Тема урока "Установление власти Советов и большевиков"
Тема: Установление власти Советов и большевиков.
Эпиграф урока: История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Сервантес
Умная перемена: Расшифруй аббревиатуру: СНК, ВЦИК, ВЧК, ВИКЖЕЛЬ, ВСНХ, РСФСР
1. Организационный этап: 1 мин.
Учитель: Мы изучаем один из самых сложных этапов в развитии России. Сложность заключается в оценке данного периода, исходя из социальных и личных ценностей, обеспечивающих личностный и моральный выбор.
2. Постановка проблемы: 5 мин.
Шанс демократии
Историки не марксисты в большинстве своем считают, что в 1917 году не только была буржуазно-демократическая альтернатива социалистической революции, но наиболее предпочтительны для России были бы капитализм и буржуазная демократия.
Волобуев П.В, советский историк. Октябрь 1917: Величайшие события века или социальная катастрофа
Фатальность диктатуры
Надо сказать, что разговоры о «демократической альтернативе» 1917 года как-то утихли сами собой. Может быть, сказался опыт нашего последнего десятилетия. Может быть, обилие документов 1917 года. Но сегодня уже очевидно, что с весны 17-го речь могла идти лишь о диктатуре. Как выразился Павел Милюков: «либо Корнилов, либо Ленин» т.е. либо военная диктатура, либо диктатура большевиков.
- Сравните два мнения о возможности выбора демократического развития России в 1917 году. В чем на ваш взгляд, они противоречат друг другу?
- Какой вопрос может возникнуть у вас на основе этого противоречия?
- Сформулируйте свой вариант учебной проблемы. (Формулировка идет письменно, после окончания работы учитель зачитывает предполагаемый вариант, ученики сравнивают с формулировкой учителя
Проблема: «Могла ли Россия в 1917 году встать на демократический путь развития?»
3. Актуализация знаний: 5 мин
Объясните значение понятий (данное задание готовит три ученик, во время постановки проблемы)
- Революция – коренной насильственный переворот в государственной , экономической, общественной и культурной жизни страны, сопровождающийся сменой правящего строя и приводящий к переходу общества из одного качественного состояния в другое
-Учредительное Собрание – чрезвычайный орган власти, избираемый гражданами для принятия новой Конституции, установление нового государственного строя.
Заполните пропуски в определении терминов (выделенные слова в рабочем листе учащихся пропущены) Данное задание выполняет класс.
Демократия
Диктатура
Политический режим
Политический режим
Участие народа в решении важнейших государственных дел
Возможность реализации политических свобод
Признание оппозиции учет ее мнения
Сосредоточение власти в руках одного человека или слоя
Отсутствие или значительное ограничение политических свобод
Репрессии против граждан, организаций, выступающих против существующих порядков.
4. Первичное усвоение новых знаний: 15 мин.
Учитель зачитывает текст. Ученики делают краткий конспект, заполняя таблицу (колонка – хронология)
События
Основные события
Вывод по проблеме
Утверждение Советской власти
В октябре 1917 года в Советах рабочих и солдатских депутатов большинство составляли большевики.
В деревнях, где с лета убивали помещиков и кулаков-единоличников создаются Советы крестьянских депутатов, которые с радостью принимали новую власть с ее Декретом о земле.
В городах всенародно избранные городские думы и земства должны были сменить Советы, сформированные только солдатами и рабочими.
В работе 2 Всероссийского съезда, который создает первое правительства – СНК и ВЦИК, исполняющий полномочия Съезда Совета не приняли участие правые эсеры и меньшевики, покинувшие его в знак протеста против вооруженного захвата власти большевиками.
Принят Декрет об установлении 8-часового рабочего дня
Декрет об уничтожении сословий, званий и гражданских чинов.
1 ноября – под давлением ВИКЖЕЛЬ большевики идут на компромисс с другими социалистами: правые эсеры и меньшевики входят во ВЦИК, а левые эсеры в СНК.
2 ноября «Декларация прав народов России»: равенство, право на самоопределение, вплоть до отделения, предложение добровольного и честного объединения народов России. Признавалось право народов на самоопределение
20 ноября обращение «Ко всем трудящимся мусульманам Востока» - утверждалась свобода вероисповедания мусульман.
Собор Русской православной церкви восстанавливает патриаршество (избран митрополит Тихон)
2 декабря создаётся ВСНХ (руководство частными и национализированными предприятиями)
7 декабря ВЧК Дзержинский для борьбы с контрреволюцией и саботажем
14 декабря – Декрет о национализации частных банков
18 декабря – СНК признает независимость Финляндии
28 декабря – Декрет , объявлявший кадетов «партией врагов народа»
Январь 1918 – декрет об отделении церкви от государства, лишение церкви собственности и государственных функций (запись рождения, браков смерти, запрет преподавания религиозных дисциплин)
Созыв и роспуск Учредительного собрания
Перед октябрьскими событиями большевики обвиняли Временное правительство в сознательном срыве выборов в У.С,
Став правящей партией они заявили, что Советы более приемлемая форма волеизъявления народ, но выборы пришлось провести. Итоги удручающие: большинство – 40% у правых эсеров, 24% большевики, 23% меньшевики, 5% кадеты. При таком составе ждать утверждения СНК в качестве постоянного правительства страны не приходилось.
29 ноября СНК запрещает «частные совещания « делегатов У.С. Лидеры партий подлежали аресту и преданию суду революционного трибунала.
5 января 1918 года – кровавый разгон 50-тыс. демонстрации в поддержку У.С.
Учредительному Собранию на утверждение была предложена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Председатель эсер Чернов . Отменены все первые декреты СНК.
5-6 января караул матросов потребовал освободить зал. Наутро зал был закрыт.
5 – Первичное проверка понимания: 5 мин.
Ученики анализируют выписанные тезисы, и делают вывод по проблеме, внося его в таблицу (колонка № 3)
6. Первичное закрепление: сделайте общий вывод по проблеме, на основании изученного материала: «Могла ли Россия в 1917 году встать на демократический путь развития»
2 мин.
7. Информация о домашнем задании: 2 мин
Заполнить таблицу (колонку 2, по вопросам; Заключения Брестского мира, Начало Гражданской войны, используя текст учебника пар. 11)
8. Рефлексия: 3 мин
Постановка проблемы соответствует или близко к предлагаемому – до 2 баллов
Объяснение значения понятий в период актуализации знаний – до 2 баллов
Заполнение таблицы – конспект по тексту учителя - до 2 баллов
Заполнение таблицы – выводы по проблеме – до 2 баллов
Устная работа на уроке (выставляется учителем) – до 2 баллов
9-10 баллов – «отлично»
7-8 баллов – «хорошо»
5-6 баллов – «удовлетворительно»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ