Конспект урока ИЗО для 1 класса «Роспись чайной пары. Синяя роза Гжели»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно – речевому направлению развития детей

второй категории № 8 «Звездочка»









Конспект урока ИЗО для 1 класса

«Роспись чайной пары. Синяя роза Гжели»





подготовила

старший воспитатель

Худякова Наталья Сергеевна





















станица Егорлыкская

2013год

ЦЕЛЬ: Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи цветка.

ЗАДАЧИ:

  • Научить расписывать силуэтные формы чашки и блюдца по мотивам гжельской росписи.

  • Научить детей рисовать «гжельскую розу» с помощью мазковой техники росписи (мазок с тенью)

  • Продолжать знакомство с традиционным художественным промыслом - «Гжельская керамика»

  • Учить детей передавать своеобразие цветового колорита, используя прием кистевой росписи.

  • Обогащать словарь детей названиями элементов узора и других художественных терминов ( гжельская керамика, агашка, капелька, мазок с тенью, бордюры)

  • Воспитывать любовь и уважение к наследию прошлого , к труду народных мастеров.

МАТЕРИАЛ:

  • синяя или голубая гуашь

  • кисти круглые №5, №2, №1

  • вода, салфетки, палитра.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • освоение простых элементов росписи: прямые линии, различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки.

  • Знакомство с традиционной формой гжельской росписи в полосе.

  • Освоение простейших видов растительных орнаментов.

  • Знакомство с техникой гжельского письма – мазок с тенью.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

  • Рассказ о традиционном русском художественном промысле - «Гжельская керамика»

  • Уточнить ранее полученные знания детей о процессе изготовления гжельской посуды.

  • Рассматривание и анализ образцов Гжельской росписи на посуде.

  • Показ воспитателем способов рисования гжельской розы

  • Упражнения на повтор главных элементов гжельской голубой розы ребенком у мольберта.

  • Самостоятельная работа и индивидуальная помощь по необходимости.

  • Анализ своих работ и работ товарищей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: (иллюстрации изделий гжельских мастеров на наборном полотне) Сегодня мы с вами продолжим знакомство с русскими народными промыслами. Еще в древности люди расписывали посуду, которую сами же и делали. Старые мастера любили расписывать свои изделия диковинными птицами, цветами, сценками из жизни людей. В те времена посуду раскрашивали желтой, зеленой, коричневой, синей да вишневой красками. И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей Руси. И Гжельскую посуду стали называть «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Работы старых мастеров сохранились и дошли до наших дней. Теперь их можно увидеть только в музеях.

ВОСПИТАТЕЛЬ: На прошлом занятии я вам рассказывала как получается обыкновенная гжельская чашка или блюдо, или чайник. Кто помнит и сможет рассказать?

РЕБЕНОК: Сначала художник задумывает создать чашку. Она может быть разной: невысокой и круглой или прямой, как стакан. И ручки для чашек придумывают удобные: фигурные, затейливые. Придумал и все нарисовал на листе.

РЕБЕНОК: Теперь ее можно отправлять на завод. Здесь один мастер по образцу художника делает форму чашки из специальной глины, другой мастер расписывает ее, третий отправляет в специальную печь для обжига. И тогда чашка готова. (на наборном иллюстрации поэтапного изготовления глиняной чашки)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Я сегодня для вас приготовила несколько образцов гжельской росписи. Посмотрите на эти образцы.

Вопросы:

  • Где вы видите здесь растительный орнамент? (на крышке чайника, на блюдце, на краешках чашки)

  • На каких предметах вы увидели такой традиционный элемент Гжельской росписи, как капелька, синяя роза, бордюры, сеточка?

  • Какие цвета используются в Гжельской росписи? (синий, голубой, белый) (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, вы настоящие умельцы, все правильно рассказали. Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы – в цвете: бело-синем. Говорят, что небо Гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия.

.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня мы с вами будем выполнять заказ Гжельского керамического завода. Художники уже нарисовали разные чашки и блюдца, а мы будем с вами их расписывать. (Показ образцов чашек)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Наши чашки и блюдца будут праздничной посудой, а не повседневной, поэтому узор будет сложнее. Мы научимся рисовать Гжельскую розу.

Показ воспитателем техники нанесения Гжельской росписи на форму. Во время рассказа дети одновременно с воспитателем пробуют эти элементы на палитре.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа, формы.

Лист или форму можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти - к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для того чтобы получился с тенью или тонированный мазок, по – другому – «агашка» лучше всего брать толстые кисти №5, 8, 10 с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия. Роспись цветка начинается с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь попробуйте самостоятельно.. Но для начала выберите себе «дружочка» с которым вы будете рисовать, один из вас будет расписывать блюдце, а другой чашку. Вам надо обсудить друг с другом , какие элементы росписи вы будете использовать. Как вы думаете зачем?

ДЕТИ: Чтобы чашка была похожа на блюдце, и они подходили друг к другу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, чтобы у нас получилась чайная пара. Вот теперь можно приступать к работе. (индивидуальная помощь при необходимости)

ВОСПИТАТЕЛЬ: (Готовые работы раскладываются на общем столе, дети подходят и рассматривают) Какие вы молодцы! Ваши чашки и блюдца получились настоящей праздничной посудой!

Маша, а какие ты элементы использовала для росписи своего блюдца?

Всё получилось?

Денис, какой кистью ты пользовался чтобы у тебя получилась «агашка»? С чего ты начал расписывать цветок?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Все потрудились на славу! Пусть наши работы немного подсохнут, а мы пока пойдём гулять на улицу. А потом выберем самую красивую чайную пару!


















Использованная литература:

  1. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 1999г.;


  1. Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности», Пермь «Книжный мир» 2005г.;

  2. Лыкова И.А., «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа» М.: Цветной мир, 2012г.;

  3. Сафронова М.Ю. «Сказочная гжель». Искусство - детям ,2012г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории изо:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ