Оперативно-розыскная деятельность

Министерство образования РФ
Байкальский Государственный Университет Экономики и Права








Лекции по предмету

Основы оперативно-розыскной деятельности


Преподаватель: Анатолий Миронович Ефремов

























Иркутск, 2002-2003 уч. год


Содержание


Понятие, принципы, задачи и правовая основа ОРД 3

Условия, основания проведения ОРМ 6

ОРМ 7

Органы, осуществляющие ОРД 12

Понятие и принципы ОРП 16

Сущность и принципы ОРП 16

Стадии ОРП 18

Сыскное доказывание и сыскные доказательства 18

Разработка в ОРП 20

Обеспечение уголовно-процессуальных доказательств в ОРП 23

Порядок предоставления фактических данных, полученных в результате ОРД,
органу дознания, следствию или в суд 24

Список условных сокращений 25





Понятие, принципы, задачи и правовая основа ОРД


1. Понятие ОРД (ст. 1 ФЗ "Об ОРД") – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ "Об ОРД" в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства.


Основные черты ОРД

– разведывательно-поисковый характер;

– перечень субъектов исчерпывающий;

– ОРД ограничивается пределом компетенции органов, ее осуществляющих;

– два способа осуществления: гласно и негласно;

цель: обеспечить права, свободы, неприкосновенность собственности, жилища и т.д.;

– ОРД взаимосвязана с уголовно-процессуальными (следственными) действиями (эти действия осуществляются в различных правовых режимах:

а) разная правовая база;

б) разные пределы производства ОРМ (до, в ходе, после предварительного расследования) и следственных действий (возбуждение у/д);

– разные результаты действий (итог следственных действий – доказательства. ОРМ – сведения об источниках фактов, которые могут быть использованы в качестве доказательств после их закрепления процессуальным путем).

– ОРД связана с частно-детективной и охранной деятельностью (ФЗ от 11.05.92 г. "О частной детективной и охранной деятельности в РФ") – это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юр. лицам детективами, имеющими специальное разрешение в целях защиты прав и интересов своих клиентов. Они не являются сотрудниками правоохранительных органов и не вправе проводить ОРМ.

2. Задачи ОРД (ст. 2 ФЗ "Об ОРД").

А) выявление, предупреждение (задержание с поличным, возбуждение у/д), пресечение и раскрытие преступлений + выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших (взаимосвязь с уголовно-процессуальной деятельностью).

ОРД осуществляется организационными мерами:

– обеспечение оперативно-тактической готовности к реагированию на сигнал;

– организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, Которые участвуют;

– осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативном учете.


Б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания + розыска без вести пропавших:

– это система организации процессуальных оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение лиц, установление негативных факторов, способствующих их длительному пребыванию на нелегальной территории и укрывательству;


В) добывание информации о событиях или действиях, которые создают угрозу государству, военной, экономической или экологической безопасности РФ.


3. Принципы ОРД (ст. 3 ФЗ "Об ОРД")

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах:

А) законности (Общеправовой принцип);

Б) уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (общеправовой п-п);

В) конспирации (специальный отраслевой п-п);

Г) сочетания гласных и негласных методов и средств (спец. отраслевой п-п).


Принципы ОРД – это основополагающие начала, руководящие идеи. Принципы А, Б закреплены в связи с возможным ограничением этих прав, если возникает необходимость.

Принцип А – безусловное и точное соблюдение норм К РФ, законов и иных н.п.а., регламентирующих ОРД (ст. 5 – запрещение использования мер, не перечисленных в законе.

Принцип Б – это признание законодателем приоритетными по сравнению с другими объектами защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Допускается возможность ограничения прав на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и др. на основании решения суда.


Принцип В – отражает специфический оперативно-разведывательный характер деятельности. Он означает необходимость использования в процессе ОРД правил и приемов, которые позволяют сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов, направленные на их разоблачение.

Необходимость сохранения тайны обусловлена рядом причин:

а) потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступностью (преступления в условиях неочевидности);

б) конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации подозреваемых лиц;

в) сохранение в тайне является в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступления + гарантии соблюдения их конституционных прав и свобод.


Принцип Г означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности. Ст. 11 ФЗ "Об ОРД" – результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и основания к возбуждению у/д + в процессе доказывания.

+ принципы:

– равенства граждан перед законом;

– подконтрольности;

– ведомственный, парламентарный и судебный контроль ОРД, прокурорский надзор;

– принцип наступательности (ОРД должна носить превентивный характер).


3. Правовая основа ОРД – совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере ОРД.


1) Принципы в К РФ:

– признание государством высшей ценностью прав и свобод;

– равенство граждан перед законом;

– соблюдение норм международного права в области прав человека;

– обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

– обеспечение права на неприкосновенность жилища;

– гарантии судебной защиты прав и свобод граждан;

– установление законодательного порядка ограничения основных прав для достижения целей.

Ст.ст. 23, 25 К РФ – обязательность получения судебного решения.

2) УПК , ФЗ "Об ОРД";

3) др. ФЗ – делятся на 3 группы:

а) ФЗ, которые устанавливают базисное положение ОРД (УК определяет признаки состава преступления, крайнюю необходимость, обоснованный риск; уголовно-процессуальное законодательство определяет порядок взаимодействия ОРД и следствия);

б) ФЗ, регламентирующие деятельность отдельных субъектов (З РСФСР от 18.04.91 г. "О милиции" – возможность осуществления ОРМ на милицию"; ФЗ "Об исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы" 1993 г.; ФЗ "О содержании под стражей обвиняемого, подозреваемого" 1995 г.; УИК, ФЗ "Об органах ФСБ РФ" 1995 г.; ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции" 1993 г.; Таможенный кодекс; ФЗ "О внешней разведке" 1996 г.; ФЗ "О гос. границе" 1993 г.; ФЗ "О государственной охране" 1996 г.);

в) ФЗ. Регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач ОРД
(ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" 1998 г. – разрешение использования средств и веществ при производстве отдельных ОРМ (контролируемая поставка, проверочная закупка); ФЗ "О государственной тайне" – перечень сведения в области охраны, которые относятся к тайне, порядок допуска к оперативным сведениям, составляющим гос. тайну; ФЗ "О прокуратуре" – надзор за органами дознания и ОРД; ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" 1995 г.; ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности").

4) Постановления Правительства РФ ("Об утвержении правил об отнесении сведений, составляющих гос. тайну к различным степеням секретности");

5) ППВС РФ:

– "О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст. 23, 25 К РФ";

– "О некоторых вопросам применения судами К РФ при осуществлении правосудия" 1995 г.

6) Определения КС РФ ("По делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ "Об ОРД" по жалобе гражданки Черновой" 1998 г;

7) Ведомственные н.а. (приказы и инструкции, регламентирующие ОРД).



Условия, основания проведения ОРМ


1. Основания проведения ОРМ

В соответствии с ФЗ основания:

1. Наличие возбужденных у/д (по поручению следователя тогда, когда совершившее преступление лицо установлено или если лицо не известно – на установление лица без поручения следователя).

2. Получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о признаках готовящегося, совершаемого или совершенного противоправного деяния + о лицах, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении у/д:

а) заявления и сообщения о преступлениях, которые являются поводами к возбуждению у/д (письменные сообщения организаций, должностных лиц, явка с повинной. Заявитель должен предъявить документы, удостоверяющие личность);

б) другая информация о преступлениях и происшествиях (публикации в СМИ; сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступлений; срабатывание охранной сигнализации; оповещение об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми; рапорты сотрудников ОВД о непосредственно обнаруженных происшествиях.

Проведение проверочных действий:

– проверка скрывшегося лица по учетам;

– опрос свидетелей об установлении.

3. Обнаружение неопознанных трупов.

4. Указания прокурора, постановление суда о проведении ОРМ (результаты оформляются справкой, рапортом с оперативными сведениями, которые могут входить в предмет доказывания; могут прилагаться предметы и документы, полученные в ходе проведения ОРМ).

5. Запросы иных органов, осуществляющих ОРД, в которых должны быть указаны, какие конкретные мероприятия должны провести.

6. Постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц (судьи) – смена места жительства; другие документы.

Поводы осуществления мер безопасности

– заявление должностного лица;

– обращение руководителя правоохранительного органа;

– получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица.

Основания: наличие достаточных данных, которые свидетельствуют о реальности угрозы защищаемого лица.

Разрешение оформляется мотивированные постановлением с указанием мер защиты.

7. Запросы международных правоохранительных организаций и органов иностранных государства (Национальный центр бюро Интерпола МВД РФ).


ОРМ


Опрос – выявление лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда, пропавших без вести.

Опрос – это специальная беседа, которая проводится с гражданами, которым могут быть известны сведения об интересующих данных.

Опрос допускается при добровольном согласии граждан, они не могут быть подвержены приводу.

Опрос может носить конфиденциальный характер, такое лицо не может быть допрошено в качестве свидетеля без его согласия. Результаты могут быть оформлены объяснением, заявлением, справкой или рапортом сотрудника, которые к материалам у/д не приобщаются.

Могут быть использованы техсредства фиксации, оформляются рапортом, может быть применен полиграф (утв. Приказом МВД от 28.12.1994 г.), заключение оператора полиграфа может быть передано следователю для учета в процессе доказывания.

Гипноз оформляется актом судебно-психологического исследования.

Указ Президента РФ от 06.03.1997 г. № 188 "Об утверждении сведений, составляющих конфиденциальную информацию".


Наведение справок это способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов (в том числе архивных), а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы. Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемых, их родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить признаки противоправной деятельности. Кроме информации конфиденциального характера: данные о коммерческой тайне (ст. 139 ГК), банковская тайна и тайна денежных вкладов (ст. 26 Закона "О банках…"), нотариальная, врачебная, журналистская тайны и др.

Закон "О милиции" – получение от должностных лиц справок, копий документов.

Результаты изучения документов оформляются справкой или рапортом.


Сбор образцов для сравнительного исследования – получение всевозможных объектов для распознания и идентификации с имеющимися аналогами + для установления признаков преступной деятельности.

ФЗ "Об ОРД" – нет перечня. Это могут быть:

– следы рук, ног, запах, почерк, микрочастицы, сырье, готовая продукция, предметы, изъятые из гражданского оборота.

Гласный сбор образцов – при добровольном согласии.

Негласный сбор – могут привлекаться и специалисты. Запрещается совершать действия, угрожающие жизни, здоровью, унижающие честь и достоинство и т.д.


Проверочная закупка – совершение мнимой сделки, как правило, с лицом, подозреваемым в противозаконной деятельности (обман потребителей, наркотические средства, психотропные вещества). На основании постановления органа, осуществляющего ОРД. Может быть произведена оперуполномоченным (о/у) или по его поручению.

Проводится как в гласно, так и в зашифрованной форме. Оформляется справкой + объяснениями лиц, которые были привлечены к закупке. Могут применяться технические средства.


Исследование предметов и документов это непроцессуальное криминалистическое исследование объектов, полученных в результате ОРМ, проводимое, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.

Результаты: справка (в учреждениях МВД); другие документы, предусмотренные н.п.а. ведомств (другие учреждения).


Наблюдение – негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, за использованными ими транспортными средствами с целью а) выявления соучастников; б) мест хранения орудий совершения преступлений; в) похищенного имущества (наблюдение м/б физическое или электронное).

Физическое наблюдение – визуально.

Электронное наблюдение – применение специальных техсредств в помещениях, ТС (сотрудники спецорганов).

Результаты оформляются рапортом или актом наблюдения.


Отождествление личности – способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающееся в непроцессуальном опознании личности по признакам внешности, голосу, запаху. Различается:

Непосредственное отождествление – если лицо уже встречалось;

Опосредованное – по словесному портрету, который дало лицо, ранее встречавшееся с опознаваемым.

Использование фото-, видоучетов.

Запрещено:

  1. оказывать воздействие на отождествляющих;

  2. действия, исключающие в дальнейшем процессуальное опознание;

  3. привлекать граждан, если их физические и психические качества дают основания ставить под сомнение результаты.

Объектом могут быть живые лица, трупы, изъятые у преступников предметы и вещи.


Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и ТС (оперативный осмотр) – непроцессуальный осмотр этих служебных помещений, ТС и иных объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий, разыскивания преступников + в целях получения иной информации, необходимой для решения задач ОРД.

Основные виды объектов: помещения, здания (сооружения), участки местности, документы, личные вещи, животные, тело человека.

Обследование может быть гласным и негласным.

Допускается перемещение, копирование и создание других условий, направленных на следообразование.

Результаты оформляются актом, который может быть приобщен к у/д. Сведения о применении техсредств оформляются справками, которые м/б средствами доказывания.


Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – способ получения информации о преступной деятельности лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ФЗ: иные сообщения – по сетям электрической и почтовой связи – ФЗ от 16.02.96 г. "О связи" – это всякая передачи сигналов, письменного текста, изображений, звуков и т.д. Почтовая связь – обработка, доставка сообщений и денежных средств. Сети – система, обеспечивающая один или несколько видов передачи информации.

Ст. 23 К РФ – тайна переписки, телеграфных и иных сообщений  их ограничение только на основании судебного решения при наличии признаков готовящегося, совершающегося и совершенного преступления.

Эти мероприятия относятся к категории оперативно-технических. Проводятся ФСБ на основании постановления начальника ОВД субъекта РФ.

Объекты контроля: письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы (к конкретному лицу или исходящие от конкретного лица).

Максимальный срок – 6 месяцев, продление – на основании нового судебного решения.

С почтовых отправлений могут сниматься копии, изъятие образцов, фотографирование.

Ст. 48 ФЗ "О НС и ПВ" – должностные лица ОВД, таможни, пограничной службы, осуществляющие контроль за перевозкой имеют право досмотра почтовых, багажных отправлений, это ОРМ  судебного решения не требуется.

Досмотр передач осужденным  ОРМ (также не требуется судебное решение).


Прослушивание телефонных переговоров – негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления по абонентским линиям телефонной связи.

Проводится ФСБ, иногда ОВД на основании судебного решения. Максимальный срок – 6 месяцев.

Когда возникает угроза жизни, здоровью, собственности по письменному согласию заявителя может быть прослушивание на основании постановления начальника органа, осуществляющего ОРД с обязательным уведомлением судьи в течение 24 часов без судебного решения.

Для прослушивания радиостанций судебного решения не требуется.

Право прерывания телефонных переговоров, если они носят преступный характер – ст. 15 ФЗ.

Сопровождается фиксацией на магнитных лентах. Фонограмма направляется следователю с сопроводительным письмом или с постановлением начальника органа, осуществляющего ОРД.


Снятие информации с технических каналов связи – перехват с помощью специальных техсредств открытой незашифрованной информации, передаваемой по техническим каналам связи.

На основании судебного решения проводят ОВД или ФСБ.

Результаты оформляются справкой или рапортом (сотрудник ОВД, ФСБ, если принимают участие другие лица – акт).

Информация с дискет – в виде приложения к рапорту (справке) или акту. Они предоставляются следователю для использования в качестве доказательств, если в них не содержится гос. тайны.


Оперативное внедрение – способ получения информации путем легендированного ввода сотрудников ОВД и лиц, оказывающих оперативное содействие, в криминальную среду в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

Субъекты:

– штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, принадлежность которых зашифрована;

– штатные оперативные работники, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе;

– лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД.

Ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об ОРД" – оперативные работники могут использовать документы, которые зашифровывают личность, ведомственную принадлежность, используемые ТС.

Запрещается негласная работа в органах госвласти РФ, субъектов РФ и органов МСУ + в деятельности зарегистрированных политических партий, общественных организаций и религиозных объединений с целью оказания влияния на характер их деятельности.

Внедренные лица могут имитировать характер преступной деятельности: вынужденное причинение вреда охраняемым законом интересам + безлицензионное использование НС и ПВ.

Сведения о штатных негласных сотрудниках составляют гос. тайну, оглашаются на основе письменного согласия этих лиц.

Внедрение оформляется рапортом. Внедренные лица в случае необходимости могут выступать в качестве свидетелей.


Контролируемая поставка – способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой и перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств.

Правовая основа- Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом НС и ПВ (1988 г.).

Использование этого ОРМ было закреплено в ст. 227 Таможенного кодекса 1993 г. (впервые) – возможность поставки НС и ПВ в целях пресечения их международного оборота на основании Международного договора.

Ст. 228 ТК РФ – использование этого метода и в отношении других предметов, например, орудий преступления, контрабанды товаров.

Ст. 49 ФЗ "О НС и ПВ" – допускается в пределах РФ ввоз, вывоз, транзит при контроле.

Проводится на основании постановления органа, осуществляющего ОРД. Все участники должны быть ознакомлены.

Предметы, ограниченные в обороте:

– имущество, добытое преступным путем;

– поддельные кредитные карты и расчетные документы;

– вооружение и военная техника, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль;

– драгоценные металлы, камни, жемчуг;

– радиоактивные материалы;

– оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества;

– НС и ПВ;

– сильнодействующие или ядовитые вещества;

– порнографическая продукция;

– поддельные документы, штампы, печати, бланки;

– официальные документы и гос. награды;

– оружие массового поражения.


Виды контролируемой поставки:

– внутренние (на территории РФ);

– транзитные (через территорию РФ) – в соответствии с МД-рами по инициативе правоохранительных органов иностранных государств на основании официальных запросов международного правоохранительного органа;

– внешние – в соответствии с МД-рами только с разрешения ГТК, МВД, ФСБ (должны быть согласованы с правоохранительными органами иностранных государств).

Проводится по плану, утверждаемому органами органом, инициировавшим контрольную поставку. Должно быть указано основание, цели, задачи мероприятия по документированию действий, какие силы будут задействованы, меры безопасности, предполагаемые расходы.

Результаты оформляются различными документами (рапортом, справкой, объяснениями граждан, актом контролируемой поставки, приходно-расходными документами).


Оперативный эксперимент – способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправной деятельности лиц, их противоправных намерений, обоснованно подозреваемых в подготовке совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

Проводится на основании постановления руководителя органа в целях пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений.

Условия эксперимента:

  1. не должны подталкивать к совершению противоправных действий;

  2. не должны создавать опасность для жизни и здоровья участников;

  3. могут проводиться для установления лиц путем применения ловушек.

Допускается вынужденное причинение вреда охраняемым законом интересам, например, нелицензионное использование НС.

Регламентируется ведомственными актами.

Результаты оформляются рапортом или актом оперативного эксперимента (если участвовали другие лица или если были выявлены лица, виновные в совершении преступления).

К ним могут прилагаться документы, химические вещества, тех. Средства и т.д., которые могут быть использованы в процессе доказывания (диктофоны, видео-, фотокамера и т.д.).

Требования к тех. средствам: должны иметь сертификацию, подтверждающие их безопасность.


Органы, осуществляющие ОРД


Ст. 13 ФЗ "Об ОРД" – оперативные подразделения:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов налоговой полиции.

4. Федеральных органов государственной охраны.

5. Органов пограничной службы Российской Федерации.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Министерства юстиции Российской Федерации.

Ст. 67 К РФ – территория РФ.

Не могут совершать правоохранительные органы и спецслужбы ИГ  МД-ры и Устав Интерпола.

1. (ОВД) В рамках своей компетенции:

подразделения уголовного розыска; ОБЭП; НОН; по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте; обеспечения собственной безопасности; оперативные подразделения национального бюро Интерпола, оперативного поиска; оперативно-технические; по борьбе с преступлениями в сфере новых технологий; оперативные подразделения милиции общественной безопасности.

2. (ФСБ) – система – территориальные; подразделения в войсках. (ФЗ "Об органах ФСБ РФ").

А – контрразведывательная и разведывательная деятельность:

– выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности спецслужб ИГ, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.

Б – борьба с преступностью.

Взаимодействие с органами внешней разведки. Шпионаж, коррупция, НОН, контрабанда, терроризм.

3. ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.93 г.; задачи:

– выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений и преступлений;

– обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита сотрудников от противоправных посягательств при исполнении обязанностей;

– предупреждение, пресечение, выявление коррупции в налоговых органах.

Система органов налоговой полиции

  1. Федеральная служба Налоговой полиции на правах гос. комитета;

  2. Органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам РФ;

  3. Межрайонные отделы ФСНП (местные органы).


4. ФЗ от 21.07.93 г. "О государственной тайне" от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ.

Задачи: обеспечение безопасности вышестоящих должностных лиц государства.

Государственная охрана – функция федеральных органов гос. власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе охранных, оперативно-технических мероприятий.

Объекты гос. охраны:

– Президент РФ, члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие их лица;

– Премьер-министр;

– Спикер ГД ФС;

– Председатель КС РФ;

– Председатель ВС РФ;

– Председатель ВАС РФ;

– Генпрокурор;

– Главы ИГ и правительств во время пребывания в РФ;

– иные лица, занимающие гос. должности (по решению Президента).

Президенту охрана предоставляется пожизненно, остальным – в течение срока полномочий.


5. ФЗ "О государственной границе РФ" от 01.04.1993 г.

ФПС включает в себя:

– органы пограничного контроля;

– органы внешней разведки;

– органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, ОРД.

В интересах охраны государственной границы.

Задачи:

обеспечение добывания и обработки информации об угрозах безопасности Российской Федерации в сфере защиты государственной границы, представление ее Президенту и Правительству Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ;

обеспечение собственной безопасности системы ФПС;

участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на государственной границе в пределах приграничной территории.


6. Таможенный кодекс

ст. 224 ТК РФ – выявление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступления, производство дознания по которым возложено на таможенные органы + ОРМ, обеспечивающие собственную безопасность.

Структура:

– ГТК РФ;

– региональные таможенные управления РФ;

– таможни РФ;

– таможенные посты РФ.

В структуре ГТК выделяются спецподразделения по осуществлению ОРД.


7. ФЗ "О внешней разведке г. от 10.01.96 г.

внешняя разведка – безопасность личности, общества, государства от внешней угрозы.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

Службой внешней разведки РФ в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

органом внешней разведки Министерства обороны РФ в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;

органом внешней разведки Федеральной пограничной службы РФ в сфере охраны государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.


8. УИК РФ

Задачи в исправительных учреждениях:

– личная безопасность осужденных, персонала учреждений;

– выявление, раскрытие, предупреждение преступлений в МЛС;

– розыск осужденных, совершивших набег и уклоняющихся от отбывания наказания;

– содействие в раскрытии преступлений, совершенных осужденными до их прибытия в исправительные учреждения.

Система

– оперативные отделы;

– оперативно-технические подразделения;

– собственной безопасности;

– по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.


9. ФАПСИ обеспечивают специальными видами связи и информации, организуют действия по обеспечению шифрованной вязи.

– организация и обеспечение эксплуатации правительственной связи и систем информации;

– обеспечение сохранности гос. секретов;

– использование криптографической и инженерно-технической связи учреждений за рубежом;

– внешняя разведка с использованием радиоэлектронных средств и методов;

– обеспечение информацией высших органов гос. власти.


10. Органы внешней разведки:

1) обеспечение обороны и безопасности;

2) обеспечение информации, связи;

3) организация в вооруженных силах комплексного решения задач радиоэлектронной борьбы;

4) контроль за осуществлением деятельности органов иностранной разведки;

5) выработка мер по защите информации в вооруженных силах.


2 формы органов

1. Органы, выполняющие ОРД в полном объеме;

2. Органы, выполняющие отдельные ОРМ.

Обязанности:

– принимать все меры по защите прав и свобод личности, собственности, безопасности государства;

– исполнять отдельные поручения следователя, указания прокурора, решения суда;

– выполнять запросы международных организаций, правоохранительных органов и спец. служб ИГ;

– информировать другие органы о фактах противоправного действия и оказывать им помощь;

– соблюдать правила конспирации;

– содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, участников уголовного судопроизводства + членов их семей.


Права:

– проводить гласно и негласно ОРМ;

– производить изъятие предметов, материалов;

– прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения угрозы жизни лица + безопасности РФ;

– устанавливать отношения сотрудничества с лицами, согласными содействовать на конфиденциальной основе;

– использовать служебные помещения, имущество предприятий, организаций, воинских частей, ТС и иное имущество частных лиц;

– использовать документы, зашифровывающие личность данных лиц, ведомственную принадлежность;

– создавать предприятия, организации, учреждения, необходимые для решения задач ОРД.


Понятие и принципы ОРП

Сущность и принципы ОРП


ОРП – основанная на ФЗ и облегченная в форму правоотношений деятельность уполномоченных на то субъектов, совершающих ОРД, использование спец. средств и принятие в данной связи соответствующего решения, которая осуществляется с целью защиты человека и общества от преступных посягательств, а также способ решения задач уголовного с/производства.

Основные компоненты ОРП:

  1. ОР отношения, которые выступают правовой формой деятельности уполномоченных субъектов, решение задач, определенных законодателем, в целях защиты человека и общества от преступных посягательств.

  2. Принципы:

А) общие:

– законность, гуманизм, равенство человека и гражданина перед законом;

Б) специальные:

– публичность;

– подчинение д.л. только ФЗ;

– презумпция невиновности;

– всесторонность и полнота по делу оперативного учета;

– прокурорский надзор за деятельностью процесса;

– судебный контроль за соблюдением прав;

– свобода обжалования решений и действий д.л., осуществляющих ОРП;

– обеспечение подозреваемому права ознакомиться с материалами дела;

– оценка доказательств по внутреннему убеждению;


  1. Функции ОРП (2 уровня)

а) как отраслевые, характерные для ОР права – это предусмотренные ФЗ отдельные направления ОРД, которые различаются в зависимости от ее правовых целей;

б) как функции правовых институтов.

Виды ОР функций:

  1. основные;

а) предупреждение преступлений, по которым предварительное следствие обязательно;

б) обнаружение преступлений, по которым предварительное следствие необязательно;

в) розыск лица, совершившего преступления, по которым предварительное следствие обязательно, розыск предметов, сохранивших на себе следы преступлений, розыск похищенного имущества;

г) содействие уголовному с/производству;

д) содействие исполнению уголовного наказания.


  1. дополнительные:

а) обеспечение прав, интересов, безопасности участников уголовного с/производства;

б) оперативно-следственное руководство по делу оперативного учета;

в) обеспечение безопасности участников уголовного с/производства в соответствии с ФЗ;

г) розыск лиц, пропавших без вести;

д) содействие международным правоохранительным органам и правоохранительным органам ИГ в соответствии с национальным законодательством и МД-рам РФ.


Стадии ОРП

Понятие стадий ОРП и их общая характеристика

Это объективный порядок, совокупность обязательных ОР процедур, реализуемых соответствующими субъектами в ходе работы по предотвращению совершения преступления и познания деяния как преступного + розыск лиц, совершивших преступление.

Признаки стадий:

  1. Наличие самостоятельной задачи, связанной с единой целью ОРП (защита от преступных посягательств);

  2. Сыскные процедуры и ОР отношения.


Система стадий:

  1. Превентивно-поисковый этап (не требуется наличия конкретных сведений о преступлении или лице, достаточно указания в ст. 1 ФЗ "Об ОРД" – основание для начала ОР поиска информации – требование законодателя) пресечь или предупредить преступление, гарантированность реального исполнения принципа неотвратимости наказания. Окончание: получение оперативно-значимой информации, требующей проверки;

  2. стадия проверки полученной информации – проверка в установленном законом порядке уже имеющейся информации о вероятно совершенном преступлении. Форма концентрации – ДОП.

  3. стадия разработки – разработка документов о преступлениях и о лице, для их реализации в уголовном процессе. Форма концентрации доказательств – ДОР.

  4. стадия контроля – негласный контроль за изучаемым лицом в связи с его прошлой преступной деятельностью. Форма концентрации – ДОК.

  5. стадия розыска – розыск лица, предмета. Форма концентрации – ДОУ (розыскной учет).

Сыскное доказывание и сыскные доказательства


Сыскное доказывание – исследование обстоятельств ДОУ или иных оперативных случаев доказательств с помощью сыскных документов.

Процесс состоит из собирания и оценки доказательств.

1. Собирание – внешне выраженная предметная деятельность о/у или другого лица, которое состоит в проведении ОРМ, включая поиск, обнаружение и закрепление фактических данных в соответствующих оперативных документах.

Форма закрепления – отображение данных в материалах ДОУ.

2. Оценка – мыслительная интеллектуально-логическая деятельность о/у, которая находит выражение в суждениях о значении рассматриваемого доказательства для ДОУ – об относимости, достоверности, надежности, достаточности.

Форма оценки:

– постановление о производстве ДОУ;

– постановление суда о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права.

Пределы доказывания – совокупность сыскных доказательств по конкретному делу, необходимая и достаточная для выяснения всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Пределы устанавливает руководитель оперативного подразделения, он дает разрешение на производство ДОУ.

Предмет доказывания – обстоятельства, которые необходимо выяснить по конкретному ДОУ:

– событие (время, место, способ) или его отсутствие;

– обстоятельства, характер и личность изучаемого лица (негативные и позитивные свойства лица);

– характер и размер ущерба, причиненного преступлением;

– причины и условия, способствовавшие совершению преступления;

– факт обнаружения лица, находящегося в розыске или без вести пропавшего.

Сыскные доказательства – полученные в установленном ФЗ и ведомственными актами порядке фактические данные, посредством которых о/у устанавливает обстоятельства, имеющие значение для ДОУ.

Фактические данные- сведения о подготавливаемом, совершенном преступлении + о лицах, их совершивших, а также о лицах, уклоняющихся от следствия и суда + о без вести пропавших.

Виды сыскных доказательств:

1) в зависимости от юридической природы:

– прямые – фактические данные, отображающие в существенных чертах предмет сыскного доказывания (запись телефонного разговора, сообщение очевидца);

– косвенные – фактические данные, содержащие фактическую информацию о сыскных доказательственных фактах, которые напрямую не свидетельствуют о совершении преступления, но могут подтвердить или опровергнуть прямое доказательство.

2) по отношению к предмету:

– подтверждающие информацию негативного характера (устанавливают факт совершения + лицо);

– опровергающие (устанавливают факт отсутствия основания или факт непричастности лица);

3) по форме источника:

– в знаковой форме (словами, цифрами);

– материальные объекты (образцы для сравнительного исследования);

– промежуточные доказательства (документы с пояснительными надписями, кино-, видеозапись).

4) по характеру связи с устанавливаемым фактом:

– первичные (непосредственная связь с фактом);

– производные (сведения получены из промежуточных источников).

Сыскные доказательственные факты – обстоятельства, которые по своей сути не имеют юр. значения для конкретного дела, но используются для установления предмета доказывания в силу определенных связей и отношений (причинно-следственная связь, отношения несовместимости, т.е. алиби).


Разработка в ОРП


1. Понятие оперативной разработки – позволяет концентрированно использовать весь арсенал средств и конспирировать процесс раскрытия преступлений и изобличения виновных.

Достижение конечной цели оперативной разработки обеспечивается задачами:

– выявление всех сообщников и др. лиц, представляющих оперативный интерес;

– установление конкретных фактов эпизодов преступной деятельности;

– документирование действий, фактов и обстоятельств, представляющих оперативный интерес;

– недопущение продолжения преступных действий разрабатываемых лиц в период осуществления ОРМ по разработке;

– создание условий обеспечения возмещения ущерба, нанесенного конкретным лицам, государству, общественным организациям;

– обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, могущих оказать содействие в решении задач разработки и изобличения преступников + участников уголовного с/производства + самих оперативных работников, которые осуществляют разработку, а также членов их семей и близких.

2. Получение информации о вероятных объектах оперативной разработки.

Ее получают, как правило, задолго до заведения этих дел.

Причины неполноты информации: несовершенство полученной информации; привычка о/у делать выводы не на основании объективных данных, а на интуитивных оценках.

Цели преступников: поиск сообщников, лиц, которые могут стать партнерами по проведению досуга (проститутки, наркотики, азартные игры).

Оперативные комбинации выполняют регулятивную функцию для получения интересующей информации. Строятся на элементах психологии.

Информация о лицах, освободившихся из МЛС, намеренных продолжать преступную деятельность.

На первом этапе расследования сведения о лицах в поисково-информационных системах.

В последующем составляется запрос в поисково-информационную систему по признакам внешности, способу, преступным кличкам и т.д. Затем проверка причастности найденных в системе лиц к преступлению.

Может устанавливаться наблюдение по фиксированию связей, передаче вещей, денег.

Одна из целей поиска лиц, находящихся по оперативно-профилактическим наблюдением – установление осведомленности.

3. Получение информации разработки

может использоваться информация оперативной профилактики. Она используется в целях:

– выявления источников информации;

– проведения операций целей разработки (главная роль, детальная осведомленность о составе микросреды и связях, отношениях и звеньях).

4. Особенности информационных процессов при оперативной разработке

Существуют особенности информационных процессов:

– непрерывность;

– цикличность.

Объективные данные + субъективное восприятие  искажение(пропуск, недооценка фактов, ошибочное восприятие, потеря информации, специфика преобразования поступившей информации).

5. Особенности оперативной разработки организованных преступных сообществ – особый вид преступной деятельность (законодатель).

Необходимо изучить:

– совокупность участников;

– наличие общих целей и групповых установок;

– характер групповых норм поведения и личностное поведение членов ОПС;

– мотивы участников вступления в ОПС;

– распределение ролей между участниками ОПС;

– механизм неформальной координации действий участников ОПС;

– лидерство и макролидерство в ОПС;

– методы управления в сообществе;

– цели организованного сообщества, виды, размеры деятельности, технологические характеристики процесса преступной деятельности;

– организационная структура и специфика деятельности;

– технология преступных операций применительно к видам готовящихся и совершаемых операций;

– механизм контроля и санкции в ОПС, степень участия;

– личностные характеристики и характеристики межличностных отношений внутри групп и сообщества в целом;

– профиль деятельности;

– характеристика мест совершения преступлений;

– характер взаимодействия с другими ОПС;

– характеристика фактического лидерства.


Задачи оперативных подразделений

– недопущение или отграничение трансформации уголовно-преступных групп в ОПС различных видов;

– исключение, снижение негативного воздействия ОПС на общественно-политическую, экономическую и социальную жизнь общества и государства;

– недопущение или пресечение планируемых преступлений;

– раскрытие преступлений (зарегистрированных, латентных), обеспечение по ним доказательственной базы;

– осуществление в ходе проведения ОРМ сбора доказательств о роли каждого из участников;

– организация и осуществление оперативного сопровождения у/д, которые возбуждаются на участников ОПС;

– пресечения давления на следственные, судебные органы и свидетелей;

– обеспечение оперативного контроля за лидерами в МЛС;

– проникновение в ОПС, обеспечение ориентировки, создание системы оперативного слежения за участниками ОПС с целью предупреждения совершения преступлений.


Для оперативной разработки сообществ необходимо обеспечить нейтрализацию факторов, способствующих…

Для поиска информации необходимо выделить комплекс взаимоотношений в этой системе, источник информации проверить.


Источники вторичной информации:

– отчеты о производственно-хозяйственной деятельности;

– отчеты о конкурентных явлениях;

– справочные издания о конъюнктуре рынка, о тенденциях развития;

– данные о регистрации лицензий, патентов, исключительных прав;

– информация о торгах, участниках, конкурентах;

– материалы арбитражной практики, антимонопольного комитета, специализированных рекламных агентств;

– сведения о маркетинговой связи, о перспективных отраслях экономики;

– публикуемые в СМИ версии о направлении развития рыночной системы.

Результаты ОРД – полученные данные при проведении ОРД о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях + о лицах + о событиях, угрожающих общественное безопасности + о лицах, пропавших без вести + о лицах, уклоняющихся от следствия и суда.

2 форма реализации данных ОРД:

1. Не имеет уголовно-процессуального значения, т.е. данные используются для ориентирования органов дознания, следствия и суда в целях быстрого и полного расследования + для решения вспомогательных оперативно-служебных задач (составление плана проведения мероприятий по проверке информации, привлечение граждан к осуществлению ОРМ).

Порядок взаимодействия органов обеспечивается ведомственными актами.

2. Уголовно-процессуальные данные – они прямо указаны в ФЗ "Об ОРД":

– мероприятия по розыску лиц (пропавших без вести, уклоняющихся от следствия и суда) + лиц, подготавливающих и совершающих преступления.

Результаты ОРД используются в качестве поводов и основания для возбуждения у/д + могут представляться дознавателю, следователю или судье, в производстве которых находится данные у/д + могут использоваться в качестве доказательств по у/д + для принятия решений:

а) о допуске к сведениям, составляющим гос. тайну;

б) о допуске к объектам, представляющим опасность для жизни, здоровья человека и для окружающей среды;

в) о допуске к участию в ОРД или к материалам, полученным в результате ОРД;

г) об обеспечении собственной безопасности субъекта, осуществляющего ОРД.

Для возбуждения у/д – поводы и основания должны отвечать:

Требования результатов ОРД:

– относимость к конкретному у/д;

– доказанности;

– должны отвечать положениям законодательства (исчерпывающий перечень в ст. 6 ФЗ "Об ОРД");

– обеспечение режима секретности (2 требования):

а) должны иметь значение для у/д;

б) должны обеспечить сохранность данных по у/д (сведения о внедренных лицах; о результатах ОРД; о внештатных сотрудниках).

Обеспечение уголовно-процессуальных доказательств в ОРП


Результаты ОРД могут стать доказательствами (ст. 89 УПК РФ) после их проверки + в случае соответствия их требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Необходимо принимать меры к обеспечению сохранности доказательств.

– добывание информации по всем элементам;

– создание ситуации, когда фактические данные собирались и закреплялись способами, предусмотренными УПК.

Справки, рапорты – непроцессуальные способы фиксации обстоятельств  гарантия объективности сообщаемых сведений.

Требования к обеспечению уголовно-процессуальных доказательств

  1. Предпринимаемые меры не должны побуждать к формирования умысла на совершение ОО деяний;

  2. Восприятие фактических данных должно происходить в таких условиях, чтобы обеспечить возможность собирания и проверки информации в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

  3. Должны быть достоверные данные, имеющие отношение к предмету доказывания по конкретному у/д;

  4. Должна исключаться возможность необеспечения нарушения прав, свобод, интересов граждан, организаций, учреждений;

  5. Не должна допускаться утечка сведений об организации и тактике проведения ОРМ, так как это гос. тайна;

  6. Проводимые ОРМ должны основываться на принципе сочетания гласного и негласного методов.


Представление результатов ОРД должно сопровождаться сведениями о проведении ОРМ (кем, когда, с использованием каких средств собиралась информация). Следователь должен ознакомиться и вынести постановление о приобщении к материалам у/д.

Порядок предоставления фактических данных, полученных в результате ОРД, органу дознания, следствию или в суд


Нормативно-правовое обоснование: К РФ, УПК, ФЗ "Об ОРД", ведомственные акты.

Результаты ОРД:

– могут быть поводами, основаниями для возбуждения у/д;

– могут использоваться в доказывании;

– могут использоваться в качестве вспомогательной информации.

Данные должны содержать сведения: когда, где обнаружены признаки преступления, об очевидцах преступления, о местах нахождения следов и т.д. (о наличии события преступления, о безвестном отсутствии лица, об уклонении от следствия и суда), об источниках доказательств, о сведениях о месте нахождения орудий преступления, денежных средств и др..

Данные могут представляться по результатам отдельных поручений следователя, указаний прокурора, определению суда + по инициативе органа, осуществляющего ОРД (должно быть основание необходимости представления этих данных) – в сопроводительном документа.

Инструкция "О порядке представления данных органу дознания, следствия и суда".

    1. вынесение руководителем органа ОРД постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, следствию, в суд;

    2. вынесение постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих гос. тайну;

    3. составление сопроводительных материалов и их фактическая передача.


Постановление состоит из частей (в 1 экземпляре):

  • вводная часть – наименование документа (место, время вынесения, ФИО и звание руководителя, основания вынесения данного постановления);

  • описательная часть – в итоге какого ОРМ и какие результаты получены (с указанием конкретных статей УК) ссылка на ст.ст. 11, 12 ФЗ "Об ОРД");

  • резолютивная часть – решение руководителя о представлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД (какие документы, предметы).


Право выносить постановление имеют те должностные лица, которые вправе санкционировать проведение ОРМ.

Должны быть приняты защитные меры, обеспечивающие сохранность представляемых материалов.

Если следователь направляет отдельное поручение, в течение 3 дней после получения должно быть направлено мотивированное письмо с объяснением, почему ОРМ не может быть проведено.



Список условных сокращений


НС и ПВ – наркотические средства и психотропные вещества.

ПТП – прослушивание телефонных переговоров.

ТС – транспортные средства.

ТК – Таможенный кодекс.

ИГ – иностранные государства.

ФПС – федеральная пограничная служба.

ОРП – оперативно-розыскной процесс.

Д.Л. – должностное лицо.

ДОП – дело оперативной проверки.

ДОР – дело оперативной разработки.

ДОК – дело оперативного контроля.

ДОУ – дело оперативного учета.

ОПС – организованное преступное сообществ.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории криминалистика :

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ