Конспект урока по ИЗО "Золотая хохлома"
Цель: изготовление поставок украшенных элементами хохломской росписи для организации выставки в начальной школе к празднику «Осенины»
Задачи:
Воспитывающая: уважение к труду народных умельцев. Сохранение народных традиций и обычаев.
Развивающая: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; познакомить учащихся с хохломской росписью.
Обучающая: умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров, овладение основами хохломской росписи.
Тип урока: комбинированный
Виды: фронтальный опрос, беседа, презентация к уроку, самостоятельная работа, оценивание работ друг друга.
Форма: урочная.
Методы: словесные, наглядные, практические, проектная деятельность.
Оборудование:
Для обучающихся: альбом, цветной картон, простой карандаш, ластик, ножницы, клей, краски, кисти,
Для учителя: компьютер, проектор, кисти, краски, листы бумаги.
Ход урока:
Действия учителя
Действия учащихся
Этап организационный.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
Готовность к уроку
Этап фронтального опроса по усвоению знаний с уроков по изучению промыслов.
Сегодня мы познакомимся еще с одним замечательным видом народного промысла.
Разгадайте кроссворд.
Конек на крыше. (охлупень)
Самое почетное место – духовный центр дома красный …(угол)
Им ставят и достают горшки из печи. (ухват)
Деревянный настил. На них обычно спали. (полати)
широкая толстая доска, на которой размещаются горшки, чугунки. (шесток)
украшение — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (орнамент)
украшение окна (наличник)
Прочитайте полученное слово по вертикали выделенное красным цветом.
Сегодня мы создадим из цилиндров поставки – сосуды для хранения запасов и украсим их хохломскими узорами
Слайд 3. А с какими художественными промыслами мы с вами уже знакомы?
Учащиеся разгадывают кроссворд и называют тему урока ХОХЛОМА.
Учащиеся дают ответы на поставленный вопрос.
Дымка, Гжель и Городец.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Слайд 4. Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине. 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области. Для Хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.
Слайд 5. Выточенные деревянные изделия ("белье") грунтуют жидко разведенной глиной, по - местному вапой, чтобы закрыть все поры, сушат в печи, покрывают олифой. Так делают несколько раз. В последней же раз олифу не досушивают, доводят до «слабого отлипа».
Слайд 8. Существует два вида росписи:
« верховая» - красным и черным цветом на золотом фоне;
Верховым письмо называется потому, что золоченая поверхность не закрашивается, а по ней, по верху, сочными мазками наносится рисунок. И называют варианты такой росписи - "под листок", "под ягодку".
Слайд 10-11. Фоновое письмо. «под фон» - золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
Роспись "под фон", или фоновое письмо, - это уникальная техника росписи. На полуду (серебряный фон) наносятся контуры будущих листьев, цветов, ягод, птичек и других элементов росписи. Мастер, прочувствовал форму предмета, обдумал рисунок и уже безошибочно знает, в каком месте что разместить. Пространство по наружной стороне контурных линий закрашивается черной или красной краской. Происходит "заливка" фона.
После сушки и покрытия лаком, в результате чего "серебро" превращается в "золото", художник начинает расцвечивать ягоды, другие элементы рисунка, оживки. А на свободном пространстве фона, где требуется, нарисует травку.
Слайд 12 -17. Расписывали свои изделия мастера растительным орнаментом: земляник, малина, смородинка, крыжовник, яблочки. Последовательность росписи такая: наводка стебля плавной, черной, тонкой линией, ритмическое расположение по обе стороны ягодок или цветов, привязка к стеблю кудреватой травки (черный цветили зеленый), которая приближается, но не пересекается с ним. Цвет росписи был по золоту красный, зеленый, черный. По черному: красный, золотой, зеленый.
Этап освоения новых знаний.
Попробуем составить орнамент из отдельных элементов хохломской росписи.
Учитель контролирует процесс выполнения упражнения, поправляя и помогая учащимся.
После выполнения пробного орнамента ребята приступают к выполнению основного этапа работы.
Предлагаю вам выбрать золотой или черный фон картона для изготовления и росписи своей поставки.
Учитель контролирует процесс работы над росписью.
Учащиеся на альбомных листах составляют орнамент элементов травяного узора.
Ребята выбирают цвет картона и вырезают соответствующий прямоугольник (боковая поверхность поставки) и два круга (дно и крышка поставки)
Приступают к росписи своих заготовок.
Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Слайд 20
Назови способ появления названия этого народного промысла?
Назови типы росписи.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Промысел получил свое название от местности где оно зародилось.
По золоту, по черному
Этап подведения итогов урока
Критерии оценок:
Аккуратность выполнения работы, эстетический вид росписи.
Грамотное расположение композиции орнамента в росписи.
Правильное выполнение элементов хохломской росписи.
Дети склеивают форму поставки и устраивают выставку своих изделий, оценивают работы своих одноклассников
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ