Конспект урока ИЗО «Морозные узоры на окне»
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №41 «Берёзка»
г. Балаково Саратовской области
Конспект урока ИЗО
«Морозные узоры на окне»
подготовила воспитатель
Безбородова Марина Владимировна
г. Балаково
2014
Цель: Формирование художественного вкуса детей, развитие творческого потенциала, благодаря умению видеть, замечать красоту природы.
Задачи:
1. Обогатить познавательный уровень детей в области природных явлений;
2. Развивать творческие способности детей - отражать в рисунках характерные приметы времени года (зимние узоры на окне) нетрадиционным способом рисования – свечой - совершенствовать зрительный контроль над созданием рисунка, развивать воображение, фантазию, чувства цвета;
3. Воспитывать эмоциональность, активность, чувство ассоциаций, любовь к природе, к прекрасному, к художественному слову, музыке.
Предварительная работа: Наблюдение в природе за красотой зимнего пейзажа; беседы о сезонных изменениях в живой и неживой природе; чтение стихотворений:
С. Есенин «Поёт зима, аукает», К. Бальмонт «Снежинка», А Фет «Околдован невидимкой»; рассматривание картин на тему «Зима», «Зимние забавы», «Февраль».
Виды деятельности: продуктивная, познавательная, коммуникативная, двигательная.
Возраст детей: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.
Приоритетная область: Художественно – эстетическое развитие.
В интеграции: познавательное развитие, речевое развитие.
Планируемые результаты: У детей совершенствуется навык и умение экспериментировать с изобразительным материалом, освоен метод спонтанного рисования; развита монологическая речь.
Оборудование:
Демонстрационный материал: конверт с разрезными картинками двух видов с изображением зимних пейзажей, изображение многоэтажного дома, в окнах которого иллюстрации с морозными узорами, изображение многоэтажного дома, окна которого пустые, музыка Антонио Вивальди «Зима», магнитофон.
Раздаточный материал: свечки, гуашь синяя, паралоновые губки, салфетки, листы бумаги для рисования, изображения солнышка.
Ход НОД:
1 часть. Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на окне вот этот конверт. Наверное, кто-то прислал нам письмо. (В конверте лежат разрезные картинки). Вы хотите узнать, кто прислал нам эту игру? Тогда давайте соберём картинки и узнаем тему нашей беседы. Подойдите и возьмите по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите, «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом. Те, у кого «рубашки» фиолетовые, - подойдите к столу, отмеченному фиолетовым кругом. (Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Количество фрагментов соответствует количеству детей.) Посмотрите внимательно, какое время года изображено на картинках?
Дети: На картинках изображена зима.
Воспитатель: Читает стихотворение Т. Шорыгиной «Вы узнаёте зиму?»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
По каким приметам вы её узнаете?
Дети: Дни зимой ещё короче, чем осенью.
Солнце светит, но совсем не греет, и редко выглядывает из-за туч.
День за днём – снегопады. Хлопья пушистого, белого снега быстро летят из низких туч и накрывают всё вокруг белой пеленой.
Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев и кустарников.
Воспитатель: Какие еще приметы не назвали?
Дети: Зимой стоят морозные дни.
Реки, озёра и пруды покрылись толстым льдом.
Мороз рисует на окнах причудливые узоры.
Иногда бывает оттепель. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисают сосульки.
Если морозная и солнечная погода снег искрится на солнце и хрустит под ногами.
Воспитатель: Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
А как же выглядят деревья?
Дети: Лес стоит прозрачным похожий на белый резной терем.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются и не растут. Они погрузились в глубокий сон.
Воспитатель: А чем вам, ребята нравится зима?
Дети: Зимой много весёлых забав. Катание на коньках, лыжах, санках. В дни оттепели ребята строят крепости и снежные горки, играют снежки, лепят снеговиков из липкого снега.
Воспитатель: На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры
Вы узнаёте зиму?
Какие праздники бываю зимой?
Дети: В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают ёлку, украшают её разноцветными шарами, гирляндами. Дети водят хороводы вокруг ёлки, поют песни, находят под ёлкой подарки.
Воспитатель: Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
Какие ещё праздники отмечаем мы зимой?
Дети: 7января мы отмечаем светлый праздник Рождества христова, в этот день родился Иисус Христос, и зажглась на небесах новая яркая звезда.
25 января день студентов – Татьянин день.
23 февраля мы поздравляем защитников Отечества.
В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. Отмечают Масленицу. Пекут румяные блины.
Физкультминутка
Мы в снежки играем смело
Ах, какое это дело!
Любим мы морозный день,
Нам в снежки играть не лень.
Хлоп, хлоп – не зевай,
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп – не зевай,
А теперь в меня бросай.
Пусть мороз морозит нас,
Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Хлоп, хлоп – не зевай,
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп – не зевай,
А теперь в меня бросай.
2 часть. Воспитатель: Ребята, кто зиме верный и незаменимый помощник? (Мороз)
Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и по полям, городам и селам. Приходил он в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. (Воспитатель открывает мольберт, на котором висит изображение многоэтажного дома, в окнах которого иллюстрации с морозными узорами)
Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал.
Что же можно увидеть на окне в морозном узоре?
Дети: Сказочный зимний лес, заснеженные ветви деревьев, веточки-травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные.
Воспитатель: А кто из вас знает, как ему это удается?
Дети: Дует на стекла холодом; по волшебству; бросает на окна снежки, и они приклеиваются к окошку.
Воспитатель: Когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры.
И если рассматривать несколько окон, то вы не найдете одинаковые узоры, каждый узор имеет свой рисунок, он неповторим и по-своему чудесен.
Мороз-волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Ребята, как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать такие морозные узоры?
На самом деле можно попробовать. Но Волшебник мороз заморозил все наши карандаши, фломастеры. А чем ещё можно рисовать? (Дети перечисляют)
Я предлагаю вам попробовать рисовать обычными свечками. Воспитатель приглашает ребёнка нарисовать элемент узора у доски. Рисунок не виден. Что же делать? Я знаю. У меня есть один секрет, которое поможет невидимому рисунку проявиться. Вы нарисуете красивые узоры на ваших окнах свечой, а затем мы произнесём заклинание и затонируем рисунок синей гуашью. Думаю, что у нас с вами всё получится не хуже, чем у самого Мороза.
3 часть. Работа детей. Начинать рисовать лучше всего в верхней части листа, спускаясь вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга. Готовый рисунок покрыть поверх гуашью синего цвета. Покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
Пальчиковая гимнастика:
Я мороза не боюсь, (Грозят пальчиком)
С ним я крепко подружусь. (Руки в «замок»)
Подойдет ко мне мороз, (Шагать двумя пальчиками по столу)
Тронет руку, тронет нос. (Трогают)
Значит, надо не зевать, (Грозят пальчиком)
Прыгать, бегать и играть. (Загибать пальчики)
А создать зимнее настроение вам поможет прекрасная музыка Антонио Вивальди «Зима».
Перед тем, как дети затонируют рисунки произносим заклинание
На прозрачном, на листе
Воском мы рисуем.
Подарить хотим мы всем
Сказку ледяную.
Готовые рисунки дети прикрепляют на изображение многоэтажного дома, как окна.
4 часть. Воспитатель: Дети, какие красивые узоры у вас получились! Как настоящие! А ты, Ксюша, как назовешь эти узоры? Каким словом тебе хочется их назвать?.
Даю возможность детям выразить свои мысли, чувства, эмоции – высказаться. Дети придумывают эпитеты-прилагательные: оригинальные, сказочные, волшебные, загадочные, таинственные.
Воспитатель: ребята, а что вы увидели в этих зимних узорах?
Дети: сказочные цветы, спящие деревья, перья прекрасных птиц и т.п.
Воспитатель: Ребята, а Настя выучила для вас стихотворение.
Дед Мороз на окна дышит,
На стекле картины пишет:
Стрелы, башни и цветы
Небывалой красоты!
Из какой хрустальной сказки
Раздобыл он эти краски?
Блещет искрами листва,
Серебрятся кружева…
Ух, какая красота. (В. Татаринов)
Вы тоже, ребята, только что создали необычную красоту.
Молодцы! Даже настроение приподнялось. Какие чувства вы сейчас испытываете?
Дети: Радость, бодрость, чувство восхищения, восторг, волшебство.
Воспитатель: Красота, дети, создает прекрасное настроение! Делает нас добрее, душевнее… Спасибо вам за красоту, за прекрасное настроение! А теперь возьмите изображение солнышка и приклейте рядом с тем рисунком, который вам понравился больше всех. Дети отмечают понравившиеся работы и объясняют свой выбор.
Список используемой литературы
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Москва: Издательство Скрипторий, 2007 г.
2.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». – Москва: Издательство Скрипторий, 2009 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ