Внеклассное мероприятие по Литературе "Уроки нравственности" (по сказке "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского) 5 класс

В МБОУ ДПО (ПК) СОГИУУ













Анкета участника

муниципального конкурса профессионального мастерства

"Педагогическая волна-2014"



ФИО участника

Враженко Елена Петровна

Название материала

Внеклассное мероприятие, посвященное 185-летию сказки "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского "Уроки нравственности" (по сказке "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского)



Должность

Учитель русского языка и литературы



Ученое звание или степень

нет



Полное название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа № 17"

Район

Старооскольский городской округ

Адрес ОУ

Г. Старый Оскол, м-н Жукова, д.57

Контактный телефон

32-10-21

e-mail




Директор МБОУ "ООШ № 17" Буталий Л.Н.



Аннотация

Данная разработка внеклассного мероприятия будет полезна в работе учителям русского языка и литературы, а также поможет при подготовке к классному часу классным руководителям 5-6 классов. Основная задача -развивать умения  давать характеристику герою, учить выделять главное в тексте, формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявление актуальности произведения для современных школьников.





































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа № 17"













Внеклассное мероприятие, посвященное 185-летию сказки "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского



"Уроки нравственности" (по сказке "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского)









Подготовила учитель русского языка и литературы

Враженко Елена Петровна









Старый Оскол

2014

Класс: 5 А

Тип занятия- урок-путешествие

Цель методической разработки - познакомить детей с волшебной сказкой, ее элементами; раскрыть идейное содержание сказки через анализ текста; развивать умения  давать характеристику герою; вырабатывать монологическую и диалогическую речь учащихся, а также навыки выразительного чтения и инсценирования, сжатого и подробного пересказа; учить детей выделять главное и находить смысловые детали в тексте; развивать элементы эпистолярного жанра; прививать эстетические качества; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского: преданность и  честность, скромность и благородство, а также нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявление актуальности произведения для современных школьников; создавать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Формируемые компетенции:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять народную и литературную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом процессе, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно частью общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует знаковые средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с одноклассниками и (или) учителем, участвует в общей беседе, в то же самое время соблюдая правила речевого поведения.

Формы работы учащихся: работа в парах, работа в группах, фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, , взаимопроверка.



Оборудование:

1. Презентация;

2. Мультипликационный фильм “Чёрная курица”;

3. Выставка рисунков учащихся по сказке А. Погорельского “Чёрная курица, или Подземные жители”.


Конспект мероприятия:

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует гости, которые настроены по отношению к вам очень доброжелательно. Не бойтесь, активно работайте! В добрый путь!

2. Постановка цели:

И урок у нас сегодня тоже необычный, мы отправимся в путешествие по красивой, тихой и грустной сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», в которой говорится о загадочном подземном народе, о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении Курицы Чернушки.

И сегодня хочется поговорить о чудесах, которые с нами происходят. Ведь все из вас, и даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки тоже когда-то о чем-то мечтали, придя домой спросите их, о чем же они мечтали?..Да, каждый взрослый человек мечтает о чудесах. Вот и главный герой Алеша ждет волшебства…И сегодня мы поговорим о том, какая загадочная история произошла с ним, а работая с текстом произведения, постараемся сделать вывод о том, как он повел себя в различных, часто сложных ситуациях.[1; 5] Какие мы для себя можем сделать выводы.

3. Беседа по вопросам:

- Вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

- Почему вам нравятся сказки?

- Да, в сказках происходит много интересного, необычного и полюбившимся вам героям помогают волшебники. А все ли волшебники помогают?

- Какие бывают волшебники?

- Да, добрые и злые.

(Так дети выходят на понятие добра.)

- А вам какие волшебники нравятся? Почему?

- Значит, добрые волшебники творят Добро! А в народе говорят: «Доброта что солнце». Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Учитель:- Представим себя на красивой полянке. Вам нравится?

- А теперь представьте, что солнышко закрыла туча. Стало темно, пасмурно, неуютно и холодно. И вот тучка начала понемногу уходить, появился первый лучик солнышка. Что мы почувствовали, греясь в его лучах?

- Конечно, тепло. А если доброта что солнце, то доброта – это...?

- Верно, тепло, теплота. А лучик солнышка, согревший нас на полянке, проявил к нам... что?

- Внимание, потому что он о нас... что?

- Позаботился.

- Следовательно, доброта – это ещё и... что?

- Конечно, внимание и забота. Видите, как нам лучик помог понять, что такое доброта. Это теплота, внимание и забота, проявленные нами к кому-то.

- Скажите, ребята, приятно было получить и подарить солнечный лучик, излучающий тепло, заботу и внимание?

- Но ведь не каждый смог испытать это приятное ощущение. Подумаем вместе, как сделать так, чтобы его испытал каждый.

- Обратите внимание, ребята, как много в вас хорошего, какая добрая, тёплая и светлая атмосфера царит у нас. Постараемся её сберечь?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с нравственными проблемами. Как вы думаете, почему?

- Что же такое справедливость?

- Стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным. А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

- Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. Вспомните слова А.С.Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Поразмыслим в связи с этим над следующими изречениями и пословицами, в которых отражён нравственный опыт поколений:

«Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в преддверии могилы

Лишь зло пожнём». (Гончарова А.)

«Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем».( Догода А.)

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней». (Кадыров Т.)

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится»... (Русанов Д.)

- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло. Как вы думаете, почему?

- Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Вы согласны с этим?

- Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Сообщение историка:(подготовленный ребенок зачитывает значение понятий по толковому словарю - Максимов А. )

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

- Ребята, так что же такое нравственность? Какие уроки нравственности мы с вами выносим из жизни? Об этом мы и будем сегодня говорить.

4.Беседа по тексту сказки.

Ребята, я хочу пригласить в сказку. Давайте вспомним, какая история произошла с главным героем сказки Алешей.

  Проведем это в форме литературной викторины. ( За каждый правильный ответ вручается волшебное зернышко).

1. Назовите настоящие имя и фамилию писателя Антония Погорельского. (Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836).

2. Для кого было написано это произведение?(Произведение написано для племянника, будущего писателя Алексея Константиновича Толстого).

3. Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?( Монумент Петра 1, Исаакиевская площадь, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж)

4. К какому жанру его можно отнести ? (Литературная сказка, т.к. у неё есть автор).

5. Докажите, что это сказка.(Так как есть сказочный зачин "жил-был"; волшебное число "3" – три сна, волшебный предмет – конопляное зёрнышко; чудесные превращения; курица разговаривает с Алёшей.)

  6. Почему Алеша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

  7. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками)

  8. Какую курочку Алеша любил больше всех? (Чернушку)

  9. Как Алеша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке и курочка убежала). Как назвал Алёшу автор?(избавитель). Давайте подберём синонимы к слову “избавитель”(спаситель, освободитель, заступник). Как бы вы оценили поступок героя? (мальчик совершил благородный поступок). Какие качества главного героя проявились здесь?(твёрдость, щедрость).

10. Почему первая попытка Алеши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? (Алеша разбудил рыцарей).

11. Как Чернушка справилась с рыцарями? ( распустила крылья, нахохлилась,

 сделалась большая, отбивалась от рыцарей)

 12. Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)

 13. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром).

14. Какое желание загадал Алеша? (чтобы он всегда знал урок, не готовясь к нему ). Почему именно с такой просьбой он обратился к королю?(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)

 15. Что подарили Алеше, чтобы его желание сбылось? (конопляное зернышко)

16. Какое условие поставил король Алеше? (никому не рассказывать про подземелье).

17. Какие животные находились в королевском зверинце? (Большие крысы, кроты, хорьки).

Молодцы!

Инсценирование фрагмента сказки заранее подготовленными учениками (Эпизод Алеша до получения зернышка) Рубанов Д., Войлоков Б, Носов Н.

Сейчас мы с вами просмотрим отрывок мультфильма и ответим потом на вопросы. (Просмотр отрывка мультфильма).

- Третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за это заслуживаешь награду. [1; 7]Что он попросил? Как же изменился наш герой?

Сообщение подготовленного ученика по теме : "Алеша после получения зернышка" (Гребенкина Е.)

Вывод: Конопляное семечко освободило Алёшу от труда. [4;49] Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?

Итак, ребята, на слайде находятся пронумерованные слова, которые характеризуют нашего героя. Какие слова вы бы использовали, характеризуя героя до того момента, как он получил зернышко и после него. Распределите эти слова в два столбика (слова на табличках прикреплены на доске):

  1. Дерзкий

  2. Любознательный

  3. Самолюбивый

  4. Гордый

  5. Застенчивый

  6. Общительный

  7. Непослушный

  8. Скромный

  9. Добрый

  10. Жестокий

  11. Ласковый

  12. Упрямый

- Проверим, как вы распределили слова. А мне помогут в этом 2 ученика (Базарова Д. и Баталкин Я).

Алёша до получения зёрнышка:

Скромный

Ласковый

Застенчивый

Любознательный

Добрый
Общительный

Алёша после получения зёрнышка:

Гордый

Непослушный

Дерзкий

Жестокий

Упрямый

Самолюбивый
- Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласково мальчика Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.

Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Не даром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего! [2; 30].

- Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? – добро побеждает зло!

Чтобы ответить на вопрос: что победит в этой сказке: добро или зло, мы вспомним заключительные эпизоды сказки.

- Почему похвала за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не ценим того, что нам легко достаётся)

- Почему изменилось отношение детей к Алёше?(Потому что Алеша стал гордым и высокомерным)

- А вы помните условие, при котором перестаёт действовать волшебство? Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание. Как же наказан Алёша?(он потерял волшебное зёрнышко)

Выразительное чтение эпизода "Потеря конопляного зёрнышка".

- Для главного героя это катастрофа. Почему теперь Алёша не смог выучить урок?(навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания)

- А какие выводы вы для себя сделали?

- Как вы понимаете слова Чернушки: "Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку"?(легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).

Какие слова учителя могут пригодиться нам? Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода?

- Как вы понимаете смысл слов учителя:“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили его во зло”?

(Надо развивать таланты, данные нам).

- Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?

(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он непотерянный человек, он может исправиться. Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)

- Побеждает ли добро зло?

- Каким образом? (Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.) [4; 66]

Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. [4; 87] А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку [2; 34].

Вывод

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. [3; 53]. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

- Какие нравственные уроки мы вынесли с вами из этой сказки?

1) Необходимо стараться развивать в себе уважение и любовь к людям, скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга и умение нести ответственность за свои поступки, честность, доброту.

2) Никогда нельзя ставить себя над другими людьми и их интересами, выше других людей, даже если ты и много знаешь и умеешь.

3) Нужно стремиться быть, на сколько это возможно, строгим к себе, своим поступкам, отношению к другим людям.

5. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся работают на листочках в классе).

Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили бы Вы?

Ответы учащихся: (Здоровья близким, счастья, чтобы папа вернулся. Я попросил бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье – это самое главное. Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы. Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.)

А сейчас я, наверное, вас удивлю: много лет спустя Антоний Погорельский в письме к племяннику Алексею признался, что история, изложенная в сказке, не вымысел, а страшная быль, случившаяся с ним самим в детстве во время пребывания в петербургском пансионе. Погорельский писал племяннику: «Предательства своего, глупости, гордыни и самонадеянности я и по сей день себе не простил.» [4; 86] С тех самых дней, по словам автора, он решил отдавать все свои силы служению Отечеству.

- Ребята, чему учит сказка Погорельского?

- Что вы для себя взяли, познакомившись с ней?

- Как закончилась сказка? (Болезнью Алёши, выздоровлением, возвращением к жизни, к себе самому, прежнему).

- В чём мудрость этой сказки? (Всё достаётся только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье).

- Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь? (Волшебное средство – семечко: помощник даритель – Чёрная курица; подземное царство и его жители).

- А какие не сказочные законы? (Безделье, гордыня, предательство. Мудрость Чёрной курицы в том, что она умеет быть благодарной и прощать. И это для Алёши оказывается самым сильным и мудрым уроком).

-Пройдут годы, и если трудолюбие, скромность, доброта к другим людям и строгость к себе останутся вашими верными друзьями, значит, вы не забыли волшебную историю, которая случилась много лет назад в Петербурге.

-Вы хорошо работали. (Оценивание работы учащихся).

6. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру "Какие уроки извлёк Алёша из истории с Чёрной курицей?"

7. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше мероприятие, посвященное 185-летию сказки А.Погорельского"Черная курица, или Подземные жители".

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.

Литература:

  1. Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru

  2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm

  3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru

  4. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители.- М.: Росмэн, 1999. С. 45-90.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ