Возникновение казахского ханства
План
Введение
Родословная Керея и Жаныбека
Откочевка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира
Казачья вольница
Политоним «казах»
Образование казахского ханства
Алаша-хан и образование казахских жузов
Заключение
Список источников
Введение
Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочёвку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках. Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 год нашей эры. Видный исследователь средневековой истории Султанов склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.
1.Родословная Жанибека и Керея
Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство учёных-историков полагают, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности первый в своей родословной говорит следующее: "Джучи хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус хан, его сын Барак хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек хан". Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбана, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную. Родословная Керея выглядит так: Урус хан - Тохта Кыйа - Пулад - Кирай хан. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те и другие считались соправителями в Ак-Орде. Кирей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По "Таварих-и гузида-йи нусрат наме" основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Кирея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился в примерно 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Всё это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхайр-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.
2.Откочёвка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира.
Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:
1) этническая близость населения;
2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;
3) слабость феодально-разробленного Могулистана;
4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).
Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов, потомков Джучи — хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века, на территории Казахстана существовало ханство Абулхаира – Узбекский улус. Одним из факторов ослабления позиций Абулхаир-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков (ойратов - западных монголов), проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента. Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил “ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях”. В результате преследований со стороны Абулхаира против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка Керея и Жаныбека. Абулхаир-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны. Махмуд бен Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения [и] предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной [от предков] страны, они ступили на дорогу, [ведущую] на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”. В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.
Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”. Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г.
Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абулхаира Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек.
3.Казачья вольница
Усиление казахских султанов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей. “В то время, - пишет Мирза Хайдар, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана (1468 г.) пришел в расстройство, [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирей-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек”. За ними утвердилось название “узбек-казахи”. Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак. В то время Кирай-хан был назван государем. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака. Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.
За беглецами закрепилось название “узбеки-казаки”. Термином “казак” в то время обозначали степную вольницу, не входившую в состав улусов, ведь казаковал же аксак Тимур до того как завоевать Мавераннахр. До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Вспомните тюркскую кальку в русском языке “уйти в казаки”, “казаковать”. Наиболее подробно и красиво о казаковании написано у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”.
Все эти идеи и традиции долгое время сохранялись в евразийских степях, потому что половцы-кыпчаки и огузы дали это степное явление, как минимум, украинскому, российскому и казахскому обществам. Таким образом, на различных окраинах бывшей Золотой Орды, в период раздробленности ханских авторитарных режимов Евразии, издревле формировались степные казачьи вольницы Украины, Казахстана, юга России.
4.Политоним «казах»
Укрепление и расширение территории казахского ханства совпало по времени с другим событием. По мере становления ханства, понятие “казак” все больше стало обретать этническую окраску. Если до образования Казахского ханства, термин “казак” больше носил социальный оттенок, то после 60-х годов “узбек-казаками”, а затем “казаками” стали называть этнические группы Керея и Жаныбека.
За подданными Жаныбека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее “беглецы”, “вольница”, “люди, отделившиеся от своего улуса”. Восточные источники конца XV — начала XVI в. называют “узбеками-казаками”, переселившихся в Могулистан (Семиречье) из владений Абу-л-Хайр-хана в 50-х годах XV в. кочевников во главе с Киреем и Жаныбеком и объединившихся затем, при возвращении в Приаральские степи, с оставшимися здесь узбекскими родами. Говоря о событиях более позднего времени (около середины XVI в.), Махмуд бен Вали применяет уже только термин “казак”.
То, что термин “казак” не был вначале этническим названием подданных Керея и Жаныбека видно из “Тарих-и Рашиди”. Так, Мухаммад Хайдар пишет: “Поскольку вначале они уходили от людей, отделялись от них и некоторое время бедствовали и скитались, их назвали казаками. Это имя закрепилось за ними”. Именно на социальное значение этого термина указывает другой средневековый историк Махмуд б. Эмир Вали, когда говорит: “Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак”. Только с образованием Казахского ханства термин “казак” приобрел этнополитическое значение (политоним). И только с уходом на рубеже XV-XVI вв. в Среднюю Азию подвластных Шибанидам части узбекских племен и объединением под властью казахских ханов оставшихся племен Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана термин “казак” приобрел этнический смысл. Таким образом, единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казак, а за страной ими населенной – названия Казакстан.
5.Образование Казахского ханства
Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 – начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены на три части. Борьба за Дешти-Кыпчак правителей Казачьей вольницы Керея и Жаныбека с потомками Абулхаира началась с 1469 г. В результате этой борьбы, Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Керея и Жаныбека. Это образование получило название Казахского ханства. Основой Казахского ханства стала территория западной части Семиречья. По мнению Т.И. Султанова, сторонники Керея и Жаныбека образовали Казахское ханство после смерти Абулхайра, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака, “т.е. не раньше 70-х гг. XV века”, около 1470/71 г. Мухаммед Шайбани пытался вернуть контроль за присырдарьинскими городами, заручившись поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако, уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жаныбека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши – Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару.
В начале 70-х годов, Казахское ханство было разделено на два крыла. Левое крыло (восточное) возглавлял сам Керей, правое крыло (западное), включавшее в себя владения Мусы и других потомков Едыге - Жаныбек. Здесь можно говорить об институте соправления, издревле известном в Степи. Границы ханства простирались от Иртыша до Жаика (Урала). Мангытские бии пытались выйти из-под власти Керея и Жаныбека и провозгласить ханом более послушных их воле султанов. В 1472 г. Муса-мырза, заключает союз с Мухаммедом Шайбани, пообещав провозгласить его ханом всего Дешт-и-Кыпчака, но победа султана Бурындыка – сына Керея у перевала Сагунлык в Каратауских горах, а затем у Отрара, Туркестана, Аркука, вынудили Шайбани вновь бежать, похоронив эти надежды. Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех Дешти-Кыпчакских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смерти Керея в 1474 г., ханом стал его сын Бурындык (1474-1511). Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами – Узбекским, Казахским и Могульским. Опираясь на присырдарьинские города, Бурындык хану удалось объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Бурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайчик в низовьях Урала, бывшей столице Ногайского улуса. После смерти Муса-мырзы, большинство кочевых родов мангытов переходят под власть казахского хана Бурындыка. Между Бурындыком и Касымом началась острая борьба за власть, которая завершилась к 1511 году победой Касыма. В 1511 г. Бурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жаныбек хана. Уже при Касыме (1511-1521), число поданных Казахского ханства Мухаммад Хайдар определяет как миллион человек. При Касыме за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города. В 1519 г. Касым закрепил свою власть в Западном Казахстане, в результате победного похода против мангытов. В июне 1519 г., основные силы мангытов были разбиты под Хаджи-Тарханом и западной границей стал Едиль (Волга). Жетысу и Притяньшанье также вошли в состав Казахского ханства. В этот период, Казахское ханство становится субъектом международных отношений. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство.
Историки предтечей казахской государственности считают государство Ак-Орда, но само государство и политоним, ставший названием народа непосредственно связан с Казахским ханством и первым ханом Кереем и его соправителем Жаныбеком.
Несмотря на появление самостоятельных этнических названий и государств, как верно пишет Р.Темиргалиев, кочевые татары, узбеки, ногайцы, казахи, киргизы, каракалпаки были ещё долгое время субэтническими группами единого этноса с единым языком (кипчакским) и культурой, разделенного в основном политическими границами. Потому такие эпические произведения того периода как “Кобланды”, “Едыге”, “Алпамыс”, “Кырк кыз”, “Манас” являются общими для многих современных народов. С другой стороны, появляется и стремление формировать национальную идентичность. Не случайно, что основная идея творчества Асан-Кайгы - становится идея единства племен казахского ханства.
6.Алаша-хан и образование казахских жузов
Большую роль в становлении казахской государственности играют предания и легенды. Исторические предания об Алаша-хане и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей казахской государственности. В большинстве легенд Алаша-хан является первым казахским ханом, основателем Казахского государства. У А.Левшина, он выступает как устроитель казахского общества, его первых законов и традиций, таких как, например, конак-асы, жылу (асар) и др. А.Левшин пишет, что боевым кличем всех казахов: “В случаях общего смятения, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "алача!". Во многих легендах упоминаются три сотни (жуз), отправляемых к Алаша-хану и остающихся с ним. Ю.А.Зуев предположил, что ала – “пегость, пестрота” напрямую связана с тем, что Алаша - будущий хан, основатель государства собирает под своим знаменем батыров, выходцев из разных родов, которые вместе с Ала–царевичем совершают откочёвку и пытаются создать своё государство (идея обретения Кут - “счастья”, отсюда и выражение “Кутты болсын!”), т.е. они становятся вольными казаками и ищут своё счастье на чужбине. Известно, что на основе института дружины-сотни, были созданы многие объединения государственного типа (государство кочевых кимеков XI-XII вв., Тюргешский каганат 699-766гг., Казахское ханство XVв. и многие другие).
Таким образом, образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание собственно Казахского государства.
Заключение
Политическая система казахских ханств являлась неустойчивой, потому что держалась только на личном авторитете правителя. Это привело к междоусобице во второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым хана, среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.
Подводя итог можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности:
1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды.
2. Именно благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется политоним КАЗАК, который трансформируется от УЗБЕКИ–КАЗАКИ, к единому названию народа КАЗАК – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов.
3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества.
4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш.
5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает нам институт “казачьей вольницы”, как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде, т.е. реализации батырского (рыцарского) духа, противостоящего ханской власти. Поэтому, каждый хан стремился доказать своему разноплеменному народу, что не утратил свои нравственные и геройские качества, не потерял уважение со стороны своего народа.
Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин "казак" имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей.
Список источников
Абдрахманова Б.М. - История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX веке. - Астана, 1998г. — С. 137.
М.Койгелдиев,З.Кинаятулы,К.Оскенбай//монография «История Казахского государства» - Алматы 2007 – 432с.
Алдажуманов К.С., Балакаев Т.Б., КозыбаевМ.К., Нурпеисов К.Н. // История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк. – Алматы: «Дәуір» баспасы, 1994. -448б.
http://www.vopona.com
http://ibrain.kz/mod/book/view.php?id=47&chapterid=108
http://referatcollection.ru/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории история:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ