Святители Смутного времени
Содержание:
1. Введение.
2. Святители ”Смутного времени”.
3. Пострадавшие иноки и монастыри.
4. Прп. Галактион Вологодский.
5. Предсказания и мученическая кончина старца.
6. Почитание преподобного и канонизация.
7. Литература.
1. Говоря о подвиге святости на Руси следует отметить, почти каждый период церковной истории имеет святых прославившими его. Таковым было и время, когда Русская земля переживала период смуты, когда вихрем разрушалось все былое: связи, представления и сложившиеся порядки. Законного государя не было; один за другим являлись самозванцы - ставленники иезуитов, которые готовы были духовно поработить Русь и в духовном отношении переподчинить ее Риму. Поляки и литовцы бродили шайками по Руси и производили насилия и грабежи. Смутное время сеяло ужасы в сердца людей, но несмотря на это православное духовенство было воодушевлено на подвиги. Их живая вера в простоте сердца была противопоставлена лукавому умыслу западного рационализма. Исконно русский дух отвергал чуждый западный.
2. В нелегкое Смутное время к таковым, принадлежит при. Галактион, старец Вологодский и многие другие мученики. На их долю выпало безвластие и неустроенность. В данном реферате вначале, упомянем многих мучеников сего периода. Это были: патр. Гермоген, заключенный в Чудов монастырь, где “немилостивии приставники изменничьи замориша его гладом”[Тол.,с.502]; “Псковский епископ Геннадий, видя измену большей части псковитян... умер от горести (24 августа 1609 г.). Суздальский архиепископ Галактион был изгнан тушинцами из своего кафедрального города (1608) и скончался в изгнании”[Мак.,гл.1;5]; митр. Исидор Новгодский, претерпевший множество притеснений; свт. Иосиф Коломенский, сопротивлявшийся первому самозванцу, схваченный воинами второго; Сергий архиеп. Смоленский , в узах отправленный в Польшу.
“Тверского архиепископа Феоктиста, того самого, который прежде так удачно прогнал от Твери крамольников, теперь схватили (1608) и отправили в Тушино, где он перенес многие муки, ...его убили на дороге к Москве (в марте 1610 г.); ...тело его найдено впоследствии правоверными израненное оружием и искусанное плотоядными животными”[Мак.,гл.1;5]. Авраамий Палицын пишет: “Тверскаго архиеп. Феоктиста обезчестивше по многих муках... смерти предаша. Такоже и Суздальский архиеп. Галактион (за непризнание 2-го Лжедимитрия) во изгнании скончался. Коломенского епископа Иосифа литовские люди под предводительством пана Лисовского взяли в плен по разорении Коломны (1608), влачили при своем отряде и привязывали к пушке, “под грады водяше, и сим страшаше многих”[Тол.,с.483-485,501]. “К счастью, царские воеводы скоро отбили у злодеев несчастного епископа и привели в Москву, откуда он и возвратился на свою епархию и по-прежнему ревностно старался удерживать народ от измены государю”[Мак.,гл.1;5].
“Когда один из отрядов Сапеги вместе с переяславскими изменниками приблизился к Ростову (11 октября 1608 г.) и жители города бежали в Ярославль, Ростовский митрополит Филарет Никитич с немногими усердными воинами и гражданами заключился в соборной церкви, и, готовясь к смерти, причастился сам Святых Тайн, и велел священникам исповедать и причастить всех прочих... началась резня; ...его схватили, ...и босого, в одной свитке, повели в Тушино, подвергая его на пути разным поруганиям”[Мак.,гл.1;5].
3. На Церковь Христову обрушились невиданные преследования и гонения, при этом пострадали многие насельники православных обителей. Но сколько ни было в Москве и во всей России церквей и монастырей, почти все они более или менее пострадали в Смутное время, многие были даже совершенно разорены или опустошены. В Москве злодеи если не сожгли, то "многия Божии церкви и монастыри осквернили и разорили, и раки чудотворных мощей разсекли, и чудотворныя мощи поругали, и во всех Божиих церквах лошади поставили, и в монастырех стали жити, и многое убийство, и поругание, и осквернение иноческому чину учинили"[Мак.,гл.1;1].
Такая же участь постигла монастыри и церкви и во всех других городах и местах Южной и Средней России, где только бродили и бесчинствовали польские и литовские люди, русские воры и изменники, донские и запорожские казаки, и везде, разоряя храмы и монастыри, они не давали пощады ни инокам и священникам. “Тогда, — пишет современник-очевидец, — во св. Божиих церквах скот свой затворяху (поляки и русские изменники) и псов во олтарех питаху, освященный ж ризы не токмо на потребу свою предираху... Чин иноческий и священнический не вскоре смерти предаяху, но прежде зле мучаще всячески и огнем жгуще, испытующе сокровищ... св. иконы местныя и царския двери, и сия постилающе под скверныя постели... иныя же св. иконы колюще и вариво и печиво строяще. Из сосудов же церковных ядяху и пияху...”[Мак.,гл.1;1].
Литовские люди с изменниками-переяславцами, взявши Ростов, "раку чудотворцову Леонтьеву златую сняша и разсекоша по жеребьем, казну ж церковную всю, и митрополии, и градскую, пограбиша, и церкви Божия разориша”[Мак.,гл.1;1].
“Монастыри, каков, например, Кирилло-Белозерский, несмотря на разорения, которым подвергались, не верили ворам и изменникам, твердо стояли за своего государя, писали грамоты по городам и многих подкрепляли”[Мак.,гл.1;1]. Кириловский монастырь 5 лет отбивался от нападения врагов [Таль.,с.320]. “Шайки Сапеги осадили Пафнутиев монастырь, где находились царские воеводы, и, овладев им, "посекоша всех, игумена и братию", и еще до 12 тысяч войска, а самый монастырь разорили”[Мак.,гл.1;1]. “В Малоярославском монастыре избита врагами вся братия, так что он более 10-ти лет стоял в запустении. “Шайки Лисовского, овладев также после многих приступов монастырем Колязинским, вынули мощи чудотворца Макария из серебряной раки, некогда устроенной Борисом Годуновым, и повергли на земли, а самую раку рассекли, игумена со всею братиею и всех людей побили, всю монастырскую казну взяли и монастырь сожгли”[Мак.,гл.1;1].
В Калязинской обители прп. Макария умерщвлено 68 иноков, в 2-х Костромских монастырях - более 20-ти, а в Спасоприлутском близ Вологды - до 200 [Тол.,с.501]; При чем было “сожжено в трапезе 59 монахов и 32 убито”[Мак.,гл.1;1]. “При разорении Толгского монастыря в Ярославле убиты были все иноки и служки в числе 46 человек”[Мак.,гл.1;1].Также пострадали прп. Ефросин и инок Иона на берегу Синичьего озера, убитый поляками [Таль.,с.319]. Страшное и беспощадное было время. Разгнуздание толпы переходило в кощунство и садистского издевательства над святыней. В писцовых книгах Новгородской пятины после Смутного времени постоянно встречаем такие ответы, при описании монастырей и церквей такие слова: "на посаде монастырь разорен до основания, игумена и старцев нет ни одного человека, церковь ветха, стоит без пения..."[Карт., с.85].
Смиренные иноки не щадили жизни своей за отечество; обители оказывали несокрушимыми твердынями веры и верности. Более же всех прославила себя Троице-Сергиева обитель, видевшая перед своими стенами 16-ть месяцев “толпы иноверцев, Поляков и Литву, пришедших поругать и расхитить церковь и сокровища церковныя”[Таль.,с.321]. Она явилась незыблемым оплотом Москвы и всего отечества в “смутное время”. Обитель защищали ратные люди в числе 1300 человек и 200 иноков с архимандритом Иоасафом.
4. Имя преподобного Галактиона Вологодского бесспорно имеет немалое значение среди мучеников сего периода. На его долю пришлось нелегкое время неустройства и погромов, что, в свою очередь, является стимулом в духовном отношении. О личности святого мы можем судить на основании его жития и работ некоторых исследователей.
Прп. Галактион, согласно житию, был сыном потомка литовский князей, боярина Ивана Ивановича Бельского [Таль.,с.320]. Однако проф. Голубинский пишет о том, что “И. И. Бельского, казненного Иваном Грозным, вовсе не существовало. Ученные предполагают, что он был сын боярина Феодора Ивановича Бельского, убитого по приказу Шуйских в 1542-м году, в малолетство Грозного. Таким образом, - заключает Голубинский, - “происхождение Галактиона остается загадочным”[Гол.,с.197]. Таким образом, мы можем заключить. что сей юноша Из жития известно, что Гавриил (“в родословных книгах мирское имя преподобного другое - Георгий”[жит.,с.134]) в семилетнем возрасте был укрыт родственниками и отправлен в г. Старицу.
Вступив в супружество, из-за скорой смерти супруги, “возложил на себя вериги и начал подвизаться в посте и молитвах”[жит.,с.135]. Так было положено начало знаменитому, в те годы, монастырю. Не имея учителя духовной жизни, сущность монашеского делания он осмысляет самостоятельно. И он, вероятно, пришел к пониманию того, что выбор иноческого пути влечет за собой и полное переустройство внутреннего мира и образа жизни. Тайно приняв постриг с именем Галактиона и “приковал себя цепью к стене в своем затворе”[Тал.,с.320].
Ведя аскетический образ жизни преподобный сподобился дара предсказания, утешения. Полнота внутреннего мира в его душе заменяла ему оставленный мир, с его суетой и обманчивыми прелестями жизни. Он ушел из этого мира, дабы со временем, стяжав благодать Святого Духа, отдать себя для преображения страждущего мира. Галактион ничего не имел в своей келье, кроме рогожки и бедной одежды.“Со временем, узнав о добродетельной жизни подвижника, к затворнику стали приходить за советами, и он принимал всех одинаково, и богатых и бедных; его слова и молитвы были исполнены силы“[Трои.,с.29-30].
Множество троп сходилось к келье преподобного. И он воссиял подобно светилу среди мрака в Вологодской земле, потому что его жизнь и слова были близки сердцу людей приходивших к нему и, вероятно, выражали суть исканий и стремлений русского народа.
5. Впоследствии, святой предсказал, что Вологодская земля будет разорена поляками. “Грехи призвали на нас ляхов и Литву: пусть начнут пост и молитву, - предсказывал старец, - и поспешат построить храм Знамения Богоматери. Царица небесная избавит Вологду...”[Тол.,с.483]. Тем не менее жители Вологды не вняли совету старца. Один из видных горожан, Нечай Щелкунов стал даже противоречить святому: “... ради собственного удобства добивается он постройки новой церкви... ведь, есть неподалеку храм Флора и Лавра и церковь святой Екатерины”. Святой отвечал: “ Не о себе я забочусь, а о нашем городе... здесь будет построена обитель, соберется и братия...”[свят.,с.137-138]. Св. Галактион обличал горожан за осквернение места вокруг церкви прп. Димитрия Прилуцкого: “вы прогневали своего заступника... построили лавки и открыли торговлю; знайте же, что храм сей будет разорен первым”[свят..с.138]. Святой предсказывал одним смерть от вражеских мечей, а другим спасение.
И Сие предсказание исполнилось 22 сент. 1612 г., когда поляки напали на Вологду и, согласно летописи “город взяли и людей всяких посекли, и церкви Божии поругали, и город и посады выжгли до основания”[Тол.,с.483]. “При разорении церквей в Вологде польскими людьми и русскими ворами (в сентябре 1612 г.) умерщвлены: 3 протоиерея, 34 священника, 6 дьяконов и 6 иноков,.. Самого епископа Вологодского Сильвестра злодеи взяли в плен и четыре ночи держали под стражей, много раз приводили к казни и отпустили чуть живого”[Мак.,гл.1;1]. Тогда же пострадал и прп. Галактион находившийся в своей келье, “которого жестоко били и терзали”. Скончался старец на третий день 24 сент. Жители окрестных мест, почитатели мученика, погребли тело страдальца в бывшей его келье.
6. Почитаемый при жизни стал еще более чтим по своей мученической кончине. “Спустя несколько лет, жители Вологды, видя различные чудеса совершавшиеся при гробе страдальца, вспомнили его совет и построили храм Знамения Богоматери, как и завещал старец”[Тро.,с.31]. Над самой могилой преподобного в 1627 г. была построена деревянная часовня, а немного спустя, по желанию жителей Вологды и благословению архиеп. Варлаама, там была основана монастырская община. Сей монастырь, к концу XVI в., назывался Галактионовой пустынью, по имени преподобного Галактиона, ее основателя. И только с 1654 г. начал называться Свято-Духовским, когда в нем, на средства пожертвованные царем Алексеем Михайловичем, был построен Храм в честь сошествия Святого Духа [Обит.,с.73].
Из источников известно о том, что в 1691-1692 гг. игумен Авраамий с братией ходатайствовали перед патриархом Адрианом, о прославлении вологодских усопших: ”... яко просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобных отец Герасим и преподобный Галактион и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяют недугующим многая... зане пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога... и цельбы приемлют”[Гол.,с.432]. Однако прославление преподобного состоялось позже и, согласно проф. Голубинского было установлено где-то между 1880 и 1885 гг., ибо в описании Духовского монастыря от 1885 г. уже говорится “о существовании в монастыре престола в честь прп. Галоктиона”[Гол.,с.197]. “По благословению Вологодского архиепископа Варлаама (1626 — 1645) — житие преподобного Галактиона Вологодского одним из иноков местной обители”[Мак.,гл.3;4].
Очевидно тогда же, в Храме Знамения иконы Божией Матери, над почившими под спудом мощами преподобного, была воздвигнута металическая посеребренная рака. Там же хранятся вериги и некоторые вещи святого, как доказательство его подвигов и нестяжательности; а над колодезем, выкопанным старцем, устроена, каменная часовня [Обит., с.74].
Все они, прошедшие горнило страшных испытаний, прославили Вседержителя и пронесли свою пламенную веру перед отступниками и гонителями и показали как нужно любить Христа и быть верным Ему даже до самой смерти.
7. Литература:
1. Толстой, История Русской Церкви,
2. Макарий, митр., История Русской Церкви, том IX, Internet изд.“Неизвестные страницы русской истории”; www.rus-sky.com/history/;
3. Тальберг Н., История Русской Церкви, том I, репринт, “Светлячок”,Псков, 1994;
4. Карташев А. В., Очерки по истории Русской Церкви, том II, “Терра”, М., 1997;
5. Голубинский, История канонизации святых
6. Димитрий Ростовский, свт., Жития святых, месяц, репринт, изд. Оптиной Пустыни,
7. Троицкий патерик, репринт,
8. Православный русские обители, репринт,
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ