Конспект урока по ИЗО "Пасха. Роспись яйца"
Тема урока: «Пасха. Роспись яйца».
Цели: познакомить детей с замечательным светлым праздником Пасхи;
формировать интерес к традициям своего народа;
развитие интереса к прошлому своей страны и творческих способностей учащихся.
«Искусство оформления пасхальных яиц – это целый мир, яркий штрих к живому образу России».
Приветствие.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать.
Проверка настроения. С каким настроением мы с вами пришли на урок? Перед вами яички теплого и холодного цвета. Выберите по одному, ими мы наполним тарелочку (отдать ответственному для того, чтобы наклеил яйца на листок с нарисованной тарелкой).
Проверка готовности учащихся к уроку. Отгадываем загадки, поднимая вверх вариант ответа.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке (кисточка).
Нарисует он картину
И раскрасит Буратино.
Он напишет объявление
И открытку-поздравление.
Рисовать плакаты мастер –
Яркий, тоненький (фломастер).
Познакомимся: я – краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А ещё картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш
Очень сочная … (гуашь).
Может и разбиться, может и свариться,
Если хочешь – в птицу может превратиться. (яйцо)
Расшифровать тему урока.
Пас - Воскрес
Христос – четверг
Чистый - ха
Ку – цо
Яй – лич
Выделим ключевые слова. ( Пасха. Яйцо.)
Формулируем цели урока.
- Всё ли мы знаем о Пасхе? (познакомиться поближе и узнать больше)
- Интересны ли нам традиции и прошлое нашей страны? (сформируем интерес к традициям, будем развивать интерес к прошлому своей страны).
6. Показ презентации.
Слайд № 1. Яйцо в мировоззрении символизировало Вселенную. Плутарх возвеличил яйцо, считая его творцом природы.
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать – земля сырая,
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части.
Ясный месяц появился
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе.
Скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, а желток – земля. Вот и вселенная.
Слайд № 2. Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения – центральное событие в духовной жизни христиан. В 5 веке церковь разработала правила и сроки, упорядочила обряды.
Отправляемся в путешествие, в сказку. Стихотворение (школьница)
Сказки мир хрустальный –
Волшебство веков,
В них – большие тайны
И добро волхвов.
Сказки под подушкой,
Сказки за углом,
Сказки – чудо мира –
В жизнь с собой возьмём.
Задание: Иллюстрирование сказки на А4 (6 сюжетов)
Сказка.
«Похождение двух маленьких яичек».
Когда-то давным-давно жила на свете ленивая курица-наседка. Она была такая ленивая, что, снеся однажды два яичка, не стала их высиживать, а забралась под скамейку и там уснула. А оба яичка остались скучать в корзине. Вдруг одно из них и говорит другому: - Послушай-ка, братец, никто нами не интересуется. Пойдём побродим по белому свету. Другое яйцо сперва хмыкнуло нерешительно, а потом согласилось: - Что ж, давай! И они пустились в путь. (№1) Сначала они шли спокойно, без приключений, пока не добрались до выхода из курятника. Ух, как они были поражены, увидев оттуда новый, незнакомый мир! Прежде всего они удивленно уставились на яркое солнце, потому что раньше они и представить себе не могли, что на свете может быть такой большой блестящий круг. (№2) – Это непременно надо посмотреть вблизи, сказали друг другу глупенькие яички и … гоп! – спрыгнули с лесенки вниз. (№3) К счастью они упали на мягкий песок и потому не разбились, а пошли дальше. В пути они смотрели то направо, то налево. Вот там дерево растёт, а под ним гриб и цветочек. Всё было им интересно. (№4) – Отдохните немного в нашей тени, - ласково предложили они им. Яички улеглись, и их сейчас же одолел сон. Они так и спали бы там до самого вечера, если бы их не нашла тётя Маша. Она подобрала их с земли и положила под ленивую наседку (№5). Так она во сне и высидела из яичек этих двух цыплят (№ 6).
Стих о Пасхе (школьница)
На Руси, как снег растает,
И в природе – тишина,
Первой верба оживает,
Безыскусна и нежна.
Перед Пасхой, в воскресенье,
В церковь с вербочкой идут,
После водоосвященья
Окропить её несут.
И хвалебным песнопеньем,
Со святынею в руках
Молят о благословенье
С покаянием в сердцах.
Давайте вернёмся к презентации.
Слайд № 3. Пасха по древнееврейски означает «исход», «избавление». Первую пасху отметили древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова.
Вопрос: С какими именами связаны версии крашения яиц? (Марк Аврелий – римский император; Мария-Магдалина и император Тиберий).
Слайд № 4. Обычай красить яйца связан с Марией-Магдалиной, которая, придя к римскому императору Тиберию, показала яйцо с возгласом: «Христос Воскрес!» Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых: «В это так же трудно поверить как в то, что это белое яичко может стать красным!» И в тот же момент белое яичко стало алым. Красный цвет – цвет радости и крови, пролитой Христом.
Слайд № 5. Коллекции яиц. (сахарные, шоколадные, деревянные, стеклянные, серебряные, золотые).
Слайд № 6. Обычаи (приветствие «Христос Воскрес»; трижды целовались; одаривали друг друга яичками; звонили колокола; катали яйца по земле; домой шли с зажженными свечами; одаривали подарками).
Вопрос: Что кушали на Пасху?
Слайд № 7. Кушанья (куличи, пасхи, барашек, окорок, жареная телятина, пряники, блины, яйца крашеные укладывали в зелёную тарелку с проросшим зерном).
Слайд № 8. Крашенка. Яичко варится и окрашивается в разные цвета. Если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой весь год будет. Крашенки скатывали с горы. Искусственные красители осуждались. Желтая краска – молочай, зверобой, побеги тополя, цветки шафрана. Зелёная – зелень ржи, шелуха черных семечек, листья берёзы. Синюю, голубую, фиолетовую – ягоды бузины, черники. Коричневая – луковая шелуха, коры дуба. Чёрная – листья черноклёна, корня крапивы.
Слайд № 9. Крапанка. Роспись в два и более приёмов с применением восковой свечи. Делали в стародавние времена. Яички расписывались сырыми и чаще именно детьми.
Слайд № 10. Малёванка. Сложный вид. Используется воск и специальные кисти. Рисовали на яичке всё, что хочется.
Слайд № 11. Дряпанка. Дряпанка – это яичко, которое царапают с помощью какого-то металлического острия. «Прорезная роспись» - из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие.
Слайд № 12. Писанка.
Писанка с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана –
Зло сбивает писанка.
Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнамент передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Их подвешивали в красном углу. Ими лечили, оберегали скот от сглаза, закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей.
Слайд № 13. Основные цвета орнамента. (белый, жёлтый. Красный, чёрный)
Линии развода обычно белые или жёлтые; фон – красный или чёрный.
Слайд № 14. Развод – пересечение кругов и овалов.
Слайд № 15. Символы в писанках (сосна – символ здоровья, голубь – символ души, сеточка – символ судьбы, точечки – символ плодородия, цветочки – символ девичества, слива – символ любви и т.д.)
Слайд № 16. Выполнение эскиза росписи писанки.
Слайд № 17. Бисероплетение.
Слайд № 18. Лоскутная техника.
Слайд № 19. Мозаика.
Слайд № 20. Шкрябанки.
Слайд № 21. Гжель и другие народные промыслы.
Задание: Ребята, вам предлагается выполнить коллективную работу (нарисовать яйцо), используя символику. Каждый, кто выходит к доске рисует один символ.
Какие интересные изображения, объекты, предметы можно создать, используя форму яйца.
Задание: На листах А4 рисуем ежа, черепаху, рыбку и самостоятельно свинью дорисовывая к основной форме отдельные детали.
Слайд № 22-23. Карл Фаберже соединил пасхальное яйцо с ювелирным украшением.
Слайд № 24. Музей писанки в Коломые, Украина. Музею более 40 лет, здание – яйцо 2000 года. Верх расписан звёздами и главной звездой - солнцем ; нижняя – как бы утроба, живот , там внутри – мать с младенцем внутри яйца.
Слайд № 25. Самое большое яйцо сделано из обломков самолета, поворачивается по ветру. Обхватить его можно вдвадцатером, а разбить артиллерией. Длина 8м, ширина 5м, вес 2270 кг.
Слайд № 26. Сотовый телефон.
Слайд № 27. Здания.
Слайд № 28. Автомобиль.
Слайд № 29. Часы «Петушок».
Слайд № 30. Часы «Кораблик».
Физкультминутка.
У лягушки дом в пруду (руки перед грудью)
Домик пеночки (помахать крыльями) в саду (руки вверх)
Эй, (рука вперёд) цыплёнок, (пальцы в яичко) где (руки развести) твой дом? (руки домиком)
Он у мамы под крылом! (помахать крыльями).
Практическая работа: Роспись яйца с использованием трафарета.
Проверка настроения. Изменилось ли оно? Возьмите выбранное яичко для тарелки (наклеить).
Самооценка. Используя критерии выставления оценки за урок учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность
Самооценка
ФИ__________________________
№ п/п
Критерии
(+.-)
1
Выполнил(а) д\з(поделка)
2
Был (а) готов к уроку (имел(а) все принадлежности)
3
Проиллюстрировал (а) сказку без затруднения
4
Справился (лась) с заданием «Рисуем из овалов»
5
Аккуратно выполнил (а) роспись яйца
5 плюсов соответствуют оценки отлично, 4 - (Хорошо), 3 - (удовлетворительно), 2 - (неудовлетворительно).
Оценка:_______________
Обобщение.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Что понравилось?
Что вызвало затруднение?
Уборка рабочих мест.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ