Столыпинский план модернизации России




Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ЗАОЧНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

610017, г.Киров (обл.), Октябрьский проспект, 133, каб. Д-217 тел. (8332) 57-43-35



Кафедра _______________________________________________


зачётной книжки ______________ Оценка ___________________

зачтено, незачтено



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

История


Столыпинский план модернизации России.


тема №13


1 «Маркетинг»




Чупраковой Ларисы Львовны


Егоров С.Г.


По (предмет) ______________________________________________

на тему __________________________________________________

_________________________________________________________

полное наименование тему или номер варианта

09013/ЭМ


студента ______ курса по специальности ________________________


__________________________________________________________

«Экономика и управление на предприятии»; «Маркетинг»; «Менеджмент организации»,

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»; «Финансы и кредит»


_________________________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество полностью


Преподаватель ____________________________________________

Регистрационный № на кафедре ___________

Работа поступила на кафедру «_____»___________2009 г.


ПЛАН.

Столыпинский план модернизации России.


  1. П.А. Столыпин – великий реформатор 3

  2. Аграрная реформа и ее последствия 14

  3. Реформа органов государственного управления 22

Список использованной литературы 28


1. П.А. СТОЛЫПИН – ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР


СТОЛЫПИН Петр Аркадьевич (1862-1911), государственный деятель. В 1903-1906 саратовский губернатор, руководил подавлением крестьянских волнений в крае в ходе Революции 1905-07. С 1906 министр внутренних дел и председатель Совета министров. Инициатор применения военно-полевых судов для борьбы с революционным движением («скорострельная юстиция»). В 1907-11 годах определял правительственную политику, начал проведение столыпинской аграрной реформы. Под руководством Столыпина разработан ряд важных законопроектов, в т. ч. по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости. В 1907 добился роспуска 2-й Государственной думы и провел новый избирательный закон, существенно усиливший в Думе позиции правых партий. Смертельно ранен Д.Г. Багровым1.

Петр Аркадьевич Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, куда его мать ездила к родственникам, затем был перевезен младенцем в подмосковное имение Середниково, которое сегодня является лермонтовским мемориалом.

Отец Петра Аркадьевича – Аркадий Дмитриевич, активный участник обороны Севастополя, в период русско-турецкой войны генерал-губернатор Восточной Румелии, позднее командовал гренадерским корпусом в Москве, затем – комендант Кремлевского дворца. Мать, Наталья Михайловна Столыпина (урожденная Горчакова), дочь канцлера князя М.Д. Горчакова.

С 1862 по 1874 г.г. Столыпины жили в подмосковном имении Середниково, летом семья жила в имении в Колноберже, Ковенской губернии или выезжала в Швейцарию. Когда детям пришла пора учиться, купили дом в Вильне. П.А. Столыпин в 1874-1879 годах учился в Виленской гимназии, 1879-1881 годах учился в Орловской классической гимназии. В июне 1881 года по окончании гимназии, он получил аттестат зрелости, в июле подал прошение и в августе был зачислении в Санкт-Петербургский Императорский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Кроме физики и математики здесь преподавались химия, геология, ботаника, зоология и агрономия. Именно эти науки привлекали Столыпина.

Летом 1884 года, будучи студентом, Столыпин женился на фрейлине императрицы Марии Федоровны, Ольге Борисовне Нейдгардт, дочери обер-гофмейстера, действительного тайного советника Б.А. Нейдгардта оказавшись чуть ли не единственным женатым студентом в университете. Впоследствии клан Нейдгардтов сыграл важную роль в карьере Столыпина.

В 1885 году Столыпин закончил университет и получил диплом о присуждении степени кандидата физико-математического факультета.

В 1886 году зачислен на службу в статистическом отделение в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ. 1887-1889 годы Столыпин работал в Департаменте земледелия и сельской промышленности на скромной должности помощники столоначальника, имея чин коллежского секретаря. В 1888 г. он получил придворное звание камер-юнкера.

Вначале ничто не говорило о предназначении Петра Столыпина. Семья, служба, петербургские романсы, старая нянька Аграфена, обращавшаяся к Петру Аркадьевичу на «ты»... И ничего такого, что могло бы указать на предназначение.

Но оно близко. Столыпины переезжают в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно, молодой помещик избирается уездным предводителем дворянства, начинается совсем иная жизнь. Самая любимая работа для Столыпина – создание сельскохозяйственного общества (одной из форм крестьянской кооперации), постройка и организация склада сельскохозяйственных орудий, народного дома с ночлежным отделением, библиотекой.

Молодые супруги мечтали о сыне, а на свет одна за другой появлялись девочки. В 1885 г. родилась Мария, в 1891г. – Наталья, в 1892г. – Елена, в 1895г. – Ольга, в 1897г. – Александра. В 1903г. родился долгожданный сын, названный Аркадием. В общем, первое ковенское десятилетие, до начала карьерного взлета, было вероятно, самым счастливым периодом в жизни Столыпина. «Любовь и труд, – говорил он, – вот залог счастья и жизни».

Возможно, Столыпин так бы и прожил долгие годы, служа своему делу и воспитывая детей, если бы не изменения в глубине всей российской жизни.

Наступил двадцатый век. В 1902 году Столыпин становится гродненским губернатором. Ему сорок лет. Мало кому известно это имя. Да и что такое – гродненский губернатор? Губерния незначительная, в углу. Разве что болот много, а в самой Гродне много евреев и поляков. Чем занимается новый губернатор? Земельными делами: внедрением искусственных удобрений; улучшенных орудий, многопольных севооборотов, а еще больше – устройством хуторов. Это ему знакомо.

Не пробыв и десяти месяцев губернатором ковенской губернии, уже в марте 1903 года Столыпина назначают губернатором в более крупную и важную саратовскую губернию. За этот короткий срок успели заметить в Петербурге способности молодого губернатора и решили дать ему более ответственный пост. Столыпин едет в Петербург, где 8 марта у него состоялась первая встреча с Императором Николаем II.

Саратовская губерния в начале XX века представляла собой аграрную губернию с развитым помещичьим землевладением, большая, находящаяся в центре страны. Здесь у Столыпина родовые земли, здесь Столыпины известны: двоюродный дед губернатора, Афанасий Алексеевич, был саратовским предводителем дворянства. Он не только любящий отец, но и «хозяин», как определял положение губернатора один из указов девятнадцатого века. Саратов сразу выдвинулся в один крупнейших центров промышленности и торговли России. Столыпин реорганизовал систему управления Саратовской губернии, стал вникать в каждую мелочь и со свойственным ему огромным трудолюбием стал издавать один за другим законодательные акты регионального уровня. Наиболее интересными из них были постановления в области сельского хозяйства. Столыпин потребовал от крестьянских общин отчетов о том, как происходит севооборот, посев и уборка урожая, сколько зерна производит губерния и куда оно продается. С помещиков Столыпин взял обязательство не оставлять землю в хозяйственной небрежности и сдавать ее сельским обществам в аренду. Именно в Саратовской губернии закладывались основы знаменитой столыпинской реформы

В 1904 году началась война с Японией. В стране начинаются крестьянские беспорядки, тюремные бунты. 15 июля был убит министр внутренних дел Плеве. В самом центре русской стихии оказалась Саратовская губерния, в которой революционный элемент был особо активен, в ней был один из центров Российского революционного подполья, а летом 1905 года Саратовская губерния стала одним из главных очагов крестьянского движения. В сопровождении казаков Столыпин разъезжал по мятежным деревням. Против крестьян Столыпин действовал напористо и бесцеремонно. Выступая на сельских сходах, губернатор употреблял много бранных слов, грозил Сибирью, каторгой и казаками, сурово пресекал возражения. Производились повальные обыски и аресты. Разгонялись все самодеятельные крестьянские организации. В разгар полевых работ 1905 года волна беспорядков пошла на убыль. Здесь и застала его первая революция. При этом в деятельности губернатора появились две отчетливые черты: во-первых, он не смущался карать не только левых, но и правых, если их деятельность переходила за рамки дозволенного. Во-вторых, в отличие от большинства высокопоставленных деятелей Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разгневанной толпой.

Товарищ министр внутренних дел Д.Ф. Трепов докладывал Императору Николаю II: «В Саратовской губернии благодаря энергии, полной распорядительности и весьма умелым действиям губернатора, камергер двора Вашего Императорского Величества Столыпина порядок восстановлен…».

Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 года. Депутаты I Думы были приняты царем, обратившимся к ним с речью в Зимнем дворце, на другой день – 27 апреля. Нет сомнения, что Столыпин получил свой пост именно под Думу в том смысле, что ему было доверено проложить политический курс в новых, совершенно непривычных для царизма исторических условиях – обеспечить сожительство дотоле ничем не стесненного самодержавия с «народным представительством». То, что Столыпин начал свой «конституционный» путь в ранге не главы правительства, а всего лишь министра внутренних дел, никого не обманывало. Во-первых, министерство, которое он возглавил, было ключевым, ибо именно оно определяло в первую очередь внутреннюю политику правительства; этот пост остался за ним и тогда, когда он сменил И.Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров. Произошло это уже через 72 дня. И здесь судьбы I Думы и Столыпина оказались полностью взаимосвязаны. Ее роспуск и его назначение на пост премьера (с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел) произошли день в день – 8 июля 1906 года.1

Молниеносное восхождение вчера еще рядового губернатора на вершину политического Олимпа в возрасте 44 лет было загадкой для современников, остается загадкой и поныне, потому, что никаких мощных связей и протекций у Столыпина при дворе не было. А.А. Столыпин в книге, написанной уже в эмиграции, утверждал, что Николай II назначил его брата министром внутренних дел «по своему личному почину» и по собственному же выбору назначил председателем Совета министров.

Возглавив правительство Российской империи, Столыпин имел смелость взять на себя историческую ответственность за крутой поворот в стратегическом курсе страны. Избранный курс Столыпину приходилось защищать в упорной борьбе, преодолевая сопротивление дворцовой камарильи, право-консервативных и лево-радикальных сил, а также непонимание либеральных общественных кругов. Период первых двух Дум был временем бурного восхождения Столыпина, утверждения его авторитета в «верхах».

В основу своей государственной деятельности П.А. Столыпин положил принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б. Н. Чичериным: «Либеральные реформы и сильная власть». Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в смысле «устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения», преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, «меры исключительной охраны государственного порядка». Понимая, что упование правительства только на карательные меры есть верный признак его бессилия, Столыпин основное внимание уделил не поиску зачинщиков революции, а разработке реформ, способных, по его мнению, разрешить главные вопросы, вызвавшие революцию, пытался наладить диалог с представителями оппозиционных политических сил1.

После покушения на его жизнь 12 августа 1906 года, Столыпин добился в чрезвычайном порядке по 87 статье Основных государственных законов введения указа о создании военно-полевых судов, в соответствии с которым судопроизводство завершалось в течение 48 часов, а приговор, санкционируемый командующим военным округом, исполнялся в течение 24 часов. Столыпин считал эти меры оправданными для сохранения общественной безопасности, полагая, что на насилие необходимо отвечать силой. Почти все свои главные реформы Столыпин сумел провести не через обсуждение в Государственной думе, зная, что вносимые им проекты одобрения там не получат, а по 87 статье Основных государственных законов – в чрезвычайном порядке, в период «междумья».

Для предотвращения «повторения событий 1905 года» Столыпин предлагал расширить прерогативы власти на местных губернаторов, уездных предводителей дворянства заменить уездными начальниками, назначаемыми Министерством внутренних дел из дворян. Он выступал за коренную реорганизацию местной администрации, усиление полиции путем расширения ее штатов. Применение жестких мер, по утверждению Столыпина, – «не реакция, а порядок, необходимый для проведения широких реформ; только то, правительство имеет право на существование, которое обладает зрелой государственной мыслью и твердой государственной властью». Провести успешно реформы может лишь «твердая власть», причем нельзя проводить реформы в нестабильной обстановке. «Вам господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия», – заявил Столыпин депутатам левых фракций Государственной думы, будучи глубоко убежден, что избранный им политический курс как раз и ведет к укреплению «великой России»1.

1 июня 1907 года Столыпин потребовал проведения закрытого заседания Думы, на котором прокурор Петербургской судебной палаты Камышанский предъявил членам социал-демократической фракции обвинение в подготовке к «ниспровержению государственного строя», потребовал лишения их неприкосновенности. Обвинение основывалось на подложном тексте солдатского наказа. После роспуска Думы члены социал-демократической фракции были осуждены.

Утверждением нового избирательного закона 3 июня 1907 года правительство фактически произвело государственный переворот, так как по Основным государственным законам (ст. 86) этот закон должен был рассматриваться Думой, а обошлись без нее. Столыпин и Государственная дума – это особый вопрос. Столыпин, наверное, единственный из министров царского правительства, кто не боялся выступать в Думе с ответами по самым разным депутатским запросам. Он был хорошим оратором, на трибуне держался достойно, корректно.

Реформы в России носили ярко выраженный политический характер. Столыпин никогда не скрывал, что ими он стремился потушить огонь крестьянских выступлений. В результате методы осуществления реформ вызвали неприятие их со стороны самых различных политических сил. Помимо аграрных реформ Столыпин разрабатывал очень интересные законопроекты в политической, социальной и культурной областях. Именно он от имени правительства внес на рассмотрение III Государственной думы законопроект о страховании рабочих по инвалидности, старости, болезни и от несчастных случаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий, ограничении длительности рабочего дня для малолетних и подростков. Он вносил также на рассмотрение Николая II проект по разрешению еврейского вопроса. Мало кому известно то, что Столыпин был инициатором введения всеобщего бесплатного начального образования в России. С 1907 по 1914 годы постоянно росли расходы государства и земств на развитие народного образования. Так, в 1914 году на эти нужды выделялось средств больше, чем во Франции.

Столыпин стремился повысить образовательный и культурный уровень государственных чиновников и именно с этой целью предлагал увеличить зарплату учителям, служащим почт, железных дорог, священникам, чиновникам госаппарата.

Петр Аркадьевич участвовал также в разработке документов по политической реформе. Он предложил бессословную систему местного управления, по которой выборы в земстве должны были проводиться не по сословным куриям, а по имущественным, причем имущественный ценз должен был быть снижен в десять раз. Это значительно расширило бы число избирателей, за счет зажиточных крестьян. Столыпин планировал во главе уезда ставить не предводителя дворянства, а правительственного чиновника. Предложенная им реформа органов местного самоуправления вызвала резкую критику правительственного курса со стороны дворян.

В разработке национальной политики Столыпин придерживался принципа «не утеснения, не угнетения нерусских народностей, а охранения прав коренного русского населения», который на деле часто оказывался приоритетом интересов русских вне зависимости от места их жительства. Столыпиным был предложен законопроект о введении земств в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской, Подольской), в соответствии с которым земства должны были стать национально-русскими посредством выборов через национальные курии. Следует отметить, что Столыпин никогда не допускал высказываний, унижавших и оскорблявших национальные чувства малых народов. По своим глубоким убеждениям он был русским патриотом, он понимал необходимость развития национального самосознания, достоинства, сплочения нации. Однако проводимая им политика отнюдь не способствовала разрешению национального вопроса.

Последние в его жизни проекты реформ были связаны с укреплением финансов за счет увеличения прямых и особенно косвенных налогов, повышения акциза на спиртные напитки, введения прогрессивного налога и налога с оборота. Впервые Столыпин поставил вопрос о реформировании промышленности – иностранные займы предполагалось использовать только на исследование недр земли, строительство железных дорог и особенно дорог с твердым покрытием. Предусматривалось создание семи новых министерств.

В 1908 году в средствах массовой информации началась резкая критика председателя Совета Министров. Консерваторы обвиняли его в нерешительности и бездеятельности, либералы навешивали на него ярлык «всероссийского губернатора», обвиняли в «диктаторских вкусах и повадках», социалистические партии выступили с резкой критикой внутренней политики, называли его «обер-вешателем», «погромщиком».

В марте 1911 году Столыпин подал прошение об отставке в связи
с тем, что Государственный совет окончательно отклонил законопроекты
о западных земствах. Император после недолгого раздумья отставку
не принял и пошел навстречу требованиям своего премьера.

1 сентября 1911 года, во время пребывания царской семьи в Киеве, в здании местной оперы Столыпин был смертельно ранен. Покушение совершил Дмитрий Богров. Единого мнения о мотивах преступления Богрова до сих пор нет. Исследователи считают, что убийца действовал по заданию партии эсеров. Однако партия эсеров заявила о своей непричастности к этой акции.

5 сентября 1911 года Столыпин скончался. Похоронен он был в Киево-Печерской лавре, поскольку в свое время завещал похоронить его там, где его настигнет смерть.

Уже после смерти Петра Аркадьевича в английской газете «Дейли Телеграф» появилась статья. «Можно признавать Столыпина П.А. великим государственным деятелем или не признавать, но нельзя отказать ему, ни в энергии, ни в смелости. Многие следили за его деятельностью не только с интересом, но и с искренней симпатией. Был момент, когда он оказался единственным человеком, способным взять на себя трудное дело введения в России конституционного строя …»1

Сама фигура Столыпина казалась идеально подходящей на роль реформатора. Во-первых, он появился как бы «ниоткуда», из российской глубинки, а не из привычной дворцовой камарильи и дискредитировавших себя прежних политических деятелей. Во-вторых, он был молод – 44 года. Как писал Крыжановский: «Он первый внес молодость в верхи управления, которые до сих пор были, казалось, уделом отживших свой век стариков». В-третьих, он производил впечатление человека жесткого и решительного, «сильной личности», способной навести «порядок».
И четвертое: он умел четко и лапидарно излагать свои мысли, что в эпоху нарождавшейся «публичной политики» имело особую цену. Его изречения и теперь с восторгом повторяют наши государственные деятели1.

Столыпину было отпущено всего пять лет – срок ничтожный
в исторической перспективе. Он предлагал эволюционный путь и гарантировал, что страна станет «великой Россией». Он успел сделать только первые шаги. Продвинуться дальше по пути реформ помешали выстрелы в Киеве.
2

Куда более знаменательно то, что второго деятеля такого масштаба империя больше не нашла, что, кстати, подтверждает забываемую сейчас, но очевидную в то время истину – самодержавие и вся страна находились в состоянии глубочайшего кризиса. В лице Столыпина империя получила шанс, который оказался неиспользованным.

Императорская Россия уверенно шла к катастрофе, отвергнув единственный шанс, который дал стране Столыпин. Через шесть лет после смерти Столыпина империя рухнула. Не доведенные до конца реформы обернулись гражданской войной.3


2. АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Самой больной, самой слабой
частью, которая хиреет,
которая завядает, является
крестьянство. Ему надо помочь.

Петр Столыпин


Просто сказать, что указ 9 ноября 1906 года был главным делом жизни Столыпина, будет явно мало. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее – великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал. Столыпин прекрасно это сознавал1.

Революционные события 1905 года заставили власть серьезно испугаться. Особенно бесчинствовали крестьяне, давно таившие злость на богатых помещиков. Вырвался на волю дух Стеньки Разина – и пролилась кровь. Громили помещичьи усадьбы, самовольно захватывали земли. Страна требовала радикальных аграрных реформ. Воплощать их в жизнь взялся молодой и амбициозный премьер-министр Петр Столыпин.

Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила правительство отменить (ноябрь 1905 года) выкупные платежи с 1906 года наполовину, а с 1907 года полностью. Но этого было недостаточно. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась еще в 1902 году, но тогда правительство отказалось от ее реализации. П.А. Столыпин настоял на проведении реформы и поэтому ее назвали «Столыпинской».

Реформа осуществлялась несколькими методами.

1) Указ 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянину выход из общины, а закон 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным.

2) Крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор.

3) Создавался фонд из части казенных и императорских земель.

4) Для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды.

5) Учитывая «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казенные склады сельскохозяйственных машин, обеспечивали агрономические консультации, медицинскую и ветеринарную помощь.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, снять социальную напряженность в деревне и создать там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии1.

Столыпин планировал провести целый ряд преобразований: реформировать местное управление, ввести всеобщее начальное образование, наладить государственное страхование рабочих и пр. Но по мере того, как революция уходила в прошлое, и в верхах ослабевал страх перед нею, Столыпин сталкивался с все более упорным сопротивлением царя и окружавших его черносотенцев. В результате единственной реформой, которую ему удалось более или менее последовательно провести в жизнь, была аграрная.

«Цель правительства, – говорил в мае 1907 года Столыпин, – вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там… и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину… освободиться из тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность».

Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, которое, по его мнению, должно было бы стать новой надежной опорой государственной власти.

9 ноября 1906 года Николай II подписал указ, разрешающий любому крестьянину оформить в личную собственность принадлежащие ему общинные наделы земли. Указ разрешал крестьянину требовать от общины свести все принадлежащие ему участки земли в отруб. Если община добровольно (2/3 голосов) в течение месяца не удовлетворяла ходатайство, то закрепление в собственность (чересполосными наделами или выделом) производилось в принудительном порядке земскими властями.

Этим Указом, принятым в чрезвычайном порядке, было положено начало выходу крестьян из общины. Как закон он стал действовать, пройдя через обсуждение в III Государственной думе, только с 14 июня 1910 года. Столыпин не был сторонником насильственной ломки общины. Он никогда не требовал всеобщей унификации форм землепользования и землевладения. Разъясняя позицию правительства по аграрному вопросу в Государственной думе 10 мая 1907 года, он подчеркнул: «Пусть собственность эта будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть наследственная»1. Насильственные меры предполагались в тех случаях, когда община препятствовала выходу крестьян, что было весьма распространено. Выход крестьян из общины подразумевался в два этапа: сначала чересполосное укрепление наделов, а затем выход на отруба и хутора. Была снята семейная форма собственности на землю, надел стал не коллективной собственностью семьи, а собственностью землевладельца. Отменялись выкупные платежи за землю, крестьяне освобождались от принудительного севооборота в целях недопущения излишней концентрации земли в одних руках и спекуляции землей. Были также запрещены продажа земли не крестьянам и скупка в пределах одного уезда более 6 душевых наделов, определенных по реформе 1861 года. По разным губерниям этот надел колебался от 12 до 18 десятин. С июля 1912 года была разрешена выдача ссуд под залог для приобретения крестьянами земли, введены различные формы кредита – агрокультурного, ипотечного, землеустроительного, мелиоративного.

Однако не все задуманное идеально реализовывалось на практике. Добровольность выхода крестьян из общины повсеместно не соблюдалась. Поскольку принудительный выдел земли из общины мог быть осуществлен по требованию хотя бы одного крестьянина во время общего передела, а срок от передела до передела равнялся 12 годам, в 1909 году. Министерством внутренних дел был издан циркуляр, в котором дозволялись принудительные выделы земли. Таким образом, осуществление экономических реформ поддерживалось административными мерами. Карьера губернаторов и земских начальников на местах во многом зависела от выполнения
Указа 9 ноября 1906 года, что толкало их на многочисленные злоупотребления. В стране элементарно не хватало землемеров, способных справиться с требуемым объемом работы.

Не хватало и денег, выделенных на реализацию реформы. Так, по явно заниженным подсчетам Государственного контроля, минимальная стоимость обустройства одного хозяйства на хуторе составляла от 250 до 500 рублей. Министерство земледелия на всю европейскую часть России выделило ссуд на общую сумму в 32,9 миллиона рублей, в то время как
в стране, по данным переписи, в 1905 году насчитывалось около
12 миллионов крестьянских семей
1.

Для осуществления реформы было характерно насаждение хуторской системы землевладения, хотя природные, географические условия, социально-психологическая готовность крестьян к новым формам хозяйствования не всегда этому благоприятствовали. И все-таки к 1915 году более 25 процентов домохозяев объявили о выходе из общины. Чаще всего это были беднота, крестьяне, работавшие в городе, и в меньшей степени крестьяне, желавшие вести независимое хозяйство. Покупателями земли часто оказывались зажиточные крестьяне, не вышедшие из общины, а также сами общины, возвращавшие земли в мирское пользование.

Будучи крупным землевладельцем (Столыпин имел около 8 тысяч десятин), он категорически выступал против насильственного отчуждения помещичьих земель, полагая, что это приведет к резкому падению агрокультуры и культурного уровня деревни в целом. Не лишена смысла критика Столыпиным в Государственной думе проекта о национализации земли. Он отмечал, что земля, отчужденная у одних и предоставленная другим, «получила бы скоро те же свойства, как и вода, и воздух. Ею бы стали пользоваться, но улучшать ее, прилагать к ней свой труд с тем, чтобы результаты этого труда перешли к другому лицу, – этого никто не стал бы делать. Вообще стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться, была бы сломлена», национализация земли «поведет к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, к такому изменению всех социальных, правовых и гражданских отношений, какого еще не видела история». Не поддерживал он и идею об арендных отношениях в земледелии, считая, что временное владение землей будет вести к ее быстрому истощению.

Важной частью аграрного законодательства Столыпина стала деятельность Крестьянского банка, скупавшего земли и перепродававшего затем их крестьянам на льготных условиях, причем часть расходов финансировалась государством. Одним из способов наделения землей правительство выбрало путь переселенческой политики в Сибирь. Указом от 10 марта 1906 года всем желающим без ограничений было предоставлено право на переселение. Правительство выделило средства на прокладку дорог, благоустройство на новом месте, медицинское обслуживание, общественные нужды. Пожалуй, это направление аграрной политики стало наиболее эффективным. За 1907-1914 годы в Сибирь переселилось 2,44 миллиона крестьян, или 395 тысяч семей. Население Сибири за годы колонизации выросло на 153 процента. Если до реформы в Сибири проходило сокращение посевных площадей, то после реформы те были расширены почти вдвое. По темпам развития животноводства Сибирь обгоняла европейскую часть России. Масло и сыр, изготовленные в Томской и Тобольской губерниях, стали широко известны не только в России, но и в Европе.

В то же время далеко не все из переселенцев сумели прижиться на новом месте; от 5 до 12 процентов крестьян вынуждены были вернуться в родные места. Сказывались недостаточная финансовая поддержка государства, отсутствие дорог, отдаленность районов, плохая адаптация к новым климатическим условиям, неурядицы во взаимоотношениях с местным населением. В целом активная переселенческая политика помогла несколько снять остроту аграрного вопроса в центре России, в какой-то мере оправдывая высказывание Столыпина «Дальше едешь – тише будешь!».

Оценивая аграрные реформы Столыпина, следует признать их целесообразными, с экономической точки зрения – необходимыми.
С 1909-го по 1914 годы Россия производила зерна больше, чем основные ее конкуренты – США, Канада и Аргентина – вместе взятые. Конечно, надо иметь в виду, что во все эти годы были хорошие, а в 1909 и 1913 годах рекордные урожаи, но столь разительные перемены положения дел в сельском хозяйстве напрямую связаны с проведенными реформами. Начался бурный рост вначале кредитных, а затем и производственных, сбытовых и потребительских кооперативов, оказывалась разносторонняя агрокультурная помощь: организовывались курсы по изучению, демонстрации и внедрению новых эффективных форм хозяйствования.

Однако Россия не стала процветающей страной. Не были решены проблемы, связанные с голодом и аграрным перенаселением. Сельское хозяйство по-прежнему развивалось экстенсивно, производительность труда в нем росла медленнее, чем в США и странах Западной Европы.

Для осуществления реформ такого масштаба не было создано должной финансовой и материальной базы, и оно форсировалось чисто административными мерами. Как известно, Столыпин считал, что реформы могут быть успешно осуществлены в течение 15-20 лет.

Реформа имела огромные экономические и политические последствия. Был создан новый общественный класс крестьян-землевладельцев, кровно заинтересованных в стабильности общества, которую могло обеспечить только царское правительство.

Самая-то главная – аграрная реформа – детище Столыпина – продолжалась, и, получи он просимые 20 лет покоя, она бы в корне изменила ситуацию, став исходной базой всестороннего и быстрого прогресса. Увы, и это не так. Допустим, что новый аграрный курс увенчался бы полным успехом. Безусловно, это усилило бы социально-экономический и иной прогресс в стране. Но он не был бы таким, какой нужен, чтобы выдержать все более ужесточавшееся соперничество с великими державами за историческое выживание, сохранение ранга и позиций великой державы1.

Удалась ли аграрная реформа Столыпину? Историки в основном считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых. Зато публицисты, и особенно Александр Исаевич Солженицын, убеждены в безусловном успехе преобразований, подчеркивая предвоенное хлебное изобилие в России. Если обратиться к фактам, то они не дают оснований для однозначных оценок: из общины вышло около 2 млн. крестьян, что сопоставимо с нынешним фермерским движением…

Но не лучше ли на столыпинскую реформу посмотреть с другой стороны: а какие были альтернативы? По сути всего одна: полное отчуждение помещичьих земель и передача их крестьянам. Может быть с чисто экономической точки зрения такой вариант и дал бы стимул для развития аграрного производства. Но политические последствия подобного решения – и премьер убедительно доказывал это – были бы катастрофическими. Потеря дворянством его материальной базы означала гибель всей российской цивилизации, что собственно, и произошло при большевиках. Ликвидация дворянства как класса не к чему иному, как к немедленному социальному взрыву, краху, государственности, культуры и социальной системы, не привела.

Таким образом, реальной альтернативы столыпинской реформе не было. Если она, в конечном счете, и не спасла Россию – в 1917 году крестьяне пошли за большевиками и эсерами, - то и другие варианты вели к катастрофе1.


3. РЕФОРМА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


Реформаторские проекты в истории России были обычно внутренне противоречивыми. В них не было системности. Они изменяли элементы системы во имя сохранения целого – самодержавной модели управления.

Вначале XX века вертикаль власти фактически отсутствовала, ниже губернатора государственные учреждения не были объединены, действовал архаичный институт предводителей дворянства (кроме губерний, где их назначали). Революция 1905 года подорвала связи между центром и провинцией, никто не имел полной картины дел в губернии, и
с этим нужно было что-то делать.

Петр Аркадьевич Столыпин сам разрабатывал план местной реформы. В конце 1906 года в Совете министров был представлен Министерством внутренних дел проект местной реформы уездного управления. Он включал в себя замену сословной крестьянской волости всесословной в качестве мелкой земской единицы, переход от сословных к имущественным куриям на выборах уездного земства и отказ от сословного принципа замещения ряда административных должностей в уездном управлении. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара – агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Причина замены была такова, что избранный дворянством предводитель мог проявить строптивость, а вот назначенный уездный начальник беспрекословно исполнял бы волю министерства. Уездный начальник должен был наблюдать за всеми учреждениями в регионе. Создавался также уездный совет во главе с уездным начальником, в который вошли бы представители министерств в уезде, руководители уездного земства и муниципальных дум, предводитель дворянства. Совет должен был заменить все комитеты по разным вопросам. Уездные предводители дворянства превращались в представителей своего класса с ограниченными функциями: надзор за школами, председательство в уездном земстве и землеустроительной комиссии. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени. П.А. Столыпин добился одобрения законопроекта не без серьезного нажима на членов правительства. Но дворянство было против этого проекта. Его сопротивление вынудило Совет министров пойти на уступки. В третью Думу был представлен другой проект, который устанавливал имущественный ценз и этим отсекал от выборов интеллигенцию. Коллегиальное правление заменялось единоличным – старшиной, самого слова «земство» не было в названии проекта. Однако этот проект так и не был осуществлен.

Зимой 1906 года в Совет министров был также представлен Столыпиным проект реорганизации губернского управления. В нем ставилась цель – решить проблему единства губернской власти, четкого определения функций и статуса губернатора, повышения эффективности власти. Губернатор должен был назначаться императором по предложению министра внутренних дел после одобрения Советом министров. Все общие приказы центральной власти должны были доводиться через губернатора, он надзирал за всеми департаментами, кроме юридических служб, государственного контроля и высших учебных заведений. За губернатором сохранялось право вето на назначения, давалась власть в землеустройстве и просвещении, поручался контроль над сбором налогов и ответственность за правопорядок. Вместо губернской палаты предполагалось создание Совета для объединения всех ведомств и усиления связи с самоуправлением. В него должны были входить губернатор, его два заместителя – по общим вопросам и по вопросам полиции, высшие лица всех ведомств в губернии, предводитель дворянства, председатель земской управы, городской голова столицы губернии, представители губернского земства и Городской думы. Для облегчения поиска профессиональных и достойных чиновников предполагалось существенное повышение зарплаты и введение требования высшего образования для всех начальников.

Было предложено ограничить власть губернатора в отношении ведомств общими вопросами. Министры потребовали также убрать право министра внутренних дел отменять обязательные приказы губернатора и провинциального Совета – это можно было сделать только через соответствующие министерства и Сенат. В случае болезни губернатора заменять его должен был председатель казенной палаты, а не вице-губернатор по общим вопросам. Предлагалось ограничить права наказывать, назначенных правительством, хотя министр юстиции Щегловитов и требовал убрать судебный иммунитет высших чиновников в губерниях. Оппозиция министров опять не дала осуществить проект.

В феврале 1907 года были внесены в Государственную думу «Положение о поселковом управлении» и «Положение о волостном управлении». Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне – в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Предполагались внеклассовое волостное земство и поселковый сход. Волостному земству должны были быть переданы вопросы полиции, призыва в армию, регистрации актов гражданского состояния, сбора налогов. Надзор за этими земствами должен был возлагаться на министра внутренних дел через уездного начальника и уездный совет. Этот проект был передан на рассмотрение уже Третьей думе.

В 1907 году Столыпин представил Совету министров проект преобразований губернских и уездных земств и муниципальных дум. Сущность проекта заключалась в следующем: ослабление ограничений финансовых прав земств и дум; создание внеклассового земства на уровне волости; интеграция местных учреждений самоуправления и исполни-тельных органов в форме губернских и уездных советов; активизация работы Совета по делам местного хозяйства. Земствам передавался контроль над многими дорогами и портами, разрешалось нанимать дополнительных полицейских и вводить для этого специальный налог. Отменялся также и закон, по которому губернатор утверждал земских служащих и имел право их увольнять. Предполагалось и сокращение имущественного ценза наполовину, а налоговых квалификаций для бизнеса на 1%. Разрешалось голосовать высшему классу нанимателей квартир, восстанавливались права евреев участвовать в выборах муниципальных дум и занимать административные посты. Для крупных землевладельцев предполагался автоматический статус членов земства. Кроме того, согласно «Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений», сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством. Этот проект был представлен во Вторую думу. Правые высказались против реформы.

Таким образом, из огромного комплекса мероприятий, которые должны были бы реорганизовать систему управления огромной империей, практически ничего не было сделано из-за противодействия «правых».

Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это в первую очередь относилось и к проблеме государственного управления – к вопросу о власти. Отсутствие полноценного диалога между властью и обществом – одна из наиболее болевых точек в истории России XIX столетия. Игнорирование этой проблемы приводило к дестабилизации общественно-политической жизни, в условиях которой проведение прочих насущных реформ было невозможным. Диалог между властью и обществом можно было осуществить лишь посредством институтов правового государства, устанавливавших определенные правила игры, конституционные рамки для необходимого взаимодействия.

Петр Аркадьевич Столыпин был принципиальным сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы предполагавшегося значения. Однако взаимодействие между правительством и I и II Думами оказалось невозможным, так как депутаты в значительной своей части не считали нужным вести диалог с исполнительной властью и видели перспективы развития страны вне рамок действовавшей правовой системы. В итоге правительство встало перед необходимостью реформировать избирательное законодательство.

Правительство искало договоренности с народными представителями по каждому вопросу законодательства. Министры регулярно посещали пленарные заседания Думы и Государственного Совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России. Депутаты Думы и члены Государственного совета неоднократно приглашались министрами на частные или полуофициальные совещания, где в спокойной обстановке обсуждались предстоявшие обсуждению законопроекты.

Опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые был реализован правовой механизм широкой общественной экспертизы правительственных инициатив. Реформы же были не плодом традиционного бюрократического волюнтаризма, а стали результатом мучительного поиска компромиссов между властью и обществом.

П.А. Столыпин стремился к качественному преобразованию системы местного самоуправления во имя ее демократизации и повышения эффективности. Он решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать «своей» для общества.

При Столыпине законотворчество приняло небывалый размах. Если до него в первую Думу было внесено 16 законопроектов, то во время его премьерства во вторую Думу уже – 287, в третью – 2567, а после него –
в четвертую – 2625. Правда, не все эти законопроекты превратились
в законы по тем или иным причинам. Жизнь реформ во многом зависела, во-первых, от состава кабинета, готовности министров следовать политике Петра Аркадьевича, а также от позиции монархии, в частности, Николая II и его окружения, и Государственного совета. Правительственная программа встретила серьезную оппозицию справа. Главным объектом критики были, если не считать аграрной реформы, проекты преобразования органов местного самоуправления. Исходя из сугубо эгоистических, узкоклассовых интересов и, кроме того, опасаясь, что преобразования либерального толка вызовут анархию и революцию, наиболее консервативные круги в правительственном лагере выступали против проведения в жизнь практически всех начинаний П.А.Столыпина, за исключением аграрной реформы.
1.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аврех А.Я., П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. –
    М., 1991

  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., История Отечества: С древнейших времен до наших дней:: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2001. – 360 с.

  3. Бок М.П., П.А. Столыпин: Воспоминания о моем отце. – М.: Современник, 1992. – 316 с.

  4. Бондарев В., Столыпин и Гайдар, или Реформаторы в своем Отечестве, «Родина», июнь, 1994

  5. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. и др., История России. ХХ век – М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999. – 608 с.

  6. Дьяков И.В., Забытый исполин, Роман-газета – 20 (1242), 1994

  7. Зырянов П.Н., Петр Столыпин. Политический портрет. М.,
    1992.

  8. Иванов Б. Ю., Карев В. М., Куксина Е. И., Орешников А. С.,
    Сухарева О. В., История отечества с древнейших времен до наших дней, Энциклопедический словарь, Москва, 1999

  9. Короленков А.В., Гуленков К.Л., Готовимся к экзамену по истории России. – М.: Рольф, 2001. – 448 с.

  10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.,
    История России с древнейших времен до наших дней. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.-544 с.

  11. Рыбас С.Ю., Тараканова Л.В., Жизнь и смерть Петра Столыпина, Роман-газета – 20 (1242), 1994

  12. Степанов С.А., Столыпин – история убийства. Жизнь и смерть ради России. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – 448с.

  13. Сборник цитат «П.А.Столыпин. Мысли о России» П.А. Столыпин. Мысли о России. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), - 2006.

  14. Тери Э., Экономическое преобразование России/ Эдмон Тери; [пер. с фр. А.А. Пешкова]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 183 с.: табл.

  15. Тимошина Т.М., Экономическая история России. Учебное пособие./ Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 2-е, стереотипное. – М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинфор», 1998. – 432 с.

  16. Федоров В.А., История России 1861-1917, М.: Высшая школа, 2000. – 384 с.: карты

  17. http://www.stolypin.ru

  18. http://www.nameofrussia.ru




19 апреля 2009 г. _______________

1 Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева, История отечества с древнейших времен до наших дней, Энциклопедический словарь, Москва 1999

1 Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991

1 Зырянов П.Н., Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

1 В.А. Федоров, История России 1861-1917, М.: Высшая школа, 2000. – 384 с.

1 Жизнь и смерть Петра Столыпина, С. Рыбас, Л. Тараканова, Забытый исполин Петр Столыпин, Роман-газета – 20 (1242), 1994, стр.21

1 Владлен Логинов, Столыпинские итоги, Газета «Новая жизнь» 2002, № 10.

2 Степанов С.А., Столыпин – история убийства. Жизнь и смерть ради России. – М.: Яуза, Эксмо, 2006.

3 В. Бондарев, Столыпин и Гайдар, или Реформаторы в своем Отечестве, «Родина», июнь, 1994

1 Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991

1 А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997.-544 с.

1 Сборник цитат «П.А.Столыпин. Мысли о России» П.А. Столыпин. Мысли о России. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), - 2006.

1 Тери Э., Экономическое преобразование России/ Эдмон Тери; [пер. с фр. А.А. Пешкова]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 183 с.: табл.

1 Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991

1 В. Бондарев, Столыпин и Гайдар, или Реформаторы в своем Отечестве, «Родина», июнь, 1994

1 Федоров В.А., История России 1861-1917, М.: Высшая школа, 2000. – 384 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ