Урок истории для 6 класса на тему «Владимир Святославич. Принятие христианства»
Урок истории для 6 класса на тему
«Владимир Святославич. Принятие христианства»
Цель: Охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси
Задачи: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления единого государства и сплочения народа; создать условия для выяснения учащимися причин крещения Руси; помочь определить значение принятия Русью христианства.
Класс: 6
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, настенная историческая карта «Киевская Русь в IX – XII вв.»
Этап урока
Слайд
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг. момент. Эмоционально-мотивационный настрой уч-ся
1
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
Вы слышите, это звучит благовест - праздничный колокольный звон?! А кто из вас знает, какой праздник сегодня?
- Вот об истоках этого праздника, об истории крещения Руси мы сегодня и будем говорить на уроке.
- Сегодня праздник Крещения
2
- Тема нашего урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства»
- На ваших партах лежит раздаточный материал. Положите перед собой рабочие листы. В них вы будете вести свои записи по ходу урока
II. Актуализация знаний учащихся
3
1)
- А сейчас я прошу вас озвучить следующий иллюстративный ряд:
портрет (имя, годы правления)
- Кто это?
карта (подчинение племен)
- Какую деятельность князя Владимира отражает историческая карта?
оборонительные рубежи (защита границ)
- Что изображено на экране?
6 идолов (первая религиозная реформа)
2) Беседа по вопросам:
- Давайте вспомним, какие цели стояли перед князем Владимиром в начале его правления?
- С чем ему удалось справиться, а с чем нет?
Почему первая религиозная реформа не помогла князю сплотить народ?
- На портрете князь Владимир I Святославич, годы его правления – 980 – 1015;
- Карта рассказывает о военных походах князя Владимира с целью подчинения непокорных племен, укрепления государства
- 4 оборонительных рубежа князь велел построить для защиты южных границ Руси от набегов
- это 6 идолов, которыми князь решил ограничить пантеон славянских богов, сплотить тем самым народ, укрепить свою власть
- Князь Владимир хотел сберечь и укрепить свое единое государство и сплотить народ.
- Ему удалось сохранить целостность Руси, а вот объединить народ – нет.
- Многие славянские племена не поддержали эту реформу, они хотели поклоняться своим богам.
III. Изучение нового материала
1. Выбор веры:
1) связи с Византией;
2) первые христиане на Руси;
3) отношение христианства к власти;
4) вера могла сплотить народ
5) международные причины
4
- Ребята, покажите, пожалуйста, по карте соседние страны и назовите религии, которые исповедовало население этих стран.
- А что вам известно об отличии славянского язычества от названных мировых религий?
- И вновь задумался князь Владимир о новой вере для своего народа…
Инсценировка эпизода о выборе веры.
Анализ выбора веры:
- Ребята, как вы думаете, почему именно византийский образец христианства был предпочтен князем?
- Итак, ребята, я обращаю внимание на ваши рабочие листы и предлагаю по ходу нашего анализа записывать в них причины принятия христианства на Руси.
- О том, что было известно на Руси о христианстве к концу X века нам расскажет Ваня Фомин. Он приготовил небольшую презентацию.
- А теперь я предлагаю вам, самостоятельно изучив 2 и 3 абзацы сверху, на странице 39 учебника, сформулировать и записать еще три причины выбора христианства
- Соседи Руси: Волжская Булгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), Византия (православное христианство), страны Западной Европы (в основном – католическое христианство).
- И мусульмане, и иудеи, и католики верили лишь в одного бога, а язычники – во множество. У язычников были кровавые и жестокие обычаи и нравы
- У Руси были давние связи с Византией – богатой, мощной державой.
Записывают причины принятия Русью христианства
Выступление учащегося с презентацией – результатом исследования по заданной теме.
Учащиеся делают вывод:
- православие было известно на Руси с IX века. Делают запись в р.л.
Самостоятельно работают с учебником, формулируют и записывают следующие причины:
- христианство содействовало объединению страны, народа
- христианство укрепляло княжескую власть
- христианство способствовало повышению международного авторитета страны
2. Крещение Руси
А) предыстория крещения
Б) крещение князя Владимира
В) крещение Руси
5
6
7
Рассказ учителя о предыстории крещения Руси и о крещении князя Владимира
- О том, как крестили Русь (переключить с5 на 6 слайд), вы узнаете из исторического источника. Возьмите в руки листочки с отрывком из «Повести временных лет», прочтите текст и ответьте на вопросы к нему.
Включает 7 слайд
- Я прошу вас вписать в рабочий лист (пункт 2), на месте пропуска одну из важнейших дат в истории нашей страны
Учащиеся слушают рассказ учителя,
рассматривают иллюстрации на слайдах.
Дети читают исторический источник, отвечают на вопросы к нему.
В рабочих листах, пункт 2, дети вписывают дату крещения Руси – 988 г.
3. Результаты, последствия крещения Руси
8
Работа с учебником.
- Откройте, пожалуйста, страницу 40, давайте прочитаем вслух текст, выделенный голубым
цветом.
- Ребята, как вы думаете, стал ли князь настоящим христианином, как на нем отразилось крещение? Обратите внимание на слайд – здесь вам в помощь я разместила основные христианские заповеди. Соотнесите информацию учебника с заповедями.
- А что еще принесло нашим предкам христианство?
Ученик читает текст вслух.
Дети анализируют текст, сопоставляют его с христианскими заповедями, отвечают на вопрос учителя:
- Начали строить церкви, при них открывались школы. Церкви украшались иконами
4. Значение крещения Руси
9
- Итак, давайте вернемся к причинам принятия Русью христианства и сделаем вывод: помогло ли христианство решить проблемы, стоящие перед князем Владимиром…(аналитическая работа)
- В чем значение крещения Руси?
(По очереди проявляет пункты на слайде 9)
Дети анализируют полученную информацию, записи в р.л. и отвечают на вопрос учителя.
IV. Христианство в моей семье
А) христианские реликвии в семье
Б) религия в моей семье
В) христианские праздники в моей семье
10
- А живы ли христианские традиции сегодня, в ваших семьях? Я предлагаю вам рассказать о результатах своей исследовательской работы.
- презентация «Икона в моей семье»
- сообщение «Религия в моей семье»
- Многие из вас знают, что сегодня – праздник Крещения. А как он празднуется верующими людьми?
- сообщение о ресурсах Интернета
- инд. сообщ. О праздновании Крещения в семье
- Поздравление с праздником от учителя
Учащиеся предъявляют результаты своей исследовательской деятельности
V. Рефлексия
- Ребята, мы сегодня много говорили и крещении Руси и его значении.
- РуКак вы думаете, что должно остаться в вашей памяти?
- А что останется в душе?
VI. Домашнее задание
11
Дифференцированное домашнее задание на выбор:
А) параграф 5, в. 1, 2;
Б) тест по теме;
В) кроссворд по теме.
VII. Итог урока. Оцениванива
ние
- за инсценирование и участие в уроке;
- за активную работу на уроке;
- за подготовку индивидуальных презентаций
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ