Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство 1 Класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ №9
__________________ Андрюхина Т.Е.
30. 08. 2013 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство
1 В класс
Составитель:
Климова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство» для 1 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Курс «Декоративно-прикладное искусство» представляет систему занятий для детей 1 класса.
Курс включает 66 занятий: два занятия в неделю, 33 учебных недели. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Продолжительность занятия в 1 классе – 35-40 минут.
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5.Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Методы работы:
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
- исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
- беседы, диалоги;
- эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
- коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
- индивидуальная работа;
- экскурсии;
- праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться оценивать результат работы - отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- получение первоначальных представлений о видах декоративно-прикладного искусства;
- получение представлений о значении труда в жизни человека и общества и важности правильного выбора профессии;
- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Кроме того, осуществляется подготовка к третьему уровню результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
тестирование;
анкетирование;
демонстрации;
- выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.
Оформление:
- таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
- сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
- постоянно действующие выставки изделий.
Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции. Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
Материалы:
бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
ткани различные по цвету, фактуре, видам;
нитки;
природный материал;
клей-карандаш, клей ПВА;
краски гуашь, акварель;
пластилин, глина.
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисти, стеки, подкладная доска.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Работа с нитками
Работа с тканью
Выставки, экскурсии, праздники.
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрено участие в выставках.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие 1 ч.
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
Работа с природными материалами 11 ч.
Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалами.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями. Гербарий «Деревья нашего края», «Картинки из листьев». Оформление панно. Поделки из желудей, каштанов.
3. Работа с бумагой 18 ч.
Аппликация: знакомство с различными видами аппликации, с техникой оригами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков, лодок; объемные игрушки (конусные поделки): забавные звери. Проведение конкурса.
Практическая работа: трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание, сминание. Выполнение творческих работ в технике аппликации, бумажной пластики.
4. Лепка 10 ч.
Выразительные возможности мягкого материала для лепки - глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах.
Практическая работа: лепка фруктов, ягод, овощей, насекомых; лепка и раскрашивание посуды; «Закликаем птиц весной!» - лепка фигурок птиц. Оформление выставки «Мы - скульпторы»
5. Роспись 12 ч.
Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве.
Практическая работа: создание эскизов образцов декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка, гжель, хохломская роспись, виды матрёшек, филимоновская игрушка.
Работа с различными тканями и нитками 12 ч.
Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью. Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание.
Практическая работа: изготовление поделок из ниток: «Кукла-мартиничка», «Шар из ниток (ажурный кокон)», «Аппликация из ниток»; поделки из ткани: «Аппликация из ткани».
7. Отчетная выставка работ школьников 2 ч.
Подведение итогов работы в учебном году. Подготовка итоговой выставки работ в классе. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки работ.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
всего
теория
практика
план
факт
I.
Вводное занятие
1
1
1
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
1
II.
Работа с природными материалами
11
2
9
2
Экскурсия в парк. Сбор природных материалов.
1
3.
Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалали
1
4.
Оформление гербария «Деревья нашего края»
1
5.
Оформление гербария «Деревья нашего края»
1
6.
Знакомство с образцами изделий из природных материалов – дерево, лоза, береста, камень
1
7.
Аппликация «Картинки из листьев»
1
8.
Аппликация «Картинки из листьев»
1
9.
Оформление панно из листьев, семян.
1
10.
Оформление панно из листьев, семян.
1
11.
Поделки из желудей, каштанов
1
12.
Поделки из желудей, каштанов
1
III.
Работа с бумагой
18
1
17
13.
Аппликация: знакомство с различными видами аппликации. Техника безопасности при работе с бумагой
1
14.
Аппликация: геометрический узор
1
15.
Аппликация: цветочный узор
1
16.
Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени
1
17.
Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени
1
18.
Аппликация из рваной бумаги: Цыплята
1
19.
Аппликация из рваной бумаги: Букет
1
20.
Объёмная аппликация: Цветы
1
21.
Объёмная аппликация: Цветы
1
22.
Оригами: Изготовление фигурок животных
1
23
Оригами: Изготовление фигурок животных
1
24
Изготовление модели самолёта
1
25
Изготовление моделей лодок
1
26
Игрушки из конуса
1
27
Игрушки из конуса
1
28
Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги
1
29
Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги
1
30
Оформление выставки работ
1
IV
Лепка
10
1
9
31
Выразительные возможности мягкого материала для лепки - глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах.
1
32
Лепка фруктов, ягод, овощей
1
33
Оформление коллективной работы: «Корзина Осени»
1
34
Лепка фигурок насекомых
1
35
Лепка фигурок животных
1
36
Лепка фигурок птиц
1
37
Лепка посуды
1
38
Аппликация из пластилина
1
39
Аппликация из пластилина
1
40
Выставка работ «Мы – скульпторы»
1
V
Роспись
13
1
12
41
Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве.
1
42
Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки
1
43
Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки
1
44
Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды
1
45
Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды
1
46
Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза
1
47
Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза
1
48
Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки
1
49
Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки
1
50
Виды матрёшек. Семёновская матрёшка: Знакомство с особенностями, создание эскиза
1
51
Виды матрёшек. Матрёшка из Сергиева Посада: Знакомство с особенностями, создание эскиза
1
52
Виды матрёшек. Матрёшка из Полховского Майдана: Знакомство с особенностями, создание эскиза
1
53
Оформление выставки работ
1
VI
Работа с различными нитками и тканями
11
2
9
54
Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью.
1
55
Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание.
1
56
«Кукла-мартиничка»: Знакомство с куклами-оберегами, изготовление кукол из ниток
1
57
«Кукла-мартиничка»: изготовление кукол из ниток
1
58
Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты
1
59
Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты
1
60
Аппликация из ниток
1
61-62
Аппликация из ткани
1
63
Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно
1
64
Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно
1
VII
Подведение итогов работы за год. Выставка работ
2
2
65
Подготовка выставки лучших работ
1
66
Выставка работ. Выбор лучших работ, награждение победителей.
1
Итого
66
8
58
Литература
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В.Алексеева.-М.,1991.
Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д.Алёхин. – М.,1994.
Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горячева. М., 1991.
Дидактический материал для уроков труда.
Клиентов А. « Народные промыслы» Издательство «Белый город» М. 2006
Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». М.: 2005г.
Коротеева Е.И. Азбука аппликации./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов. / Е.И. Коротеева. –М., 2003.
Коротеева Е.И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.
Котаргинова Е. Н. «Квиллинг. Бумажная пластика»
Неменский Б.М. Мудрость красоты/ Б.М. Неменский. – М., 1987.
Петрова И. М. «Объемная аппликация»
«Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.
« Природный материал и фантазия» автор - составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.
Журналы «Юный художник», «Мастерилка» и др.
Сайт вектор-успеха.рф. Конкурс мастер-классов «Бумажное творчество», 2012 год
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ