Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5-9 классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анива»
Сахалинской области.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5-9 классов
разработала
учитель изобразительного искусства
Данилова Светлана Владимировна.
г. Анива
2010
РАБОЧАЯ программа
основного общего образования
по изобразительному искусству
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
А) Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями
Закона РФ «Об образовании»
Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.99 №56)
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г.№1089)
Примерной образовательной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ, рекомендованной (допущенной) МО РФ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г.
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях
Регионального базисного учебного плана для ОУ Сахалинской области (приказ департамента образования Сахалинской обл. от 28 апреля 2006г. №332-ОД)
Приказа Департамента образования Сахалинской области «О дополнительных критериях при лицензировании образовательных учреждений» от 09.09.2008г. №703-ОД.
Б) Цели и задачи изучения предмета.
Цели художественного образования:
Формирование духовной культуры личности.
Овладение национальным культурным наследием.
Приобщение к общечеловеческим ценностям.
При изучении изобразительного искусства на ступени основного общего образования должны быть необходимо решать следующие задачи:
развивать художественно-творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память эмоционально-эстетическое восприятие действительности.
воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
осваивать знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладевать умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.
В) Срок реализации программы.
Программа рассчитана:
Всего – на 175 часов.
Срок реализации программы 1 год. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю)
Форма промежуточной аттестации:
Аттестация (оценка) за четверть и год.
Г) Используемые формы и методы обучения.
Для успешной реализации данной рабочей программы основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Основными видами занятий являются:
- рисование с натуры (рисунок, живопись),
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
- декоративная работа,
- аппликация с элементами дизайна,
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Д) Используемые формы, способы и средства проверки и оценивания результатов обучения.
Для успешной реализации данной рабочей программы для проверки и оценивания знаний я использую:
- контроль выполнения упражнений,
- ответы на вопросы,
- контроль выполнения практической работ.
Ж) Для оптимальной реализации данной рабочей программы используются следующие учебники:
1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. А. Горяева, о. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2008.
2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобраоват. учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
3. Питерских А. С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы6 учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
II. Тематический план.
5 класс
№
Название раздела
Количество часов
1
Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности
7
2
Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов
4
3
Особенности анималистического и мультипликационного жанров
3
4
Изобразительное искусство. Его виды и жанры. Графика
5
5
Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности
3
6
Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта
4
7
Изображение с натуры и по представлению различных предметов
3
8
Создание иллюстраций к литературным произведениям
3
9
Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет.
3
Итого
35
6 класс
№
Название раздела
Количество часов
1
Язык изобразительного искусства и художественный образ
4
2
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.
2
3
Жанр изобразительного искусства. Особенности пейзажа.
1
4
Особенности анималистического жанра.
3
5
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека
5
6
Современная графика и ее разновидности
2
7
Особенности натюрморта
2
8
Изобразительное искусство, его виды и жанры. Дизайн и архитектура
2
9
Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства
3
10
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве
1
11
Орнамент как основа декоративного украшения
1
12
Создание иллюстраций к литературным произведениям
2
13
Художественный образ и выразительные средства графики
2
14
Символический язык в произведениях декоративно-прикладного искусства
1
15
Худож. образ и выразит. средства графики
1
16
Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета
2
17
Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта
1
Итого
7 класс
№
Название раздела
Количество часов
1
Многонациональное отечественное искусство (10 часов)
10
2
Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры (15 часов)
15
3
Труд в изобразительном искусстве (10 часов)
10
Итого
35
8 класс
№
Название раздела
Количество часов
1
Искусство моего народа
9
2
Труд и искусство
7
3
В мире декоративно-прикладного искусства
10
4
Изобразительное искусство в жизни людей
9
Итого
35
9 класс
№
Название раздела
Количество часов по примерной программе
Количество часов
1
Синтез искусств
2
2
2
Синтез искусств в архитектуре
10
12
3
Синтез искусств в театре
4
4
4
Изображение в полиграфии
6
7
5
Изображение в фотографии
2
3
6
Синтетическая природа экранных искусств
4
5
7
Изображение на компьютере
2
2
Итого
35
35
III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5–9 классы (175 часов)
5 класс
Язык изобразительного искусства и художественный образ.
Опыт творческой деятельности (7 часов)
Основные теоретические сведения
Цветовой круг. Спектр. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.
Экскурсия в осенний парк. Наблюдение и словесное описание видимого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива.
Декоративный цветок. Условность декоративного изображения. Колорит.
Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы». Монотипия как один из видов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.
«Золотая осень». Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Освещенность.
Рисование фруктов и овощей. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения
Декоративно-прикладное искусство.
Истоки и современное развитие
народных промыслов (4 часа)
Основные теоретические сведения
Хохлома. Золотые узоры. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.
Рисуем отгадки к народным загадкам. Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге.
Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня и др. элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.
Особенности анималистического
и мультипликационного жанров
(3 часа)
Основные теоретические сведения
Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных. Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас
Мультипликационные герои. Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма.
Веселый Дед Мороз. Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с ножницами.
Изобразительное искусство.
Его виды и жанры.
Графика (5 часов)
Основные теоретические сведения
Раппорт ткани Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора.
Гравюра на картоне. Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне.
Работа в технике граттажа Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно – основные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда.
Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности (3 часа).
Основные теоретические сведения
Наброски с натуры фигуры человека Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы.
Русские богатыри Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри – защитники отечества. Архитектура старинных русских городов. Одежда древнерусского воина и его снаряжение.
Транспорт Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.
Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта (4 часа)
Основные теоретические сведения
Натюрморт из геометрических тел Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.
Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов Объемное изображение формы предмета. Моделировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.
Изображение с натуры и по представлению различных предметов (3 часа)
Основные теоретические сведения
Наброски с натуры модели домика Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.
Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур Знакомство с произведениями мастеров
живописи. Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье.
Создание иллюстраций к литературным произведениям (3 часа)
Основные теоретические сведения
Буквица История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.
Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения.
Художественный образ и
художественно-выразительные средства скульптуры.
Портрет. (3 часа)
Основные теоретические сведения
Портрет в скульптуре История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека.
Четыре разных портрета (по одной схеме)Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием.
6 класс
Язык изобразительного искусства и художественный образ (4 часа)
Основные теоретические сведения
Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Задачи урока ИЗО в учебном году. Правила безопасности труда.
Полный цветовой круг Основы цветоведения. Цвет и цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Хроматические и ахроматические цвета.
Живописные и графические упражнения Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом.
Осенний лист, бабочка и фрукты Симметрия как принцип организации живой материи. Симметричная композиция в произведениях живописи.
Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко. Корзина с овощами Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. Светотень. Возможности цвета. Гризайль.
Жанр изобразительного искусства. Особенности пейзажа. (1 час)
Основные теоретические сведения
В осеннем лесу, парке. Пейзаж как жанр живописи. Строение деревьев и кустарников. Сюжетный центр композиции. Применение выразительных средств для реализации своего замысла в рисунке. Произведения живописи в жанре пейзажа.
Особенности анималистического жанра. (3 часа)
Основные теоретические сведения
Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка) Анималистический жанр в живописи. Творчество художников-анималистов: Е. И. Чарушина, В. А. Ватагина, И. С. Ефимова и др. сравнительный анализ анатомии животных.
На морском дне Анатомическое строение, цветовая окраска. Пространственное положение тела морских животных.
Невиданный зверь Особенности внешнего вида животного в связи со средой обитания, особенностями образа жизни. Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение с натуры и по памяти
отдельных предметов и человека (5 часов)
Основные теоретические сведения
Наброски с куклы-игрушки Пропорции и конструктивно-анатомическое строение объемной формы (повторяющей фигуру человека).
Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде) Портрет как жанр живописи. Произведения выдающихся мастеров - портретистов. Конструктивно-анатомическое строение тела человека, его пропорции. Тоновая и цветовая разработка формы.
Фигура человека в движении. Спорт Анатомия и пропорции тела человека. техника аппликации, коллажа.
Современная графика и ее разновидности (2 часа)
Основные теоретические сведения
Две контрастные фигуры Контраст в изобразительном искусстве и его разновидности.
Новогодняя открытка Графика и ее разновидности. Язык графики. Разнообразие шрифтов. Сочетание разных техник при изготовлении открыток. Правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Новогодняя открытка Комикс как разновидность современной книжной графики. Комикс и его связь с книгой и кино.
Особенности натюрморта (2 часа)
Основные теоретические сведения
Мы рисуем инструменты Конструкция предметов. Изображение предметов сложной формы с учетом законов линейной перспективы и светотени. Постановка натюрморта.
Изобразительное искусство, его виды и жанры.
Дизайн и архитектура (2 часа)
Основные теоретические сведения
Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга Архитектура как вид изобразительного искусства. Памятники Москвы и Санкт-Петербурга.
Наши новостройки Архитектурные памятники родного края. Современная архитектура. Пейзаж и бытовой жанр. Произведения живописи в жанре пейзажа и бытовом жанре.
Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства (3 часа)
Основные теоретические сведения
Красота народного костюма Красота традиционной народной одежды. Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения одежды.
Русский быт в прошлые века Изобразительное искусство как кладезь знаний об истории, прошлых веках. Творчество выдающихся художников XIX века. Выбор сюжета тематической композиции.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (1 час)
Основные теоретические сведения
Материнство Тема воспевания материнства в изобразительном искусстве. Взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов. Праздники, посвященные матери. Произведения художников, воспевающих женщину-мать.
Орнамент как основа декоративного украшения (1 час)
Основные теоретические сведения
Красота орнамента Виды орнамента. Орнамент и стиль эпохи. Орнамент в архитектуре. Лепные украшения. Различение функций древнего и современного орнамента.
Создание иллюстраций к литературным произведениям (2 часа)
Основные теоретические сведения
Иллюстрирование литературного произведения Деревянное и каменное зодчество России. Оформление интерьера избы, мелкой деревянной пластики (прялка, утварь и др.). Народные художественные промыслы.
Художественный образ и выразительные средства графики (2 часа)
Основные теоретические сведения
Космические дали Космический пейзаж: реальность и фантазия. Процесс макетирования (журнал, книга, марка).
Символический язык в произведениях
декоративно-прикладного искусства (1 час)
Основные теоретические сведения
Разработка герба Символический язык декоративного искусства. Гербы, флаги, эмблемы. Композиция герба. Герб России. Типы орнаментальных композиций: геральдическая.
Художественный образ и выразительные средства графики (1 час)
Основные теоретические сведения
Афиша цирка Плакат как вид графики. Назначение и художественный язык плаката. Элементы композиции плаката.
Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета (2 часа)
Основные теоретические сведения
Человек и профессия. Поясной портрет Портрет как жанр живописи. Пропорции лица. Мимика. Анатомическое строение тела человека. произведения живописи художников-портретистов.
Портрет-шутка Фантазии в портрете. Карикатура и дружеский шарж.
Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта (1 час)
Основные теоретические сведения
Весенний букет Произведения изобразительного искусства (натюрморты с цветами). Красота лесных и садовых цветов. Зрительное равновесие форм, цвета, ритма
7 класс
Многонациональное отечественное искусство (10 часов)
Основные теоретические сведения
Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Требования к материалам и инструментам, необходимым на уроках ИЗО. Организация рабочего места рисовальщика. Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов. Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов.
Цвет как средство художественной выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома. Декоративно-прикладное творчество народов России. Народные промыслы. Специфика образно-символического языка и роль цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета.
Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде. Связь времен в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок. Бытовой жанр в живописи. Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения.
Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры (15 часов)
Основные теоретические сведения
Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве. Творчество художника Леонардо да Винчи. Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи. Знакомство с ансамблем афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения. Творчество художников Западной Европы
XVII века: П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века. Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта.
Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния.
Образ человека – главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции.
Наброски и зарисовки человека с натуры.
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре. Творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Ж. О. Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX – начала XX века. Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи.
Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Знакомство с произведениями художников: И. Аргунова, С. Чуйкова. А. Головина, Рембрандта и др.
изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства. Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей.
Труд в изобразительном искусстве (10 часов)
Основные теоретические сведения
Тема труда в произведениях изобразительного искусства. роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека. Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок.
Знакомство с отдельными произведениями живописи художников М. Грекова, К. Петрова-Водкина и др. изображение животных в движении. Анатомическое строение лошади, пропорции.
Памятники истории и культуры, их сбережение.
Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи страны и мира.
Лирический пейзаж, его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально-цветовые отношения. Знакомство с отдельными произведениями живописи художников: П. Кончаловского, В. Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др.
Обобщение изученного.
8 класс
Искусство моего народа ( 9 часов)
Основные теоретические сведения
Понятие культуры. Национальное культурное наследие. Виды жанра. Композиция. Сюжет.
Деревянное зодчество России. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек. Народные промыслы России. Жостовские подносы. Особенности техники росписи.
Цветовая гамма. Орнаменты. Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. произведения живописи русских художников. Выразительные средства визуальных искусств. Красота русского народного костюма. Одежда как художественный образ. Символика цвета. Декоративная отделка костюма.
Знакомство с творчеством художников: И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова. Традиции русской реалистической художественной школы. Восприятие цветов человеком. Символика цвета. Зооморфные символы. Проектирование товарного знака.
Искусство и труд (7 часов)
Основные теоретические сведения
Интерьер – портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер мастерской художника.
Портрет как жанр изобразительного искусства. передача объемно-пространственных свойств объектов. Пропорции тела и лица человека.
визирование как метод определения пропорций. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Изображение предметного мира – натюрморт. Анализ формы изображаемых предметов. Цветовой тон. Светотень.
Профессии из сферы изобразительного искусства. характеристика человека как творца. Тема труда в произведениях живописи.
История театра. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра.
В мире декоративно-прикладного искусства (10 часов)
Основные теоретические сведения
Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Народные промыслы. Художественные традиции старинных промыслов.
Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи. Приемы росписи.
Дымковская игрушка. История промысла. Характерные отличия в росписи игрушек. Тематика дымковских игрушек.
Хохломской промысел. «Золотая хохлома» – один из видов расписной деревянной посуды. Особенности хохломской росписи и специфика ее технологии. Приемы росписи.
Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи. Виды орнаментов. Орнамент как основа декоративного украшения архитектурных сооружений. Законы композиции при создании орнамента (ритм, симметрия). Символизм геометрических фигур (разнолучевых звезд).
Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники-иллюстраторы.
Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения прикладного и дизайнерского искусства. многообразие форм дизайна. Законы дизайна. Художники-дизайнеры.
Обобщение изученного материала по разделу «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна».
Изобразительное искусство в жизни людей (8 часов)
Основные теоретические сведения
Портрет как жанр изобразительного искусства. виды портретов. Выдающиеся художники-портретисты и их лучшие произведения.
Система пропорций и пропорциональных отношений в изобразительном искусстве. Новые течения, направления и особенности развития изобразительного искусства XX века.
Традиции и новаторство в искусстве. Вечные темы в зарубежном изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века. Творчество художников: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, В. ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна и др. Авангардизм как течение в живописи XX века. Художники-авангардисты. Авангардистские направления в живописи и их отличительные особенности. Художественно-выразительные средства в произведениях авангардистов. Световоздушная перспектива.
Изменение цвета в зависимости от освещения. Законы воздушной перспективы. Основы изобразительной грамоты в работах с натуры на пленэре. Ознакомление с хранилищами мирового искусства – музеями. Крупнейшие художественные музеи страны и мира.
9 класс
Синтез искусств (2 ч). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре (12 ч). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре (4 ч). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. Ф. Рындин, Ф. Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии (7 ч). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г. Доре, И. Я. Билибин, В. В. Лебедев, В. А. Фаворский, Т. А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Изображение в фотографии (3 ч). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественный образ в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств (5 ч). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев, А. А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере (2 ч). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
V. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
качество выполняемых работ и итогового рисунка.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:
Устный ответ:
«5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
«3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Практические работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.
Нормы оценки практической работы учащихся:
«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. А. Горяева, о. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2008.
2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобраоват. учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
3. Питерских А. С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы6 учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
• дополнительных пособий для учителя:
– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998;
– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск, 1998;
– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;
– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;
– Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;
• дополнительных пособий для учащихся:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,
– Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 34 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, профильный (продвинутый) – в 5 классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ