Урок обобщения по сказкам. Башкирское устное народное творчество
Тема: Урок обобщения по сказкам башкирского устного народного творчества.
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении башкирских сказок.
Задачи:
I. Дидактические.
Восстановить в памяти учащихся разновидности, содержание сказок, их характерными особенностями.
Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения
II. Коррекционные.
Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков.
Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.
Развивать познавательную активность, внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.
III. Воспитательные.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование: презентация к уроку «Башкирские сказки», выполненная в программе Microsoft PowerPoint 2010, компьютер, экран, проектор, мышка.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Цель: положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию.
Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
«Сказка – не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес…»
Проверяют свои рабочие места. Эмоционально
настраиваются на урок.
Актуализация знаний
Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе
Постановка учебной задачи
- Кстати, ребята, с какими сказками мы знакомились на прошлых уроках?
- У них есть автор?
(Слайд №1-2)
- Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказкам. Подведём итог всей проводимой на предыдущих уроках работе по этому жанру.
- Вопросы, на которые я вас просил ответить на прошлом занятии, мы проверим по ходу урока.
- В процессе всей работы на уроке мы с вами должны ответить на главный вопрос: К чему нас учат сказки?
Ответы детей на вопросы учителя (Это один из древних жанров башкирского народного творчества).
Обобщение и систематизация знаний
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказок.
Гимнастика для глаз перед чтением отрывков из сказки
Цель: подготовить учащихся к чтению текста учебника
Физкультминутка
Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус
Контроль усвоения знаний
1.- Для начала давайте вспомним всех главных героев сказок.
Молодцы!
(Слайды №3-4)
- Усложним задачу. Попробуйте определить героев сказок по моим словам.
(Слайды №5-6 – «Узнай героя сказок»).
Справились с заданием!
2.Вопросы по текстам.
- Давайте вернемся к сказкам о животных.
- Какой герой у нас глупый, а кто у нас хитрая?
- Как обманула лиса медведя («Лиса и медведь»)?
- Как собака поняла, что волк, медведь и лев – слабые и трусливые, что нет на свете никого сильнее человека («Как собака нашла себе хозяина»)?
(Слайды №7-8)
- Переходим к волшебным сказкам.
- Мы с вами читали сказку «Волшебное кольцо».
- Давайте найдем в тексте описание как егету досталось волшебное кольцо, но перед этим надо подготовить наши глаза к чтению.
Гимнастика для глаз.
Работа с текстом сказки в учебнике
Поиск и чтение
( стр.66-70)
-Какому охотнику пошел егет в гости?
- Почему именно кольцо взял егет?
- Как кольцо помогало егету в его житейских делах ?
- Кто украл кольцо и как собака с кошкой сумели вернуть егету кольцо?
Молодцы!
Беседа о бытовых сказках.
- Какие сказки называются бытовыми?
- К чему научился Аминбек?
- Кто помог Аминбеку стать правителем города?
(Слайды 9)
Чтение по ролям («Богатырские сказки»)
- Встал Акъял-батыр, подошел к человеку и спрашивает: - Эй, человек, кто ты и что делаешь здесь? (стр.89)
-Подошли батыры к человеку и спрашивают его: - Егет , что ты делаешь? (стр.90)
- Вдруг слышит – кто-то стучится в дверь. – Кто там? – спрашивает Урман-батыр. (стр.90)
-Давайте на время оставим наших героев одних, так как пришло время физкультминутке.
Физкультминутка
- Вспоминаем шуточные сказки
- Какая сказка изображена на слайде? («Алдар и шайтан»)
(Слайд 10-13)
А теперь мы возвращаемся к главному вопросу нашего урока:
К чему нас учат сказки?
Молодцы, ребята!
Мы ответили на главный вопрос нашего урока, и кажется, урок можно закончить. Но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовали герои сказок и они прощаются с нами.
Вывод урока:
- У наших сказок счастливый конец, как, и во всех сказках: добро побеждает зло. По своему содержанию народные сказки делятся на: 1) богатырские (о подвигах батыров); 2) бытовые (о жизни народа, его повседневных трудах и заботах); 3) о животных (которые наделяются обычно качествами людей: хитростью, добротой, глупостью, умом, храбростью, трусостью и т д.); 4) шуточные сказки проникнуты добродушным юмором , в них обычно говорится о глупцах, которые вызывают смех.
Дети перечисляют героев (Лиса, медведь, воробей, собака; старик, старуха, егет, Аминбек, Акъял-батыр, Урман-батыр, Тау-батыр, два лентяя и т.д.)
Учитель читает слова героя и дети должны угадать этого героя.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Ответы на вопросы учителя (стр.67)
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.
Чтение учащимися отрывка «по цепочке» с последующими ответами на вопросы
Учащиеся с помощью стрелок находят правильные ответы
Учитель читает вопросы, а дети находят ответ и читают.
Рассказ по рисункам
Ответы детей. Варианты ответов детей
Рефлексия
Цель: оценить результат собственной деятельности
Давайте подведём итоги урока
- Какую задачу ставили перед собой?
- Удалось ли нам ответить на поставленный вопрос?
Отвечают полными ответами на вопросы и заканчивают высказывания
Домашнее задание
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании
В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам следующее: каждому из вас в сказках понравился какой – то эпизод. Нарисуйте к нему иллюстрацию. Мы соберем рисунки в одну электронную книгу, которые вы, ребята, сами озвучите, и полученную сказку мы преподнесем в подарок нашим маленьким друзьям из начальной школы.
Выставление оценок за урок. Поощрение учащихся, особенно отличившихся во время урока.
До свидания, урок окончен!
Учащиеся выбирают любимый эпизод сказок, рисуют к нему иллюстрацию

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ