статус города. А в 1970 году, с приданием ему статуса областного центра созданной Тургайской области он начнет быстро развиваться, расправлять свои широкие плечи.

Начало второго этапа целинной эпопеи во многом предопределило его судьбу. Ключевую роль в этом сыграл первый секретарь Амангельдинского района Оразалы Козыбаев. Его открытое письмо в газете "Правда", главном печатном органе ЦК КПСС положило начало освоению целинных и залежных торгайских земель. В своем письме "Торгай зовет" он обоснует и докажет необходимость освоения степей древнего Торгая. Прежде бытовало твердое мнение, что здесь выращивать зерно нельзя. Позже О.Козыбаев возглавит Аркалыкский район и внесет огромный вклад в его становление и развитие. За эти заслуги он будет награжден звездой Героя Социалистического Труда, а его имя будет увековечено в названии одной из центральных улиц города Аркалыка.

Семидесятые-восьмидесятые годы прошлого столетия вошли в историю Аркалыка как период расцвета. К концу восьмидесятых были построены девять современных жилых микрорайонов. Город насчитывал около 70 тысяч жителей. Здесь функционировали мясокомбинат, птицефабрика, молокозавод, элеватор, керамическая фабрика, швейная фабрика, завод радиодеталей, начато строительство авиамоторного завода; тургайское бокситовое рудоуправление (ТБРУ) добывало до 20 % бокситовой руды в СССР.

В те годы СССР успешно осваивал космос. Аркалык стал космической гаванью страны. Здесь работала одна из мощнейших космических станций слежения. Практически все космонавты приземлялись на Торгайской земле, многие из них являются Почетными гражданами города Аркалыка.

Но, несмотря на успехи промышленного производства, экономика Тургайской области отставала в развитии от других регионов Казахстана, так как её экономика на 90 % была аграрного направления. Область постоянно требовала дотаций из республиканского бюджета, поэтому в июне 1988 она была ликвидирована, а её территория поделена между Кустанайской и Акмолинской областями. Из города, переставшего быть областным центром, была вывезена часть инфраструктуры (например, областная радиостанция), заморожен ряд перспективных промышленных объектов.

В 1989 активными жителями Аркалыка был образован оргкомитет по восстановлению Тургайской области, благодаря обращению которого к руководству республики в августе 1990 года Тургайская область была образована вновь, Аркалык снова стал областным центром.


Кризис 90-х годов: проблемы города

А) упадок промышленности

Б) рост безработицы, социальные проблемы

В) миграционные процессы




Причины кризисного положения города Аркалыка:


1)
выбор места для города - он определялся расположением бокситовых рудников, а не удобством расположения города. В итоге оказалось, что Аркалык не имеет надежного водоснабжения (кроме водохранилища в центре города и двух пересыхающих рек Акжар и Аркалыксай; из названия последней следует, что это не река вовсе, а временный водоток). В Аркалыке можно было бы разместить алюминиевый завод, но помешало как раз отсутствие источников водоснабжения. Город не имеет собственных энергетических ресурсов. Городская застройка оказалась почти со всех сторон окружена карьерными выработками бокситовых рудников и отвалами отработанной горной породы.
2) Не была создана
программа развития Тургайской области. В итоге вышло, что крупный промышленный анклав, к тому же монопрофильный, оказался "посажен" в центр обширного сельскохозяйственного района. В итоге получилось, что экономика области имела сырьевой и сельскохозяйственный характер с сильным креном в сторону второго профиля. Подобное сочетание оказалось фатальным. Экономика Тургайской области не могла развиваться за счет собственных ресурсов, требовала дотаций, что и стало главной причиной упразднения области.

3) Нет
связи города с другими городами Центрального и Северного Казахстана. Аркалык оказался конечной станцией короткой железнодорожной ветки Есиль - Аркалык, конечным пунктом асфальтированной автотрассы (сильно разбитой и изношенной) Костанай - Есиль - Аркалык, и начальным пунктом грунтовой автодороги (труднопроходимой) Аркалык - Жезказган. Больше никаких средств сообщения городу предложено не было.

Однако, даже в этих условиях, будучи фактически отрезанным от остального Казахстана, город не исчез с карты.


Как все происходило


Небольшой город на юге Костанайской области, построенный когда-то как форпост алюминиевой промышленности на месторождении бокситов, в период страшного падения 90-х был ужасен. Люди уезжали тысячами, население без малого 70-тысячного города сократилось на две трети. Тотальное отсутствие работы, бесконечные чрезвычайные ситуации с водой, отоплением, вспышки дизентерии...

Аркалык той поры – это кризисный, депрессивный, практически в коме. Горожане добывали хлеб, продавая заезжим скупщикам металлолом и стройматериалы с брошенных многоэтажек. И гибли под обрушивающимися перекрытиями.

Непосредственно деградация города началась в 1993—1994: производство пришло в упадок, начался отток населения в другие регионы Казахстана, а также в Россию и Германию. Если в 1991 численность населения составляла 65 тыс. чел., то в 1999 — 61 тыс. чел., а сейчас 42 тыс. чел. (диаграмма) Нарушилась работа коммунальных служб: повседневным явлением стали длительные перебои с электроэнергией, отоплением и водоснабжением. В 1997 году Тургайская область была расформирована вторично, и её территория снова отошла в подчинение соседних областей.

Середина девяностых стала для города периодом упадка. Лишение статуса областного центра, общий социально-экономический спад в стране привели к закрытию многих предприятий и организаций. Недобро аукнулась и та самая советская привычка "создавать трудности, чтобы потом героически их преодолевать". Кризис поразил безработицу. Массовый отток населения привел к тому, что в начале нового тысячелетия в городе осталось менее половины прежней численности населения.

В Аркалыке до 1997 года имелся радиосборочный завод «Арна», где выпускались автомагнитолы, имелся автосборочный завод, были фабрика керамических изделий, два асфальтовых завода, около 20 автобаз, десяток строительных предприятий, хлебокомбинат, мясокомбинат, молочный комбинат, птицефабрика. И все это исчезло. Заметим, за годы экономического кризиса в постсоветском Казахстане деградировали также другие малые промышленные города Жанатас, Каратау, Шахтинск, Абай, Сарань, десятки других рабочих поселков.

Город, которого нет” – так в начале 2000-х называли в прессе Аркалык. А еще окрестили “городом-призраком”. Даже всерьез обсуждались планы строительства огромной стены, которая бы отделила еще живой центр Аркалыка от опустевших микрорайонов, где дома медленно превращались в развалины.

Сложившаяся ситуация объяснялась, конечно, не только кризисом переходного периода, но и тем, как строился Аркалык в советское время. Малолетний инфант системы, если инфантом можно считать сугубо рабочий город, существовал вдали от транспортных развязок, от энергетических линий. Поезда и те заходили туда, как в тупик. Но если щедрая советская власть могла себе это позволить, а расходы на существование города окупались добываемыми бокситами, то в конце 90-х, когда производство встало, Аркалык начал с аппетитом сумасшедшего пожирать сам себя.

Становилось ясно: умирающий город не прокормить, тем более что в глубокой депрессии к тому времени пребывали многие малые города Казахстана.

И тогда руководство Аркалыка приняло историческое решение. Историческое – безо всякой иронии. В 2001 году город пережил так называемую оптимизацию. При полном отсутствии правовой основы возникла идея переселить людей с окраинных новостроек ближе к центру, чтобы, во-первых, сгруппировать оставшееся население на более компактной территории, а во-вторых, чтобы не тратить миллионы, отапливая на две трети пустые дома. Жители окраинных микрорайонов, где половина жилого сектора пустовала, были вынуждены на волне объявленного городскими властям переселения перебраться в центральную часть города, заняв тысячи пустующих квартир. Окраинные микрорайоны - часть шестого и полностью седьмой, девятый - остались пустовать. Предприимчивые бизнесмены из других регионов Казахстана разобрали часть домов и вывезли стройматериалы.

В 2001 году найти квартиру в Аркалыке проблем не составляло, – вспоминает сегодня бывший житель города Василий Махонин. – Но мы держались в своем микрорайоне, сколько могли. Уехали, когда отключили свет и когда во всем подъезде остались мы одни. В сумерках страшно было из дома выходить. В подъездах орудовали мародеры, слухи ходили жуткие. Мы просто выехали, взяли только то, что можно перевезти на санках, – на машину денег не было. В акимате взяли ордер на заселение более старой квартиры в центре. Там даже мебель стояла, хозяева просто снялись и уехали.

Терминальная стадия “великой аркалыкской депрессии” наступила через три-четыре года, когда, казалось бы, экономика поднималась с колен, оставшиеся в городе жители обжили чужие квартиры и стали задумываться: а что, собственно, считается их недвижимой собственностью? Железобетонные скелеты микрорайонов вокруг центра Аркалыка? Новая квартира, права на которую закрепляла хлипенькая справка городского акимата?

Ответ был жестким, и дала его сама жизнь. Как только стоимость квартир в Аркалыке стала расти, бросившие свои жилища хозяева стали возвращаться. Их гнало абсолютно законное желание продать свою собственность. Они приезжали и обнаруживали, что собственность уже не их. Фактически. А де-юре – и это вынужден был признать первый же суд – квартиры просто самовольно захватили. Акимат или новые жильцы – не принципиально. Потому что решалось все единственным способом: срочным принудительным выселением по решению суда.

Прецедент вызвал волну исков. Аркалык залихорадило. Городской суд стал самым многолюдным учреждением. Вынужденные вселенцы рыдали, грозили самосожжением, обещали разобраться с акиматом, который их так подставил. Но закон был неумолим. И отдельные невезучие аркалыкчане вынуждены были переезжать по два, а то и по три раза.

Мне тогда очень повезло, – вспоминает редактор аркалыкской городской газеты Арыстан Айтмагамбетов. – Наши хозяева вернулись, чтобы воевать за свою собственность, но немного опоздали. Тогда по всей стране стоял такой “аркалыкский плач”, что вмешалось правительство. Квартиры, куда нас заселяли, были официально признаны бесхозными, потом переданы на баланс акимата, а затем нам было позволено их приватизировать по остаточной цене. Мне, помнится, моя трехкомнатная тогда обошлась тысяч в тринадцать.

В те времена в Аркалыке и других подобных городках появился очень доходный бизнес: отслеживать “самозаселенные” квартиры, находить их владельцев, и, если они заняты, перекупать у них право беспроигрышной борьбы за свою собственность. Естественно, и мошенников хватало. Некоего Шевчука приговорили к шести годам лишения свободы за умение виртуозно продавать не принадлежащие ему квартиры.

Ошибка, которая повлекла за собой столько проблем, была чисто чиновничьей: при заселении квартиры не были официально признаны бесхозными и не переводились решением суда в муниципальную собственность. Получается, акимат распоряжался жильем, которое ему не принадлежало.

Понадобилось вмешательство Президента, внесение изменений в Жилищный кодекс, чтобы справедливость, пусть с опозданием, но восторжествовала.

Разумеется, по мере возможностей государство Аркалыку помогало. Финансами, направлением опытных руководителей, так называемых кризисных менеджеров. Проведенные руководством области и городскими властями энергичные меры организационно-хозяйственного и социально-экономического плана позволили к 2004 году улучшить общую ситуацию. Удалось реанимировать коммунальные предприятия и приступить к реализации планов по возрождению города. Это остановило отток населения и стабилизировало экономику.

Приезд в апреле 2005 года в Аркалык Премьер-Министра РК Д. Ахметова с целой командой руководителей и специалистов знаменовал собой ни много ни мало новый поворот в истории города. По итогам той рабочей поездки правительство подготовило проект возрождения Аркалыка. Он, кстати, должен стать пилотным по выводу депрессивных малых городов на новую орбиту экономического развитая.

В соответствии с правительственной Концепцией региональной политики Республики Казахстан в стране приняты конкретные критерии депрессивности подобных городов, относящихся к малым, то есть с числом жителей в пределах 40—50 тысяч. К депрессивным же причисляют те из них, в которых объем производства на душу населения ниже 20 процентов от среднереспубликанского уровня, зарплата в промышленности меньше в полтора раза, безработица на 50 процентов выше. Дополняют картину отсутствие ресурсной базы, удаленность от крупных экономических центров и рынков сбыта, неблагоприятные экологические условия... С какой из этих позиций ни взгляни, Аркалык одним из первых напрашивался в «депрессивную десятку», которую выделило Минэкономики из 60 малых городов, разрабатывая проект концепции их развития.


Сравнительный анализ развития малых городов Казахстана в 90- е гг.: Аркалык, Житикара

В области есть еще два малых города — Лисаковск и Житикара. Первый из них относится к группе относительно благополучных, имеющих значительные природные ресурсы, производственный потенциал и доходы населения. Лисаковск без особого драматизма пережил длительную стагнацию градообразующего железорудного комбината благодаря стремительному целенаправленному «раскручиванию» альтернативного бизнеса. А к тому моменту, когда здешних предпринимателей стали теснить на рынках расплодившиеся конкуренты, местные власти отыскали серьезных инвесторов и для комбината. Сегодня эти «экономические весы» автоматически стабилизируют обстановку в Лисаковске, в городе нет ни одной брошенной квартиры.

А вот Житикаре, старому уютному городу, поднявшемуся на добыче золота, асбеста и других ценных ископаемых, сейчас областные власти открыто ставят в пример Аркалык. Бывшая тургайская столица начала выбираться из такого крутого пике, а Житикара при куда более благоприятных условиях продолжает уныло опускаться. Город вошел в десятку депрессивных. Здесь меньше пустующих квартир, чем в Аркалыке, однако предложение сконцентрировать население, чтобы дешевле обходились коммунальные услуги, встречает более упорное сопротивление.


Аркалык сегодня: проблемы, достижения, перспективы развития

Пережив самые трудные времена, Аркалык мало помалу благоустраивается и восстанавливается. Возвращаются к жизни прежде разрушенные объекты соцкульбыта, налаживается производство. В самую глухую пору в городе работали Дворец культуры, драматический театр. Работники культуры часто встречались с горожанами. Выступали перед ними с концертами, поднимали их настроения, вселяли надежду. Знаковым событием для города стал ввод в эксплуатацию 40-квартирного жилого дома. Затем в рамках строительства коммунального жилья новоселы получили ключи от квартир 48-квартирного дома. В 2004 году был сдан современный детский сад на 120 мест, а к сентябрю 2005 года инвестор в лице "Торгай ЛТД" построил детский сад "Раушан".

ТОО "Алюминстрой" ведет строительство Ашутастинского водовода. Потом будет снята проблема обеспечения города качественной питьевой водой. На эти цели выделено более чем 600 млн.тенге.,

В наметившемся экономическом подьеме свою роль сыграли такие крупные предприятия как ТБРУ АО "Алюминий Казахстана" (треть доходов городского бюджета), коммунальные предприятия "Аркалыкская теплоэнегетическая компания", "Іскер", ОАО "Южные электрические сети".

Сказало свое слово ТОО "Иволга-Холдинг". Его дочернее предприятие ТОО "Батыр-Г" развивает свои производства, как в сельском хозяйстве, так и промышленности. Этот инвестор вложил солидные капиталы в зерноводство на землях села Целинное, поднимает на ноги простаивавший долгие годы завод "Армаш".

Агроформирования (17 ТОО, более 400 крестьянских хозяйств) занимаются в основном зернопроизводством. Общая площадь посевных угодий составляет 354 тыс.993 га, плошадь зернового клина — 157 тыс.га. Средняя урожайность — 10,4 ц/ га. Объем сдачи зерна -50 тыс.тонн. Несмотря на то, что аркалыкский регион относится к зоне рискованного земледелия, производство зерна рентабельно. Это объясняется высоким качеством торгайской пшеницы. На рынке это зерно пользуется стабильно высоким спросом. По своим характеристикам аркалыкская пшеница мягких сортов не уступает твердым сортам.

Один из крупнейших инвесторов - зерновая фирма "Алиби". В лице ТОО "Алиби-Сеним" она успешно выращивает товарное зерно. Это самое передовое хозяйство в регионе, в арсенале которого современный технический парк. Село Восточное, центральная усадьба хозяйства, превратилось в уютный населенный пункт. Ежегодно хозяйство вкладывает миллион тенге в инфраструктуру села и в его социальные объекты.

Среди флагманов сельского хозяйства государственное семеноводческое предприятие Аркалыкская сельскохозяйственная опытная станция (АСХОС). Село Ашутасты, где она базируется, самый крупный сельский населенный пункт с развитой социальной и производственной инфраструктурой.

Успешно хозяйствуют такие сельхозформирования, как ТОО "Бірлік-К". "Адилбек", "Уштобе". Из года в год они получают высокие урожаи и заслуженно пользуются репутацией рентабельных хозяйств, позволяющих себе вкладывать значительные средства в социальную сферу.

Аркалык - самый крупный населенный пункт на юге Костанайской области. Собственно городское население составляет 26924 человек. Кроме того, в административно-территориальное подчинение Аркалыка входят 18 сел и аулов, а также четыре пригородных населенных пункта: поселки Северный, Дачный, Новый, Западный.

Общая площадь территории аркалыкского региона составляет 1558 тыс.км. Численность населения - -42469 человек, из них доля сельского - 15545 человек (данные на 01.04.2005 г.).

Расстояние от Аркалыка до города Костаная - 550 км, до Астаны - 670 км.

Город связан с областным центром и столицей Казахстана автомобильными трассами и железнодорожным сообщением. Аркалык играет важную роль культурно-образовательного центра юга Костанайской области. Исторически два соседних района - Амангельдинский и Жангельдинский - ориентированы на Аркалык. Молодежь этих районов едет на учебу в Аркалык, где есть один вуз и четыре средних специальных учебных заведения. Это Аркалыкский государственный педагогический институт имени И. Алтынсарина, Торгайский гуманитарный колледж имени Н. Кулжановой, Торгайский аграрно-технический колледж, медицинский колледж и колледж экономики и права.

Сеть среднего образования представляет -30 школ, в том числе две гимназии. Помимо этого - детско-юношеский центр "Жас улан'', центр дошкольного образования, детский приют "Надежда", детские сады "Акбота", "Золотой ключик", "Раушан". Есть и музыкальная школа. Не пустуют залы областного музея истории Степного края, научно-универсальная библиотека N 2, театра юного зрителя, городского Дворца культуры.

В свое время на весь Союз и далеко за его пределами гремел аркалыкский фольклорно-этнографический ансамбль "Шертер". Ансамбль существует и поныне. В 2005 голу "Шертер" отметил свое 30-летие.

Творчество единственного в аркалыкском регионе народного мастера Шоптибая Байдылла-улы представляет собой редкое явление: он пишет орнаменты. Мир казахских орнаментов велик и многообразен. В его творческом багаже более 1500 авторских работ. Каждая из них по-своему уникальна.


Сегодня о страшном времени напоминает серое железобетонное кольцо полуразобранных руин вокруг города, заложенные кирпичом окна бывшей гостиницы напротив акимата и… пожалуй, все. Новый спортивный комплекс, новый развлекательный комплекс, новая гостиница премиум-класса. Город строится. И те, кто, глядя на сокращение добычи бокситов Торгайским бокситовым рудоуправлением, говорит, что у Аркалыка нет будущего, уже не так убедительны.

Последние лет пять городские власти вынашивают планы сноса заброшенных многоэтажных домов. “Реанимировать” их нельзя, а на разбор нужны миллиарды. Гораздо выгоднее купить спецтехнику, которая позволит раздробить ставший ненужным бетон и пустить его на реконструкцию местных дорог.


По удаленности от областного центра (и крупных городов вообще) Аркалык, очевидно, абсолютный «чемпион» страны — 590 километров. В Аркалык ходит весьма неспешный поезд, а по любой из двух автодорог даже вездеход не проберется без приключений. Крупнейшее, оказавшееся теперь градообразующим, здешнее предприятие — бокситовое рудоуправление — в ближайшие 15—20 лет исчерпает месторождение, альтернативные же производства откровенно слабы. Однако на официальном уровне вопрос о неперспективности города в том плане, в каком этот термин применяется ко многим обезлюдевшим селам, не ставится. Достаточно взглянуть на карту: окрестности Аркалыка хоть и мало населены, но веками давали приют и пищу человеку. Потенциал их, возможно, не столь велик, как у нефтегазовых провинций, однако по-своему уникален и незаменим. Единственный же на сотни верст город — это свято место, которое пустовать не будет, не должно. Вопрос лишь в том, какой именно город рационально обеспечит достаточное освоение этого региона и нужд живущих здесь. С таких позиций подходит к проблемам Аркалыка руководство Костанайской области. Совершенно очевидно, что о восстановлении Тургайской области с центром в Аркалыке не зайдет речь в обозримом будущем, ее и так уже дважды открывали и снова закрывали на протяжении жизни одного поколения. Здесь требуется не столько административный центр, сколько транспортный, перерабатывающий, социально-культурный. При этом, конечно, максимально самодостаточный, способный содержать себя.
Периодически бывая здесь, можно приметить, как меняется настроение жителей: растет их вера в будущее города, интерес к его настоящему.

Перспективы Аркалыка двойственны. С одной стороны, градообразующее предприятие — бокситовое рудоуправление — в ближайшие 15—20 лет исчерпает месторождение и здесь будет возможна добыча лишь огнеупорной глины. С другой стороны, в регионе имеется ряд месторождений других полезных ископаемых: Жана-Аркалыкское месторождение свинца с неглубоким залеганием (до 50 метров); Акжальское месторождение нефритоидов (облицовочного и ювелирного сырья); Акбулакское месторождение белых мраморов; Агыржальское месторождение черных мраморов; Жана-Аркалыкское месторождение лечебно-столовых минеральных вод. Таким образом, при инвестировании средств и организации разработок этих месторождений возможно экономическое и социальное возрождение региона, значительное развитие города и рост численности населения.


Имеет большой смысл обратить самое пристальное внимание на проблемы его развития. Аркалык представляет собой очень трудную проблему, в которой сочетаются неблагоприятные природные условия, ошибки советского экономического планирования, советское же наплевательское отношение к окружающей среде и людям.

Одно устранение этой проблемы необходимо, поскольку от этого зависит будущее развитие целой части Казахстана.

Аркалык имеет большое значение для развития Центрального Казахстана. Город, расположенный в северных предгорьях гор Улытау, в истоках Тургая, представляет собой единственный крупный населенный пункт по всему течению реки Тургай, а также в западных отрогах гор Улытау, вплоть до Приаральских Каракум. Это своего рода форпост, выдвинутый вглубь засушливых степей Центрального Казахстана.

Развитие этого района имеет большое значение с точки зрения преодоления большого разрыва между Центральным и Западным Казахстаном, формирования общеказахстанской сети дорог, городов, экономических районов.

Транспортный коридор

Аркалык более всего нуждается в хорошем сообщении с другими частями Казахстана. Эта задача, пожалуй, важнее остальных, поскольку никакое экономическое развитие района Аркалыка будет невозможно, если кардинально не улучшить транспортные пути.

Аркалык может стать один из городов на маршруте, соединяющем Северный Казахстан с Южным по наиболее короткому пути. Автодорога Есиль - Аркалык - Жезказган - Кзыл-Орда, несмотря на ее отвратительное качество, тем не менее, проложила трассу для создания полноценного транспортного коридора между двумя крупными казахстанскими регионами.

Поскольку маршрут пролегает в засушливой зоне, а также пересекает Национальный историко-культурный и природный музей-заповедник "Улытау", площадью около 18 млн. гектар, то транспортная артерия должна иметь вид комбинированного транспортного коридора, когда в сравнительно узкой полосе прокладываются автодорога, железная дорога, трубопроводы, линии электропередач и так далее. Поскольку трасса грунтовки Аркалык - Жезказган близко подходит к центральной части заповедника - горе Улытау - то имеет смысл отодвинуть ее к востоку, и провести от Коскела через долину реки Каракенгир до Сетбаева, в обход центральной части гор Улытау. Здесь разработка проекта требует большой осторожности и тщательной проработки, чтобы транспортный коридор не нарушил уникальной природы и культурного достояния гор Улытау.

Возможен и далекий восточный обход Улытау, через Шубаколь и Кызылжар, где имеется железнодорожная ветка.

Этот транспортный коридор имеет от Аркалыка до Кзыл-Орды 737 км по автодороге, и может быть построен достаточно быстро, в силу того, что соединение в Жезказгане с железной дорогой позволяет вести строительство сразу на двух участках (северном: Аркалык - Жезказган, южном: Жезказган - Кзыл-Орда) во встречных направлениях.

Вода

Обеспечение Аркалыка и его дальнейшего развития водными ресурсами - одна из наиболее сложных проблем.  От того, насколько хорошо будет обеспечено решение водной проблемы, зависит дальнейшее развитие и самого города, и прилегающего района, и всего Тургайского региона.

При строительстве города проблему водоснабжения решили путем строительства двух водохранилищ: Акжарского, объемом 16,5 млн. куб.м, и Ащи-Тактинского, объемом 5,2 млн. куб. м. Всего город располагает запасом воды в размере 21,7 млн. куб.м.

Но на водохранилища рассчитывать нельзя. Сильное испарение с поверхности сокращает и без того скудные запасы воды. Подземные воды залегают глубоко и являются минерализованными. Осадков выпадает от 130 до 300 мм в год, чего также недостаточно.

Водоснабжение населенных пунктов этого региона, в первую очередь Аркалыка, можно организовать на основе опыта накопления и сохранения воды, используемого в других засушливых странах. В целом ряде стран  (Иран, Афганистан, Турция, Палестина) в разное время строились подземные туннели и цистерны для сбора и сохранения воды. Эти сооружения позволяли бережно собирать поверхностные стоки, находить и использовать подземные струи, а также исключали испарение воды. В Аркалыке также можно создать подземные водохранилища (например, в виде системы тоннелей большого диаметра), куда будет заливаться вода из рек во время половодья.

Разумеется, система водоснабжения в этом регионе потребует введения жестких стандартов сбережения воды, опреснения соленой воды, повторного использования очищенных сточных вод, и так далее. В сельском хозяйстве также требуется переход к водосберегающим технологиям, вроде капельного орошения.

Энергетика

Аркалык имеет крайне слабую энергетику, основанную на использовании мазута. К томе же город расположен далеко к югу от магистральных ЛЭП, по которым передается электроэнергия с Экибастузских ГРЭС. Однако это не означает, что Аркалык не может иметь собственную энергетику.

Во-первых, в 320 км к северо-западу от Аркалыка, вдоль южного и восточного берегов озера Кушмурун, находится несколько месторождений бурого угля с запасами около 1,3 млрд. тонн. Они находятся в резерве, но в 2007 году акиматом Костанайской области выставлены в качестве инвестиционных проектов.

Для развития тепловой энергетики в Костанайской области не хватает воды. Озеро Кушмурун не может быть источником водоснабжения для ГРЭС из-за небольшого объема воды, к тому же большую часть года солоноватой. Однако решением этой проблемы может быть строительство тепловых электростанций с двухконтурной энергоустановкой, в которой вода используется в качестве теплоносителя в первом контуре, тогда как рабочим телом являются низкокипящие жидкости: фреоны, углеводороды, водоаммиачные смеси. Подобные схемы используются на геотермальных электростанциях, в которых геотермальные воды используются в качестве теплоносителя.

Во-вторых, регион обладает неплохими показателями для развития солнечной энергетики. Здесь 260 ясных дней в году, и 2800-3000 часов солнечного сияния (64-68% от общего возможного количества). Интесивность солнечного излучения такова, что на 1 кв. см поверхности приходится 130-150 ккал тепловой энергии.

Вместо того чтобы считать жаркий климат и сильное солнечное излучение проблемой, нужно использовать его в качестве ресурса. Солнечная энергия может перерабатываться в электроэнергию с помощью фотоэлектрических преобразователей, может использоваться для нагрева воды, а также, с использованием солнечных коллекторов, даже создавать солнечные электростанции с двухконтурной энергоустановкой, вроде вышеописанной. Солнечная энергия в подобной установке нагревает воду-теплоноситель.

Для установки фотоэлементов можно использовать многочисленные карьеры и отвалы, устанавливая как на стенках карьеров, так и на отвалах. Занятые отработанными карьерами и отвалами территории никак больше не могут быть использованы, но могут стать местом размещения больших по площади солнечных электростанций.

Аркалык - наукоград

Если отрешиться от стереотипов и использовать весь накопленный потенциал научных и инженерных разработок, вполне можно и в Аркалыке создать устойчивую инфраструктуру, комфортные условия для жизни и задел для развития.

Недостаток энергетических и водных ресурсов не позволяет разместить в городе энергоемкие производства. Небольшая численность населения - трудоемкие. Потому наиболее перспективным направлением развития Аркалыка может быть только наукоград, то есть один из казахстанских центров развития наукоемких производств в самых разных отраслях. Это может быть разработка и развитие высокоинтенсивных методов сельского хозяйства для условий полупустынной и пустынной зон, отработка опыта создания изолированных агрокомплексов для выращивания различных культур на гидропонике.

Это может быть изучение, отработка и развитие солнечной энергетики для самых разнообразных нужд и для использования в различных отраслях казахстанской экономики. К примеру, весьма перспективно освоение солнечной энергии для получения чистых материалов и сплавов, водорода, когда высокая температура создается с помощью больших солнечных коллекторов (т.н. "солнечных башен"). Это может быть освоение транспортных технологий с применением солнечной энергетики.

При более глубокой разработке этого вопроса возможных направлений для развития наукограда в Аркалыке станет намного больше. Можно даже сделать Аркалык пилотным проектом, и впоследствии тиражировать накопленный опыт для подъема и развития других малых городов Казахстана





















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ