КТП ИЗО 4 класс
Предмет: ИЗО
2014-2015 учебный год 4 класс «В» учитель: Ковалёва А.А.
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Оборудование
Дата
Характеристика
деятельности уч-ся
План
Факт
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
1
Целый мир от красоты.
Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
Рассматривать произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.
Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах
на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии.
Сопоставлять изображение мира в орнаментальном
узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.
2
Древо жизни – символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.
1
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев,
графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Определять, какими изобразительными средствами
выражают художники своё отношение к дереву как
наиболее почитаемому человеком явлению природы
3
Мой край родной. моя земля. Пейзаж: пространство, план, цвет, свет.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры.
Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).
Объяснять значения слов национальный пейзаж.
4
Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй.
Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы.
Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами.
5
Птица – символ света, счастья
и добра.
Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)
Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца.
6
Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок».
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве.
Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при меры из разных видов народного творчества.
7
Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров.
Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись».
Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
8
Знатна русская земля мастерами
и талантами.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.
Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения.
9
Вольный ветер – дыхание земли.
Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)
Рассматривать живописные и графические пейзажи
художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных
стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы. Работать по художественно-дидактической таблице.
Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы
10
Движение – жизни течение.
Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения.
Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений.
11
Осенние метаморфозы.
Пейзаж: колорит, композиция.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Наблюдать изменчивые состояния осенней природы.
Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору.
Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи
в картине движения, яркости и мажорности
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
12
Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.
Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)
Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами.
Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет.
Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими.
Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье.
13
Двенадцать братьев друг за другом бродят…
Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов
братьев-месяцев в сказке С. Маршака. и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов.
14
Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация
к сказке: композиция, цвет.
1
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные
цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства.
Основные содержательные линии. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов.
15
Новогоднее настроение.
Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)
Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего
праздника.
16
Твои новогодние поздравления.
Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.
1
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму.
17
Зимние фантазии.
Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)
Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины.
Объяснять символическое значение зимы в природе,
жизни и искусстве. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов
по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой
работе своё отношение к красоте зимней природы
18
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения.
Диалог об искусстве. Художественные
приёмы, которыми художники передают
причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток. Разнообразие колорита
зимнего пейзажа.
19
Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция.
1
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный.
века. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах.
Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю.
20
Выразительность формы предметов.
Декоративный натюрморт:
условность формы и цвета, черная линия, штрихи
в обобщении формы предмета.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их. Работать по художественно-дидактической таблице.
Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника.
21
Русское поле.
Бородино. Портрет. Батальный жанр.
1
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г.
Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения.
Объяснять смысл понятия батальный жанр
22
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».
Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)
Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте
панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, де тали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин.
Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама.
23
Образ мира в народном костюме
и внешнем убранстве крестьянского дома. образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие
орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический
смысл конструкции и декора избы и костюма.
Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.
24
Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.
1
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Рассматривать, анализировать народные лубочные
картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих стороны жизни людей, и объяснять их.
Объяснять смысл понятия лубок.
Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства.
25
Народная расписная картинка-лубок.
Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM)
Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившемся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
26
Вода – живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии — воды.
Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде.
Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате.
27
Повернись к мирозданью.
Проект экологического плаката в технике коллажа.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов.
Объяснять смысл понятий экологический плакат,
коллаж.
28
Русский мотив.
Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.
1
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью.
29
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
30
Всенародный праздник – День Победы.
Патриотическая тема в искусстве: образы защитников отечества.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное
31
«Медаль за бой, за труд
из одного металла льют». Медальерное искусство: образы, символы.
1
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали.
Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство.
32
Орнаментальный образ
в веках.
Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека.
Находить отличия в орнаментах России, Италии,
Франции, Турции и др.
33
Орнаментальный образ
в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.
1
Проектор, иллюстрации, краски, кисти.
Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
34
Круглый год.
Проектор. Иллюстрации, графический материал. Большая электронная энциклопедия (CD).
Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте орнамента.
Подведение итогов. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей.
ИТОГО:
34
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ