Урок ИЗО в 5 классе "Городецкие фантазии"
Нравственно – эстетическое воспитание учащихся на уроке изобразительного искусства
в 5 классе
«Городецкие фантазии»
Цель урока: научить учащихся навыкам в освоении мотивов, приемов и этапов Городецкой росписи, помочь детям через обучение прикладному искусству, путём создания условий и предпосылок духовно – нравственной мотивации, придти к познанию культуры своего народа, развить творческий потенциал личности, способной адаптироваться в современных социально – экономических условиях
Задачи
Познакомить с историей возникновения и развития промысла.
Освоить мотивы Городецкой росписи.
Освоить элементы и приемы Городецкой росписи.
Учиться соблюдать единство формы и декора.
Развивать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, заинтересованность в освоении мотивов, приемов и этапов Городецкой росписи
Развивать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края.
Раскрывать истоки возникновения и развития народного творчества и их роль в жизни общества.
Содействовать созданию благоприятного психологического климата на занятии.
Проблемы самостоятельных исследований:
Как композиция рисунка отражает культуру и быт нашего народа?
Как композиция рисунка выражает мысли и чувства моего народа?
Как расписаны Городецкие изделия?
Оснащение занятия:
Компьютер, ДВД.
Наглядные пособия:
Презентация «Городецкие фантазии».
Изделия с Городецкой росписью.
Репродукции с работами Городецких мастеров.
Карточки – проспекты: «Городецкие секреты» (для каждого).
Межпредметные связи:
Изобразительное искусство.
Мировая художественная культура.
Информатика.
История.
Биология.
Психология.
Практическая работа:
Задание: выполнить мотив «Купавка и листья», используя элементы и соблюдая этапы Городецкой росписи.
Оборудование:
Для гостей:
Кухонные разделочные доски с выполненным первым этапом росписи.
Лопатки для сковородок с антипригарным покрытием (для выполнения фрагмента Городецкой росписи с составлением собственной композиции рисунка).
Карточки – проспекты: «Городецкие секреты», «Краски Городца».
Гуашь, беличьи кисти №1, №2, №3, палитра, баночки с водой.
Для учащихся:
Наборы кухонных досок расписанных по собственному эскизу.
Карточки – проспекты: «Городецкие секреты», «Краски Городца».
Гуашь, беличьи кисти №1, №2, №3, палитра, баночки с водой.
Ход занятия.
Учитель:
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях Курцево, Репино, Савино, Боярское, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узолы.
Многие изделия расписывали мастера для себя, а многие шли на продажу. Скупщики, «браки» (от слова «брать»), эти изделия покупали охотно. Знали: на Нижегородской ярмарке с таким товаром не прогадают. Вот и ехали каждый год в Городец купцы из Москвы, Сибири, Великого Новгорода и даже из Индии и Персии.
И чего там только не было! Льняные амбары, мучные и щепные ряды. С прибаутками зазывали отведать медовых пряников, да кренделей с розовой начинкой. Народу кругом!
А уж там, где выставляли свои изделия умельцы росписи, и пешему не протолкнуться. Видимо - невидимо здесь игрушек расписных было, шкатулок диковинных, коробочек разных, солонок, ларцов, хлебниц, детских стульчиков и прядильных донец.
Нижегородские прялки состояли из двух частей: донца с копылком и гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, а донце вешали на стену. И оно украшало избу. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).
1-я ученица:
И украшали донца с особым старанием. Талант и сноровка требовались недюжинные. Донца должны были быть особенно нарядными, затейливыми, красочными, праздничными.
А иначе с чем же деревенской девушке было идти на вечеринку, где собирались женихавшиеся парни? Как показать себя?
Красота, богатство расписного донца говорили о девушке и ее семье, как о людях достойных, благополучных, обеспеченных.
2-я ученица: Заменяло солнце
Свет лучин в оконце.
Только нитка вьется –
Грустная струна.
Помнишь, в дни былые,
В темные, глухие,
Ты была, Россия,
К прялке склонена.
Робко и несмело
Девушка глядела
На узор умелый –
Вьющийся узор:
Там, на прялке алой,
Счастьем небывалым
Свадьба уплывала
В снеговой простор.
И порой, бывало,
Так в ночах мерцала,
Так в лучах играла,
Радости даря,
Легкая, простая,
Прялка золотая,
Прялка огневая –
Русая заря.
3-я ученица:
Каких только сюжетных сцен на темы городского быта не рисовали мастера:
Прогулки кавалеров с дамами.
Лихие всадники, гарцующие на конях.
Свидания на улицах города.
Поездки в экипажах.
Интерьеры квартир с пышными занавесками,
парадными лестницами.
4-я ученица:
Роспись яркая, живописная. Цветовая гамма очень разнообразная.
Чаще всего это восемь цветов: черная, киноварь (ярко – красная), краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко – голубая), желтая, красная железоокисная, окись хрома, белая.
5-я ученица:
И рисуют городецкие мастера огромные, необычные и красивые букеты.
Цветы красотой искрятся,
Словно русская земля.
Красиво в букеты ложатся,
Радость людям даря.
Ни одно городецкое изделие не обходится без купавок, розанов, ромашек, бутонов, листьев. Нежно уложены они мастерами на поверхность изделия свободными венками, пышными букетами, длинными гирляндами.
6-я ученица:
Самый красивый, но и самый сложный цветок городецкой росписи – это роза. Черная роза - единственный цветок такого цвета во всем русском народном искусстве.
Раньше на Руси Иванов день был самым красивым и большим праздником. Самая короткая и ясная ночь. Все ночью шли зажигать костры и складывали их на самых видных местах: на высоких холмах, по берегам рек, на больших лесных полянах.
И каждый норовил в ту ночь нарвать полезных трав, взять цветы в полной их силе. Искали цветок папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь. Каков из себя тот цветок, никто не знал: то ли огненно - желтый, то ли тлеющее - алый, а третьи говорили, что он синий - синий.
Говорят, красоты он необыкновенной. Совсем вроде простой, но лучше всех цветов на свете и живет прямо на глазах. Цветок папоротника – цветок счастья, волшебный цветок.
Может, если он волшебный – так и цвета необычного? Никто же не говорил точно, какого он цвета. Может просто черный – волшебный ведь; живых цветов черных нет.
А может, если он все время рядом будет – хотя бы и на донце – то счастье все-таки придет к человеку?
1-я ученица:
И красуется до сих пор на растительных орнаментах городчан роза – символ любви и надежды. Может, поэтому эта совершенная гармония, эта чистота красок жива до сих пор.
И разлетаются, до сей поры городецкие цветы по всему мир, даря людям радость, веру, добро.
2-я ученица:
Нравится городецким мастерам и птиц с необычными хвостами изображать.
Зарождаются утром зарницы
И сады шуршат листвой.
И слетаются жар – птицы,
Возвращаются домой.
Важные птицы разгуливают в городецких композициях, смотрят друг на друга и хвастаются своим оперением.
Вот и красуются на городецких работах гордые павлины, насупленные индюки, задиристые петухи, грациозные лебеди.
3-я ученица:
Пишут городецкие мастера и гордых коней с изогнутыми шеями.
Вороные кони мчатся
По дорогам, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
По всей Руси – матушке городецкие диковинные работы развозили, да не просто так, а на вороных конях.
На ярмарках и базарах можно было слышать зазывные кличи коробейников:
Пряники городецкие!
С пылу, с жару
По копейке за пару!
Доски расписные!
Подходите, берите!
Не продешевите!
Кони вороные!
В дом возьмете –
Богатство обретете!
4-я ученица:
Городецкий конь – всегда черный, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и с аккуратно причесанной гривой. На тонких ногах, с алым седлом и сбруей, с упругой энергией силуэта.
По полям, по взгорьям,
По степным раздольям
Лихо мчатся скакуны
Из далекой стороны.
Учитель:
И оживают на городецких работах петушки, распустившие сказочные хвосты, вороные кони с разноцветными гривами, гирлянды пышных цветов с листьями, расположенными кустиками. И все это мерцает белыми штрихами разделок «оживки», словно первый снег.
И появляются на орнаменте белые круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали, придающие узору нарядность, красочность, а орнаменту изящество.
А чтобы орнамент получился ярким, жизнерадостным роспись приходится делать постепенно. Вот и распадается процесс городецкой росписи на несколько этапов.
Покрасит мастер фон, нанесет рисунок и берет в руки крупную кисть, чтобы подмалевок сделать – нанесение основных цветовых пятен.
Поменяет кисть и приступает к следующему этапу росписи. Мелкими кистями тень нарисует, одним словом тенёвку выполнит.
Белилами оживку сделает.
Завершают роспись графические элементы в виде рамочек и отводок, которые ограничивают композицию.
5-я ученица:
Совсем по-другому строится работа на этом этапе.
Во всех композициях лежит строгая художественная логика. Каждый раз по – своему чередуются и сочетаются крупные и мелкие скобки, точки, штрихи, цветы и листья. Городецкие мастера называют этот этап: «Украешки и рамки».
6-я ученица:
Необычно красочные, насыщенные по цвету, разнообразные по конфигурации, самобытные городецкие изделия разлетаются по всему миру.
На самых престижных международных аукционах один только расписной сундучок стоит столько же, сколько целый вагон леса.
Учитель:
Все живописцы из Городца знают, для того чтобы расписать изделие из дерева, его нужно отшлифовать, покрыть порозаполнителем, прогрунтовать, нарисовать рисунок, высушить, потом вскрыть лаком.
Порозаполнитель делают из столярного или рыбьего клея. Его теплым наносят кистью в два слоя, с промежуточной сушкой, а затем изделие шлифуют мелкой шкуркой.
Последующая грунтовка производится клеемеловым грунтом в три слоя. Изделие снова сушат.
Краски: темперные на казеиново-масляной эмульсии.
Для лакирования изделий с городецкой росписью применяют масляные лаки.
Вот с такими традициями в 18 веке в Городце зарождается оригинальный промысел расписных донец.
1-я ученица: И жив он до сих пор, и развивается, этот самобытный народный промысел. Большинство работ городецких живописцев приобретено музеями и является историей и достоянием нашего народа.
Творения русских умельцев дороже
Душе моей всяких иных,
И чем – то особым и звонким похожи
На тех,
Кто задумывал их…
Учитель: А освоить элементы и этапы Городецкой росписи вам сегодня помогут девочки – консультанты.
Работа в тройках с гостями:
- Здравствуйте! Давайте познакомимся.
- Меня зовут …. А как зовут вас? Очень приятно.
- На вашей работе выполнен только первый этап росписи. Запомнили, как называется этот этап? Два остальных вам предстоит выполнить. Не волнуйтесь, я помогу вам их освоить и правильно закончить роспись Городецких мотивов: бутон и листья.
II этап – это тенёвка. На этом этапе рисуют тень на цветах и листьях в виде скобок, кругов, точек – это элементы Городецкой росписи (идет обсуждение основных элементов росписи).
Еще есть капли, дуги, штрихи, спирали.
- Давайте попробуем на альбомном листке правильно рисовать основные элементы Городецкой росписи.
Помните кисть необходимо держать перпендикулярно к плоскости листа бумаги. Можно при выполнении росписи опираться на мизинец правой руки.
Самое главное! Посмотрите на скобку.
Она «пузатенькая» внутри.
Чтобы этого достичь нужно посередине скобки при росписи плавно придавить кисть к поверхности листа, а к концу скобки снова оторвать руку (гости пробуют рисовать скобки).
- III этап росписи заключается в разделке орнаментальных форм белилами, и поэтому он называется оживка. Она придает объем форме и красоту и делает Городецкие мотивы живыми. Для оживки используют все Городецкие элементы (все пробуют выполнять капли, штрихи, точки на бумаге).
- Теперь можно приступать к работе на разделочной доске. Используйте для помощи карточки – проспекты - это путеводитель в работе. Они напомнят о всех этапах росписи, подскажут возможные варианты росписи Городецких мотивов и научат правильному получению всех цветов и оттенков росписи.
- Удачи в работе! (Все работают. Девочки – консультанты оказывают помощь).
В качестве подведения итогов учащиеся заполняют дневник самовоспитания, внося в него качества, которые необходимо воспитывать в себе, и которые нужно изживать
Таблица 1. Что я должен (на) и не должен (на) в жизни делать
Должен (на)
не должен (на)
Любить историю родной страны;
Уважать людей, создающих красоту;
Стремиться к творчеству;
Быть самостоятельным, доброжелательным и др.
быть высокомерным;
быть грубым;
неуважительным и др.
Эстетическое воспитание учащихся, развитие творческих способностей на уроке изобразительного искусства в 5 классе.
Тема урока «ЦВЕТЫ НА ПОДНОСЕ».
Цель урока: научить учащихся навыкам в освоении этапов и приемов Жостовской росписи, помочь детям через обучение прикладному искусству, путём создания условий и предпосылок духовно – нравственной мотивации, придти к познанию культуры своего народа, развить творческий потенциал личности, способной адаптироваться в современных социально – экономических условиях
Задачи:
формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа;
раскрывать истоки народного творчества и их роль в жизни общества;
изучать историю развития жостовского промысла;
развивать заинтересованность в освоении этапов жостовской росписи;
развивать творческую художественную деятельность и индивидуальные способности учащихся, через приобщение детей к народным промыслам;
осваивать приемы работы жостовских мастеров;
учиться соблюдать единство формы и декора;
воспитывать художественный вкус, общечеловеческую культуру, патриотизм, любовь к Родине.
Оборудование:
ТСО: Компьютер, ДВД.
Наглядные пособия:
Презентация «Жостовские букеты».
Жостовские подносы.
Репродукции с работами Жостовских мастеров.
Карточки – проспекты: «Секреты жостовских художниц» (для каждого).
Детские работы на тему «Жостовские чудеса».
Публикация, подготовленная детьми к уроку на тему «У истоков мастерства».
План урока
Организационный момент. Психологический настрой класса к участию в работе.
Учитель:
Закрылся глаз нарцисса утром рано.
Раскрылась роза и бутон тюльпана.
Садовник в это утро встал чуть свет.
Сложил он из цветов невиданный букет.
- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
«Цветы на подносе» - тема нашего сегодняшнего урока.
- А почему писателей и художников привлекают цветы? Цветы - сама жизнь. Они символ надежды, любви и воспоминаний.
Актуализация знаний.
Учитель: Во мраке и стуже лежала когда-то Мать-земля – нигде не было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило – бог солнца: «Посмотрим сквозь тьму, хороша ль Земля наша». Он пронзил взором своим слои мрака, что лежали над спавшей Землей. И засветило красное солнце, и проснулась земля, и нежилась, и пила щедрые солнечные лучи. И молвил тогда Ярило: «Ох, ты Мать Земля! Полюби меня бога светлого. За любовь твою я украшу тебя серебряными озерами, реками полноводными. Травами разноцветными, цветами алыми, белыми, лазоревыми…» И с тех пор цветы сопровождают человека от рождения и до его смерти. Может поэтому, похожи они на людей.
- А чем?
Учитель: Волшебное царство флоры.
Ученик:
Цветам, которыми Флора украшала землю, были рады все. И только одна Ночь не радовалась – бродила она, окутав черной вуалью голову, одиноко и печально. И сжалилась Флора, и подарила Ночи алые маки.
И с тех пор зацветают они на расцвете, и кажется, будто в поле порхают легкие мотыльки, и вот-вот вся эта алая стая поднимется с места и улетит в голубую высь.
Буду черные грядки холить,
Ключевою водой поливать;
Полевые цветы на воле,
Их не надо трогать и рвать…
И, как волны приносят на сушу
То, что сами на смерть обрекли,
Принесу покаянную душу
И цветы из русской земли.
(А. Ахматова.)
Учитель: На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого цветка свое назначение. Свой характер.
Ученик: Ирисы – удивительные цветы с бархатными, нежными лепестками, красивые, стройные, словно радуга.
Похитил на Олимпе Прометей небесный огонь и подарил его людям. И вспыхнула на земле дивная радуга. Уже и закат отгорел, день угас, а радуга – та светилась над миром. А утром, когда вернулось солнце на небо, там, где горела радуга, расцвели Ирисы. Все личико Ириса – сама доверчивость и по-детски непосредственное удивление.
Посмотрите, какие длинные ресницы – лепестки. Словно глаза! А удивляет цветок небо! В него он смотрится. Им живет!
Небесные голубые черты! Символ солнца, жизни, добра.
Учитель: Цветы - это целый мир, мир со своим характером, настроением, вовлекающий нас в свое пространство.
Ученик:
Жил когда-то на земле прекрасный юноша. А был он сыном небесного бога. Ослепительно красив, сам он не любил никого. Богиня Немезида – богиня возмездия - наказала самовлюбленного юношу. Отправившись весной на охоту, подошел Нарцисс к горной реке, наклонился к зеркальной воде, увидел себя и не смог оторваться от своего отражения: так очарован был самим собой. Весна сменилась летом, осенью, зимой. А юноша все стоял, забыв о еде, питье и сне. Но постепенно покинули его силы, побледнел он и зачах.
И цветёт с тех пор у воды желтая звездочка на стройной ножке, склонившись на бок, будто смотрит на свое отражение в воде и грустит, печалится, что столь короткий у неё век.
Учитель: Чудо природы. Только в цветах живут волшебные существа Эльфы, и только там, в маленьком тюльпане, могла родиться прелестная крошка Дюймовочка.
Совершенство форм, игра света и тени, разнообразие красок. От ярких, зовущих до тающих. Они прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновенье, и многие вянут сразу, же после того, как их сорвали.
Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека – задача мастеров Жостова и наша с вами сегодня на уроке.
Недалеко от Москвы, среди широких раздолий русской равнины, в очень живописном месте раскинулось село Жостово. В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл здесь свою мастерскую. Там и появились изображения цветов на подносах. До сих пор льются они из-под кисти мастера и ложатся в неповторимые букеты. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы. Пышные розы, георгины, пионы, трогательные нарциссы, ирисы тюльпаны и васильки, многоликие анютины глазки, ромашки, маки, лилии, трепещущая яблоня и звенящий колокольчик нежно уложены мастерами-художниками в букет.
Собранные в плотные букеты или свободные «букеты в раскидку», поставленные в кувшин, вазу или корзину, разложенные венком или полувенком на подносе, написанные с углов.
Каких только подносов не изготавливали мастера!
Трактирные достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки. Форма у них была самой разнообразной. И красовались огромные букеты в окружении свежей листвы на круглом, прямоугольном, овальном, сложном и многогранном: гитарном, крылатом, фигурном подносах.
Эти цветы никогда не превращались в «портрет цветов», хотя мы и узнаем в розе с подноса – розу, в трепещущем васильке – василек.
- Что делает мастер с цветами и плодами? (ответы: стилизует, декорирует – значит украшает.)
Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с лихостью. Опытный мастер за один день расписывает до 10 подносов.
Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов.
- С какими мы уже знакомы? (ответы: замалевок, тенежка, прокладка).
III. Работа над темой урока.
Учитель:
Четвертый этап росписи: «БЛИКОВКА»,
Наложение бликов выявляет свет и объем – это следующий этап росписи.
Букет кажется освещённым множеством независимых источников света.
Бликовка создаёт настроение и колорит. Блики подчеркивают форму растений.
Мастера называют бликовку «эффектом павлиного пера» - ложится она красиво, как перья. (показ на доске учителем последовательности работы над бликовкой).
Заключительная часть работы над букетом – «ЧЕРТИЛКА».
При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень замечательные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. (работа учителя на доске).
Завершающий этап росписи: «ПРИВЯЗКА».
Готовый букет как бы вживляют в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Для этого существует у мастера особая «привязочная» кисть, самая тонкая №1.
Помните: привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «загрузить композицию», «замусорить травкой».
Привязка и чертилка – очень похожи и часто делаются вместе и составляют заключительную часть работы. (работа учителя на доске).
- Так какие три этапа помогают мастеру завершить работу над букетом?
Но это еще не все! После этого подносы попадают в руки к мастерам – «уборочникам». Несмотря на то, что главным в жостовском промысле является роспись, «уборку» подноса можно поставить в один ряд со всеми основными этапами росписи. Украшение бортика подноса составляют из геометрических и растительных узоров.
Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин.
- Так какие же шесть жостовских приемов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет? (замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертилка, привязка).
Все эти приемы меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдаются, некоторые совмещаются, другие пропускаются. Все зависит от фантазии мастера.
Только так рождаются неувядающие букеты на жостовских подносах, частица души мастера.
- Из каких цветов вы хотели бы собрать свой букет? (ответы детей).
Так берите в руки кисти и пусть на ваших листах появятся свои букеты, частица вашей души, но помните о приемах жостовской росписи.
Удачи в работе! (Все работают).
IV. Итог урока. Выставка и обсуждение работ.
Учитель:
- Так чему мы научились сегодня на уроке? (Дети отвечаю, что коме приемов жостовской росписи, любить, беречь, ценить, соприкасаться, радоваться, уважать, мечтать и т.д.).
Учитель:
«Научить человека мечтать. Это великое качество, ибо истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая несмотря ни на что, ведет человека к восхождению…»
Н.К. Рерих.
В качестве подведения итогов учащиеся заполняют дневник самовоспитания, внося в него качества, которые необходимо воспитывать в себе, и которые нужно изживать
Таблица 1. Что я должен (на) и не должен (на) в жизни делать
Должен (на)
не должен (на)
Любить историю родной страны;
Уважать людей, создающих красоту;
Стремиться к творчеству;
Быть самостоятельным, доброжелательным и др.
быть высокомерным;
быть грубым;
быть эгоистичным;
неуважительным и др.
Литература:
А.Е.Клиентов. Народные промыслы. – М., Белый город, 2004 .
Е.И. Осетров. Краса ненаглядная. - М., Малыш 1985.
О.С. Попова, Н.И. Каплан. Русские художественные промыслы. – М., Знание, 1984.
Энциклопедический словарь юного художника. – М., Педагогика,1983.
Школа изобразительного искусства. Выпуск X. – М., Искусство, 1968.
Б. И. Коромыслов. Букет цветов. – М., 1995.
И. А. Крапивина. Русский расписной поднос. – М., 1987.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории изо:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ