Урок -дебаты по теме: «Россия и Совет Европы – равны партнеры международных отношений в 1990-х годах» в старших классах, 11 класс

Аношко Ольга Ивановна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Кандатская средняя общеобразовательная школа»

Урок -дебаты по теме: «Россия и Совет Европы – равны партнеры международных отношений в 1990-х годах» в старших классах.

Урок истории России

11 класс

Дебаты

Тема дебатов: «Россия и Совет Европы – равны партнеры международных отношений в 1990-х годах»


На подготовку учащихся к дебатам была отведена неделя, за которую учащиеся должны были подобрать материал по теме дебатов. В качестве источников информации при подготовке команд были использованы:

- данные из Интернета;

- материал учебника;

- периодическая печать;

- энциклопедии по истории России.

Перед проведением урока-дебатов класс был разбит на две группы – одна поддерживала тему-утверждение, вторая выступала оппонентом. От каждой команды был выбран ритор – человек, который выступал от имени команды первым.


Проведение урока.


На доске выписывается тема дебатов.


Тема дебатов: «Россия и Совет Европы – равны партнеры международных отношений в 1990-х годах»


Вступительное слово ведущего:

Здравствуйте! Сегодня для обсуждения вашему вниманию предлагается тема: «Россия и Совет Европы – равны партнеры международных отношений в 1990-х годах».

Сегодня в наших дебатах принимают участие две команды, одна из которых целиком и полностью поддерживает утверждение, взятое в качестве основной темы (представление команды 1 и ритора), а вторая выступает оппонентом в дискуссии (представление команды 2 и ритора).

Регламент выступления:

Ритор – 5 минут

Члены команды – 2 минуты

Выступающие могут просить об увеличении регламента.


Прежде чем приступить к обсуждению данной темы необходимо вспомнить хронологию событий, предшествующих отступлению России в Совет Европы (28-го февраля 1996 года).


Слово учителя.

После распада СССР кардинально изменился внешнеполитический курс России, приоритетным стали отношения с Европой, в экономике и политике которой огромную роль играет Европейский Союз. В декабре 1991 года министры иностранных дел стран-участниц ЕС заявили о признании нового государства – Российской Федерации – и готовности установить с ней дипломатические отношения.

Основы российско-европейского экономического и политического сотрудничества были заложены подписанием в 1994 году на острове Корфу в Греции Соглашения о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет, вступившего в силу в 1997 году. Главное внимание в нем было уделено развитию экономических отношений между сторонами с целью создания зоны свободной торговли. Политическая цель Соглашения заключалась в «поддержке Евросоюзом усилий России» по укреплению ее демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике.

28 февраля 1996 г. Российская Федерация стала 39-м государством-членом Совета Европы, подключившись к осуществлению целей Организации, основанной в 1949 г.: обеспечение большего единства европейцев путем продвижения принципов защиты прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона. Это старейшая организация на континенте. Россия получала статус демократического государства В настоящее время Совет Европы объединяет 46 европейских государств.


Перед началом дебатов необходимо определить основные понятия, которыми мы сегодня будем оперировать


Основные понятия:

Ратифицировать -

Конвенция -

Парламентская Ассамблея СЕ –

Резолюция –

Консолидировать -


Выступления в дебатах

Команда «Правительство»

Первым слово предоставляется Премьер -Министру, поддерживающему тезис, выдвинутый в качестве темы дебатов (Прилож.).

(Выступление ритора).

Предоставляется слово каждому члену команды.


По ходу выступления доска делится на две части и выписываются приводимые аргументы обеих команд.

Команда «Оппозиция» .

Команда-оппонент должна опровергнуть аргументы выступавшей до них команды и привести собственные аргументы.


Слово предоставляется команде-оппоненту. Первым выступает Лидер оппозиции, который формулирует философию оппозиции, опровергает аргументы Правительства.

(Выступление ритора)

Предоставляется слово каждому члену команды.


Аргументы, приводимые членами обеих команд (по двум классам):

за

против

  1. Приведение Российского законодательства в соответствие с конституционными европейскими нормами.


  1. Совершенствование правопорядка и защита интересов национальных меньшинств. Отмена смертной казни.




  1. Расширение прав граждан Российской Федерации и гарантия их соблюдения.

  1. Вмешательство во внутренние дела России, наложением обязательств прекращения внутреннего межнационального конфликта.


  1. Россия – страна с низким, по европейским меркам, уровнем доходов на человека, в то же время она входит в число пяти крупнейших спонсоров организации, обеспечивая 14% бюджета всего СЕ.


  1. Россия не является полноправным членом Света, имея в Парламентской Ассамблеи всего 6% голосов.



Перед подведением итогов всем присутствующим была предложена анкета:

Оценить по трехбалльной шкале факторы, влияющие на становление демократии в России по средствам Совета Европы.

  • сотрудничество с другими странами в деле предотвращения или снижения вреда от экологических и технологических бедствий;

  • отмена смертной казни в мирное время;

  • разрешение международных споров исключительно мирными средствами;

  • оказание взаимной помощи с европейскими странами в уголовно-правовой сфере и о перемещении лиц, приговоренных к наказанию;

  • уменьшение дедовщины в Российской армии.


По окончании всех выступлений необходимо подвести итоги:

- зачитать выписанные на доске аргументы обеих команд;

- подвести итог всем высказываниям.

- Особое внимание уделить человеческому фактору.


Итоговое слово учителя. Подведение итогов дебатов

ПРИЛОЖЕНИЕ


Текст речи №1

Речь Премьер-министра.

В 90-е года Россия после более чем семидесятилетнюю изоляцию снова начала вливаться в мировое общество. Проблемы нарушения прав человека в России поставили государство перед необходимостью интегрироваться в систему международного права. Еще в конце 80-х годов стало понятно, насколько сильно Россия отстает от европейских стран в сфере защиты прав человека. Данное мероприятие было выгодно для обеих сторон международных отношений в конце XX века.

С одной стороны, это, конечно, преимущества для новообразовавшейся страны – Российской Федерации. Присоединившись к Совету Европы, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами. Так же вступление в Совет Европы позволило нашей стране расширить свои возможности по организации гуманитарного сотрудничества, установить связи в сфере науки, образования, культуры, здравоохранения и экологии. В частности обязанность России как члена организации сотрудничать с другими странами в деле предотвращения или снижения вреда от экологических и технологических бедствий.

С другой стороны, выгоды были и для Совета Европы. Прием России в состав организации придал организации «второе дыхание». Российская заявка на вступление рассматривалось три года. Российская Федерация выполнила большинство требований Совета. Россия открыла дополнительное поле деятельности для данной международной организации и конкретно ее основных институтов (Европейского суда и Комиссии по правам человека). Речь идет консультативной правовой помощи в разработке российских законодательных актов, соответствующих «стандартам Совета Европы», постоянном контроле за соотношением прав человека в 150-миллионной стране «переходного периода».

Приведение российского законодательства в соответствие с конституционными европейскими нормами в России строго отслеживалось в 1990-е года институтами Совета Европы. Несколько раз делегации экспертов данной организации приезжали в Россию. Они отмечали, что в стране ведется активная работа по улучшению соблюдения политических, социальных, экономических и гражданских прав человека.

Текст речи №2

Речь Лидера оппозиции.

Войдя в состав Совета Европы, Россия сразу объявила о своей приверженности общеевропейским ценностям, считая себя частью общего культурно-политического пространства. Но с момента присоединения к европейской организации она подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемление прав человека, сворачивание демократических свобод и притеснение средств массовой информации, войну в Чечне. Вопрос о происходящем в Чеченской республике стоял особо остро.

Также Совет Европы принял осуждающую резолюцию, в которой в вину нашей стране ставится сближение со странами СНГ – страны «ближнего зарубежья», когда сам Запад идет по пути интеграции.

Дискуссии в Страсбурге в январе 1996 года показали, что европейские депутаты мало верили в Бориса Николаевича Ельцина как «гаранта демократии в России» Европейских депутатов все больше интересовало, куда и под чьим руководством Россия пойдет. Для них было важно установить контакты на длительную перспективу с завтрашними первыми лицами страны для приобретения выхода на весь спектр политических сил России. Контроль Совета Европы за приведением российского законодательства в соответствие с конституционными европейскими нормами, за соблюдением прав человека сопровождается проникновением его структур на территорию России, их влиянием на духовный мир россиян и, конечно же, воздействием на власть в нужном для «европейской демократии» направлении.

Текст речи №3

Речь Члена правительства.

Принятие Росси в состав Совета Европы стало мощным рывком, продвинувшим новое молодое государство на международную арену. Одна из ближайших задач в 1990-е года, которую должны были мы решить – это использование Совета Европы в качестве трибуны, с которой Россия сможет донести свои взгляды на мировую политику и экономику. С июля 1996 г. в Страсбурге функционирует постоянное представительство Российской Федерации при Совете Европы. Так же вступление дало возможность использовать институты организации для защиты русскоязычного населения в зарубежных странах (в первую очередь в странах Балтии).

Этот шаг России дал положительные результаты не только для усовершенствования политической структуры нового, идущего к демократии, государства, но и для каждой российской семьи и всего общества в целом. Например, Парламентская Ассамблея Совета Европы практически сразу начала настаивать на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая на то, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство. Однако в момент решающего выбора о вступлении России в состав организации вопрос о Чечне не сыграл особой роли. Наравне с этим, наше государство для вступления в Совет Европы выполнило следующие положения: во-первых, снизить дедовщину в Вооруженных силах; во-вторых, проводить правовую реформу с целью приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами; в-третьих, совершенствование правопорядка; в – четвертых, отладить защиту интересов национальных меньшинств. И уже к концу 1990-х годов Россия представила Европейской комиссии отчет по борьбе с расизмом и нетерпимостью на территории государства.

Текст речи №4

Речь Члена оппозиции.

Защита прав человека, личности на самом дели в Российской Федерации в 1990-е года довались довольно туго. До последнего времени реализованы лишь положения 1 пункта доклада «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и правоприменительная практика России» 1997 года. Только в конце 1999 появилась возможность рассмотреть первые жалобы российских граждан в Европейский суд по правам человека, поскольку судья Европейского суда по правам человека от Российской федерации был избран лишь на сентябрьской сессии ПАСЕ (1999).

Защита национальных меньшинств в России давалось тоже нелегко. Использование Совета Европы как трибуны, давало возможность заявить о проблемах русскоязычного населения в Прибалтики. Так в 1997 году президент Российской Федерации впервые открыто заявил об этом, подчеркивая приверженность нашего государства европейским принципам. В данной речи Ельцин упомянул о силах, стремящихся «изолировать Россию от Европы», о «применении двойных стандартов», об ущемлении прав российских соотечественников в Прибалтике: «Я говорю об этих проблемах с трибуны Совета Европы, потому что эта организация быстрее других избавляется от подходов холодной войны». Полное приведение национального законодательства в соответствии с принципами и стандартами СЕ вряд ли возможно. В настоящее время ни одно государство не отвечает полностью этим высоким стандартам, в противном случае работа Совета Европы по этому вопросу утратила бы смысл.

Многим была недовольна и российская сторона в условиях самого членства в Совете Европы. Согласно уставу организации «каждый Член несет расходы, связанные с его представительством в Комитете министров и в Консультативной Ассамблее». Россия – страна с низким, по европейским меркам, уровнем доходов на человека, в то же время она входит в число пяти крупнейших спонсоров организации, обеспечивая 14% бюджета. Академик Д. Львов приводил данные, согласно которым среднемесячная заработная плата в сопоставимых ценах в 1998 году составляла только 198 рублей. Взнос Российской Федерации в Совет Европы на 1997 год составил 24,2 млн. долларов США, и оплачен полностью. На 1997 год доход российского бюджета составлял около 80 млн. долларов. Российские представители периодически поднимают вопрос о сокращении ее взноса в бюджет Совета Европы.

Текст речи №5

Речь Члена правительства.

Подтверждая вышесказанное, можно говорить об прорезании у России голоса на международной арене. После вступления наша страна получила солидную трибуну для заявления своей позиции, формирования общественного мнения по средствам организации, внутри которой (38 стран) можно проводить в жизнь национально-государственные интересы России, участвовать в принятии тех или иных международных решений.

Благодаря вступлению в Совет Европы, Россия смогла привести в соответствующие нормы свое законодательство и расширить демократические свободы граждан. За период 1990-х правительство ратифицировало более 40 конвенций Совета Европы по различным вопросам (права человека, правовое сотрудничество, культурные и социальные проблемы). В качестве представителя в Европейском суде призван и российский судья. После ратификации 30 марта 1998 года «Европейской Конвенции о защите прав человека» российские граждане получили право на обращение с жалобами в Европейский суд по правам человека в Страсбурге (для справки, за 10 лет были приняты решения по 207 российским делам, из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей). В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику внося судебные изменения.

Вступление в 1996-ом году России в Совет Европы и участие в основополагающих конвенциях Совета Европы способствовало и будет способствовать построению в Российской Федерации правового государства и повышению уровня правовой защищенности личности. Оно обеспечит вхождение нашей страны в формируемое Советом Европы единое европейское правовое пространство.



Текст речи №6

Речь Члена оппозиции.


Несмотря на все доводы уважаемых Членов правительства, вступив в Совет Европы Российская Федерация так и не стала полноправным членом Совета, имея в Парламентской Ассамблеи всего 6% голосов, при огромных взносах в бюджет организации и выполнении большинства условий предъявленных ей. Несмотря на то, что по правилам процедуры Совета Европы депутат волен говорить и заявлять свою партийную и государственную точку зрения, в жизни это выглядит зачастую иначе. Как правило, по крупным международным проблемам представляют позицию консолидированную. Так было, например, в ходе голосования по российской заявке, что позволило получить положительный результат.

Однако как справедливо отмечено подготовленном в апреле 1997 Комитетом по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ докладе “Российская Федерация сделала определенный прогресс в выполнении принятых ею обязательств. Однако в целом этот прогресс идет медленно и беспорядочно, а иногда наблюдаются и шаги назад”.


  1. Влияние членства России в Совете Европы на становление института защиты прав российских граждан /Е. В. Никитина. В мире права. - 2001. - № 2.

  2. РИА Новости http://ria.ru/spravka/20110228/336981639.html#ixzz2MFgd4SZF

  3. Россия и Совет Европы. Википедия http://ru.wikipedia.org/

  4. Устав Совета Европы http://conventions.coe.int/treaty/rus/Treaties/Html/001.htm


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ