Тюркское влияние на этническую динамику русского народа
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат группы студентов III курса д/о
факультета Социальной педагогики
Кудряшовой Е.
Мурашиной Е.
Поспеловой А.
Пениной Ю.
Шведовой Л.
Якуниной Ю.
Тема: «Тюркское влияние на этническую динамику русского народа»
Научный руководитель
Климов А.Г., Троицкая Т.А.
Москва 1997 г.
Обоснование.
Тема «Тюркское влияние на этническую динамику русского народа» выбрана нами неслучайно, т.к. монголо-татарское нашествие сыграло значительную роль в истории русского народа и оказало влияние на формирование этнической динамики славян, а следовательно и русской культуры. Появлялись и исчезали ремесла, численность населения достаточно резко сократилась, упал культурный уровень нации (впоследствии Россия отставала по культурному и техническому развитию от стран Европы), разрушение производительных сил, развитие местных культурных центров со спецификой монголо-татарского влияния.
Основная тема рассматриваемого периода - борьба с монголо-татарами за выживание великорусской народности. Происходит ассимиляция тюркского этноса со славянами.
Цель:
выявление форм влияния на формирование русского этноса;
выделение тюркского влияния как фактора русской культуры.
Задачи:
оценка теоретической проработки проблемы;
выделение критериев и индикаторов исследуемого явления;
подведение итогов достижения цели исследования, оценка, заключение.
Инструментарий:
Ключевский В.О. «Курс лекций».
Энциклопедический словарь.
«Современная зарубежная социология - теория культурного обмена».
Журнал «Социологические исследования».
Детская энциклопедия по истории.
Детская энциклопедия по искусству.
«Чингис-хан» Ян.
анализ документов;
сравнительный анализ культурных образцов;
методы источниковедения;
методы классификации.
«Монголы» - побеждающие.
«Монголы» и «татары» - названия не 2-х разных народов, а два названия одного и того же народа. Только значительно позднее название «татары» стало применяться исключительно к тюркским народностям Восточной Европы. После Возвышения Чингис-хана (Посланный небом), повелел назвать «монголами» все подчиненные ему татарские племена Центральной Азии. Слово «татар» настолько древнее, что сейчас уже трудно установить его первоначальное значение. Многие ученые доверяют объяснение из книги среднеазиатского писателя Х1 в. Махмуда Калигари: «татар» переводится как «чужак», «иноземец». Название «татары» сближали с греческим словом «татар» (ад),, а потому считали татар выходцами из ада.
Урус, орос, урусут - так монголы называли русских.
Домашняя жизнь русских носила на себе отпечаток той религиозности, которая составляла основание всего просвещения их. Знатные и незнатные люди обоего пола были искренне набожны и благочестивы, почтительны к родителям и вообще ко всем старшим; усердно молились дома и в церкви, были глубоко преданы государю как власти, происходящей от Бога; любили отечество как страну, заключавшую в себе все, что было дорого для них с детства.
Татары не притесняли веры православной, несмотря на свою дикость, они уважали ее: на духовенство русское они никогда не налагали дани, не подвергали его даже и переписи.
К концу ХП - началу ХШ вв. Монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховья Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах охота, земледелие и ремесла были развиты слабо. Монгольское общество переживало период разложения патриархальных отношений. В процессе становления государственности выделился слой знати (нойонов), рядовых воинов-дружинников (нукеров), простых кочевников (корачу). Держава Чингис-хана была поделена по десятеричному принципу. Десятки, сотни, тысячи и «тумены» (тьмы) считались не только военными подразделениями, но и административными единицами, могущими выставить определенное количество воинов. Войско было сковано жесткой системой круговой поруки; за нарушение дисциплины, трусость в бою одного казнился десяток, десяти - сотню и т.д.
Древнеславянское государство VI - IХ вв.
Религиозные верования - язычество.
В языческой традиции потусторонний, загробный мир очень близок к земному (устраивались праздники на могилах умерших родственников).
Племена верят в духов.
Береза, дуб, осина - выступали как определенный оберег (те украшения, которые делали из этих деревьев).
Кольцо - типичный оберег, который существовал у славян. При рождении на детей надевали пояс - оберег. Дух, который материализован в какой либо предмет - фетишизм (был перенесен в быт крестьян в более позднее время). Чудотворные иконы, икона Божьей матери.
Волхвы, кудесники - промежуточная стадия между будущими монахами, церковниками.
Славянские божества. Наши предки получали от богов определенные действия и поступки, т.е. они ориентировались на то, как поступают боги.
Боги, в честь которых устраивали праздники:
Даждь-бог - распределял богатство.
Рода богиня-роженица.
Макошь - богиня плодородия.
С 988 г. - православие.
Описание иерархии.
князь (назначаемый при наличие ярлыка от монголо-татар),
земские бояре,
военно-торговые аристократы (вооруженное купечество, торговая аристократия),
служивое княжеское боярство-княжеская дружина,
средняя прослойка - рядовые дружинники, боярство,
низшая прослойка - городское и сельское простонародье (смерды, закупы),
холопы (челядь) - рабы.
Описание лингвистических структур:
Письменность основывалась на славянском алфавите, составители азбуки Кирилл и Мефодий вторая половина IX в. Существовали берестяные грамоты (Новгород).
XIV в. - использование бумаги, а не пергамента., XV в. - скоропись.
В летописях писались только согласные буквы.
Ритуальные отправления.
Самоубийцы не отпевались в церкви, их не хоронили на кладбище. Чтобы попасть в рай человек должен был заслужить праведной жизнью, соблюдать христианские традиции, догматы церкви. Умерших естественной и неестественной смертью хоронили на кладбище.
Существовал институт вдов. Вдовы (сокральная функция) окапывали поселения от набегов, перед войной.
С принятием христианства запрещено многоженство, семья должна состоять из мужа, жены и детей.
Устойчивые образцы символы:
старец, отец - чли старшее поколение.
Земля-матушка, богатырь-русский воин, защитник отечества.
Внешняя политика.
Тесное сотрудничество с Византией. Заимствование русскими культурных традиций из Византии, а так же религии. Принятие христианства сыграло важную роль в появлении сильного и независимого государства на Востоке Европы.
Ордынское иго.
Попавшим под власть завоевателей, руским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Князьям и населению было объявлено , что отныне высшим правителем Руси является глава Монгольской империи, а непосредственное управление осуществляет хан Бату. За ордынским ханом закрепилось название «царь». Каждое княжество считалось теперь в первую очередь «царевым улусам» (ханским владением) и лишь во вторую - «княжеской вотчиной» (т.е. наследственным владением князя). В соответствии с порядками, принятыми в Монгольской империи, все князья обязаны были явиться к Бату и получить от него ярлык - жалованную грамоту, которая подтверждала полномочия на управление княжеством. Вся территория захваченной страны делились на тумены (или тьмы) - округа, способные выставить в ополчение на случай войны по 10 тыс. Боеспособных мужчин. Народ в туменах распределялся по тысячам, сотням, и десяткам. В Северо-Восточной Руси, где «старейшим» считался великий князь владимирский, завоеватели образовали 15 туменов; в Южной Руси , которая находилась под формальным главенством великого князя киевского - 14 туменов. Страна облагалась колоссальной данью - выходом . Кроме «выхода» существовали экстренные выплаты - запросы. За выплатой дани следили монгольские наместники - баскаки.
Два с половиной столетия ордынского ига не были сплошной полосой невзгод и лишений для русского народа. Воспринимая завоевание как неизбежное временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки, тактические приемы военных операций, кое-что перешло в Россию и из ордынской экономики: всем известное слово «таможня» происходит от названия ордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги» пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан башмак, колпак - эти и другие предметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей. На несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России.
Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки. Нередко русские юноши - москвичи, новгородцы, рязанцы - женились на татарках. Слияния народов при этом не происходило, но таких русско-тюркских семей становилось все больше. Иногда действовал и политический расчет - ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после падения Золотой Орды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям. Предки Годуновых, Глинских, Тургеневых, Шереметевых, Шахматовых, Урусовых перешли в православие, стали считаться российскими аристократами, и уже в XVШ в. Никто на считал их потомков татарской знатью.
Обычаи монголов.
Неуютно чувствовали себя русские визитеры в ханском кочевье. Все приезжавшие к Бату должны были «очиститься» от дурных помыслов и враждебных намерений, да еще и обезвредить свои подарки и подношения от возможных заклятий, наговоров и отравы. Достигалось это с помощью обязательной процедуры: князья и бояре по пристальными взглядами хмурых шаманов гуськом проходили между двумя большими кострами. Огонь считался у монголов вместилищем божественных сил, охраняющих монгольский народ и его правителей. Следом между кострами вели под узцы лошадей, запряженных в повозки с кладью. Шаманы хватали с повозок часть даров и швыряли в огонь - в жертву богам. Затем начинались вереницы войлочных и деревянных идолов, священных животных у стойл и коновязей. Всем им нужно было кланяться. Одна из фигур символизировала Чингис-хана, духу которого русские посетители также обязаны были отвешивать поясной поклон.
Золотая Орда.
Во времена своего наивысшего могущества Золотая Орда простиралась от сибирской реки Обь на востоке до Дуная на западе и от заволжских лесов на севере до Азербайджана и Хорезма на юге. На этой огромной территории обитали многие народы, говорившие в основном на тюркских языках. Общим названием кочевых жителей Золотой Орды стало слово «татары». Кроме татар ордынским ханам подчинялись башкиры и ханты, молдаване и волжские булгары, марийцы и мордва, удмурты и народы Северного Кавказа; вассальным владением Орды стали русские земли. Первоначально Золотая Орда (Улус Джучи) входила в состав громадной Монгольской империи. Ханы Золотой Орды в первые десятилетия ее существования считались подчиненными верховному хану в Каракоруме. Как русские князья ездили к ним за ярлыками, так и сами ордынские правители получали в Монголии ярлык на право царствовать в Улусе Джучи. Однако со временем империя распалась на несколько враждующих государств- улусов. Хан Улуса Джучи Менгу-Тимур в 1266 г. Впервые приказал отчеканить на монетах свое имя вместо имени главного все монгольского государя. С этого времени можно отсчитывать самостоятельное существование Золотой Орды. Во главе западной части этого государства стоял хан из потомков Бату, на востоке правили зависившие от него наследники Орду (брата Бату). Русь непосредственно соприкасалась и контактировала с западной половиной Улуса Джучи. Сначала монголы организовали управление этой подвластной им территории в соответствии со своими привычными порядками. Завоеванные степи были распределены между братьями Бату и превратились в удельные владения. Удельные правители выставляли для ханского войска определенное количество вооруженных всадников и отчисляли в ханскую казну часть податей, собираемых с населения удела. В XIV в Золотая Орда была разделена на четыре большие провинции, которые тоже назывались улусами. Наместники этих провинций (улусбеки) являлись командирами больших армий и одновременно ведали всеми вопросами управления в подвластных районах. Всей ордынской армией командовал военачальник - беклярибек. Он считался главой кочевой знати, и иногда его влияние могло превышать власть хана. Время от времени могущество беклярибеков (Ногая, Мамая, Едигея) усиливалось настолько, что они назначали ханов по своему усмотрению. По мере развития гос-го строя в З.О. усиливалось чиновничество. В этой части своей империи монголы взяли за образец администрацию мусульманских государств Средней Азии. В соответствии с этими образцами при хане появился везир, который отвечал за все сферы невоенной жизни государства. Везир и возглавляемый им диван (гос-ный совет) распоряжались налогами, финансами, торговлей. Именно в канцелярии дивана хранились девтери - податные списки, по которым взимался «выход» (дань) с русских княжеств. Внешней политикой занимались обычно хан со своими ближайшими советниками и беклярибек. Золотая Орда долгое время была самым сильным гос-вом Восточной Европы, потому от отношений с ней зависели судьбы многих стран. С ханским двором пытались завязать дружественные контакты европейские короли и Папы римские, византийские императоры и турецкие султаны. Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани из покоренных народов - все это создавало мощь ордынской державы. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила апогей своего могущества. Рассвет государственности и культуры Золотой Орды связан с именами ханов Узбека (правил в 1312 - 1342 гг.) и его сына Джанибека (1342 - 1357 гг.). Важной мерой укрепления Золотой Орды стало ее обращение в ислам. Однако сами монголы в большинстве своем оставались язычникаими-шаманистами. Если же кто-то из высокопоставленных монгольских аристократов и начинал поклоняться Христу или Аллаху, это ни кого не задевало и считалось часным делом.
К середине XIV в. в Золотой Орде существовало более ста городов. Ордынское правительство было заинтересовано в бесперебойном движении караванов, в работе рынков, наполнении страны товарами, а казны - доходами от торговых пошлин. Другие города были основаны самими монголами. Дело в том, что в Орде становилось все больше чиновников. Они не могли кочевать в след за ханскими стойбищами. Работа над административными делами требовала спокойной обстановки и места для хранения документов, а походные юрты не очень подходили для этого. Обычно для такого города выбирались местности, где хан или улусбек останавливались на зимовку. Именно таким образом появились обе столицы Золотой Орды - Сарай (слово «сарай» по - татарски означает «дворец»), основан при Бату, и Новый Сарай, который построил Узбек. Некоторые города, возникшие в ордынский период, до сих пор существуют в России: Тула, Тюмень, Азов, Астрахань и др. При Узбеке и Джанибеке Золотой Орды переживали расцвет. Возведенные трудами сотен тысяч невольников дворцы, мечети, карквон-сараи (постоялые и торговые дворы), богатые кварталы знати и купечества, все более многочисленные поселения ремесленников превращали их в сосредоточие экономической и культурной жизни. Сарай и Новый Сарай принадлежали к числу крупнейших городов мира. В XV в., когда Золотая Орда ослабла и распалась, на ее территории возникло несколько самостоятельных государств. Самым важным из них для дальнейшей судьбы татар оказались Казанское, Крымское, Астраханское и Сибирское ханства. Все они имели приблизительно одинаковое устройство. Во главе государства стоял хан из потомков Чингис-хана; подвластные ему земли делились на улусы под управлением знатных владетелей-мурз, которые собирали подати (ясак) с зависимого населения.
Славяне.
Инкультурация: т.е. вхождение тюрского этноса в культуру славянского этноса :
ассемиляция с тюрским этносом;
появление новых ремесел;
массовая миграция населения;
сокращение численности населения;
утрата ремесел;
в языке - заимствование новых слов;
становление русской государственности;
система «делегирования» правительства;
защита Запада от монголо-татар;
расовая дискриминация.
Монголо-татары.
оседлый образ жизни;
ассимиляция со славянским этносом;
появление ремесел;
формирование государства (Золотая Орда);
контроль за всей сферой жизнедеятельности славянского этноса.
Национольное самосознание в период монголо-татарского нашествия.
Становление русского самосознания началось с древнейших времен и продолжается по сей день. Оно заключается в любви к своей земле, в уважении к делам отцов и предков, в любви к работе и делу, в служении своему народу. Особенно на формы развития самосознания влияют трудные периоды в жизни народа. Для русских людей таким периодом стало монголо-татарское иго.
У России было мощное государство равное всем другим народам - Киевская Русь. Но распри и междоусобицы разрушили это мощное государство.
Тень варварства, омрачившая горизонт России скрыла от нас Европу в то самое время, когда народ освобождался от рабства, города входили в тесную связь между собой для взаимной защиты от внешних врагов, развивалось мореплавание и торговля, возникали университеты, нравы смягчились, дворянство стыдилось разбоев, в людях зарождалось милосердие, великодушее, честь. Россия направила все свои силы на борьбу с татарами.
Нашествие Батыя могло вообще загасить последнюю искру жизни великого народа.
От времен Василия Ярославовича до Иоанна Калиты, в государстве правила только сила. Грабили все кто только мог: не только чужие, но и свои, не было безопасности «ни в пути ни дома». Выход из этого положения был один - прибегнуть к жестокости.
Дмитрий установил смертную казнь, т.к. не видел другого способа устрашить преступников. Нет сомнения что жестокие казни ведут к ожесточению сердец. Во времена правления Ярослава русский человек знал побои только в драке, татарское иго ввело телесные наказания: за первую кражу -клеймили, за вину перед государством - секли кнутом.
Россия видела много жестокости в разные исторические эпохи, но во времена правления монголо-татарского ига мы видим черты княжеской и народной злобы; чувство угнетения, страх, ненависть, господствуя в душах людей производят мрачную суровость во нравах. И в то время, когда Европейские народы двигались вперед - русские напрягали силы для того, чтобы не исчезнуть вообще.
Но период монголо-татарского ига не только нанес ущерб Руси. Он и помог ей собраться в единое мощное государство Московское. Да, татары разрушили города, забрали себе ремесленников и специалистов, просто забрали людей в рабство. Но, они и не остались на нашей земле, а вернулись к себе, обложив русских данью.
А если бы пришли шведы, немцы. Они бы не ушли, и не было бы единого государства. И русские вообще перестали бы быть русскими. Татары не тронули и веры, и церковь сохранила русский дух.
Татары приучили русских к необходимости единой сильной власти, заложив основу Русской империи.
В тоже время происходило деление на русских, украинцев и белорусов.
Обогатила русских людей и торговля этого периода. Торгуя своими богатствами с немцами, греками и др. русские их товары отдавали в орду, а из орды доставались и восточные достижения, которые попадали к немцам и др.
Так Русь приобретала свое важное геостатическое положение.
Ордынское иго ввело у нас единую денежную единицу - серебро, т.к. монголы признавали только его.
Нападения татар заставляло строить каменные, а не деревянные сооружения. Развивалась живопись, архитектура, песни, сказки, легенды, былины, т.е. развивался сам язык.
Критерии и индикаторы влияния монголо-татарского нашествия на Русь.
Возвышение роли Москвы.
В период монголо-татарского ига Владимиро-Суздальская земля распалась на мелкие княжества.
В XIV в. Москва стала крупным феодальным центром.
Причины возвышения Москвы:
выгодное географическое положение, ее прикрывали от монголо-татарского вторжения соседние княжества, труднопроходимые леса. Сюда устремился поток населения. Москва стала центром ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Москва оказалась узловым центром сухопутных и водных путей для торговых и военных дел.
Объединение земель вокруг Москвы.
За три года (1301 - 1304 гг.) территория Московского княжества выросла почти вдвое.
После освобождения русской земли, Московское княжество включило в свой состав земли, оставшиеся еще самостоятельными. В 1485 г. - Тверь, в 1489 г. - Смоленск, в 1521 г. - Рязанское княжество.
Изменение структуры власти.
Князь Московский - князь всея Руси.
Иван Данилович (1325 - 1340 гг.) за подавление восстания в Твери получил ярлык на великое княжение, который стал постоянно принадлежать московским князьям. Иван Данилович укрепил союз с церковью, митрополит Петр переехал в Москву.
Верховная власть в Русском государстве принадлежала великому князю, но он был ограничен Боярской Думой в принятии важнейших решений по вопросам законодательства, внешней политики и судопроизводства.
Отсталость России в развитии.
Монголо-татарское иго затормозило развитие русских земель на 200 с лишним лет, что явилось причиной отставания их от Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономической, политической и культурной жизни Руси. Русь беднела, т.к. значительная часть доходов уходила в виде дани Орде. Русские народы были разорены и частью уничтожены. Исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства. Монголо-татарское иго укрепило феодальную раздробленность. Ослабило связи между различными частями государства, нарушило политические и торговые отношения с другими странами. Культурное развитие страны замедлилось.
Потребовалось более 100 лет борьбы и труда народа, чтобы возродить экономическую жизнь.
Летописание.
Летопись продолжала оставаться в XIV - XV вв. ведущим жанром русской литературы. Со второй половины XIV в. московское летописание приобрело общерусский характер и последовательно проводит идею преемственности власти московских князей от великих князей киевских и владимирских, ведущей роли Москвы объединительном процессе и сопротивлении ордынцам. Подъем народного самосознания после Куликовской битвы отразился во всех сферах жизни и особенно в литературе и устном народном творчестве. Куликовской битве били посвящены целый цикл летописных повестей и сказаний: «Сказание о Мамаевом побоище» и поэма «Задонщина».
В XIV - XV вв. формируется московская архитектурная школа. Уникальными памятниками архитектуры являются построенные в начале XV в. Собор Успения в Звенигороде, храмы Троице-Сергиева, Саввико-Сторожевского и Андронникова монастырей.
Архитектор Аристотель Фиораванти - строительство Успенского собора в Кремле, Архангельский собор и храм Иоанна Лествинина, Гранатовая палата.
Расцвет русской живописи.
Андрей Рублев - фрески Успенского сабора во Владимире и икона «Троица», написанная в память Сергия Родонежского.
Феофан Грек - фрески новгородской церкви Спаса.
Дионисий - расписал храмы Пафнутьева-Боровского, Иосифа-Волокаламского и Ферапонтова манастыря. Житийные иконы, посвященные русским митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилутскому.
Великий художник Древней Руси - Феофан Грек.
Дата рождения Феофана - около первой половины XIV столетия. Феофа прибыл в Россию уже большим мастером. Летом 1378 г. он расписал в Новгороде Спасо-Преображенский собор на Ильине, Епифаний Премудрый, хорошо знавший Феофана писал о нем «Преславный мудрец, философ дело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец ... Умом обдумывает высокое и мудрое, чувствительными же очами разумными видит доброту ...» (около 1415 г.). В Троицкой летописи говорится, что в Москве Феофан расписал три церкви. Лишь в одной из них, в Благовещенском соборе Московского Кремля, можно теперь видеть ряд икон деисусного чина, исполненных мастером.
Феофан в истории искусства.
Феофан Грек обладал даром не только заинтересовать людей своим искусством. Он умел еще заставить современников самих показать свои силы. Одним словом Феофан, был прекрасным педагогом.
Совсем другое мы видим в творчестве Андрея Рублева. Нельзя себе вообразить более решительную противоположность, чем Феофан и Рублев. Если у Феофана человек не теряет свои достоинства и даже гордости, то Рублев развивает в нем чувство ангельской любви. Это находит свое отражение и в колорите: у Феофана - насыщенном, у Рублева - мягком, и в манере держаться; у Феофана - в твердости характера, у Рублева - в покорности и послушании. Феофан был защитником линии прямой, Рублев всегда предпочитал линию закругленную.
Можно сказать, что Рублев не стал бы Рублевым, если бы он не встетился с Феофаном, Феофан показал Рублеву, что в состоянии сотворить в искусстве гений живописи. Феофан был в глазах Рублева тем светом, который помогал ему выразить свои чувства.
Рублев в искусстве не редко брался за те же сюжеты, что и Феофан. Рублев умел в своей практике идти по стопам старшего. Но противополагая найденное им Феофану, сказал в искусстве нечто свое.
Сравним иконостасы Благовещенского собора в Москве и Успенского собора во Владимире. В одном случае - девять икон, во Владимире число их достигает двадцати пяти. Мы убедились, что у Рублева в ряде мотивов есть общее с Феофаном; в частности, рублевский Павел в Троицком соборе Загорска похож на Павла Феофана. Это не просто отзвук и не точная копия. Павел Рублева - просветленный, уверовавший.
Рублев написал Накария Египетского в Успенском соборе Владимира так же, как и Феофан, но в нем суровость уступила место утонченности чувств, его нагота теряет свое действие, т.к. все его тело закрыто волосами.
В спасе на Ильине «Троица» - это византийское видение, в котором три персонажа собрали за столом и принимают участие в том, что знаменует совершенно новое звучание. Здесь и только здесь талантливый ученик и товарищ превзошел своего учителя.
Может быть, «Преображение» Рублева из иконостаса Благовещенского собора было выполнено через несколько лет после «Преображения» Феофана. Светлое «Преображение» Рублева, проникнутое праздничным духом, могло явиться ответом на «Преображение» Феофана с его темными тонами.
Феофан был образцом безупречности для русских, пока не явился Рублев. Рублев стал совершенством потому, что знаменует новую высоту на Руси, общение с Феофаном означало напоминание о том, что в искусстве надо говорить не только правду, а еще надо быть подлинным художником. Русское искусство XIV в. знало много средних произведений. И вот появление художника чародея, художника, владевшего редким даром раскрытия «доброты искусства» способно было поднять искусство. Поэтому Феофан был так отличен летописью, как ни один русский мастер.
Византийская живопись была всегда средством воспроизведения человека, конечно, в нем раскрывалось всегда божественное начало. Поскольку человек соединил в себе две природы - духовную и телесную, искусство так же отражало его двоякость. Византийское искусство может быть величаво, даже божественно, но при всем том плотское начало всегда выступает в нем. Оно сурово, безрадостно, мрачно, ни когда не без мятежно, не наивно. Византийская икона отличается сумрачным колоритом, приглушенностью красок, даже при изображении праздников. Человеческие образы всегда серьезны и строги.
Искусство Феофана может показаться однообразным. Ведь все его образы были созданы в усилии добиться совершенства в пределах одного образа. Феофан был в этом более похож на тех мастеров Греции, которые стремились найти своего Зевса или своих героев Эллады. Вот почему его искусство можно назвать «странным и несказанным и ум превосходящим».
Среди первых известных нам произведений Феофана в городе Новгороде мы видим образ Христа Пантократого, написанный в куполе храма Спаса Преображения на Ильине. Христа, окруженного ангелами и праотцами. Среди них гордые величественные фигуры Мельхиседека, Ноя и Авеля.
В Троицком пределе собора изображены столетние старцы на столбах, ушедшие в себя, простирающие руки перед собою, не видящие ни чего кроме Троицы. Написаны все эти фрески в золотом тоне. Свет как бы пронизывает фигуры, будто льется из ржавых оттенков одежды. Трудно понять и определить значение каждого представленного в приделе лица. На них лежит печать тоски и тревоги, особенно на мучительно искаженном лице Акакия.
Подобные лица встречаются в античных Помпеях и Стабиях. Византийцы наложили на них свой отпечаток. Соотнося творчество Феофана с современным ему искусством Византии и Западной Европы, мы не находим такого высокого убеждения в лицах, как у Феофана. На Западе в эти годы царил стиль «международной готики». Там даже в витражах не знали такого монументального выражения, которое есть во фресках Феофана.
Искусство Феофана Грека меняет свой характер с переездом его в Москву. Можно подумать, что мастер увидел все в другом свете. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, который он создал в сотрудничестве с русским мастером Прохором из Городца и Андреем Рублевым, явился тому свидетельством. В серии праздников и более всего в молящихся из деисуского ряда мы видим небесную иерархию, спокойно ожидающую прощения за грехи всего человечества.
В иконостасе Благовещенского собора, в новгородском Спаса-Преображенском храме святых повторяется лишь фигура Иоанна Предтечи. На фреске Иоанн изображен с высоко поднятой рукой и в короткой одежде. В иконостасе Благовещенского собора Иоанн Креститель покорно стоит с поникшей головой в длиной милоте до пят. Торжественность, спокойствие, безмолвие характеризует всю деисусную группу святых. Недаром этот иконостас стал на Руси примером, образцом, которому подражали.
Сходство архангела Гавриила из благовещенского иконостаса с ангелом, написанным Андреем Рублевым в иконе «Троица», тоже знаменито. Лица обоих ангелов обрисованы схожим образом - они округлы. Таким образом Феофан Грек отошел от образа сурового ангела, представленного им в новгородской фреске. Этот факт тоже огромного значения.
В связи с изменением художественных задач, в иконостасе фигуры выполнены не фресковой техникой, а иконописным письмом, что изменило весь его образный строй. Каждая фигура передана своим колоритом, имеет свойственную лишь ей тональность. Фигуры вырисовываются четким силуэтом на золотом фоне. Свет выступает так, как в фигурах седых старцев в Новгороде, он проникает всюду и объемлет все.
В его искусство вошли присущие русской иконописи красочность и светозарность. В его время никто не пользовался чисто живописными критериями оценки искусства. Но, говоря о Феофане Греке, все понимали, что такой красоты и чистоты форм не знали еще в Европе.
Культура Руси IX - XIII вв.
Культура Руси IX - XIII вв. отражает период перехода от племен к единой древнерусской народности, от раннефеодального общества к феодальному, от единой Руси с центром в Киеве к раздробленности. В это время господствовали сначала языческие, а затем христианские представления. Накопленные знания еще не обобщались, не получали научного объяснения. Развивалась самобытная культура Руси, на которую оказало влияние принятие христианства, культурные связи с Византией, Западной Европой, с Востоком. Образование было доступно широким слоям населения. Успешно развивалось ремесло, строительство. Уже в XI в. велось летописание, иконопись, внутреннее и наружное украшение храмов. С XIII в. известны странствующие актеры - скоморохи. Народом создавались былины, сказания, песни, пословицы, поговорки, сказки, переходившие из поколения в поколение.
Особенностью культуры Киевской Руси можно считать соединение славянской языческой культуры с византийской христианской. Еще в начале X в. на Русь пришла славянская письменность созданная Кириллом и Мефодием. С XI в. до нас дошли «Остромирово евангелие» «Изборники» «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Нестор в начале XII в. завершил летописный свод «Повесть временных лет». В домонгольской Руси периода раздробленности создавались местные центры летописания написано «Слово о полку Игореве».
В архитектуре господствовал храмовый византийский крестово-купольный стиль (Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Позже период начавшейся раздробленности возникли местные школы. Особое изящество у храма Покрова в Нерли Успенского и Дмитриевского соборов Владимира. В основном использовался романский стиль. Отстраивались центры самостоятельных княжеств.
Искусство.
Искусство Византии XIV в. дает нам очень сложную картину. Художественные памятники отличаются большим разнообразием. И это разнообразие в искусстве объясняется различными тенденциями и влияниями которые давали себя знать в работах художников.
Во всяком случае, мозаики и фрески начала XIV в. дают самый надежный критерий для определения для понимания исканий Феофана.
В работе над фреской Феофан Грек пользуется различными приемами нанесения краски. Прежде всего у него замечается противопоставление каждого лица святого написанного тонкой кистью и складок одежды написанных широкой кистью. Он стремится и архитектурные мотивы писать широкой кистью. Феофан передает складки ткани легко и беззаботно шутя преодолевая препятствия справляясь с трудностями. Художник проявляет все свое искусство когда затем поверх широких обобщенных плоскостей одежды наносит мелкие складки. Мы видим ткани состоящие из треугольников и квадратов то образующие прямые линии то ложащиеся ломающимися складками. Всякая форма этих линий и геометрических фигур кажется осмысленной и рождается из самой ткани как правило пятном.
Одним из приемов Феофана который выделяет его работы состоит в своеобразном решении проблемы времени. Многие головы святых изображенные Феофаном остро воспринимались его современниками казалось что эти образы во время их создания возникли в результате моментального творческого вдохновения. Фрески Феофана написаны так что зритель дивится быстротой кисти.
Сохранившихся до нашего времени работы художника подкупают нас издали своим общим контуром хрупкими формами. Рассматривая вблизи эти формы оказывается распадаются на подробности тщательно разработанные разложенные на отдельные части.
Феофан сумел сохранить в своих работах свежесть фресковой техники даже впечатление незаконченности. Это было новым явлением для древнерусской монументальной России. Новшеством было то что Феофан Грек создавал в своих произведениях впечатление вспышки движения феерии сияния света.
Русь была под татарским владычеством 242 года. И этот период ее истории (особенно первые полтораста лет до победы Дмитрия Донского на Куликовом поле которая значительно ослабила иго завоевателей и фактически прекратила их вмешательство во внутренние дела страны) ознаменовался чрезвычайно тяжелыми материальными жертвами и полным упадком русской культуры которая дотоле блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран. Привыкший к победам русский народ попав под тяжелую пяту завоевателей разумеется не смог испытывать к ним ни чего кроме ненависти и в те годы кощунством показалась бы всякая попытка дать беспристрастную оценку национального характера татар и особенностей их правления. Татарин мог быть только «поганым» - диким коварным бесчеловечным грабителем и насильником. И подобный образ его далекий от истины сделался традиционным в нашей литературе и в представлении русских людей. А вместе с тем если взглянуть на дело без предвзятости следует признать что кроме отрицательных качеств татары обладали и многими положительными - и как люди и как правители. Прежде всего они отличались не превзойденной честностью и в этом отношении влияние их на русский народ могло быть только хорошим. Иго их было несомненно тяжелым но помимо всех принесенных ими бедствий косвенно оказало Руси и большую услугу: из губившего страну удельного раздробления привело ее к единству вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго.
Список литературы.
Ключевский В.О. «Курс лекций».
Энциклопедический словарь.
«Современная зарубежная социология - теория культурного обмена».
Журнал «Социологические исследования».
Детская энциклопедия по истории.
Детская энциклопедия по искусству.
Ян «Ченгис-хан».
Гумилев «От Руси к России».
Осетров «Живая древняя Русь».
Карамзин «Об истории государства Российского».
Алпатов «Феофан Грек».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ