Урок для 5 класса «РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №2 им. Н. Ф. Струченкова
«РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ»
Выполнила: учитель истории и
обществознания Клевцова Т.Н.
п. Локоть
2012-2013 учебный год
Дата-21.01.13
Урок- №32
Класс: 5А
Тема: Религия древних греков
Цели: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.
Оборудование: карта «Древняя Греция» ; иллюстрации Олимпийских богов, тест по теме: «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», маршрутные листы.
Основные понятия, термины: религия, гора Олимп, Титаны, Циклопы, Олимпийские Боги
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Ситуация: ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗЕМЛЯ ГРЕЧЕСКАЯ…?
Сегодня нам предстоит ПРИБЛИЗИТЬСЯ и ОКУНУТЬСЯ в ту далёкую эпоху Древнего мира и попытаться представить мир, в котором жили древние греки.
Как будем работать? – Слушать учителя, добывать информацию самостоятельно из текста учебника, работать с иллюстрациями, записывать ОК (опорные конспекты), работать с документами;
а также: систематизировать, анализировать, размышлять, высказывать свою точку зрения, делать выводы и помогать друг другу.
Что поможет нам не сбиться с пути? – Маршрутные листы, которые в течение урока будем заполнять.
ПРОБЛЕМА: СРАВНИТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
ИТАК, ОТПРАВИМСЯ ВСЕ ВМЕСТЕ В ПУТЬ ЗА ЗНАНИЯМИ.
3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
1-ый шаг - Учащиеся получают маршрутные листы. (см. приложение)
2-ой шаг – 1. Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
(см. приложение) ( Ключ к тестам:1(б), 2(г), 3(б), 4(г), 5(в), 6(б) )
2.Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки:
А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой
Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!»( «Илиада»)
Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» («Одиссея»)
В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…
На стену быстро взошла и, взглянула: по полю
Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони»( «Илиада»)
Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают»( «Одиссея» )
(обмен маршрутными листами для проверки тестов ; выставление оценок)
3-ий шаг - Посмотрите внимательно на доску, как вы думаете,
какой вопрос нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке?
( Высказывают свои предположения)
Давайте соберём слова-ассоциации к понятию «религия»
и определим тему.
Дети подбирают слова-ассоциации к слову религия - мировоззрение, Боги, вера, люди, герои; и т.д.)
4. Переход к изучению новой темы
Кто назовёт тему урока? (предложения детей)
ТЕМУ урока записывают в тетради: РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Ваша точка зрения: Почему появляются религиозные верования?
(Допустимые ответы: человек не мог объяснить явления природы; уровень сознания соответствовал своему времени? )
5. Изучение новой темы
( По ходу дети делают записи в тетради)
План:
1. Начало начал.
2. Боги Греции.
3. Мифы о Деметре, Дионисе, Прометее.
1.. Начало начал. (Работа с текстом: чтение и перенос с доски опорного конспекта в тетради)
Учитель по ходу рассказа на доске заполняет ОК:
« Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Он был как-бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля. Затем появились Мрак и Ночь. От них родились Вечный Свет и Сияющий День.»
(ОК №1–см. приложение)
« Земля – Гея, Небо – Уран. От их союза родились Титаны и Циклопы. Титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения. У Крона - младшего сына Урана, восставшего против отца, были самые знаменитые дети, которые впоследствии и властвовали над миром - Боги. Дети людей и богов назывались «герои».
(ОК №2 – см. приложение)
После дети воспроизводят ОК (1 – 2 сильных ученика).
2. Боги Древней Греции
Как изучаем? - добываем знания самостоятельно и заполняем маршрутные листы (таблицу)
Работа с текстом учебника: п.1 стр. 129 , иллюстрацией на стр. 130
ТАБЛИЦА
Имена богов Покровителями чего они считались
________________________________________________________
Зевс Бог дождя грома, молний
Посейдон Бог моря
Аид Владыка подземного мира
Деметра Покровительница земледелия
Гефест Покровитель кузнечное дело
Дионис Покровитель виноделия
Фетида Богиня моря
3.Самостоятельная работа с текстом учебника
Прочитать:
- миф о Деметре и Персефоне- стр. 129
- миф о Прометее - стр.131
(беседа по вопросам)
6. Закрепление изученного материала :
1. Блиц – вопросы:
1. Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков?
(Деметра - Покровительница земледелия; Гефест – Покровитель кузнечного дела; Дионис – Покровитель виноделия…)
2. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона?
(Это связано с природными и климатическими условиями Греции)
3. Почему древние греки изображали своих богов в виде людей?
(Они верили в силу человека)
4. Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи)
2. Ответь «Да» или «Нет» (поднятие руки):
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп». «Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс. «Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. «Нет»
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо). «Да»
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены. «Нет»
6.До воцарения богов миром правили титаны. «Да»
7.Главным среди титанов был Крон. «Да»
8.Боги – дети титанов. «Да»
9.Дети людей и богов назывались «герои» «Да»
10.Одиссей был героем? «Да»
3. Соотнесите изображение Богов и их имена.
(2 ученика работают у доски)
ПОСЕЙДОН
АФРОДИТА
АИД
АФИНА
ЗЕВС
УЧИТЕЛЬ: Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды и мифы. Но мы и сегодня изучаем их, так как они являются историческим источником и позволяют представить мир, в котором жили древние греки.
При наличии времени: ИНСЦЕНИРОВКА (см. приложение)
Итоги: Вернёмся к началу урока
ПРОБЛЕМА: СРАВНИТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ И СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
А есть ли герои сегодня? Несут ли людям добро другим людям?
2. Оценки
3.Рефлексия : V - уже знал
+ - узнал на уроке
? - надо узнать дома
4. Домашнее задание: прочитать §28, вопросы .
1. Подготовить сообщение о подвигах Геракла. Ваше отношение к его поступкам. 2.Мини-сочинение «Я в гостях у …»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Миф о Прометее (инсценировать)
Автор: В те времена люди жили в темных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и обрабатывать землю. Прометей научил их строить дома из камня, пахать поле на быках, запрягать в повозки коней, шить одежду, паруса и плавать по морям. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счетом. Не раз просил он Зевса помочь людям.
Зевс:- Оставь эти мысли Прометей! Не вспоминай об этом грязном племени, не замечай его, как не замечаем его мы, боги. Пусть ползает оно по земле, как ползало до сих пор! Не к лицу тебе титану думать о нем.
Прометей: Я помогу этим несчастным! Я сделаю их счастливыми! Пусть гневается Зевс! Огонь - вот что необходимо иметь людям.
Автор: Вопреки запрету Зевса Прометей похитил огонь в кузнеце своего друга бога Гефеста и принес его людям.
Прометей: - Вот вам огонь! Разожгите костры согрейтесь!
Автор: Прометей научил их строить дома из камня, пахать поля на быках, запрягать в повозки коней, шить прочные паруса. Однажды Зевс заметил на земле дым.
Зевс:- Да что же это такое? Кто нарушил мой приказ? Кто дал людям огонь, научил их строить дома и корабли? Кто сделал их подобным богам? Ты считаешь себя очень благородным Прометей? Или может ты признаешь свою провинность, согласишься, что совершил злодеяния?
Прометей: О каком злодеянии говоришь ты Зевс? Я лишь исправил твою несправедливость. Взгляни, как счастливы они теперь! А вместе с ними счастлив и я.
Зевс:- Ты счастлив? Хорошо же, пусть теперь они помогут тебе если смогут. Возьми его! И навеки пригвоздите его к высокой скале на краю земли! И пусть Гефест, друг злодея, поможет вам.
Автор: Повелел тогда Зевс Гефесту приковать ослушника цепями к дикому утёсу. Проклиная своё ремесло кузнеца, безмерно сострадая другу выполнил Гефест волю Зевса.
Гефест:- Покорись, Прометей! Покорись! Зевс простит тебе все и освободит тебя, Нам так тяжело видеть тебя прикованным и страдающим. Покорись!
Прометей:- Я ни в чем ни виноват. Я лишь помог людям А жестокий бог карает меня за это. Я не покорюсь ему! Только мне известна тайна Зевса.
Гермес:- Что за беда угрожает нашему бессмертному владыке? О какой тайне ты болтаешь?
Прометей:- Нет такой пытки или такой хитрости, которая заставила бы меня открыть ее. Я заговорю, когда Зевс освободит меня.
Автор: Велики были муки Прометея: каждый день прилетал орел и клевал его печень, а за ночь она отрастала вновь.
Геракл:- Эй, кто там на скале? Не ты ли это, славный титан, благородный Прометей?
Прометей: - Да, это я. А кто ты?
Геракл: - Я Геракл! Немало я слышал про твою судьбу, Прометей, но никогда не думал, что ты действительно так страдаешь. Как тяжелы твои цепи и кандалы и этот алмазный стержень, что пронзил тебя!
Прометей: - Подожди до утра, и тогда ты узнаешь, что кандалы И алмазный стержень - это самое малое из моих страданий.
Геракл:- Поведай о себе, Прометей. Я хочу знать, верно ли мне рассказывали о тебе. Верно ли что ты дал людям огонь, знания и за это терпишь муки?
Прометей:- Да, Геракл, ты сам сейчас увидишь!
Автор: Спасло Прометея его умение предсказывать будущее. В ту пору Зевс задумал новый брак, на этот раз с морской богиней Фетидой. Прометей открыл ему роковую тайну: Фетиде суждено родить сына, который станет сильнее своего отца. Боялся Зевс потерять власть, отбросил мысли о женитьбе... Кончились и муки Прометея.
Гермес:- Успокойся, Геракл! Ты не нарушил, а исполнил волю Громовержца. А тебе Прометей, Зевс первый предлагает примирение.
Автор: По воле Зевса его сын Геракл застрелил орла и освободил Прометея.
Миф о Дионисе и морских разбойниках.
Дионис:- Я бог Дионис, благодаря мне люди научились разводить виноград и делать вино из его гроздей.
Автор: Дионис вышел на пустынный берег моря. Вдали виднелся парус. То были морские разбойники.
Главарь пиратов:- Эй, кормчий! Правь к берегу. Вон юноша в пурпурном плаще. Схватить его связать и привести сюда!
Автор: Приказ был выполнен. Но чудо! Веревки упали с рук пленника.
Рулевой:- Безумцы! Вы захватили бога!
Главарь:- Замолчи! Мы продадим юнца, и быть ему рабом.
Автор: Вдруг лоза обвила мачту по кораблю зажурчали струи вина. Вмиг Дионис изменил облик и предстал в образе рычащего льва. От ужаса пираты попрыгали в море и превратились в дельфинов. Лишь рулевого пощадил Дионис.
Дионис:- Не бойся и радуйся жизни. Ты мил сердцу Диониса, сына Громовержца Зевса!
Миф о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне.
Автор: Юная красавица Персефона собирала цветы на лугу. Внезапно разверзлась земля и перед ней предстал бог Аид- мрачный владыка подземного царства мертвых.
Аид: - О, прекрасная Персефона! Не противься воле Зевса. Царь богов отдал тебя мне в жены.
Автор: - Аид схватил испуганную деву, посадил на золотую колесницу и умчал на быстрых конях в свои подземные владения. Там блуждают тени мертвых, туда не проникают лучи солнца. Погрузилась в печаль мать Персефоны богиня Деметра. Гневается она на Зевса за то, что отдал он Персефону Аиду. От тоски Деметры листья с деревьев облетают, вянут цветы, желтеет трава, сохнут колосья на пашнях. Голод грозит всему живому. Встревожился Зевс и отправил к Аиду вестника богов Гермеса.
Гермес: - О, владыка умерших! Отпусти к матери Персефону. Волей Зевса две трети года будет жить она на земле и одну только треть в твоем, полном ужасов царстве.
Автор: - В один миг доставил Гермес Персефону на землю. Обняла любимую дочь богиня Деметра. От ее радости распустились цветы, зазеленели пашни и виноградники
Маршрутный лист
Тема: «Религия древних греков»
Фамилия____________________________________________
Имя ____________________________________________
1. Тест Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
1. ________ 4. ___________
2. ________ 5. ___________
3. ________ 6. ___________
6 б – «5
5 б – «4»
0-2 б – найди ответ в учебнике и указать страницу________ (к следующему уроку)
Оценка: ________
2. Определите, из каких литературных произведений приведены отрывки ( нужное подчеркнуть):
А) «Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой
Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!
Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!» «Илиада», «Одиссея»
Б) «Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко.
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился» «Илиада»,«Одиссея»
В) «Черная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…
На стену быстро взошла и, взглянула: по полю
Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони» «Илиада»,«Одиссея»
Г) «Я называюсь Никто; мне такое название дали
Мать и отец, и товарищи так все меня величают» «Илиада»,«Одиссея»
4 б – «5», 3 б – «4», 2б – «3», 0-1 б – найди ответ в учебнике и укажи страницу _______
( к следующему уроку) Оценка: ________
3.Заполни таблицу
Имена богов - Покровителями чего они считались
Бог дождя, грома, молний -
Бог моря -
Владыка подземного мира -
Покровительница земледелия -
Кузнечное дело -
Покровитель виноделия -
Богиня моря -
4.Ответь: «Да» или «Нет»
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп»
_______
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
_______
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
_______
4.По мнению греков, некогда миром правили Гея (Земля) и Уран (Небо).
_______
5.Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и
быстрыми, как спортсмены. _______
6.До воцарения богов миром правили титаны. _______
7.Главным среди титанов был Крон. _______
8.Боги – дети титанов. _______
9.Дети людей и богов назывались «герои» _______
10.Одиссей был героем? _______
Тест по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
1. Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают:
А) Эсхила Б) Гомера В) Гесиода Г) Аристофана
2. Укажите, что не поделили между собой Гера, Афина, Афродита:
А) зеркало – подарок Зевса Б) золотую оливку В) золотой апельсин
Г) золотое яблоко
3. Спор богинь из-за золотого яблока с надписью «Прекраснейшей» разрешил:
А) царь Приам Б) царевич Парис В) герой Ахилл Г) герой Тесей
4. Кто из богинь помогал троянцам в войне с греками?
А) Афина Б) Гера В) Артемида Г) Афродита
5. Греки одолели троянцев:
А) в честном бою Б) при помощи подкопа под стену В) при помощи деревянного коня
Г) с помощью богов
6. Греки считали, что в «Одиссее» Гомер изобразил самого себя
в виде:
А) путешественника «Одиссея» Б) слепого сказителя Демодока
В) царя Алкиноя Г) царя погибшей Трои Приама.
( Ключ к тестам:1(б), 2(г), 3(б), 4(г), 5(в), 6(б) )
5»а» с учителем истории Т.Н.Клевцовой
ЗЕВС
ПОСЕЙДОН
АИД
АФИНА
ЗЕВС
АФРОДИТА
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ