Становление регулярной полиции в России
Содержание
Введение
1. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г.
2.Становление полиции в России после отмены крепостного права
3. Положение о корпусе жандармов
4. Политический сыск
Заключение
Список используемых источников
Введение
История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие систем в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права, так же включат и отдельные факты, прежде всего юридические, и закономерности исторического развития.
Отмена крепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительство постепенно реформировать полицейский аппарат.
До отмены крепостного права, крестьяне находились под властью помещиков, то необходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильный полицейский аппарат был только в городах, в уездах имелись лишь капитан-исправник, несколько заседателей нижнего земского суда и 2-3 становых пристава в каждом уезде и десяток стражников. После крестьянской реформы положение изменилось, отсюда у правительства возникла потребность в значительном увеличении численности местной полиции.
Управление полицией находилось в руках департамента полиции министерства внутренних дел. Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в Центре и на местах
Цель курсовой работы заключается в изучении темы: «Становление регулярной полиции в России».
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо поставить перед собой следующие задачи:
- рассмотреть становление полиции в России после отмены крепостного права;
- раскрыть положение о корпусе жандармов;
- раскрыть общие положения о политическом сыске.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемых источников. В первой главе курсовой работы раскрываются общие положения подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 г., вторую главу мы полностью посвятили становлению полиции в России после отмены крепостного права, в третьих и четвертых главах раскрывается положение о корпусе жандармов и сущность политического сыска.
Далее представляется целесообразным перейти непосредственно к основной части данной курсовой работы.
1. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г
В первой половине 19 века сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.
Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем России.
Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.
19 февраля 1861 г. император утвердил ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральные и местные положения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получали личную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в их пользование.
Получив личную свободу, крестьяне в интересах исправного платежа повинностей наделялись землей в личное пользование. Основой этой сделки стало добровольное соглашение крестьянина и землевладельца, при его отсутствии - наделение землей осуществлялось на основе местных положений. Дворовые люди освобождались без выкупа, но и без земли.
Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили помещику оброк и несли барщину. При желании они могли выкупить свою усадьбу, полевые угодья могли быть выкуплены только по соглашению с помещиком.
Выкупая усадьбу или землю, крестьяне могли пользоваться казенной ссудой. Выкупив землю, они выходили из состояния временнообязанных.
После выкупа у крестьян прекращались все обязательные отношения с помещиком, который утрачивал право вотчинного надзора за ними; крестьяне переходили в состояние крестьян-собственников.
Выкупную ссуду крестьяне получали от государства, взявшего на себя основную тяжесть по проведению выкупной операции. Если крестьянин выкупал полный надел, и сделка совершалась по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 80 % капитальной суммы. Оставшиеся 20 % крестьяне могли компенсировать либо деньгами, либо отработками.
Ссуда, выданная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян в виде казенного долга, за который они обязывались выкупными платежами, уплачиваемыми в течение 49 лет (выкупной платеж составлял 6% ссуды).
Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местным Положением, второй не мог требовать надела больше максимальной нормы, предусмотренной в том же Положении. Вся земля в 34 губерниях делилась на три категории: нечерноземная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько местностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности устанавливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов. Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении.
Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.
Спорные вопросы решались при посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительного обмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезные ископаемые или он собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения. Возможно был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.
Освобождение крестьян неизбежно должно было повлечь за собой ряд других реформ и преобразований. Программа таковых была опубликована в конце 1860 г., она отражала мнение наиболее радикальных политических групп российского общества. Она включала следующие предложения: установление равенства всех граждан перед судом и законом, отделение суда от администрации, введение суда присяжных, преобразование полицейского управления, контроль за изданием законов и сбором налогов, свобода совести, печати, вероисповедания, отмена откупной монополии и гражданских чинов, проведение политической амнистии. Большинство этих пунктов будут реализованы в ходе проведения дальнейших реформ [6, с. 419-420].
2.Становление полиции в России после отмены крепостного права
Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права (не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной (охватывающей в полной мере и сельские районы) и более централизованной системы полицейских органов [10, с. 206].
В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. В период с 1811 г. по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министерства, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.
В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы - станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г. [6, с. 438].
В 1862 г. городская и уездная полиция была объединена в единую полицейскую систему со сложной «иерархической лестницей», начинающуюся с урядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. Вершину полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел [1, с. 79].
С целью усиления полиции были проведены следующие меры:
1. В 1862 году в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством вместо избрания его дворянским собранием.
2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности участковых урядников и полицейских резерв в уездах - отряды сельской стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, нужно учитывать, что полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и т.д.), в городах - дворники.
3. Изменились принципы комплектования полиции. Если до военной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодными для службы в полевых войсках, то после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалование, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.
4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформы) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователем.
5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) - обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь - на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями [7, с. 217-218].
В 1862 г. были изданы Временные правила об устройстве полиции, предусматривавшие создание единого уездного полицейского управления, возглавляемого исправником из местных дворян и объединявшего городничего и его канцелярию и земского исправника с судом. Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становым приставом.
В помощь ему несколько позже были введены должности полицейских урядников. В городах управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников (в зависимости от ранга города), в подчинении которых находились городовые, участковые и околоточные, надзиратели, частные приставы. Значительно возросли "штаты полиции, углубилась специализация различных ее подразделений. Функции и права полиции были чрезвычайно широки и точно не определены законом. Они включили: охрану «благочиния, общего спокойствия и порядка»; борьбу с пожарами; наблюдение за трактирами и питейными заведениями; борьбу с нищенством; контроль за соблюдением паспортного режима; «урегулирование отношений между рабочими и фабрикантами»; надзор в административном порядке за ссыльными и политически неблагонадежными. В ведении полиции находились также уголовный розыск (сыск) и проведение дознания. Она должна была оказывать постоянное содействие политической полиции. Управление полицией находилось в руках департамента полиции министерства внутренних дел [10, с. 208].
В губернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину, полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернаторские жандармские управления.
Согласно «Временным правилам об устройстве полиции» (1862 г.) в уездах создавались уездные полицейские управления, в которые входили городничий со своей канцелярией, представлявший уездный город, и земский исправник с земским судом, представлявшие уезды.
В составе канцелярии градоначальника, заменившей управы благочиния, создавались сыскные и охранные отделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы которого она передавала следователю, а тот - прокурору.
Меры пресечения, которые применяла полиция, включали отобрание вида на жительства, установление надзора, взятие налога, передачу на поруки, домашний арест, взятие под стражу.
Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в Центре и на местах [9, с. 339].
До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственного его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, позднее он назывался просто департаментом полиции, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и 3 отделение. В 1883 г. к нему был присоединен Судебный отдел, осуществляющий надзор за политическими делами.
В ведении Департамента находились охранные отделения, городские и уездные полицейские учреждения, сыскные части, пожарные команды и адресные столы. С Департаментом был тесно связан Отдельный корпус жандармов, входивший в состав Министерства внутренних дел.
В состав Министерство внутренних дел входило Особое совещание, ведавшее вопросами административной ссылки. Департамент полиции состоял из нескольких делопроизводств, в задачи которых входили: вопросы политического сыска, работа с заграничной агентурой, негласный надзор и т.д.
Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы,- присутствий по крестьянским делам, делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и прочее. Ключевой должностью стала должность исправника.
Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка»; по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.
Сосредоточение в руках единого органа руководства общей широко использовать огромный аппарат общей полиции в борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительна расширена система органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кроме губернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторых губернских управлениях существовали пограничные пункты. Значительно увеличились штаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составе жандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководство политической полицией сосредоточивалось в специальном секретном делопроизводстве департамента полиции [1, стр. 8].
3. Положение о корпусе жандармов
В 1867 г. Было принято новое Положение о корпусе жандармов, по которому вместо жандармских округом, включающих в свой состав по нескольку губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западного края и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские управления. В отдельных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединяли деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа. В крупнейших городах и морских портах были расквартированы жандармские дивизионы и команды. В связи с массовым строительством железных дорог для их охраны учреждались железнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпуса жандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тыс. человек.
Начальник губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции. Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась под контроль жандармов.
Непосредственным, поводом, подтолкнувшим правительство к проведению реформы жандармского аппарата в 1867 г., явилось покушение 4 апреля 1866 г. Д. Каракозова на императора Александра 2.
Но действительные причины реформы были гораздо глубже. Дело в том, что когда в середине 20-х годов 19 века создавался корпус жандармов, революционное движение было по преимуществу движением дворянских революционеров. Их численность была сравнительно невелика, подавляющее большинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то время была немногочисленна, имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Иное положение сложилось в 60-70-е гг. 19 века. Главной фигурой в революционном движении стал революционер-разночинец. Это привело к переориентации жандармерии на наблюдении за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. Отсюда необходимость в создании разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов.
В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально передано корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции или принять меры к решению дела в административном порядке.
В 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране. Политическая полиция (жандармерия) подчинялась 3 Отделению царской канцелярии, а общая полиция находилась в ведении Министерства внутренних дел, а практически подчинялась на местах губернаторам.
После взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., организованного С. Халтуриным, учреждается чрезвычайная Верховная распорядительная комиссия, начальник которой - граф М.Т. Лорис-Меликов наделялся по существу диктаторскими полномочиями. К августу 1880 г. комиссия, выполнив свои первоначальные задачи, упраздняется. Однако опыт объединения в одном органе руководства всеми видами полиции, накопленный комиссией, был положен в основу реорганизации Министерства внутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г.
Суть ее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции. Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. 3 Отделение упразднялось, а общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов. Командиром корпуса стал товарищ (заместитель) министра внутренних дел - заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции [15, с. 178].
14 августа 1881 г. издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которым предусматривалась возможность объявления состояния чрезвычайной и усиленной охраны как в империи в целом, так и в отдельных ее частях, что вело к значительному расширению прав полиции. В соответствии с этим Положением был создан орган внесудебной репрессии - Особое совещание при МВД, которое получило право ссылки в административном порядке в отдельные районы империи сроком до 5 лет.
Корпус жандармов, хотя и был реорганизован (созданы территориальные органы - губернские управлении), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы по - прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в среде разночинной интеллигенции. Жандармы использовались главным образом для проведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственных преступлениях. Учитывая эти обстоятельства, в 1880 г. в Петербурге при градоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учреждены специализированные органы политического сыска - отделения по охране государственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их стали называть охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с подпольными революционными организациями при помощи секретной' агентуры. Деятельность этих отделений выходила далеко за рамки столичных губерний. Так, созданный при Московском охранном отделении «летучий отряд филеров», преследовал революционеров на большой части территорий империи.
Бурное развитие капитализма, резкое увеличение численности городского населения способствовали росту уголовной преступности. Это вынудило царизм предпринять определенные организационные меры. В частности, еще в 1866 г. при Петербургском градоначальнике было создано сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска [7,с. 220].
4. Политический сыск
В 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском (в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественных деятелей России). Развитию революционного движения в стране заставило царизм дополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органы политического сыска - отделение по охране порядка и общественной безопасности (так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методами негласной розыскной деятельности. В 1880 г. указанные отделения возникли при канцеляриях обер-полицмейстера Москвы и Петрограда и градоначальника Варшавы. Позднее, особенно в начале 20 века, они получили значительно более широкое распространение. Охранные отделения не подчинялись местным жандармским органам. Действуя от них самостоятельно, они подчинялись департаменту полиции. Создавались они «дл производства негласных и иных розысков и расследований по делам о государственных преступлениях в целях предупреждений по делам о государственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних» В обязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции, утвержденной МВД для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек на заводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер к предупреждению и расследованию причин не разрешенных властями демонстраций, сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебными заведениями столицы, клубами, обществами: «принятие негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций» и т.п.
Главными средствами охранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат, охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей, провокаторов.
Основной задачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, и прежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочую социал-демократическую партию.
Весьма широкие полномочия полиции в области борьбы с революционным движением были значительно увеличены в соответствии с принятым в 1881 г. Положением о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Согласно этому Положению любая местность по решению министра внутренних дел, генерал-губернатора (при отсутствии внешней опасности) могла быть объявлена ив состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. Срок действия этого Положения устанавливался в три года, но оно регулярно продлевалось и просуществовало вплоть до февраля 1917 г.
Как уже указывалось, введение режима усиленной или чрезвычайной охраны привело к значительному увеличению полномочий местной администрации и полицейских органов. Они могли закрывать торговые и промышленные предприятия, запрещать деятельность органов печати, запрещать собрания, арестовывать, штрафовать и высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке.
В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции [14, с.340-341].
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что изменения в государственном механизме, происшедшие в эпоху реформ, явились шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это отразилось, хотя и в разной степени, на различных системах государственных органов и органов самоуправления.
Развитие Российского государства во второй половине 19 в. проходит как бы в два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы в 60-70 гг., которые отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дворянства в политической и государственной системах.
В 80-е гг. устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ.
В 1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране. Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивную власть в Центре и на местах.
При выполнении работы я выполнил поставленные изначально задачи: рассмотрел становление полиции в России после отмены крепостного права и раскрыл положение о корпусе жандармов, раскрыл общие положения о политическом сыске.
Список используемых источников
1. Гомола А.И., Панцерная С.Г., История государства и права России: Учеб. пособ. - М.: Мастерство, 2001 г.
2. Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для вузов. - М., 2003 г.
3. Добилов М.Д. Александр 2 и отмена крепостного права // Вопросы истории, 1998 г., № 10.
4. Захарова Л.Г. Россия 19 века в мемуарах Д.А. Милютина // Отечественная история, 2003 г. № 2.
5. Захаров Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история, 2005 г. № 4.
6. Исаев И.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2004 г.
7. История Государства и права России. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева- 2001 г.
8. История государства и права России: конспект лекций.- М.: Юрайт -Издат, 2009 г.
9. История отечественного государства и права, ч. 1: Учебник/Под ред. О.И. Чистякова - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристь, 2003 г.
Ю.История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П.
Титова. - М.: ООО «ТК Велби», 2003 г. 11.История России 19 в. - начало 20 в. Учебник для вузов / Под ред.
В.А. Федорова. М., 1998 г. 12.Реформы Александра 2 -М.: Юрид. лит., 1998 г. 1 З.Троицкий Н. Александр 3: время, прайление, личность // Свободы
мысли, 2000 г. № 5.
14.Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. Учебное пособие - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 г.
15.Юшков СВ. История государства и права России (9-19 вв.). Ростов на Дону, 2003 г.
1
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ