Проект урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме: "Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла"
Проект урока по изобразительному искусству в 5а классе.
Предмет изобразительное искусство
Класс 5а
Тема урока №2 «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла» (роспись)
Программа 34 часа (1 час в неделю). Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.Н.Неменского. Москва. Просвещение. 2007 г.
Тип урока. Повторительно – обобщающий с элементами игры и групповой работы.
Выполнила учитель изобразительного искусства
МОУ АСОШ №2 им.С.И.Образумова
Баранова Надежда Ивановна
Стаж работы 29 лет
Квалификационная категория 1
Дата выполнения 11.12.2011 г.
Структура проекта.
I. Диагностика уровня развития и обученности детей на 2009 год.
II. Психолого-педагогическая характеристика класса.
1) Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.
2) Тема, цели, задачи, оборудование урока.
3) План урока с хронометражем.
4) Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием.
5) Самоанализ урока
Для выбора проведения открытого урока и разработки творческой работы было проведено тестирование среди 5-х классов по следующим методикам:
А) Методика изучения уровня внимания. Составитель Р.М.Мухамедова. Психология 5 класс. Разработки занятий с детьми. Волгоград. Учитель – АСТ, 2005 год.
Б) Изучение логического мышления у детей. Г.К.Селевко. Познай себя. Москва. Народное образование НИИ школьных технологий, 2006 год.
В) Из различных видов памяти слуховой и логической. Р.С.Немов. Психология. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 год.
По результатам тестирования был выбран 5а класс. Проведенные методики подтвердили, что большинство учащихся данного класса обладают высоким уровнем мотивации к школьному обучению, хорошо развитыми познавательными процессами (память, внимание, мышление).
Результаты методики «изучения уровня внимания и самоконтроля школьников».
Уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
68% (17 чел.)
24% (6 чел.)
8% (2 чел.)
Результаты методики определения мотивации
Высокий уровень
Хорошая школьная мотивация
Положительное отношение к школе
Низкая школьная мотивация
20% (5 чел.)
64% (16 чел.)
8% (2 чел.)
8% (2 чел.)
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся.
От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе. В школе у детей целенаправленно осуществляется развитие восприятие, формируются сенсорные способности: глазомер, чувство цвета, ритма, развития художественных творческих способностей. Большие возможности для развития творческих способностей детей заключает в себе народное искусство: музыкальное, изобразительное, поэтическое. Именно оно составляет основу развития художественно-творческой деятельности учащихся в школе.
В средней школе развитие личности осуществляется на уровне формирования и развития творческого опыта путем профессиональной ориентации в области определенного вида искусства. Другим важным моментом программы является освоение учащимися историй родного края, знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, с народными умельцами, художниками своего края.
К моменту проведения урока дети уже знают:
- названия основных цветов красок и умеют смешивать их, для получения дополнительных цветов;
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;
- о композиции, цвете, рисунке, приемах, декоративного изображения, растительных форм и форм животного мира;
- знакомы с художественными промыслами России;
- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец);
- чувствовать гармоническое сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертание;
- высказывать суждение о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему. Какие чувства, переживания может передать художник);
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике;
- творчески использовать приемы народной росписи ( цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, душками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
- использовать силуэт и светлостный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия. 16
Тема, цели, задачи, оборудование урока.
Искусства Городца. Истоки и современное развитие промысла (роспись).
Цель. Ознакомление с искусством Городца.
Задачи урока. Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Дети должны:
- знать народные художественные промыслы России, их истоки, современное развитие, главные отличительные признаки изделий художественных промыслов;
- уметь выявлять в произведениях народных художественных промыслах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства материала, формы и декора;
-уметь передавать единство формы и декора, выстраивать орнаментальные композиции, используя повтор и вариативность художественных трактовок главных элементов орнаментов;
-уметь на основе цветочного узора Городца, при помощи дополнительных элементов животных и птиц, выполнять панно для общей разделочной доски.
Задачи художественного развития учащихся:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
-проявлять интерес к изделиям народных художественных промыслов, уважительно относиться к труду мастера-носителя традиции;
-видеть черты неповторимого своеобразия в произведениях народных художественных промыслов.
Формирование творческой активности:
- активно включаться в анализ произведений народных мастеров;
- творчески участвовать в создании художественного образа, в выполнении росписи (импровизации) отдельных и её элементов на основе традиционных промыслов Городецкой росписи.
Оборудование урока. Для учителя. Репродукции образцов или подлинники (панно, разделочные доски, посуда); динамическая таблица этапов использования цветов Городецкой росписи; карта Нижегородской области; детские рисунки из фонда школы; шаблоны коней и птиц; стихи; игра- конкурс; музыка; жетоны.
Для учащихся. Цветной картон (желтый), гуашь или акварель; кисти; палитра; баночка для воды.
План урока с хронометражем.
1.Организационный момент (1-2 мин.)
2.Проверка ранее изученного материала (6-7 мин.)
3.Проверка домашнего задания (2-3 мин.)
4.Подготовка (настрой) на восприятие цели урока (1-2 мин.)
5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин.)
6.Практическая работа учащихся (20-25 мин.)
7.Подведение урока (рефлексия) (1-2 мин)
Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обоснованием
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Теоретическое обоснование
1.Организационный момент (1-2 мин.)
Создание эмоционального настроя.
-Здравствуйте, ребята!
Ученики - внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее
Начнем скорей урок.
Ну-ка
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-А кто отсутствует у нас? (отмечаю отсутствующих в журнале).
Внимательно слушают, садятся. Дежурные называют отсутствующих.
Сосредоточение внимания, активизация мыслительной деятельности.
2.Проверка ранее изученного материала (6-7 мин.)
Предлагаю учащимся игру - конкурс по предыдущему материалу «Лучшие знатоки Городецкой росписи.»
-Что обозначает декоративно-прикладное искусство;
- с какой росписью мы с вами познакомились на прошлом уроке?
-покажите на карте;
-Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву?
-как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать художник?
-какие краски берет художник для замалёвка?
-какие цветы любят писать Городецкие мастера?
-чем завершается работа художника над цветком?
-как правильно сказать: художник «рисует» или «пишет». За правильный ответ раздаю жетоны с объяснением, что они помогут им в работе.
Дети отвечают на заданные учителем вопросы.
-«декоративное»
-украшающее «прикладное» - применяемое в быту
-Городецкая роспись
Показывают
-по дереву
-замалёвок
-любой смешивает с белой краской
-розан и купавку
Оживкой
Пишет
Говорят спасибо.
Закрепление изученного материала, развитие наблюдательности. Умение отвечать на поставленные учителем вопросы. Обучение монологическому ответу.
3.Проверка д/з (2-3-мин.)
Я вас просила найти репродукции и книги с Городецкой росписью, а также придумать стихи.
За стихи раздаю жетоны.
Показывают иллюстрации и книги с Городецкой росписью, читаю стихи.
Установление межпредметных связей. Развитие творческих способностей учащихся. Частично поисковый метод обучения. Развитие устной речи.
4.Подготовка восприятию цели урока (1-2 мин.)
Сегодня на уроке у нас будет коллективная работа; т.е. индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно, у нас с вами это будет разделочная доска (рисунок на доске).
Задача. На основе цветочного узора Городца при помощи дополнительных элементов коня и петуха мы выполним панно.
Чтение цитаты Б. Дубровина.
Творение умельцев дороже
Душе моей всяких иных
И чем- то особым и звонким
Похожи на тех, кто задумывал их.
Дети внимательно- внимательно слушают и осмысливают цель урока
Групповая форма работы. Обеспечение мотивацией, актуальность опорных умений и знаний.
5.Осмысление, обобщение и систематизация знаний и способов действий (5-6 мин.)
Задаю сопутствующие вопросы по ранее изученному материалу, привлекаю внимание к пособиям на доске.
-давайте вспомним основные этапы работы в написании цветочного узора Городца.
-что такое композиция?
-что сначала выполняет художник?
-какие по форме круги?
-какие краски смешивают для замалёвка?
-какой следующий этап?
-что пишем после определения центра?
-какой этап последний?
-какого цвета кони и птицы?
-составление
-замалевок круглой формы, для розана - побольше, для купавки -поменьше
Любую с белилами
Нахождение центра
-венчик
Оживка
Черные или красные
Систематизация и закрепление знаний и способов
6.Практическая работа учащихся (20-25 мин.)
Желаю детям творческих успехов, не мешать друг другу, но и оказывать помощь, делиться художественными материалами. Раздаю шаблоны коней и птиц. Во время работы помогаю детям, корректирую ошибки, показываю наиболее удавшиеся работы, правильное оформление и ведение работы. Музыка. Физкультминутка.
Говорят спасибо.
Применяют шаблоны.
Дети внимательно смотрят, осмысливаю работу своих одноклассников.
Практическая реализация ЗУНов, умение самостоятельно работать в группах. Воспитание коллективизма. Развитие наблюдательности, умение осмысливать. Здоровье-сберегающие технологии
7.Рефлексия урока (1-2 мин.)
Задаю детям вопросы:
- какую роспись мы с вами закрепили на этом уроке?
-понравилась ли роспись, почему?
-почему?
-как мы работали на уроке
-Городецкую.
Учащиеся делают вывод в праздничности росписи, насыщенности, богатством красок русского леса, цветовой гаммы.
Группами, без карандаша
Умение делать самостоятельно, умение отстаивать свое мнение, выделять главное
8.Организационный конец урока (1-2 мин.)
Выставка детских работ и их оценка. Чтение стихотворения
Учащиеся встают, говорят до свидания
Умение организовано закончить урок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ