Урок для 3 класса по теме: "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГАТСТВЕ И РАЗНООБРАЗИИ ХУДО-ЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ И ТАТАРСТАНА. ДЕКОРИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ - ВАЛЕНОК"
1001 идея интересного занятия с детьми
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и Татарстана. Декорирование изделия - Валенок.
Лебедева Инесса Владимировна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №61», учитель изобразительного искусства, город Набережные Челны, Республика Татарстан
Предмет (направленность): изобразительное искусство.
Возраст детей: 3 класс.
Место проведения: класс.
Цель урока: организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, учить формулировать тему урока и ставить учебные задачи, обеспечить условия для применения знаний и умений в самостоятельной практической художественно-творческой деятельности.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые результаты:
Личностные
В ценностно-эстетической сфере - формирование положительного отношения к преобразовательной творческой деятельности; уважения к культурным традициям своего народа, воспитание чувства само- и взаимоуважения.
В познавательной сфере - формирование умения самостоятельно находить варианты решения художественно-творческой задачи; осуществлять поиск нужного материала в дополнительной литературе, в открытом информационном пространстве.
В трудовой сфере – формирование навыков выполнения аппликации из различных материалов на ткани, стремления создавать красивые изделия.
Метапредметные
Формирование умения видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни.
Организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность.
Выбирать необходимые инструменты и материалы для реализации художественного замысла.
Предметные
В ценностно-эстетической сфере - развитие умения называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла Татарстана, выявлять особенности рукотворных предметов.
В коммуникативной сфере – формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях изделий народных ремесел, задавать вопросы, необходимые для организации собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – формирование умения использовать необходимые материалы и инструменты в зависимости от замысла, вида и сложности работы.
Методы обучения: учебный диалог, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Экспозиция войлочных изделий (валенки, тапочки и др.)
Экспозиция №1 Традиционные изделия
Экспозиция №2 Современные изделия
Таблицы с видами орнамента
Таблица №1 Геометрический орнамент
Таблица №2 Растительный орнамент
Таблица №3 Зооморфный орнамент
Таблица №4 Антропоморфный орнамент
Комплекты элементов узора геометрического, растительного, зооморфного, антропоморфного орнаментов для демонстрации способов выполнения творческой работы
Доска для демонстрации выполненных учащимися художественно-творческих работ.
Музыкальный ряд: русская народная песня «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
Литературный ряд: загадки, пословицы, поговорки о валенках.
Основные понятия, изучаемые на уроке: ремесло, народный промысел, Кукморский войлочно-валяльный промысел.
Технологическая карта урока
Этапы работы
Деятельность
Содержание и задания каждого этапа
учителя
ученика
1 этап.
Организационный момент.
Цель - активизация учащихся
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой детей на работу.
Приветствие учителя
Тихо сели. Настраиваемся на урок.
2 этап.
Проверка домашнего задания
Цель – обсуждение проблемных вопросов по теме исследования
Организация фронтальной работы: учебный диалог, обсуждение проблемных вопросов.
Работа с информацией, найденной в дополнительных источниках.
Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и его аргументация.
- Ребята, кто напомнит нам тему урока? Тема урока «Декорирование валенок».
- Давайте вспомним происхождение слова «валенки»? Один из этапов производства валенок – катание рулона войлока по земле. Отсюда и название «валенки» или «катанки».
- Из чего и как делались валенки? Делают валенки из шерсти овец, валенки из козьей шерсти называют волнушечки.
- Для чего нам нужны валенки? Валенки – удобная и целебная обувь. И в мороз и в жару ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт и тепло.
- Как вы думаете, когда были придуманы валенки? Представление о древности валенок ошибочно. Им чуть больше 200 лет. Как считают историки костюма, появились они в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Историки подтверждают, что валенки носили и Петр I и Екатерина II.
3 этап.
Актуализация знаний.
Цель – создание проблемной ситуации.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Организация работы с экспозицией изделий из войлока.
Создание проблемной ситуации
Работа с информацией, найденной в дополнительных источниках
- Где можно сейчас найти валенки? Купить на рынке, в магазине.
- А кто их делает? Есть мастера, которые переняли народные традиции и делают их вручную на своих частных предприятиях. В поселке Кукмор (северо-восточная часть Республики Татарстан) действует одно из самых больших в России предприятий по изготовлению валенок - «Кукморский валяльно-войлочный комбинат».
- Ребята посмотрите на экспозицию войлочных изделий. Какие изделия вам нравятся больше и почему? С украшениями. Последнее время валенки вошли в моду, поэтому, сегодня декорированием валенок занимаются профессиональные дизайнеры. Я предлагаю вам попробовать свои силы в качестве дизайнеров и придумать авторскую орнаментальную композицию для украшения поверхности изделия (валенок).
4 этап.
Изучение нового материала.
Цель – поиск решения учебной задачи.
Организация индивидуальной поисковой деятельности.
Организация самостоятельной творческой деятельности.
Организация обсуждения возникших затруднений.
Умение строить поиск и демонстрировать варианты решения творческой задачи, анализировать результаты.
Пытаются сформулировать задачи урока совместно с учителем.
Самостоятельная творческая деятельность.
Элементы узора могут быть различными: геометрическими, растительными, зооморфными, антропоморфными, а также можно сочетать различные виды орнамента в одной композиции.
Нескольким учащимся предлагается выполнить творческое задание у доски – составить композицию узора на объемном изделии, проанализировать результат.
Учащиеся совместно с учителем формулируют задачи урока: составить композицию узора, выбрать необходимые материалы для работы, декорировать изделие.
5 этап.
Динамическая пауза.
Цель - сохранение здоровья учащихся.
Использует музыкальное произведение - русскую народную песню «Валенки»
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
Выполняют танцевальные движения под руководством учителя
6 этап.
Первичное применение нового знания.
Цель - первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Организация индивидуальной работы над творческим заданием
Формирование умения организации художественно-творческой деятельности, осуществление самоконтроля
Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся.
Осуществление самоконтроля.
Организация выставки работ, выполненных учащимися.
7 этап.
Закрепление, контроль и самоконтроль новых знаний и способов действий.
Цель – контроль.
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.
Обеспечение положительной реакции детей на творчество одноклассников
Осуществляют самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.
Анализируют качество выполнения работы: сложность композиции орнамента, цветовое решение декора изделия, соответствие выбранных материалов замыслу композиции, аккуратность исполнения.
Перед учащимися ставится задача выбора самых интересных работ, которые можно отправить в качестве заказа на изготовление изделия кукморским валяльщикам. Объясняют свой выбор.
8 этап.
Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной на уроке работе.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Подведение итогов самими учащимися
Создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
- Удалось решить поставленные на уроке задачи?
- Кому и над чем необходимо поработать?
9 этап.
Информация о домашнем задании.
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Задают вопросы по заданию.
Уровни домашнего задания:
- найти интересные факты из истории создания валенок (стандартный минимум);
- написать сопроводительное письмо к своему изделию: аргументировать выбор декора изделия, определить потенциального потребителя изделия (повышенный);
- продумать содержание коллективного письма мастерам на Кукморский валяльно-войлочный комбинат (творческий).
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
http://кукморские-валенки.рф
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ