Древние памятники Суздаля
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Контрольная работа
по дисциплине «Археологические памятники»
Тема: "Древние памятники Суздаля"
Барнаул-2009 г.
Введение 3
1. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта 3
2. Центральный ансамбль Суздальского Кремля 6
3. Ансамбль Александровского монастыря 7
4. Ансамбль Васильевского монастыря 8
5. Ансамбль Покровского монастыря 9
6. Ансамбль Ризоположенского монастыря 11
7. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря 12
«Каждый храм – как шапка Мономаха.
Над рекой – крутой зеленый вал.
С удалью, талантом и размахом
Русский мастер Суздаль создавал.
Крепостные стены. Колокольни.
Воронье над башнями кружит.
Шишаки на башнях – точно копья,
Точно копия лихих дружин».
Эти строки принадлежат перу московского поэта Игоря Кобзева (стихотворение называется «Поездка в Суздаль»). К слову, именно такие впечатления производит прелестное путешествие по суздальским дубравам. Единожды посетив этот славный город, обыватель не в силах позабыть роскоши городских достопримечательностей.
Суздаль по праву зовется городом-музеем – на территории его расположено немыслимое обилие различных музеев, монастырей и заповедников. Стоит ли говорить о баснословной прелести культурно-исторических памятников Суздаля?
Музеи и культурно-исторические памятники Суздаля давно привлекают туристов со всех уголков Земли. Ныне здесь на площади 9 кв. км. сохраняется свыше 200 памятников культовой и гражданской архитектуры XII–XIX вв. Городские достопримечательности относятся к абсолютно разным эпохам, некоторые из них неоднократно перестраивались в связи с войнами или разрушениями. В целом же архитектура Суздаля осталась практически нетронутой – культурно-исторические памятники города и по сей день сохранили старинный стиль и текстуру.
Суздаль – один из красивейших российских городов, который по праву считают «жемчужиной» «Золотого кольца».
1. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
К сожалению, на территории Суздаля сохранилось очень мало памятников деревянной архитектуры. К слову, музей деревянного зодчества – практически единственный в своем роде объект, сохранивший неповторимое великолепие древнего зодчества. Музей этот изначально задумывался как региональная культурно-историческая достопримечательность. В нем воплощена уходящая в историю строительная культура наших предков. Музей деревянного зодчества – это своеобразное село с улочками, домами и интереснейшими постройками.
Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) – красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо.
Второй деревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. Потакино Камешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.
Интерьер старой мельницы
Ветряки 18 века стали настоящим украшением Музея деревянного зодчества, вносят особый романтизм в интерьер музея. Старая мельница, как и многие другие экспонаты Музея деревянного зодчества и крестьянского быта, была привезена и восстановлена из деревни Мошок Судогодского района. Интерьер старой мельницы создавался по литературным источникам, живописным полотнам, рассказам старожилов. Старая мельница и так внешне поражает своим фантастическим видом, а изнутри дух захватывает от кажущейся неправдоподобности происходящего.
Дом зажиточного крестьянина
Музей деревянного зодчества не только рассказывает о крестьянском быте и жизни, так же делается некое сравнение жизни зажиточного крестьянства и середняков. О чем наглядно свидетельствуют интерьеры крестьянских домов. Дом зажиточного крестьянина сразу виден, тут же бросается в глаза. Дом очень нарядный, двухэтажный, с середины 19 века, очень интересен обилием резных украшений.
Планировка дома вполне традиционная, на первом этаже расположены мастерские, ткацкая, столярная, а на втором – жилые комнаты. Второй этаж состоит из трех частей- избы, сеней и клети. В избе характерная обстановка – встроенные лавки, полати, печь. Но сама обстановка, домашняя утварь свидетельствует о более высоком статусе по сравнению с домом крестьянина-середняка. Здесь присутствуют некоторые элементы, которые свидетельствуют о проникновении городского быта в деревню.
Керосиновая лампа, швейная машина «Зингер», стулья, вместо привычного коника поставлена деревянная резная кровать – символ достатка и благополучия. На первом этаже – ткацкая мастерская. Здесь трудилась наемные работники.
Дом крестьянина-середняка
Дом крестьянина-середняка разительно отличается от хором зажиточного крестьянина. Здесь все так же хозяйственно, но без излишеств и нарядности. Типичная для крестьянского дома 19 века планировка – изба, сени, клеть. Изба – основное жилое помещение дома, мебель как правило была встроенная, и рубилась вместе с домом – лавки, полати, полки.
Большая русская печь служила главным источником тепла в холод, а так же для приготовления пищи, сушки зерна, была местом для сна. Перед печью расположен «бабий кут» – место, где хранилась домашняя утварь, где хозяйка готовила пищу. Мужская лавка – коник – служила хозяину местом, где он чинил обувь, конскую утварь, столярничал.
Вдоль стен стояли широкие лавки, сидя на которых женщины по вечерам занимались рукоделием: вышивали, пряли, вязали. В переднем красном угле стоит стол, над ним – иконы.
Сени, неотапливаемая часть дома, соединяют избу с клетью. В сенях хранили громоздкие хозяйственные вещи, орудия труда, здесь хранилось имущество, запасы, продукты, домашняя утварь. Двор – комплекс хозяйственных построек для сельхоз работ.
В стенах славного города Суздаля функционирует немало превосходных музеев. К слову, помимо музейных экспозиций здесь насчитывается огромное количество культурно-исторических памятников. К ним относят церкви, храмы, монастыри и соборы. Недаром говорят, что колыбель Золотого кольца Суздаль некогда считался главной христианской столицей Руси!
2. Центральный ансамбль Суздальского Кремля
В скульптурную композицию Суздальского Кремля также входит Богородице-Рождественский собор (1222–1225 гг., XVI века), Архиерейские палаты (XV–XVIII вв.), Колокольня (1635 г.), Ограда с воротами (XVIII в.), Никольская церковь (деревянная) из села Глотова Юрьев-Польского района Владимирской области (XVII век). Кремль в Суздале – это первоначальное ядро. Вокруг Кремлевских стен разрастался и формировался средневековый Суздаль. Суздальский Кремль расположен в излучине реки Каменки и окружен хорошо сохранившимися земляными валами XI–XII веков. На территории его, в мысовой части, археологами обнаружено древнейшее поселение, относящееся еще к IX веку. Рождественский собор – уникальный памятник своей эпохи. Собор входит в число блестящих белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси. Сейчас в архитектурном ансамбле Суздальского Кремля расположены экспозиции Владимиро-суздальского музея-заповедника. Как и много веков назад, с восьмигранной шатровой колокольни Кремля раздается мелодичный перезвон часов-курантов.
3. Ансамбль Александровского монастыря
Стоящий на высоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию, был основан в 1240 г. Александром Невским. По данным XVII в., им же была построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIV в. Монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли. Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини – Мария (1362) и Агриппина (1393).
В 1650 г. по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старого монастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695 г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь – Вознесенская. Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I.
Вознесенская церковь построена с применением характерных для Суздаля приемов своего времени: высокий четверик с двумя ярусами окон и пятиглавием. Окна украшены резными наличниками, которые в первом ярусе сходны с наличниками Петропавловской церкви, а во втором дополнены фигурными колонками, которые чуть позднее станут очень популярны в декоре суздальских церквей. Фигурные колонки того же стиля украшают и барабаны храма. Барабаны – высокие и придают храму ощущение устремленности ввысь. С северной стороны к храму пристроен «теплый» придел и паперть, с востока – одна большая апсида. Перспективный портал и карнизы дополняют декор высоких стен.
Колокольня, стоящая отдельно от храма, интересна тем, что она – единственная в Суздале шатровая колокольня, стены которой почти лишены украшений. Мощный высокий восьмигранный столп звонницы поставлен на очень низенький четверик, сбоку которого пристроена деревянная лестница. Только карниз под самым шатром украшает чистые гладкие стены восьмерика. Шатер с узкими высокими окнами-слухами тоже украшен очень скромно – арочными проемами и наличниками над слухами.
В настоящее время архитектура Александровского монастыря находится в пользовании АО «Суздальреставрация». Здесь проходят региональные совещания архитекторов-реставраторов «Золотое кольцо».
4. Ансамбль Васильевского монастыря
Васильевский мужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. Легенда связывает его основание с Владимиром Красное Солнышко и крещением суздальцев как раз на том месте, где сначала построили дубовую церковь, а теперь стоит монастырь. По более проверенным данным, монастырь все же был заложен в XIII веке. Как отдельный монастырь, он просуществовал до времен Екатерины II, а позднее был лишен своих земельных владений и приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю.
Васильевский собор (1662–1669 гг.) построен на месте шатровой деревянной церкви. Двустолпная конструкция его, редкая для Суздаля, сходна с Лазаревской церковью, но внешнее убранство собора совершенно иное. Собор был трехглавым (сейчас осталась одна глава), видимо, по образцу древнего трехглавого городского собора. Декор его суров и аскетичен: небольшие порталы входов и узкие амбразуры окон придают ему сходство с старинной крепостью. Немного наряднее трехъярусная колокольня, пристроенная в XIX веке: она украшена резными карнизами и тесно поставленными пилястрами.
Сретенская церковь (конец XVII в.) – трапезная. Она построена в два яруса, причем апсиды оставлены только на втором этаже, они как бы приподняты кубом первого яруса. Такая композиция характерна для некоторых надвратных церквей этого времени. Вертикальная ориентация храма подчеркнута и его одноглавием. Восьмискатная крыша построена с использованием тех же приемов, что и церковь Архиерейских палат в кремле.
В монастыре сохранилась ограда (некоторые части ее относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами, остались некоторые служебные помещения, где сейчас живут монахи.
Монастырь действует, хотя не вся территория в его стенах принадлежит общине: у самой стены со стороны Васильевской ул. сохранился двухэтажный дом коммунального хозяйства.
5. Ансамбль Покровского монастыря
Покровский монастырь был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Собор вошел в историю благодаря аристократическому началу – с XVI века сюда ссылали именитых женщин (дочь Бориса Годунова, первая жена Петра I – Евдокия Лопухина и др.), Покровский собор был первым каменным зданием XVI века. В ходе строительства храма суздальские зодчие применяли традиционные элементы владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода, включая исключительное в XVI веке «трехглавие». В 1992 году часть памятников монастыря была передана религиозной общине Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви. В современные дни внутри Покровского монастыря сформирован музейно-гостиничный комплекс.
Покровский собор (1510–1514) – главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками. Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестницы.
С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515 г. – XVII в.) – интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн – слуховых отверстий.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510–1518) – своего рода крепостная башня с двумя арками – большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавый четверик – уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
Еще один интересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551 г.). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком – в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры. Основа церкви – большой одностолпный трапезный зал во втором этаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольной апсидой. В нижнем этаже помещались хлебопекарня и прочие кухонные помещения.
6. Ансамбль Ризоположенского монастыря
Монастырь основан в 1207 году. Этот храм сыграл огромную роль в сохранении топографии города – в его ворота входила древнейшая дорога Суздаля, идущая из Кремля через посад по левому берегу реки Каменки. Уникальны также и двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря. В 60-е годы XVIII века к девичьему Ризоположенскому монастырю был присоединен вдовий Троицкий монастырь с двухэтажным Троицким собором. В настоящее время Ризоположенский монастырь занят художественно-реставрационным училищем и Центром детского туризма и краеведения.
Ризположенский собор (середина XVI в.) предположительно строился Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр, причастному к заточению в Покровский монастырь жены последнего, Соломонии Сабуровой. Трехглавый собор с тремя апсидами необычен для суздальской архитектуры этого времени. Бесстолпный четверик был перекрыт крещатым сводом, из-за чего на лишенную внутренних опор кровлю пришлось ставить облегченные главы с более тонкими и высокими, чем это было принято в архитектуре того времени. Ложные закомары и лопатки на боковых фасадах здания не полностью соответствуют его внутренней организации и расставлены несколько путано. Стены собора разделены пилястрами на три части; в центральной части – перспективные порталы. Южный портал украшен полуколонками с «дыньками», а северный – белокаменными вставками.
В 1813 г. в честь победы над Наполеоном в монастыре на средства городских жителей воздвигается самое высокое строение Суздаля – 72-метровая Преподобенская колокольня в стиле классицизм. Ее строительство велось под руководством суздальского каменщика Кузьмина и было окончено в 1819 г. Классическая для своего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенно уменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания – мощный классический портал. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены, видимо, в переплавку, в 1931 г. Сейчас на колокольне – новые колокола.
Трапезная Сретенская церковь была построена из красного кирпича в 1882 г., по-видимому, судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле. После революции в ней разместился После революции в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, а позднее – кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи на выходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требует реставрации и никак не используется.
7. Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря
Монастырь был основан в 1352 году. В XVI веке он превратился в один из самых крупных соборов Суздаля. Спасо-Евфимиев архитектурный ансамбль представляет классический образец монастырского ансамбля XVI–XVII веков. Спасо-Евфимиев монастырь был полностью передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Позже здесь начались комплексные ремонто-реставрационные работы. Этот собор считается самым крупным музейным комплексом Суздаля.
Центральное сооружение монастыря – массивный Спасо-Преображенский собор (XVI–XIX вв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507–1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.
Рядом с собором, с восточной его стороны, находился мавзолей над могилами князей Пожарских, где в 1642 г. был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. Усыпальница была построена в 1885 г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933 г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974 г. на этом месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского.
Успенская церковь (1525) – уникальный образец русского зодчества XV–XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату – хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля – полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.
Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) – массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.
Список использованной литературы
Вагнер Б.Б. Золотое кольцо России/Б.Б. Вагнер. – М.: Вече, 1997.
Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль/ Н.Н. Воронин. – М.: Искусство, 1983.
www.suzdal.org.ru
www.z-kolco.ru
www.suzdaltravel.ru
www.suzdalbest.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории краеведение, этнография:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ