Открытый урок «Птицы нашего края» 5 класс
МБОУ «Мокро-Орловская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по изобразительному искусству в 5 классе
«Птицы нашего края»
Подготовила:
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Мокро-Орловская СОШ»
Русанова Анна Владимировна
2012год
Урок по «Краеведению»
Данный урок входит в состав раздела «Я и живая природа Белгородской области».
В содержание урока входит практическая художественная деятельность учащихся.
Тема: Птицы нашего края
Цели урока:
1.Обобщить и расширить знания обучающихся о перелетных и зимующих птицах родного края, формировать художественный интерес к окружающему миру, углубить знания об анималистическом жанре.
2.Развивать наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.
3. Создать условия для воспитания бережного отношения ко всему живому, чувства удивления красотой природы, поддержание познавательного интереса у детей с помощью поиска дополнительной информации.
Дидактические принципы:
. Принцип самоактуализации
Принцип индивидуальности.
Принцип субъектности.
Принцип выбора.
Принцип творчества и успеха
Принцип доверия и успеха
Методы: наглядный, словесный, практический.
Оборудование:
Медиапроектор.
Карточки для индивидуальной работы.
Аудиозапись голосов птиц.
Картинки с изображением птиц.
Альбом для рисования, кисти, гуашь, салфетки.
Ход урока:
Слайд № 1
И так, ребята, сегодня мы продолжим, знакомиться с природой Белгородской области и начать урок мне бы хотелось, стихотворением Елены Благининой «Друзья», который нам подготовила Филонова Юлия.
1.Звучит
Стихотворение Е. Благинина
«Друзья»
Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
И в чужедальние края
Не улетают – нет!
Повеет ветер с темных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит: «Жив?»
Другой ответит: «Жив!»
Потом пойдет крутить пурга,
Остынет вся земля,
И лягут белые снега
На черные поля.
Мороз ударит, опушив
Нагие ветви ив,
Один другого спросит: «Жив?»
Другой ответит: «Жив!»
И вдруг весна растопит лед,
Разбудит двор и сад,
И все чудесно оживет,
И птицы прилетят.
Теплынь нахлынет с влажных нив,
Набухнут ветви ив.
«Ты жив? Ты жив? Ты, братец, жив?»
«Я жив! Жив! Жив – жив – жив!»
- Вы догадались, о ком пойдет речь на уроке? (о птицах)
Правильно именно о птицах.
Слайд № 2
-Белгородский край отличается особым богатством птиц.
На территории края зарегистрировано более 270 видов птиц. Сегодня мы поговорим только о некоторых из них, о тех, кого чаще видим и слышим.
Слайд № 3
Загадки о птицах.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица…(грач).
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать - дворец
Прилетай скорей,…(скворец).
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится…
- Ку-ку.… Ку-ку,-
Не спит опушка.
А птицу эту звать…(кукушка).
- Что общего между этими птицами? (Перелетные).
Слайд № 4
Перелетные птицы
Слайд № 5
Грач
-Что знаете про грача?
Весной они первыми прилетают к нам. Гнезда делают на вершине дерева на высоте до 3 метров и более. Питаются как животной, так и растительной пищей: потребляют зерна, насекомых и их личинок. При вспашке полей грачи ходят за трактором и поедают вредителей полей. Следуя за плугом, в день грач способен уничтожить до 400 червей.
Слайд № 6
Трясогузка
- А кто такая трясогузка? Весной появляется к началу ледокола на реках. Гнездо устраивает в самых разнообразных, казалось бы, неподходящих местах: под мостом, около кочки, в поленнице дров. Очень подвижна. Целый день бегает и трясет хвостом, за что и получила свое название. Питается насекомыми с земли или взлетает в воздух.
Слайд № 7
Кукушка
-Как вы думаете, за что кукушка получила свое название? Конечно за то, что она кукует. Во многих странах название этой птицы звучит, похоже. Чехи называют ее «кукачка», немцы «кукук», итальянцы «кукуко».
Особенность этой птицы в том, что она сама не высиживает и не выкармливает своих птенцов.
Почему? Питается птица мохнатыми гусеницами, а птенцов нужно кормить насекомыми. Взрослая кукушка уничтожает огромное кол-во гусениц-вредителей деревьев.
Слайд № 8
Ласточка
- Что вы можете рассказать о ласточке? Гнезда устраивает на чердаках, сараях и под мостами. Гнездо имеет форму шара с боковым входом. Корм ласточки добывают на лету. Семья ласточек за лето уничтожает около 1 млн. насекомых.
Слайд № 9
Скворец
-А знакома вам эта птица? Это скворец. Селится он рядом с человеком. Защитник наших садов и огородов. Семья скворцов за день добывает
350 гусениц, жуков, личинок.
Слайд № 10
Работа по карточкам.
Зачеркни одинаковые согласные буквы в каждом ряду и узнаешь название спрятанной птицы:
ДСДКДИКНКИКЦА - синица
НСВОНРВОВКАВН - сорока
ВПОНРПОПБЕПЙН - воробей
МДМЯМТВЕМЛМВ - дятел
Синица, сорока, воробей, дятел. Что общего между ними? (Все они зимующие птицы)
Слайд № 11
Слайд «Зимующие птицы»
Слайд № 12
Синица
- Что вы можете рассказать о синице? Кормится насекомыми, которых отыскивает на листьях, ветвях и стволах деревьев.
Зимой ее рацион составляют семена растений
Слайд № 13
Сорока
- А что вы знаете про сороку? Ее зовут «белобокой». Очень нарядная птица, да характер неуживчивый. Вечно она кричит, ссорится. Сорока всеядная птица.
Слайд № 14
Воробей
-А знакома вам эта птица? Это воробей. Самые многочисленные оседлые птицы. Ведут стайный образ жизни.
Птенцов выкармливают только насекомыми. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредителей.
Любит эта птица и семечки, и зерно, и ягоды.
Слайд № 15
- Что вы знаете про дятла? Есть в лесу и свой доктор – дятел. Он крепким носом-молоточком выстукивает стволы, отыскивая личинки жуков-дровосеков, лечит больные деревья. Увидит гнилой сучок на березе, прицепится лапами к стволу, хвостом подопрется и барабанит. Питаются дятлы почти исключительно насекомыми и их личинками, отчасти семенами.
Дятел - лазающая птица, вся жизнь его проходит на деревьях.
Слайд № 16-18
Существует еще одна группа птиц – это пролетные птицы.
–Что это за птицы? Почему их так называют?
Все эти птицы кочующие.
- Как вы это понимаете «Кочующие птицы»?
- Верно, ребята. Закончив гнездовые дела, птицы собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Корм – это зимой главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.
Кочевки бывают разные: иногда птицы удаляются на сотни километров от того места, где гнездились, а иногда на десятки. Синицы, поползни, сойки, снегири могут, если еды хватает, и совсем не кочевать – жить оседло.
- Каких кочующих птиц вы видели у нас в селе? (снегирь, свиристель) слайды.
Слайд №19
Заключение.
Слова М.Пришвина.
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
-Как понимаете эти слова?
Рыба не может жить без воды. Птица – без воздуха. А человек - без природы. Ведь человек – это часть природы. Природа – источник духовного богатства человека. Поэтому охраняя природу – мы охраняем нашу Родину.
-Чем каждый из нас может помочь природе?
Ответы детей: Летом можем вывешивать скворечники, дуплянки. Зимой - развешивать кормушки и подкармливать птиц.
Слайд № 20
Охрана природы наше общее дело. Как это ни грустно, очень многие птицы погибают зимой от голода. Зимой под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птичке. Поэтому птицы прилетают в это время из леса, поближе к человеческому жилью. И каждая, даже самая незамысловатая по устройству, самая небогатая разносолами кормушка важна. В саду, в порке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую. Это поможет птицам пережить зиму, а весной птицы подружатся с нами. Будут радостной песней приветствовать нас и защитят наши сады и огороды от вредителей.
Физкультминутка
- Переходим ко второй части урока.
Слайд № 21
Рисование птиц
- Ребята, мы сейчас говорили о том, сколько пользы приносят нам птицы, а что вы еще можете сказать, если посмотреть на «братьев наших меньших» глазами художника? (птицы – это часть природы, они украшают окружающий нас мир)
Слайд № 22-25
Беседа об анималистике.
- А знаете ли вы, что художника, который рисует животных, называют анималистом? Потому что «animal» - по-английски «животное». Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами. А жанр - анималистическим. Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов (краски они брали из земли, глины, трав). Они преклонялись перед животными, почитали их как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла. В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов-животных. В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, резные печати и музыкальные инструменты. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, пышных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.
Слайд № 26
Анализ внешнего вида птиц
При помощи интерактивной доски учитель из геометрических фигур изображает птицу.
Форма крыльев, хвоста, туловища, головы, ног, клюва, шеи также окраска пернатых удивительно разнообразны. В очерке тела любой птицы лежат простейшее геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, голову окружностью, наложенной на абрис (силуэт) туловища или несколько смещенной вверх либо в сторону. К окружности головы пририсовывают ромбический клювик, к овалу туловища - уголками крылья и хвостик в форме трапеции; обозначают глаза, тонкие ножки с пальцами, перья линиями и штрихами, очерчивающими форму частей и намечающими пушистую фактуру поверхности тела.
- Из каких геометрических фигур составлен рисунок птицы?
Слайд № 27 -28
Внешний вид птицы сильно зависит от ее среды обитания и образа жизни.
При огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона.
клюв бывает длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кривой; (приведите примеры)
— шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая;
— ноги - длинные, короткие и средние.
— крылья и хвост также бывают длинными или короткими;
Оперение и окраска птиц очень разнообразны; в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения. ( Свиристель, снегирь, синица и т. д.)
А сейчас подумайте и скажите, какую птицу вам хотелось бы изобразить.
( ответы детей)
Слайд № 29
Работа по динамической таблице, на которой показана последовательность изображения птицы.
На первой схеме показаны этапы работы, если вы хотели бы изобразить воробья, кукушку, синицу …
Второй схемой воспользуются те, кто решил нарисовать снегиря.
А третья схема – для дятла.
Перед вами изображения птиц, о которых мы сегодня говорили. Теперь можете приступить к рисованию.
Слайд №30
Рефлексия
Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа бумаги давайте разместим наших птиц на фоне этого роскошного дерева. Если вам было интересно на уроке, и вы узнали много нового, то размещайте птиц на ветвях чудо – дерева, а если вам было неинтересно, скучно – разместите птиц у подножия.
Итог урока, экспресс – выставка работ (у доски).
Как вы считаете, все справились с практической частью урока?
Оценка работ.
Мне очень понравились все ваши рисунки.
Я рада, что все птицы заняли свое почетное место на ветвях нашего чудо - дерева. Это означает, что урок вам, понравился, и время мы провели сегодня не зря. Посмотрите на птиц! Как они хорошо смотрятся на нашем дереве. Мне кажется, они вот - вот запоют. Ребята, вы бы хотели услышать пение птиц? Птицы и артисты очень похожи друг на друга. Ощущение свободы жизненно необходимы артисту, а вдохновение никогда не покидает поющие сердца. Давайте понаблюдаем за некоторыми из певчих птиц. Посмотрим и послушаем крылатых артистов. Ведь у каждой птицы своя песня и своя неповторимая мелодия.
Птичий концерт
Домашнее задание.
Подошел к концу наш птичий концерт. Мы послушали лишь немногих крылатых артистов. Понаблюдайте за птицами сами. Попробуйте определить их по голосам. А главное научитесь беречь их. Полюбите их.
Птицы приносят лесу огромную пользу, охраняя его от разных вредителей.
Они красота нашего леса, его музыка, его душа!
И закончить наш урок мне бы хотелось следующими словами:
В лесу и на лесной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Ведь ты и сам ее частица,
Она всегда щедра к тебе.
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только - пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди!
Большое вам спасибо ребята за урок. Всего хорошего.
Карточка
Зачеркни одинаковые согласные буквы в каждом ряду и узнаешь название спрятанной птицы:
Д С Д К Д И К Н К И К Ц А
Н С В О Н Р В О В К А В Н
В П О Н Р П О П Б Е П Й Н
М Д М Я М Т В Е М Л М В
Карточка
Зачеркни одинаковые согласные буквы в каждом ряду и узнаешь название спрятанной птицы:
Д С Д К Д И К Н К И К Ц А
Н С В О Н Р В О В К А В Н
В П О Н Р П О П Б Е П Й Н
М Д М Я М Т В Е М Л М В
Зачеркни одинаковые согласные буквы в каждом ряду и узнаешь название спрятанной птицы:
Д С Д К Д И К Н К И К Ц А
Н С В О Н Р В О В К А В Н
В П О Н Р П О П Б Е П Й Н
М Д М Я М Т В Е М Л М В
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ