Технологическая карта урока истории "Перестройка" 11 класс
история 11 класс
Технологическая карта урока
Тема
«Перестройка»
Тип урока
Лабораторно –практический
Ф.И.О.
преподавателей
Махмудова Асия Адгамовна - учитель истории и обществознания
Образовательные
ресурсы
Учебник: История Отечества XX- начало XXI века, Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров.Таблицы: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к середине 80-хгг.»; «Основные события 1985-1991гг.»; «Экономическое развитие СССР».Документы: статьи Н. Андреевой « Не могу поступаться принципами», А.Д.Сахаров «Из выступления на 1съезде народных депутатов»; Из выступления М.С.Горбачева, 25 декабря 1991 г., проектор, ноутбук.
План
1) Перестройка-объективная необходимость.
2) Первый этап перестроечных процессов.
3) Второй этап перестроечных процессов.
4) Результаты перестройки.
Цель урока
Подвести учащихся к пониманию причин нарастания экономического кризиса в стране, с основными переменами, произошедшими в СССР; обобщить понимание термина «перестройка» в истории СССР; подвести учащихся к пониманию причины, сущности, основных мероприятий «перестройки».
Формы и методы
обучения
Форма: групповая, фронтальная
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический
Основные понятия
Перестройка, гласность, ускорение, плюрализм, радикальное реформирование и т.п.
Планируемые образовательные результаты
Объем освоения и уровень владения компетенциями
Компоненты культурно-компетентностного опыта /
приобретенная компетентность
Научатся: определять, что такое «Перестройка»;
Формировать знания об изменениях политической системы 1985-1991гг;
Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию;Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение;
Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.
Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное ;Способствовать развитию познавательной деятельности;
Формирование навыков сопоставления сравнительных таблиц.
Предметные: уметь работать с историческим текстом; выделять главную мысль; отвечать на вопросы; развивать навыки анализа исторических версий и событий; мотивы поступков исторических деятелей, научить обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.
Метапредметные:
Регулятивные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;
Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках ;грамотно представлять имеющуюся информацию;
Коммуникативные: уметь участвовать в диспуте; формулировать вопросы;
выступать с устными сообщениями, взаимодействовать с окружающими
Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
на уроке
Универсальные учебные действия
(УУД)
Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Мотивация
к учебной деятельности
4
Подготовка класса к уроку.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учительозвучивает план и тему урока.
Подводит учащихся к формулированию цели урока.
Делит класс на три группы.
Группы «социологов», «политиков» и «экономистов» рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь.
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: принимают учебную задачу.
Записи в тетради
II. Актуализация знаний
7
Беседа по теме: Дайте оценку положению СССР к сер. 80-х г.?
Проверка опережающего задания.
Вопросы:
-В экономической области?
- В социальной области?
- Во внутриполитической области?
Вывод: Нарастание застойных, кризисных явлений наблюдались во всех сферах жизни советского общества.
Завершение изучения вопроса заданием: - Объясните, почему обновление в нашей стране началось «сверху»?
«Экономисты», «Социологи», «Политологи» заполняют таблицу: «Итоги экономического, социального и политического развития страны к сер. 80-х гг.».
См. приложение №1
Групповая работа
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения.
Познавательные:
Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя;
Логические: осуществляют поиск необходимой информации.
Устный опрос
Записи в тетрадях
III. Изучение нового материала
17
Работа по таблице № 2
Работа по тексту учебника.
Работа с документами
Работа с учебником
Учитель предлагает работу по таблице: « Основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 1 этапа перестройки.
Вопросы:
-Хронологические рамки периода:
апрель 1985 г.(Пленум ЦК КПСС) – лето 1988 г.( 19 партийная конференция);
- Главная идея:
«Построение социализма с человеческим лицом»;
- Главная задача:
Остановить разложение социалистической системы;
-Средства:
Реформирование при отсутствии целостной концепции реформ.
Учитель создает условия для свободного выражения собственного мнения.
Задание классу:
-Борьба идей на данном этапе( раскрыть используя работу с документами)
См. приложение.
Работа по таблице № 2
« основные события 1985-1991гг.», на основании которой составляется характеристика 2 этапа перестройки.
-Хронологические рамки периода:
Лето 1988-1991гг.
-Главная идея:
Радикальное реформирование, смена курса общественного развития.
-Главная задача:
Преобразование социалистической системы.
-Средства:
Смена экономического курса.
Вывод: Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством партии. Административные методы уже не срабатывали.
Выступают «политики»- определяют внутриполитические достижения.
1)Идеи ускорения, перестройки,гласности «разбудили» народ, была преодолена социальная политика.
2) Выдвинулись новые лидеры.
3)Утвердилась гласность как свобода слова.
4)Начались процессы демократизации общества.
Проблемы этапа:
1)Продолжение экономического спада.
2)Рост межнациональных проблем.
Вывод:
Перестройка объективно подводила общество к радикальным преобразованиям которые не предусматривались реформаторами.
Выступают «экономисты», «социологи» и «политики».
Достижения:
1)Повышение экономической самостоятельности гос.предприятий.
2)Развитие частной инициативы и предпринимательства
3)Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.
4)Приоритетные- продовольственная и жилищная программы.
5)Гласность привела к политическому и идеологическому плюрализму.
Проблемы этапа:
1)Спад экономики.
2)Снижение жизненного уровня населения.
3)Нарастают противоречия во всех властных структурах.
4)Обостряется идейно-политическая борьба КПСС.
Групповая работа
Групповая работа
Познавательные:
Общеучебные-строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информаци.
Коммуникативные:
Согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные:
Удерживают цель деятельности до получения ее результата;
Целостно-смысловая компетенция.
Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение.
Устный опрос
Записи в рабочих тетрадях.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
5
Работа по таблице № 3
Задание:
_Сопоставить преобразования,необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки
Задание:
-Каковы причины неудач экономических реформ М.С.Горбачева?
Учащиеся формулируют вывод о соотношении замыслов ,надежд и ее реальных итогов.
Учащиеся записывают причины:
-Отсутствие четкой программы;
-Сопротивление чиновников, партийной верхушки;
-Неготовность населения к Резким переменам.
Групповая работа.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга.
Задание в рабочей тетради
V. Итоги урока. Рефлексия
5
Обобщающая беседа
Вывод: Итогом перестройки стало осознание обществом и властью, невозможности дальнейшего реанимированы социализма. Выход был найден в переходе к рыночной экономике и либеральной демократии.
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Фронтальная
Личностные: оценивают собственною учебную деятельность.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.
Оценивание учащихся за работу на уроке
VI. Домашнее задание
2
§39, вопросы для самопроверки, стр.419
Конкретизирует домашнее задание.
Учащиеся записывают задание.
Индивидуальная
Таблица 1
ИТОГИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ К СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ
Кризисные явления в различных сферах
Экономическая сфера
Социальная сфера
Политическая сфера
Кризис командной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорции в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере и т.д.
Проблемы, связанные с понижением уровня жизни.
Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия.
Кризис тоталитарной системы: геронтократия, бюрократия, коррупция, неспособность государственных органов к решению общественных проблем и т.д.
Монополия партии на власть – ее ответственность за углубление кризиса.
Национальные проблемы.
Внешнеполитические проблемы.
Таблица 2
ЭКОномическое РАЗВИТИЕ СССР
-
СРЕДНЕГОДОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ПРЦЕНТЫ)
1981-1985
1986
1987
1988
1989
1990
ТЕМПЫ ПРИРОСТО НАЦИОНОЛЬНОГО ДОХОДА
3,5
2,3
1,6
4,4
2,5
-4
ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
3
2,1
1,6
4,8
2,2
-3
Таблица 3
Основные события 1985- 1991 гг.
Важнейшие политические
мероприятия
Национальные
проблемы СССР
Внешнеполитическая
деятельность
Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. избран М.С. Горбачев.
Апрель 1985 г. – Пленум ЦК: обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, ликвидацию механизма торможения; предшествующий период охарактеризован как застойный.
Лето 1985 г. – XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
СССР вводит мораторий на испытания ядерного оружия (до 1987 г.)
Ноябрь 1985 г. – советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве
Февраль – март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты директивы XII пятилетки (1986-1990). В отчетном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии.
26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС
Апрель – обострение национальных проблем (выступление в Алма-Ате, Казахстан).
Январь 1986 г. – заявление Горбачева о программе полного ядерного разоружения (до 2000 года).
Октябрь 1986 г. – встреча Горбачева с Рейганом в Рейкьявике.
Январь 1987 г. – Пленум ЦК. Рассмотрен кадровый вопрос (омоложение в руководстве партией). Формулируется новое понимание гласности (открытость и правдивость в освещении прошлого и настоящего страны, свобода слова).
Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ.
Создание комиссии Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым.
Декабрь 1987 г. – визит Горбачева в США, договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Март 1988 г. – публикация в «Советской России» письма Н. Андреевой, направленного против преобразований в обществе. Консолидация «антиперестроечных» сил.
Июнь 1988 г. – XIX партийная конференция; решение о начале реформы политической системы, дальнейшей демократии общества.
Весна 1988 г. – обострение национальных проблем: начало войны между Арменией и Азербайджаном, погромы в Сумгаите.
Декабрь 1998 г.- землетрясение в Армении.
Апрель 1988 г. – в Женеве подписан меморандум о выводе войск из Афганистана (начало – 15 мая 1988 г.)
Конец мая – начало июня 1988 г. – визит Рейгана в Москву.
Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет народных депутатов на основании нового закона о выборах.
25 марта – 9 июня – I съезд народных депутатов СССР.
Декабрь 1989 г. – II второй съезд народных депутатов СССР.
Дальнейшее обострение национальных проблем.
Апрель 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане.
Нормализация советско-китайских отношений.
15 февраля 1989 г. – завершен вывод войск из Афганистана.
Декабрь 1989 г. – встреча Горбачева и Буша в районе о. Мальта.
Март 1990 г. – III внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому правлению. Президент СССР М.С. Горбачев. Отмена 6-й статьи Конституции СССР.
Май 1990 г. - третья сессия ВС СССР. Выступление председателя Совета министров Н.И. Рыжикова «Об экономическом положении страны и концепции перехода к рыночной экономике».
Июль 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Генеральным секретарем избран М.С. Горбачев. Раскол в КПСС.
«Парад суверенитетов» союзных республик.
Февраль 1990 г. – лидеры Литвы провозгласили независимость Литовского государства.
Выборы в Верховный совет РСФСР.
12 июня 1990 г. – I первый съезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России.
Конец мая – начало июня 1990 г. – визит Горбачева в США.
Ноябрь 1990 г. – визит Горбачева в ФРГ, подписание договора о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве.
Январь 1991 г. – начало официальной регистрации политических партий.
19-21 августа 1991 г. – выступление ГКЧП.
24 августа 1991 г. – М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС.
26 августа 1991 г. - приостановлена деятельность КПСС на территории СССР.
6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом СССР независимости республик Прибалтики.
25 декабря 1991 г. - официальное заявление об отставке М.С. Горбачева.
Январь 1991 г. – события в Вильнюсе (13) и в Риге (20), связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе СССР.
17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР (76,4% принявших участие высказались «за» сохранение Союза).
Апрель 1991 г. - начало «новоогаревского процесса» - подготовка нового Союзного договора, его подписание намечено на 20 августа.
12 июня 1991 г. - выборы Президента РФ (победа Б.Н. Ельцина).
7 декабря 1991 г. - руководителями России, Белоруссии и Украины подписано Беловежское соглашение – договор об образовании СНГ.
21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР.
Апрель 1991 г. - роспуск ОВД.
Конец июля – начало августа 1991 г. – вихит Буша в СССР. Подписан договор об ограничении и сокращении стратегических вооружений
19 августа 1991 г. – США заявили о непризнании власти ГКЧП.
24 декабря 1991 г. – прекращение членства СССР в ООН. Права постоянного члена Совета Безопасности переданы России.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ