Ведущий вид деятельности учащихся на уроках истории, 5-7 класс



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №67

с углубленным изучением отдельных предметов

г.Екатеринбурга Свердловской области







Ведущий вид деятельности учащихся 5, 7 классов на уроках истории









Исполнитель:

Шестакова А. В.

Учитель истории







Екатеринбург

2013

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня уделяется большое внимание процессу образования. В частности, разнообразие форм уроков, внедрение информационных и мультимедийных технологий. Как гласит Федеральный закон об образовании (от 29 декабря 2012г.), "обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни". То есть урок должен нести в себе не только информацию, но и организацию на восприятие и увлечение информацией. Проще говоря, урок должен увлечь учеников, нужно поддерживать высокий уровень мотивации. В ст.48 ч. 5 говорится о применении педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм, методов обучения и воспитания. Это, безусловно, важно в подготовке к уроку, продумыванию его типа и вида в зависимости от возраста детей и уровня их способностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте зафиксированы предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. В частности, что касается уроков истории: овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов. То есть задача учителя показать многовековой человеческий опыт, его многообразие на примере разных стран. Объяснить, почему нет полностью одинаковых народностей, стран мира, культур. Например, с 5-го класса, начиная изучать историю Древнего мира, нужно увидеть зависимость разности быта и обычаев народов от места их проживания.

Обращаясь к стандартам второго поколения, примерным программам по истории, хочется обратить внимание на усвоение не только ключевых фактологических единиц предмета, но и на формирование матапредметных умений. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

То есть, программа ориентирует учителя не на уроки-лекции, а на внедрение разнообразных методик проведения урока, что позволяет реализовать максимум возможностей ученика.

В настоящее время существует и успешно применяется на практике многообразие видов и форм уроков истории. Это уроки лекции, семинары, лабораторные занятия, игровые уроки, групповая работа и т.д. Но проблема состоит в грамотном выборе той или иной формы проведения урока в разных возрастных категориях. Например, выслушать содержательную лекцию гораздо легче ученикам старших классов, чем пятиклассникам, которые через 3-5 минут монотонного рассказа потеряют интерес к уроку. Для проведения интересных и эффективных уроков необходимо учитывать возраст детей и соответствующий ему ведущий вид деятельности.

ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ 5 И 7 КЛАССОВ

Ведущие виды деятельности - те виды деятельности человека, которые в соответствующем возрасте или в данный период жизни человека являются для него главными, основными, вызывают наибольший интерес и наиболее заметно влияют на его психологическое развитие. (Обухова Л. Ф., Возрастная психология. учебник по дисциплине "Возрастная психология" для студентов вузов. - Москва, 2010)

В данной работе рассмотрены ведущие виды деятельности учеников 5 класса (младший школьный возраст) и 7 класса (подростковый возраст). Младшие школьники переходят к учебной деятельности как ведущей, хотя игры в их жизни и развитии все еще имеют большое значение. Так в 5 классе мы наблюдаем стремление в обучении, проявление интереса на уроках, встречаемся со множеством дополнительных вопросов.

С.В.Мухина выделяет следующие психологические особенности учеников 5-х классов (Мухина В. С., Возрастная психология. Феноменология развития. учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2012):

- «Чувство взрослости» - особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности. Во время проведения практических работ возможны несколько вариантов удовлетворения чувства взрослости, например предоставление нескольких вариантов выполнения работы. Также это проявляется в чувстве относительной свободы: раньше класс был под наблюдением одного учителя в одном кабинете, а сейчас они свободно передвигаются по школе от урока к уроку.

- «Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего». Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность. Для того, что бы избежать данной ситуации следует в рамках проведения практической работы продумать такие моменты, где ученик мог бы проявить свое творчество.

- «Стремление экспериментировать», используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со внешностью. Для того что бы удовлетворить данную потребность необходимо включить в практическую работу задания, которые учащиеся выполняют по желанию в свободной форме.

Подростковый возраст характеризуется интенсивным общением со сверстниками, помимо этого для детей данного возраста важны и другие виды деятельности: учебная, художественная, спортивная, трудовая и т.д. Так, в 7 классе у многих наблюдается снижение интереса к обучению, отсутствие мотивации и интереса к урокам. Зато эти дети готовы часами общаться друг с другом, находят время для реализации своих интересов и возможностей (дополнительные кружки, спортивные секции).

Изучив понятие ведущего типа деятельности на уроках, мы определили основные типы заданий для работы на уроках истории - самостоятельный поиск информации в учебнике или ином источнике, игровая форма урока, групповой тип заданий.

Ведущий вид деятельности определялся в работе на уроке.

5-е классы охотнее сами рассуждали о причинах событий, искали информацию в документе, нежели просто на слух воспринимали рассказ учителя.

7-е классы предпочитали работать в группах или в той форме, где требуется общение «ученик-учитель», «ученик-ученик», также можно отметить их нежелание слушать урок-лекцию (через некоторое время дети начинали отвлекаться).

Соответственно, в дальнейшем уроки планировались с разнообразной деятельностью, лучше всего, чтобы на уроке было задействовано несколько видов деятельности: слушание рассказа, самостоятельный поиск, общение.

С этой целью была переработана, а по некоторым темам создана методическая база заданий по истории для учащихся 5,7 классов (см. в приложении примеры уроков для 5 и 7 классов, а также примеры контрольно-измерительных материалов); разработаны уроки с применением информационно-коммуникационных технологий и медиаресурсов для учащихся 5,7 классов. Например, успешно проходят уроки с использованием презентаций, которые готовят сами учащиеся. Такой урок всегда успешен на темах о культуре, так как дает наглядность материала.

В ходе реализации данной системы деятельности были достигнуты следующие результаты:

1. Успеваемость по предмету по итогам 2012-2013 уч. г. – 100%;

2. Наблюдается положительная динамика индивидуальных результатов обученности по предмету в 5-х классах в 2012-2013 уч.г. - 78%, что выше среднего показателя по школе. В 7-х классах динамика на уровне 80%, что также выше среднего уровня по школе.

3. Учащиеся принимают активное участие в ежегодных школьных конкурсных мероприятиях в рамках недели истории, в рамках Дня интеллектуальных игр, занимая призовые места. В 2012/2013 учебном году в школьной олимпиаде по истории участвовало 7% учащихся 7-х классов, что на 3% больше, чем в 2011/2012 году. Небольшой процент можно объяснить, скорее всего тем, что школьный тур олимпиады проходил в октябре, когда только начал устанавливаться контакт с учениками. В игре по истории среди 7-х классов в рамках Дня интеллектуальных игр были задействованы команды, состоящие из 5 человек от класса (18% учащихя). Всего в различных конкурсах по и по истории, включая школьный уровень, было охвачено 85% пятиклассников и 25% семиклассников.

Уровень знания фактологического материала значительно повысился. Например, в 5 классе исторических дат не очень много, но дети хорошо знают термины, могут применять их при ответе, могут выявлять причины событий, умеют строить логический рассказ о стране по карте. В 7 классе ребята могут сравнивать исторические процессы в разных странах (например, Россия и Европа).

Динамика индивидуальных результатов достижения по истории составляет 76% в 5-х классах и 80% (что на 10% больше по сравнению с прошлым учебным годом) в 7-х классах. Семиклассники были активны на уроках, интересовались дополнительными заданиями (доклады, презентации).

Как показала практика, ведущие виды деятельности, определенные психологами для каждого возраста действительно работают. У младших школьников (5 класс) это учебная деятельность, хотя уже есть намеки на переход к общению, сохраняется момент игры. Учебная деятельность ярко выделяется особенно потому, что перед пятиклассниками открывается все новое: новые предметы, новые учителя, новые условия обучения. И каждый хочет показать себя с лучшей стороны, особенно это заметно в начале учебного года. Идет борьба за ответ на уроке, за доклад и т.п.

В 7 классе учащиеся предпочитают общение, на второй план уходит учебная деятельность. И это также ярко выражено на уроках: больше замечаний при отвлечении, больше невыполненных домашних работ. В этом случае, конечно, монотонный рассказ учителя не подходит. Наиболее эффективной оказалась работа в группах. Минус этого метода в том, что иногда остаются ученики, которых не хотят брать в группы и есть ученики, которые в группах ничего не делают. Это решается с помощью жеребьевки при делении и самостоятельной оценкой каждого участника группы этой же группой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, не зависимо от возраста детей есть общая тенденция к снижению мотивации в учебной деятельности. Ребята все чаще увлечены сторонними развлечениями: компьютерные игры, общение, заграничный отдых с родителями во время учебного года, спортивные соревнования. Необходимо удержать внимание и интерес к предмету в нынешних условиях.

Задача учителя - создать оптимальные условия для обучения на уроках истории в зависимости от возраста учащихся, формировать интерес к предмету. В этом помогает знание психологических особенностей детей, а именно, ведущие виды деятельности на каждом этапе становления личности.

В работе были выявлены ведущие виды деятельности у учащихся 5 и 7 классов. Для младшего школьного возраста это учебная деятельность с элементами игры, а для подростков это общение.

Были разработаны уроки в соответствии с ведущим видом деятельности учащихся.

Выявлена эффективность работы с помощью системного мониторинга знаний (творческие, контрольные, самостоятельные работы). За 2012/2013 учебный год можно говорить о следующих результатах. В 5 классе в течение года качество знаний достаточно стабильно. Дети проявляли интерес к уроку, просили дополнительные задания в форме докладов и презентаций, задавали много дополнительных вопросов по темам. У детей наблюдалась высокая мотивация, что послужит хорошей базой на следующий учебный год.

В 7 классах качество знаний к концу года повысилось. В начале работы были проблемы с мотивацией школьников на учебную деятельность, подготовкой домашних работ, дисциплиной. Но, благодаря построению уроков в групповой форме деятельности, удалось решить проблемы. Общение между собой, которое недопустимо на обычном уроке, прекрасно вписалось в работы в группах, где ребята обсуждали причины и следствия, ход исторических процессов, искали вместе ответы на поставленные проблемы и задачи. Эта работа мотивировала даже очень сложных учеников: за проделанную работу на уроке они получали оценки.

Плюсы проведенной работы заключаются, несомненно, в повышении уровня знаний истории и заинтересованности детей процессом. Уроки стали более эффективными и успешными. Стало меньше проблем с дисциплиной, так как ребята занимаются тем видом деятельности, который для них предпочтителен, но в рамках темы урока.

Но есть и недочеты: так, получалось, что один и тот же урок проходил с разной степенью успешности в разных классах на одной параллели. Это связано с общим психологическим настроем класса, общей успеваемостью. Традиционно выделяют «сильные» и «слабые» классы. Поэтому в первых уроки проходят с большей эффективностью. Такие ребята более сосредоточены, самостоятельны. Другие же дети предпочитают долгие разъяснения, уточнения, постоянно требуют контроль (подбегая после каждого вопроса: «А у меня правильно?»).

Необходимо с помощью разнообразных заданий на уроке повысить учебную мотивацию у детей, особенно старшего возраста. Для этого, надо учесть не только ведущий вид деятельности конкретного возраста в целом, но и психолого-педагогические особенности каждого класса индивидуально.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры уроков

Урок для 5 класса по истории Древней Греции «Древняя Спарта». Урок ориентируется на развитие умений работать с картой, на самостоятельный поиск информации (умение выделить нужное).

Урок начинается с проверки домашнего задания по предыдущей теме «Зарождение демократии в Афинах» в форме фронтального опроса учеников. Это важно для изучения новой темы, для сравнения двух политических устройств. Любой урок начинается с проверки домашнего задания, чтобы предыдущая информация послужила логическим «мостиком» к новой теме.

1. Первое в изучении новой темы это работа с картой (карта на доске, в учебнике или атласе):

-Где находится государство Афины? (На юге Балканского полуострова)

- Где находится Спарта? (На территории южной части Балканского полуострова, в местечке Лакония)

Далее выделяются особенности государства (климат, выход к морю, соседи)

2.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Задание: прочитать конкретный пункт в параграфе и выяснить:

- Кого называли илотами? (рабов)

- Какие обязанности существовали у илотов?

- Как обращались с илотами спартанцы?

После прочтения (4-5 мин.) дети отвечают на вопросы.

3.Рассказ учителя об особенностях жизни Спарты.

Этот урок направлен на развитие логического мышления при работе с исторической картой, умение выяснить, чем могли заниматься люди, живя в определенных географических условиях. Самостоятельный поиск информации как раз ориентирован на ведущий вид деятельности – познавательная деятельность. Здесь может присутствовать соревновательный момент между детьми: быстрее прочитать, найти ответы.


Урок для 7 класса, контрольно-обобщающий (викторина). Урок направлен на стимулирование запоминания учащимися событий ранних европейских революций, а также проверку степени освоенности материала.

Класс должен быть поделен на 6 команд. В результате жеребьевки определяются пары команд, которые встречаются в 1/4 финала. Учитель задает командам вопросы. На обсуждение им дается 1 минута. Ответившей считается та команда, которая раньше дает верную версию. За правильный ответ команде дается 1 очко. Победительницей становится команда, набравшая первой 3 очка. В ½ встречаются команды-победительницы. Им задается 11 вопросов. Выбывшей из соревнования считается команда, набравшая наименьшее число очков. В финале встречаются две оставшиеся команды. Победительницей оказывается та команда, которая первая наберет 6 очков. Победители получают оценку «отлично».

1/4 финала

1 игра

  1. Когда началась Великая Английская революция? (1640г.)

  2. К какой династии принадлежал король Испании Филипп II? (Габсбурги)

  3. Какую должность принял Вильгельм Оранский? (Штатгальтер)

  4. Назовите имя генералиссимуса времен Тридцатилетней войны? (Валленштейн)

  5. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? (Эльзас и Лотарингия)

2 игра

  1. Когда был принят Habeas corpus act? (1679г.)

  2. К какой династии принадлежал король Англии Карл I? (Стюарт)

  3. Когда был разогнан Долгий парламент? (1653г.)

  4. Какое название получил отряд О.Кромвеля? (Железнобокие)

  5. Как назывались участники партизанского движения в эпоху Нидерландской революции? (Гезы)

3 игра

  1. Кто возглавлял движение левеллеров? (Джон Лильберн)

  2. Когда была подписана Утрехтская уния? (1679г.)

  3. Когда закончилась Семилетняя война? (1763г.)

  4. Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? (Бурбоны)

  5. Какая религия стала государственной в Голландии? (Кальвинизм)

1/2 финала

  1. Кто возглавлял движение диггеров? (Уинстенли)

  2. Кто подписал Утрехтскую унию? (Северные земли Нидерландов)

  3. Какому государству удалось захватить Берлин в ходе Семилетней войны? (Россия)

  4. Кто был по конфессиональной принадлежности О.Кромвель? (Пуританин)

  5. Какие лютеранские королевства активно участвовали в Тридцатилетней войне? (Дания и Швеция)

  6. Когда был подписан Вестфальский мир? (1648г.)

  7. Когда был подписан Билль о правах? (1689г.)

  8. Как звали последнего монарха из династии Стюартов? (Анна I)

  9. Как звали первого короля из династии Ганноверов? (Георг I)

  10. Кто учредил Совет по делам о мятежах? (Герцог Альба)

  11. Кто вступил на престол после Славной революции? (Вильгельм III Оранский и Мария Стюарт)

Финал

  1. Какое католическое королевство принимало участие в Тридцатилетней войне на стороне Швеции? (Франция)

  2. Как звали последнего короля из династии Стюартов? (Яков II)

  3. Какая страна была союзницей Пруссии в Семилетней войне? (Англия)

  4. Какие партии существовали в Англии, начиная с XVII в.?(Тори и виги)

  5. Кто стоял во главе Франции в период войны за испанское наследство? (Людовик XIV)

  6. Когда произошла реставрация династии Стюартов? (1660г.)

  7. Кем приходился Яков II Карлу II? (Братом)

  8. Из-за событий в каком регионе Европы разгорелась Тридцатилетняя война? (Из-за событий в Чехии)

  9. Когда был казнен Карл I? (1649г.)

  10. С кем вел войны О.Кромвель? (С Шотландией, Ирландией и Голландией)

  11. Кто получил Бремен в результате Тридцатилетней войны? (Швеция)

Такой игровой урок достаточно успешно проходит в 7 классе. Ребята заранее готовятся к викторине, делятся на группы и распределяют обязанности (темы, параграфы для повторения). Это позволяет реализовать на уроке ведущий вид деятельности подростков – общение. Работая в группе, они, помимо обсуждения вопроса могут немного успеть перекинуться парой фраз между собой, что неприемлемо на традиционном уроке. Также тут важен момент соперничества между командами. У детей проявляется азарт и желание обыграть соперников, а не просто получить в итоге оценку.




Контрольно-измерительные материалы

Для отслеживания эффективности работы учащихся были разработаны КИМ по темам.

КИМ для 5 класса по истории Древней Греции в 2-х вариантах.

Вариант 1

  1. В мифах о Тесее и Минотавре отразились события:

  1. Борьбы Афин и Критского царства

  2. Борьбы Микен и Критского царства

  3. Борьбы Микен и Троянского царства

  1. Герои «Илиады». Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне:

  1. Патрокл

  2. Гектор

  3. Одиссей

  4. Пенелопа

  1. Установите соответствия между именами богов и их деятельностью. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Зевс 1) владычествует на море

Б) Посейдон 2) владычествует на небе

В) Аид 3) владычествует в царстве мертвых

А

Б

В






  1. Верно ли следующее утверждение? Природные условия Древней Греции не отличались от природных условий Двуречья.

  1. Верно

  2. Неверно

  1. Простой народ в Греции называли:

  1. Ареопагом

  2. Знатью

  3. Демосом

  1. Дате определение термину «Полис» ______________________________________ .

  2. Укажите неверный ответ. По законам Солона:

  1. Было отменено долговое рабство

  2. С полей были выкинуты долговые камни

  3. Рабы-должники были отпущены на волю

  4. Беднякам было запрещено делать новые долги

  1. В греческих государствах Спарта была известна как страна, в которой:

  1. Процветали искусство и науки

  2. Все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку

  3. Младенцев, признанных недостаточно здоровыми, воспитывали специальные учреждения

  1. В марафонском сражении:

  1. Афинское войско победило, не получив поддержки других греческих государств, кроме Платей

  2. Победу над персами одержали афиняне и спартанцы

  3. На стороне Афин выступал союз из тридцати эллинских государств

  1. Вставьте вместо пропусков нужные слова: Обучение в Афинах было _______ , поэтому дети богатых родителей шли в школу раньше. Учились в школах только _________ . Обучение начиналось с _____ лет. Взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, шли в _______________ .



Вариант 2

  1. В мифах о Парисе отразились события:

  1. Троянской войны

  2. Борьбы Афин и Критского царства

  3. Борьбы Афин и Микен

  1. Герои «Одиссеи». Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне:

  1. Пенелопа

  2. Полиферм

  3. Навсикая

  4. Алкиной

  5. Приам

  1. Установите соответствия между именами богинь и их деятельностью. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Деметра 1) богиня подземного царства

Б) Персефона 2) богиня земледелия

В) Артемида 3) богиня охоты

А

Б

В






  1. Верно ли следующее утверждение? Природные условия Древней Греции и Египта были похожи тем, что по их территории протекала большая и полноводная река.

  1. Верно

  2. Неверно

  1. Совет знати в Афинах, заседавший на холме, посвященном богу войны, называли:

  1. Знать

  2. Агела

  3. Ареопаг

  1. Дайте определение термину «демократия» __________________ .

  2. Укажите неверный ответ. По законам Солона:

  1. Для решения важнейших вопросов стали созывать Народное собрание

  2. Судьей мог быть избран любой житель Афин, даже бедняк

  3. Было запрещено продавать хлеб за границу

  4. Архонтом мог стать любой житель Афин, даже бедняк

  1. В греческих государствах Спарта была известна как страна, в которой:

  1. Строились прекрасные дворцы и храмы

  2. Жители держали в рабстве своих соплеменников – греков

  3. Жители занимались торговлей и ремеслом

  1. В битве при Фермопилах:

  1. Триста спартанцев пали смертью героев, прикрывая отступление основного войска

  2. Погибло все спартанское войско

  3. Триста спартанцев остановили персидское войско

  1. Вставьте вместо пропусков нужные слова. Рабы в Афинах не имели никаких прав. Они не могли иметь ________ , менять ______________________ , распоряжаться своим ___________ , участвовать в _______________________ .



КИМ для 7 класса в 2-х вариантах.

Вариант 1

1.Какие из названных мыслителей относятся к французским просветителям XVIII века?

А) Джон Локк

Б) Вольтер

В) Ренэ Декарт

Г) Шарль Монтескье

Д )Жан Жак Руссо

Е) Фрэнсис Бэкон

1) АБГ 2) ВДЕ 3) АВГ 3) БГД

2. Одной из главных черт философии просветителей было стремление:

1) укрепить силу и влияние церкви

2) упрочить власть первого и второго сословий в политической, экономической и общественной жизни государства

3) избавить людей от предрассудков путем просвещения умов

4) сохранить абсолютную монархию


3. Кому из современных музыкантов В.А. Моцарт предсказал будущее: «Придет время, и о нем заговорит весь мир»? (напишите фамилию) ________________________ .


4. Установите соответствия между именами изобретателей и их изобретениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) «летучий челнок» 1) Э. Картрайт

Б) механическая прялка 2) Дж. Харгривс

В) прядильная машина 3) Хейс

с водяным колесом 4) Джон Кей

Г) механический ткацкий 5) А. Дарби

станок

А

Б

В

Г






5. В каком году корабль «Мэйфлауэр» впервые привез в Северную Америку группу переселенцев?

1) 1607 3) 1620

2) 1619 4) 1617



6. Чем в истории США знаменателен 1773 г.?

1) основанием Гарвардского университета

2) королевским указом, запрещавшим колонистам переселяться на Запад

3) законом о гербовом сборе

4) началом независимости США


7. Прочтите текст и напишите о каком событии идет речь: «Большое число бедных, но самонадеянных людей без какого-либо разрешения явились на наши земли… Шотландцы, ирландцы… дерзко и самовольно захватили весь округ Коннесторга…» _______________ .


8. Конституция 1791 г. во Франции утвердила в стране:

1) существование абсолютной монархии

2) республику

3) конституционную монархию

4) военную диктатуру


9. Установите соответствия между политическими группировками и их требованиями.

А)умеренные республиканцы, сторонники 1) роялисты

реформ, считали что в 1792 г. следует 2) «бешеные»

проводить реформы в рамках Конституции 3) якобинцы

Б) республиканцы, считавшие что нужно 4) жирондисты

и после 1972 г. продолжать борьбу. 5) термидорианцы

Поддерживали требования городских

низов.

В) движение городских низов, требовавших

введения твердых цен и борьбы со

спекулянтами

Г) сторонники сохранения королевской

власти

А

Б

В

Г






10. С какого события начинают Французскую революцию?

1) взятие Бастилии

2) установление якобинской диктатуры

3) восстание бедняков и купцов в Лионе

4) замена Генеральных Штатов Учредительным собранием



Вариант 2

  1. Какие из перечисленных ниже положений составляли взгляды французских просветителей?

А) идеал государственной власти – конституционная монархия или республика

Б) лучшая форма власти – абсолютная монархия

В) вера в силу и способность народа изменить существующий мир

Г) критика церкви и провозглашение культа разума

Д) церковь – главная опора, а религия – непременный атрибут государства

Е) лозунг «У подданных прав нет, есть одни обязанности»


  1. АВЕ 2) БДГ 3)АВГ 4) ВДЕ

  1. Основоположником просветительской идеологии называли:

  1. Кромвеля 3) Ришелье

  2. Вольера 4) Герцога Альбу

  1. Напишите имя автора (или название произведения), о котором Людовик XVI сказал: «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену». ______________________ .

  2. Установите соответствия между авторами-живописцами и их работами:

А) Ф. Буше 1) Затруднительное предложение

Б) А. Ватто 2) Возвращение с рынка

В) У. Хогарт 3) Модный брак

Г) Ж.Б. Симеон 4) Пейзаж в окрестностях Бове

Жарден

А

Б

В

Г






  1. В каком году английский парламент принял закон о гербовом сборе?

  1. 1765 3) 1753

  2. 1773 4) 1621

  1. Объясните термин «бостонское чаепитие» _________________ .

  2. Укажите, из какого документа взят приведенный текст: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится губительной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».

  1. Конституция США

  2. Решение первого Континентального конгресса

  3. Декларация независимости США

  4. «Билль о правах»

  1. Где произошло сражение, победа в котором революционной армии положила начало освобождению Франции от интервентов?

  1. У деревни Вальми

  2. В Нормандии

  3. Под Лионом

  4. Под Марселем

  1. Установите соответствия между органами власти якобинской диктатуры и их названиями.

А) высший законодательный 1)революционные трибуналы

орган 2) Конвент

Б) высший исполнительный 3) комиссары Конвента

орган, правительство 4) комитет общественного

В) чрезвычайные суды спасения

Г) уполномоченные высших 5) комитет общей безопасности

органов власти на местах

А

Б

В

Г






  1. Начало колониям Новой Англии положило строительство города:

  1. Бостон

  2. Новый Плимут

  3. Филадельфия

  4. Конкорд










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФГОС ООО.

  2. ФЗ "Об образовании" в редакции 2012 г.

  3. Обухова Л. Ф., Возрастная психология. учебник по дисциплине "Возрастная психология" для студентов вузов. - Москва, 2010.

  4. Мухина В. С., Возрастная психология. Феноменология развития. учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2012.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ