А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях»

Урок 4. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях». «Царь с царицею простился…»

Цели:

1. Систематизировать знания учащихся о народной сказке, дать понятие литературной сказки; познакомить учеников с некоторыми фактами биографии А. С. Пушкина (детство, юность); заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; ввести в мир пушкинской сказки.

2. Развивать интерес к литературным сказкам, развивать умение выразительно читать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к литературному чтению, умение работать в коллективе.

Оборудование:

1. Гейтман «Пушкин юноша».

2. Фаворский «Пушкин – лицеист».

3. Кипренский «Портрет Пушкина».

4. Репин «Пушкин на лицейском экзамене».

5. «Царскосельский императорский лицей».

6. Толковый словарь Даля (при чтении сказки).



Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, постановка целей, задач урока.

-- Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой А. С. Пушкина. Наша задача – разобраться, в чём отличие народной от литературной сказки, запомнить некоторые факты из жизни Пушкина, учиться выразительно читать сказку. В конце урока сделаем вывод.

3. Проверка домашнего задания.

А). Актуализация знаний учащихся по теме «Народная сказка».

А. С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!» Согласны ли вы с поэтом?

Давайте вспомним, что мы знаем о сказках:

Что такое сказка? Занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.


  • Когда и почему появилась сказка? Кто является автором сказок?

  • Какие виды сказок вам известны? Чем они отличаются друг от друга?

Б). Заслушивание пересказов 2 ч. сказки «Царевна-лягушка».

4. Введение понятия литературные сказки. Беседа.

Сказка может быть не только народной, но и литературной. Чем они отличаются друг от друга? У литературной сказки есть всегда автор, тот, кто её написал.

-- Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

--Помните ли вы, как Пушкин вошёл в вашу жизнь?

-- Что вы знаете о Пушкине?

-- Какие его произведения читали, какие помните?

5. Актуализация знаний учащихся об А. С. Пушкине. Слово учителя об А. С. Пушкине.

Приложение 1.

Кто, по-вашему, сыграл не последнюю роль в том, что из-под пера поэта выходят замечательные литературные сказки, известные каждому человеку? (Безусловно, это няня Арина Родионовна. Это она отказалась от «вольной» ради маленького Саши.)

А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 г. в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина, принадлежавшего к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой арапа Ганнибала, любимца Петра I. Родители мало занимались детьми, но уже в детстве А. С. Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и др.). Поэтом-любителем был дядя Пушкина – Василий Львович.

Ключевую роль в судьбе будущего поэта стало его зачисление в открывшийся 19 октября 1811 г. Царскосельский Императорский лицей – привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Там он нашёл настоящих друзей: И. И. Пущина, А.А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, П. А. Вяземского. В Лицее они осваивали разнообразные науки, там сформировались их свободолюбивые взгляды. К лицейским годам относятся первые поэтические опыты Пушкина.

Друзьям посвящены многие лирические произведения А. С. Пушкина. Им он посвятил знаменитые строки из стихотворения «19 октября» 1825 г.

Обратимся к воспоминаниям современников, друзей Пушкина.

Пётр Андреевич Вяземский, друг поэта: «Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен… Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нём было более любви, нежели негодования».

Пётр Александрович Плетнёв, друг и издатель Пушкина: «Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».

6. Чтение статьи учебника «А. С. Пушкин» С. 23.

Физкультминутка!

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Имитация движений

7. Знакомство со сказкой «Сказка о мёртвой царевне..».

А) Мы подошли к самой интересной части нашего урока – знакомству со «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Но начнём мы не с чтения сказки, а со знакомства с непонятными словами, встречающимися в произведении. Это устаревшие слова, значение которых понимает не каждый современный человек.

Где мы найдём толкование таких слов? (Ответ учащихся: «В толковом словаре»).

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его словаре, над которым он работал 47 лет, более 200 000 слов.

Б) Выразительное чтение «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» учителем.

В) Беседа по первым читательским впечатлениям:

  • Понравилась ли сказка? Аргументируйте свой ответ.

  • Кто из героев запомнился? Почему?

  • Кто из героев (не)понравился? Почему?

8. Рефлексия.

Закончите высказывание: «Сегодня на уроке я…»

9. Домашнее задание.

1. Прочитать сказку Пушкина.

2. Ответить на вопросы 1-3 рубрики «Перечитываем…». (С. 48).

3. * Нарисовать портреты героя/ев сказки (можно в группах).




Приложение 1












































































8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ