Тема: Северная Америка: ГП, история открытия и исследования 7 Класс

Урок в 7 классе.

Тема: Северная Америка: ГП, история открытия и исследования.

Цели:

А) обучающие:

  • изучить ГП Северной Америки;

  • познакомиться с историей открытия и исследования;

Б) развивающие:

  • развиваь умения сравнивать площади материков, определять ГП с помощью типового плана, определять крайние точки;

  • развивать умения работать с картой;

В) воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за приоритеты российских географических открытий.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы: эвристическая беседа, практическая работа на контурной карте, сообщения учащихся, игра «Крестики – нолики».

Оборудование: физическая карта Северной Америки, видеопроектор, схема «Происхождение материков», портреты путешественников, игровое поле для игры «Крестики – нолики», учебник (с.7, рисунок 3), атлас (с.2, 7, 22), контурная карта (с.6), раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 минута).

  2. Изучение новой темы (26 минут).

  3. Закрепление (10 минут).

  4. Подведение итогов. Домашнее задание (3 минуты).











Ход урока.



Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.


Тема нашего урока «Северная Америка: ГП, история открытия и исследования». Сегодня мы с вами изучим ГП, познакомимся с историей открытия и исследования материка, сравним площадь Северной Америки с другими материками, будем работать с картами и типовым планом определения ГП материков. Посмотрим, какой вклад внесли русские путешественники в изучение Северной Америки.

  1. Изучение нового материала.

На физическую карту Северной Америки прикрепляется вопросительный знак.

Как вы думаете, почему на материк Северная Америка мной поставлен вопросительный знак?


Ребята, а с чего же начинаю любое знакомство?


Имя мы уже знаем?


Но, знать одного имени мало, мы выясняем фамилию. Вспомните историю происхождения материков, т.е. его родословную.

Учитель обращает внимание учащихся на схему «История происхождения материков».




Значит,фамилия материка будет какая?


Чтобы не забыть, как выглядит новый знакомый, мы обычно стараемся тщательно рассмотреть его и выделить характерные особенности, присущие только ему. Давайте найдем характе6рные особенности Северной Америки(площадь,разщмеры по отношению к другим материкам), рассмотрев рисунок 3 в учебнике на странице 7. Расскажите, что вы узнали о материке?





Рассмотрите в атласе физическую карту Северной Америки (с.22). обратите внимание на очертание береговой линии. Что можно сказать о ней?













Если мы хотим продолжить наше знакомство, мы узнаем адрес. Как вы думаете, у Северной Америки есть адрес?


Давайте определим ГП Северной Америки с помощью типовогоп плана, который лежит на ваших партах.




















Нанесите крайние точки на контурные карты.















Ребята, но ведь все эти географические объекты не сразу были нанесены на карту. Давайте познакомимся с первооткрывателями материка Северная Америка.


Карта Открытие и исследование Северной Америки»

Вы ,конечно же, занете, кто открыл Америку?


Колумб осуществил плавание к берегам Северной Америки в 1492г. Но есть версия, что первооткрывателями были викинги.


























































Северные и восточные части материка исследовали Генри Гудзон и Маккензи.























Мэриунтер Льюис и Ульям Кларк в 1804г. Первыми дали описание природы бассейна реки Миссури.

Руал Амудсен в 1903-1904гг. первый обогнул на маленькой парусно-моторной яхте «Йоа» Северную Америку.


Большой вклад в изучение Северной Америки внесли русские ученые и географы.




















































































































Как вы думаете, наше знакомство на этом закончилось?

Конечно, нет, потому что в течение нескольких уроков мы будем продолжать знакомство с Северной Америкой.


  1. Закрепление.


А теперь мы вспомним то, с чем познакомились на уроке. Я предлагаю вам поиграть в игру «Крестики – нолики». Правила вам знакомы.


На поле 9 квадратов с вопросами.




  1. Какова площадь материка?

  2. На каком месте по площади находится Северная Америка?

  3. Кто считается первооткрывателем Северной Америки?

  4. В каких климатических поясах располагается Северная Америка?

  5. Как называется пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии?

  6. Кого поэт Г.Р.Державин назвал «русским Колумбом»?

  7. Как называется полуостров, который исследовали В. Беринг и А. Чириков?

  8. Как называются крайние северная и южная точки Северной Америки?

  9. Как называются крайние западная и восточная точки Северной Америки?


  1. Подведение итогов.


Домашнее задание. §58, к/к, номенклатура, на «5»- протяженность С. Америки по 100 меридиану западного полушария.



Записывают тему урока.





















Потому, что мы пока еще ничего не знаем об этом материке.




Мы узнаем имя.



Материк называется Северная Америка.






Анализ схемы «История происхождения материков».

Северный материк Лавразия распался на два материка, одним из которых является Северная Америка.

Лавразия.












Работа с учебником.

Площадь материка 24,2 млн.км². По величине занимает III место, после Евразии и Африки. Примерно в 2 раза бельше, чем Австралия.

Работа с физической картой.

На севере и востоке береговая линия изрезана сильно, т.к. много островов, полуостровов, заливов.

Заливы: Гудзонов, Мексиканский, Калифорнийский, залив Святого Лаврентия, Бутия.

Острова: Канадский Арктический архипелаг (о. Баффинова Земля, о.Виктория), Гренландия, Ньюфаундлен, Багамские острова, Антильские острова (о.Куба, о.Ямайка, о.Гаити), Алеутские острова (о.Чирикова), Святого Лаврентия.

Полуострова: Лабрадор, Флорида, Юкатан, Калифорния, Аляска.

Это ГП.






Работа с типовым планом «Определение ГП материка».

Положение по отношению к экватору: Северная Америка распологается в северном полушарии, к нулевому меридиану – в западном, пересекается на севере северным полярным кругом и на юге южным тропиком.

Климатические пояса: все, кроме экваториального.

Вывод: разнообразие климатических и природных условий.

Определение крайних точек:

Севеная – м. Мёрчисон (71º с.ш.; 94ºз.д.)

Южная – м. Марьято (7º с.ш.; 82º з.д.)

Западная – м. Принца иУэльского (65ºс.ш.; 168ºз.д.)

Восточная – м. Сент – Чарльз (52º с.ш.; 65ºз.д.)

Работа с контурной картой.


Положение по отношению к другим материкам: Панамский канал разделяет с Южной Америкой, а Беренгов пролив с Евразией.

Положение по отношению к океанам и морям: на севере – Северный Ледовитый океан (Чукотское море, Море Баффина, Гренландское море), на западе и юге – Тихий океан (Беренгово море), на востоке – Атлантический океан (Карибское море).











Христофор Колумб.








Заранее подготовленные ученики рассказывают об исследователях, показывая их путешествия по карте.

Джон Кабот (1497-1498гг.)

Джованни Кабот 20 мая 1497 г. Отплывает из Бристоля на запад и через месяц достигает берега острова Ньюфаундлен, объявляя его владением английского короля. Он исследует побережье острова, обнаруживая огромные косяки сельди и трески,

впоследствии названная Большой Ньюфаундленской банкой. Это отмель в Атлантике одна из самых богатая в мире рыбой.

Через три месяца спустя он возвращается домой. В Англии, со слов Кабота, решили, что он открыл Китай.

В мае 1498 г. Из Бристоля вышла вторая экспедиция на запад, возглавляемая Каботом, но он умирает в пути, и экспедицией руководит его сын Себастьян Кабот.

Эрнандо Кортес (1519г.)

В 1519 г. Эрнандо Кортес проплыл вдоль п-ва Юкатан, высадился на берег материка. Там он построил город Веракрус. Далее отправляется к городу Мехико. В результате жестоких схваток с индейцами он все же завоевывает город, а потом и всю Мексику. Победитель захватил все сокровища ацтеков. Часть индейцев он обратил в рабство, сотни других были убиты или умерли от голода и болезней, завезенных конкистадорами.

С 1523г. Кортес пытапется отыскать гондурасское золото, о котором в то время ходили легенды. В результате этого похода исследован еще один район Мексиканского нагорья (территория страны Гватемала).

С 1527 г. Кортес отправляет неоднократные экспедиции для поиска мифического пролива к гондурасскому золоту и в результате открываются п-ов Калифорния и Калифорнийский залив. Экспедиции Кортеса доказали, что западный берег простирается далеко на север.



Генри Гудзон (1607 – 1608гг.)

В 1607-1608гг. Генри Гудзон совершает неоднократные экспедиции, ища Японию. Но открывает о.Гренландия.

17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондона и начал искать проход на юг в Тихий океан, попал в пролив, позднее названный Гудзонов пролив. Далее он проходит вдоль побережья п-ва Лабрадор. Это путешествие было очень опасным, тем более, что на корабле произошел бунт, и Гудзона вместе с малолетним сыном и еще несколькими матросами высадили в лодку и оставили на произвол судьбы. Далее о судьбе Гудзона ничего не -известно. Вероятно, он погиб. Залив, ставший его могилой, назван Гудзонов залив.













В. Беринг и А. Чириков (1741г.)

В 1741г. Витус Беренг и А. Чириков на короблях «Святой Павел» и «Святой Петр» от п-ва Камчатка вышли в открытый океан на восток, но через некоторое время из-за густого тумана корабли навсегда разлучились. Три дня «Святой Петр» под командованием Беринга потратил на поиски спутника, а затем в одиночестве двинулся дальше. Через месяц корабль достиг американского побережья, увидев вдали хребет Святого Ильи. Команда поздравляла Беринга с великим открытием, но он не радовался, ведь он не знал, где точно находится, тем более, что на корабле началась цинга. Экипаж принимает решение вернуться домой. На пути открываются ряд островов и п-ов Аляска. Три недели «Святой Петр» лавировал против сильного встречного ветра и мало продвигался вперед, а цинга все усиливалась. У юго-западной оконечности п-ва Аляска моряки открывают еще ряд островов, на одном из которых похоронили первую жертву экспедиции, матроса Никиту Шумягина. Там они впервые встречаются с местным населением, алеутами.

От островов Шумягина, так назвал их Беринг, шди все время на запад. Иногда появлялась земля, и моряки принимали ее за Америку, но на самом деле это были Алеутские о-ва. Потеряв последнюю надежду, путешественники увидели берег, но, к сожалению, это была не Камчатка, а Командорские о-ва, названные в честь русского путешественника Витуса Беринга, который умер от цинги и похоронен здесь.

А. Чириков, потерявший из виду судно Беринга, отправляется на восток и через месяц, только на полтора дня раньше и немного южнее, чем Беринг, встречает на своем пути американский берег. В поисках удобной гавани Чириков поварачивает на запад и через три дня находит подходящее место. На разведку отправляется 11 человек, а потом еще 4, и все пропадают безвести.Потеря людей и лодок, без которых невозможно обновлять запасы пресной воды, заставляют Чирикова возвратиться домой.Он продвигается еще немного дальше и видит горный хребет Святого Ильи, к которому ранее подходила команда Беринга. По пути домой были открыты ряд Алеутских о-вов. До Петропавловска из-за штиля и туманов судно добиралось 10 недель.

Рапорт Чирикова в коллегии админиралтейства о результатах его плавания в 1941г. является первым в истории описанием западных берегов Америки.

Григорий Иванович Шелехов (1775г.)

Г.И.Шелехов в 1775г. с сибирскими купцами организовал пушной зверобойный промысел на п-ве Аляска. Свою промысловую деятельность он связывал с исследовательской работой и организацией постоянный русских поселений на Аляске. За заслуги в освоении русской Америки поэт Г.Р. Державин назвал Шелехова «Русским Колумбом». С тех пор прошло много лет, на Аляске до сих пор помнят о русских. Сохранились некоторые здания, церкви, построенные русскими. Местные эскимосы бережно сохранили обычаи, заимствованные у русских переселенцев. Они любят пить чай из самовара, исповедуют православие. В их разговорную речь навсегда вошли русские слова.

Лаврентий Алексеевич Загоскин (1843г.)

Во время путешествия в 1843г. Л.А.Загоскин исследовал реку Юкон на протяжении 600 миль, определил широту и долготу 16 пунктов на этом участке пути, изучил 2 притока Юкона, встречая на своем пути коренных жителей. Более полутора года продолжалось это путешествие по Аляске.















Игра «Крестики-нолики»

1 вариант – команда крестиков, 2 вариант – ноликов. Учащиеся отвечают на вопросы игры и ставят знаки своей команды.

  1. 24,2 млн. км².


  1. 3 место после Евразии и Африки.


  1. Викинги.



  1. Во всех, кроме экваториального.


  1. Берингов пролив.



  1. Григорий Иванович Шелехов.


  1. П-ов Аляска.




  1. М.Мёрчисон и м. Марьято.




  1. М. Принца Уэльского и м. Сент-Чарльз





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ