Урок по истории для 5 класса по теме «Возникновение театра»

Урок по истории для 5 класса по теме

«Возникновение театра»

Автор: учитель истории МОУ Бобровская средняя

общеобразовательная школа № 2

Титаренко Людмила Алексеевна.


Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Возникновение театра». В уроке можно использовать постановку небольшой сценки, а так же провести связь с современным театром.


Цели урока: Обучающая: сформировать у учащихся представление о том, что театр возник в Греции более 2,5 тыс. лет назад, его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса-покровителя виноделов, об устройстве театра, о значении слов «театр», «трагедия», «комедия»;

Развивающая: развивать творческие способности у учащихся, показать отличие трагедии от комедии;

Воспитательная: подвести учащихся к пониманию значения театра в жизни людей и общества в целом; воспитать интерес к истории, искусству, заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной темы. Оборудование: учебник, карта «Древняя Греция», карточки; термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене, сатиры.

ХОД УРОКА.

1. Проверка знаний учащихся.

1) разгадывание кроссворда


п

е

д

а

г

о

г


с

т

и

л

ь


к

р

а

с

н

о

р

е

ч

и

е



м

и

р

о

н



г

и

м

н

а

с

и

й

п

а

л

е

с

т

р

а



Вопросы:

1. В переводе с греческого это слово обозначает «сопровождающий ребенка».(Какова его роль?) педагог

2.Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики писали буквы? (А на чем писали?) стиль

З.Как называлось в Афинах умение выступать с речами в Народном Собрании и судах? красноречие

4. Назовите имя создателя скульптуры «Дискобол» или «метатель диска»? (А кто скульптор статуи «Копьеносец»?) Мирон

5. Как называлось заведение , где свои знания пополняли взрослые афиняне? гимнасий

6.Название этой школы происходило от слова «борьба»? (Что это такое? Какова цель ее посещения?) _ палестра

Ключевое слово: Дионис- с празднествами в честь этого бога связано рождение театра в Греции.

2) индивидуальная работа по карточкам на «3» и «5».

II.Изучение новой темы.

План.

1.В театре Диониса.

Театр- это место для зрелищ. Театральные представления в греческом театре проводились весной , в конце марта, когда было готово вино и уже начиналось оживление природы. Здесь состязались авторы, актеры, хор. В Афинах театр стал существовать с VI в. до н. э.

2. Устройство театра.

1) Скене- примыкающая к орхестре постройка ( к ее стене прикреплялись декорации, внутри были костюмы);

2) орхестра- круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор;

3) места для зрителей;

4) театра- сиденья.

3. Виды представлений:

1) трагедия- в переводе означает «песнь козлов»(предназначена для очищения человека с помощью сострадания)- Софокл «Антигона»; 2) комедия- произошло от греческих слов «комос»-народ, «одия»- песня (призвана была приводить человека к очищению с помощью высмеивания общечеловеческих недостатков)-Аристофан «Птицы».

4. Сценка( отрывок из трагедии Софокла «Антигона»)

Старец

предсказатель: К царю греческого города Фивы стражи приводят

девушку. Чем провинилась юная Антигона? Брат ее в борьбе за власть пошел войной на родной город. Однако его войско потерпело поражение , а сам он был убит. Тело юноши фиванский царь велел бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землей. Она, как и все греки, верила, что душа умершего обретает покой лишь после погребения. Теперь ее ждет казнь.

Чтец 1: В мире много сил великих,

Но сильнее человека


Нет в природе ничего.


Мчится он ,непобедимый,


По волнам седого моря


Сквозь ревущий ураган.

Чтец 2:

Создал речь он и вольной мыслью


Овладел, подобной ветру,


И законы начертал.


Злой недуг он побеждает,


И грядущее предвидит,


Многоумный человек.

Чтец 3:

И гордясь умом и знаньем,


Не умеет он порою


Отличить добро от зла.


Человеческую правду


И небесные законы


Ниспровергнуть он готов.

Сын царя:

Отец, все граждане и весь народ


фиванский ее вины не признают!

Царь:

В моей земле я царствую один!


Казнить ее!

Сын царя:

Принадлежать не может одному


свободная земля!

Царь:

Казнить! И все тут!

Старец

Помилуй же убитого!

Царь: Увести на казнь!

Старец: Близок час , когда твой дом

наполнят стоны женщин и вопль мужей!

Сын царя: О, нет, я жить без нее не могу!

Прощайте! ( кончает жизнь самоубийством)

Царица- мать: О, боже, сын мой ! (погибает)

Царь: Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя! (погибает)

Чтец 4: Но и царь не победимый,

Если нет в нем правды вечной,

На погибель обречен!

Я ни чувств , ни мыслей ,

Ни огня, ни крови

С ним не разделяю.

5. Беседа о современных театрах и актерах.

1) Какие театры вы знаете, или бывали в них?

2) Каких известных актеров современности вы знаете? Назовите ваши любимые фильмы.

III. Закрепление новой темы.

ПЗ: Почему греки называли театр «школой для взрослых»?

ППЗ: Сравните, что общего и особенного между древнегреческим и современным театром?

IV. Обобщение по теме.

V. Д/3: параграф 39, составить кроссворд на тему

«Древняя Греция»

Источники материалов:

1.Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира.

2. Хрестоматия по истории древнего мира: пособие для учителя/ сост. Е. А. Черкасова. – М.: Просвещение, 1991.

3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ