"Авторская песня". (Творчество Татьяны Снежиной) 10 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 130»
Город Омск, Омской области
Конспект урока по литературе
в 10 классе
«Авторская песня»
(Творчество Татьяны Снежиной)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Балабина Людмила Ивановна
г. Омск
2011
Тема урока: «Авторская песня».
(Творчество Татьяны Снежиной)
Цель урока: познакомиться с творчеством поэтессы Татьяны Снежиной.
Определить тематику и проблематику её поэзии, узнать о её жизни как личной, так и творческой. Читать её стихи и делать краткий анализ.
Ход урока.
I. Слово учителя:
- Когда мы говорим «авторская песня», сразу же вспоминаем великие имена Булата Окуджавы и его песни о войне, об Арбате; Юрия Визбора и его песню
«Милая моя, солнышко лесное, где в каких краях встретимся с тобою?»; Владимира Высоцкого, его песни о друге, о братских могилах, его сатирические песни. Но сегодня разговор пойдёт об авторской песне почти неизвестной поэтессы Т.Снежиной. Она наша современница. Материала о её жизни и творчестве очень мало. Но творческие группы ребят собирали его по крупицам из воспоминаний брата, друзей, одноклассников.
Поэтесса, композитор, автор и исполнитель своих песен. Это всё в одном человеке. Это Т. Снежина, ушедшая так рано, но успевшая так много. К сожалению, многие практически не знакомы с её творчеством, не считая нескольких песен, спетых на вечере памяти Татьяны в 1997 году. Некоторые критики считают её творчество несерьёзным, попсовым. Вот поэтому нам хочется опровергнуть это мнение и показать, насколько её творчество сложно и многогранно. После гибели Татьяны осталось более 200 песен и стихов. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся. Но сначала мы послушаем творческую группу ребят, кто готовил рассказ о жизни и творчестве поэтессы.
II. Выступления ребят творческой группы.
1.О семье, детстве, юности и начале творчества.
2. О становлении её творчества.
Прерывается рассказ песней «Музыкант» в исполнении самой Снежиной и стихотворением « Что стоит жизнь моя?» Слушаем анализ этого стихотворения: - Это стих-ие состоит из вопросов и ответов. Что стоит жизнь моя? Это значит, в чём смысл моей жизни? Что я сделала в этой жизни? А в ответах: наброски рисунков, незрелые стихи, слёзы, по-видимому, в минуты печали. И, конечно же, музыка, без которой Снежина жить уже не могла.
(После этого ученик продолжает свой рассказ о творчестве Снежиной).
3. О личной жизни Т. Снежиной. Прерывается рассказ чтением стихотворения наизусть «Звезда моя» и его анализом. - Это романс, он посвящён Сергею Бугаеву. Тому, кого она полюбила. Он стал для неё звездою счастья, надежды. Закончилось одиночество. Любовь Сергея стала для Татьяны яркой звездой.
Продолжается рассказ и опять прерывается чтением стихотворения «Если я умру раньше времени». Звучит анализ этого стихотворения.
После краткого анализа ученица заканчивает свой рассказ информацией о гибели Снежиной.
4. О значении творчества Снежиной. Какое же значение имеет поэзия Татьяны Снежиной для читателей и слушателей её песен?
Ученик подводит итог.
5. На фоне песни «Позови меня с собой» в исполнении самой поэтессы ученики читают наизусть стихи и кратко их анализируют:
«Не жалею ни о чём» - Это стихотворение наполнено оптимизмом, верой в лучшее, что будет в жизни. В своё собственное счастье. Оно было написано в то время, когда шла подготовка к свадьбе с Сергеем Бугаевым.
«Я хочу, чтоб в этой жизни»
«Когда ушедший в вечность день»
«Ты так далеко» - Это стихотворение о любви. Тема любви – главная тема в поэзии Снежиной. И неважно, счастливая или несчастная любовь. Эти строки подчёркивают основную мысль: расстояние для любви – трудное испытание. Но настоящее чувство греет и на расстоянии.
«И застыла душа»
- Это стихотворение написано в тот тяжёлый период, когда Снежина рассталась с Александром Савельевым, гражданским мужем, которого очень любила. В строках чувствуется боль разочарования, кажется, что её душа сломлена и никакой надежды на счастье нет. Вокруг «болотная мгла».
«Пусть я жила без времени» - Этими строчками поэтесса как бы подводит итог своей короткой жизни . Да, она жила неправедно, то есть допускала ошибки. Просит у всех прощения. Наверное, она всё-таки предчувствовала свою смерть.
«Рассыпались слова»
III. Заключительное слово учителя.
- Родные и близкие помнят и скорбят о ней. В её школе открыт музей, на парте, где она сидела, стоит рамочка с её именем, её именем названа вершина горы на Алтае, покорённая недавно альпинистами.
Итоговый вопрос: вернёмся к началу урока, где я говорила о том, что некоторые критики считают творчество Татьяны Снежиной несерьёзным.
Согласны вы с этим мнением или не согласны? Докажите своими рассуждениями.
Это будет домашнее задание.
Список использованной литературы
1. Сборник стихов. Татьяна Снежина «Я забираю грусть твою». Москва. ЭКСМО – 2008;
2. Статья Вадима Печенкина. Послесловие.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Аудиокассета с песнями Т. Снежиной;
2. www.guriev.lenin.ru/5.shtml;
3.wikipedia.org.ru (Татьяна Снежина).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ