Узбекистан. Народ

Узбекистан. Народ.

Узбекистан - самая населенная республика Средней Азии (более 60 %), занимает третье место в СНГ по численности населения (после России и Украины). В Республике Узбекистан проживает 24,6 млн. человек (1.01.2010). Плотность населения составляет 50,4 человек на квадратный километр.

Население распределено на территории республики неравномерно, большую часть (60 %) составляют сельские жители. Спецификой природных условий - гористость, пустынность, аридность климата объясняется концентрация населения главным образом в оазисах. В пустынных районах плотность населения очень низкая. Отдельные районы Узбекистана (например, Андижанский вилоят) по плотности населения опережают многие страны.

Процесс урбанизации очень замедлен - с 1980 года соотношение городского и сельского населения почти не изменилось. Узбеки традиционно неподвижны, этим и объясняется не значительная роль миграции и эмиграции б естественном росте населения. Прирост населения, несмотря на некоторый спад, остается высоким.

Основными факторами, влияющими на социально-демографическое положение в Узбекистане, являются сильный институт семьи как основы общества, большой удельный вес сельского населения, снижение уровня смертности и рост средней продолжительности жизни.

В Узбекистане высокий уровень брачности и один из самых низких в мире уровень распада семей. На 16,5 браков приходится один развод. Узбекские семьи традиционно крепкие. Семья здесь была и остается одной из важнейших жизненных ценностей, соответствующих многовековым традициям и менталитету народа.

Узбекские семьи, как правило, многодетны, особенно на селе, С улучшением жизненного уровня, медицинского и социального обеспечения, природоохранных мероприятий снижается общая смертность.

В 1993 году в республике создан международный неправительственный благотворительный фонд<Соглом авлод учун>, целью которого является обеспечение здоровья будущего поколения, охраны материнства и младенчества, создание благоприятных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития детей. В 1994 г. Кабинет Министров Республики Узбекистан принял решение о государственной поддержке этого фонда, а также о создании республиканского лечебно-оздоровительного комплекса.

В половозрастной структуре населения 49 % составляют мужчины и 51 % женщины. На селе этот показатель почти одинаков. Дети и подростки (0-14 лет) в общем числе населения составляют 40,8 %, молодежь (15-29 лет) 28,3 %. Общий удельный вес детей, подростков и молодежи составляет около 70 %, т.е. более 2/3 населения республики.

Коренное население Узбекистана - узбеки. Кроме узбеков проживают каракалпаки, таджики, казахи, киргизы, туркмены, татары и др. Из славянских народов - русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, болгары и др. Кроме Узбекистана узбеки живут в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркменистане, России, Украине, Белоруссии, Литве, а также в Афганистане, Саудовской Аравии, Турции, Иране, Китае, Индии, Пакистане, Германии, США и других странах. Узбеки - в антропологическом отношении народ смешанного происхождения, включивший в основном европеоидные с частичными монголоидными компонентами.

Узбеки по вероисповеданию - мусульмане-сунниты. Этногенез узбеков протекал в Среднеазиатском Двуречье и сопредельных районах, в тесном взаимодействии с древними народами Средней Азии - согдийцами, бактрийцами, сако-массагетскими и другими племенами. Хотя этноним "узбеки" утвердился позднее. Традиционными занятиями узбеков были многоотраслевое ирригационное земледелие, ремесла, торговля, животноводство.

Семейная жизнь характеризовалась своеобразным разделением труда мужчин и женщин. Земледелие, садоводство, преобладающая отрасль кустарного производства в основном были монополией мужчин. Вся работа, начиная от приготовления пищи и шитья одежды и кончая уходом за домашними животными и забота о детях, - удел женщин.

Скотоводство в оазисах из-за недостатка корма имело лишь потребительское значение. Здесь держали рабочий и транспортный скот (волов, лошадей), минимум молочного и мясного (откармливали курдючных баранов).

В предгорной и особенно в степной зонах скотоводство было одним из основных занятий. Овцеводство и отчасти коневодство имели товарное направление. В городах и крупных селениях были развиты разнообразные виды ремесла- кузнечное, ткацкое, гончарное, ювелирное, кожевенное и др. Были распространены и женские промыслы - прядение, шитье одежды, вышивание.

Искусные ремесленники производили бумажные и шелковые ткани, медную и гончарную посуду, деревянные ложки, чархи (прялки), иголки и другие предметы быта. Особенности производственной деятельности оседлого населения сказывались на характере его культурного облика, общественного и домашнего быта. Постоянным местом жительства были города и кишлаки.

В жилищном строительстве широко использовались традиционные черты: сейсмостойкий деревянный каркас, крытая терраса, ниши в стенах домов для различной утвари.

Оседлый образ жизни выработал особенно бережное отношение к жилищу, ко двору, поражавшим своей чистотой. Считалось обязательным не только систематически подметать комнату и двор, но и улицу у ворот.

Национальные особенности узбекского народа ярко проявляются в обычаях, традициях, одежде, приготовлении пищи, внутреннем убранстве жилищ.

Традиционная одежда узбеков различается по природно-климатическим, локальным историко-культурным признакам, а также хозяйственно-бытовому укладу того или иного региона. Так к примеру, для южных областей с жарким знойным климатом характерна одежда свободного, прямого покроя, яркие ткани (в основном красного цвета), защищающие от солнца плотные головные уборы (платки, каракулевые шапки и папахи). Для Ферганской долины и Ташкентского вилоята с континентальным климатом, традиционными связями с оседло земледельческим хозяйством, присуща более плотно облегающая одежда, ткани в основном спокойного окраса (черный, синий, зеленый), сезонный головной убор (косынки, вязаные платки, тюбетейки, меховые шапки).

Узбеки наряду с одеждой европейского покроя носят национальную, особенно в праздничные дни. У мужчин это полосатый, ярких цветов или однотонный шелковый халат, подпоясанный красивым платком (кушак), на голове тюбетейка. Женщины носят платья из шелковой ткани яркой расцветки (атлас), реже го белой, широкого и длинного покроя с кокеткой, на голове цветная или белая шаль или вышитая шелком тюбетейка.

Современная одежда населения Узбекистана, особенно в крупных городах, в основном перешла на европейский стандарт. Традиционные формы в большей степени сохраняются в женской одежде. Это выражается прежде всего в использовании национальных тканей (ханатлас, бекасам, алача, атлас, калами и т.д.), а также в отдельных элементах отделки. В мужской одежде традиционными являются тюбетейка и чапан (халат), которые служат непременным атрибутом при отправлении ритуально-обрядовых обычаев.

Национальная пища в основном состоит из мясных, рисовых и мучных блюд. Это лагман, мастава, шурпа, манты, шавла, шашлык. Излюбленное национальное блюдо - плов. Много употребляют овощей, фруктов, винограда и особенно дынь. К столу всегда подаются восточные сладости, жареные орехи, миндаль. Любимый напиток - чай, особенно зеленый (кок чой), употребляется как правило без сладостей, прекрасно утоляет жажду в летний зной.

Хлеб в основном выпекаемый из пшеничной муки в виде лепешек. Широкий ассортимент и готовых хлебных изделий. Национальный колорит сохраняют посуда и застольный этикет.

Национальные традиции проявляются во внутреннем убранстве дома. Непременная принадлежность его - ковры или паласы, разостланные на полу, цветные ватные одеяла, мягкие толсто выстеганные подстилки (корпача) и подушки, сложенные высокой попкой в нишах стен.

В домашнем обиходе распространены фарфоровая посуда (чайники, пиалы, косы), казан (котел) для приготовления плова и других блюд. Семейные обряды сохраняют национальную специфику, однако многие из них потеряли свое былое магическое значение.

После обретения Узбекистаном независимости новый смысл приобрели многие народные традиции, обычаи и праздники, такие как <Навруз> (начало весны), лола-байрам, пахта-байрам, хосил-байрам и др. Узбекский язык входит в состав тюркской группы, является разговорным и письменным литературным языком узбеков, живущих главным образом в Узбекистане. Многодиалектность узбекского разговорного языка объясняется пестрым составом этнических групп, участвовавших в формировании узбекского народа.

Формирование узбекского литературного языка охватывает три исторических периода: древнетюркский литературный язык, староузбекский и современный узбекский язык, В 15 в., благодаря усилиям и трудам Алишера Навои, староузбекский язык стал единым и развитым литературным языком, нормы и традиции которого сохранились до конца 19 в. В начале 20 в. в узбекском литературном языке появилась тенденция демократизации его норм, в результате чего он стал более простым и доступным.

В составе узбекского языка три наречия: карлукское, кыпчакское и огузское. Опорными диалектами современного узбекского литературного языка являются ташкентская и ферганская группы говоров. Лексические нормы, сохраняя исторически сложившийся словарный фонд, обогащались необходимыми словами всех диалектов и народных говоров.

Узбекский этнос до 1927 года пользовался арабским алфавитом (до 1923 - традиционным, затем реформированным), в 1927-38 - латинизированным, с 1939 - алфавит, выработанный на основе русской графики (кириллицы), с 1994 года начался переход на латинскую графику. В новом узбекском алфавите, основанном на латинской графике, 26 букв, 3 буквенных сочетания. Нет грамматической категории рода: отсутствует согласование в роде, падеже и в числе определения и определяемого. Обязательным является согласование подлежащего и сказуемого в лице, но не обязательно в числе.

Основу лексики узбекского языка составляют общетюркская лексика и возникшие на ее базе новые узбекские слова.

Коренные изменения в социально-экономической и культурной жизни узбекского народа благотворно отражаются на развитии современного языка. Издание художественной и научной литературы, газет и журналов на узбекском языке, радиовещание и телевидение способствуют развитию и совершенствоваванию узбекского языка и расширению его общественных функций. Значительное место занимает объем заимствованной интернациональной терминологии, создаются новые слова.

Современный узбекский язык является не только средством общения говорящего на нем народа, это язык высоко развитого народного просвещения - язык общественно-политической, научной и художественной литературы, язык печати, литературный язык, широко применяемый во всех сферах общественной жизни.

Узбекскому языку придан статус государственного языка Республики Узбекистан, разработан ряд государственных программ по внедрению в жизнь языковой политики независимого Узбекистана.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ