ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ОС «ШКОЛА 2100» АВТОРЫ Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫ
В.И.Войтова
СОГБОУ прогимназия «Полянка», Смоленск
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В ОС «ШКОЛА 2100» АВТОРЫ Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫ
В младшем школьном возрасте происходит становление ключевой компетенции — коммуникативной. Но сама собой эта компетентность не формируется, необходимы специальные условия, которые организуются на принципах сотрудничества.
Одним из таких важных условий является учебно-методический комплект по которому работает учитель.
Я работаю по системе "Школа 2100", которая представляет условия для направления действий ребенка на формирование коммуникативных УУД, т. е сам учебный материал учит ребенка планировать действия, определять цели, функции участников, способы взаимодействия, проявлять инициативу в поиске и отборе информации, уметь разрешать проблемы и конфликты, принимать решения, учитывая альтернативные способы разрешения, уметь владеть поведением, точно выражая свои мысли и т.д. Кроме того, технология деятельностного метода, разработанная в системе «Школа 2100» предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
Чтобы знать насколько сформированы у учащихся различные навыки, в том числе и коммуникативные, в начале своей работы с классом я провожу диагностику.
В классе, который я выпустила в прошлом году, для диагностирования использовались задание «Рукавички» и «Кто прав?» автора Г.А.Цукерман. Из диагностики видно, что 50% учеников имеют низкий уровень подготовленности к систематическому обучению в школе, 30% - средний уровень подготовленности, 20% - высокий уровень подготовленности.
Каждый ученик эмоционально обогащён. Именно эмоционально-нравственное развитие является столь важным в процессе становления коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативных УУД происходит на всех уроках, но самое благоприятное это уроки чтения.
Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке использую игровые приёмы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:
1) слушание, чтение (рассказа ) учителя, фиксирование его темы ,ключевых слов;
2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);
3) инсценирование и драматизация;
4) устное словесное рисование;
5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;
6) сочинение по личным впечатлениям(3-4кл.) и по прочитанному (4кл.);
7) интервью с писателем;
8) письмо авторам учебника;
9) «Рассказ от первого лица»:
– рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица журавля о том, как его угощала лиса;
– представлять повествование от имени предмета, например, слайд-шоу «История из жизни горошинки».
10) «Комплименты»:
– сказать комплимент сказочному, литературному герою.
11) «Сказка в заданном ключе»:
– ввести в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик»;
– сочинить новую сказку с созданием к ней электронных рисунков.
12) «Изменение сказочной развязки»: придумать другое окончание сказки, рассказа.
По тому, как ребёнок сможет выполнять то или иное творческое задание можно судить о том, насколько хорошо у него сформированы такие коммуникативные умения, как чтение, говорение, понимание, осмысление прочитанного.
Ребята с большим интересом выполняют различные творческие задания, работая самостоятельно, в группах, парах.
Очень важно, чтобы учащиеся слышали не только себя, а ещё и других
Интересный проект защитили ребята после работы над произведением Э.Успенского «Школа клоунов». Тема проекта «Школа моей мечты».
Марков Андрей, 9 лет
Самое главное в школе – это учителя. Именно они помогают нам узнать всё об окружающем нас мире. От них зависит, какие знания мы получим, и как мы будем воспитаны. От них зависит наше будущее.
Мне повезло. Мои учителя самые лучшие, добрые, внимательные, заботливые, строгие. О чём ещё можно мечтать? Я учусь в школе своей мечты.
Корпусова Дарья, 9 лет
Был бы сад, за которым можно было ухаживать. Там бы росли летом и зимой розы, подсолнухи, фиалки, жасмин и другие прекрасные цветы.
Круглова Валерия, 9 лет
Школа – это место, где дети узнают много нового и интересного. Много школ в нашем городе. Я думаю, что многим детям нравится их школа, а кое-кто из детей рисует в своём воображении школу своей мечты. А о чём могут мечтать дети? Одни мечтают, чтобы было мало уроков, другие – чтобы не было домашних заданий. Но я думаю, что в такой школе многому не научишься. Мне нравится моя школа. Учиться в ней нелегко, но интересно. Я не хотела бы учиться ни в какой другой школе. Я уже учусь в школе моей мечты!
Дружинина Валерия, 9 лет
Мне бы понравилась школа, которая была бы окружена лесом или большим садом. Школа была бы сделана из стекла. Деревья, цветы, птицы всегда рядом. Птицы даже могли бы залетать в класс. На уроках нам бы рассказывали о разнообразии природы и её обитателях, а из окна все было бы видно.
В больших дубах были бы вмонтированы компьютеры. Всегда бы звучала красивая музыка. На переменах можно было бы гулять по лесу и летом, и зимой. В лесу могло бы расти много разных цветов. Хорошо, если бы в школе были бы лошади. Мы бы учились верховой езде. А зимой катались бы всем классом на санях, на лыжах, на коньках.
Прочитав произведение К.Паустовского учащиеся выполняли творческое задание: написать фантазию в стиле К.Паустовского или подготовить письменный рассказ об одном из жильцов старого дома или нарисовать героя произведения.
Дружинина Валерия, 9 лет
Я считаю, что у барометра характер грустный, молчаливый. Очевидно, барометр был поломан и не реагировал на изменения погоды. Это его удручало.
Колокольчик с надписью «Дар Валдая» был хорош собой. Он умел и хотел звонить, но ему пришлось долго молчать. А сейчас он стоял, нетерпеливо поглядывая вокруг.
Зубарева Ирина, 9 лет
Колокольчик звонко играл. У него был весёлый и озорной характер. Я думаю, что колокольчик относился к жильцам дома хорошо. Наверное, он будил их звонкой песней, созывал всех к завтраку и предупреждал об опасности.
Круглова Валерия, 9 лет
Одним из жильцов старого дома был колокольчик. Он был звонкий и весёлый. Он дружил со всеми обитателями дома, но лучшим его другом была чёрная музыкальная шкатулка. По нижнему ободку колокольчика была надпись: «Дар Валдая». Он любил рассказывать друзьям свою легенду. По приказу Ивана III из Новгорода в Москву перевозили колокол, но он покатился с горы и раскололся о камень на мелкие кусочки, из которых стали отливать маленькие колокольчики. Он был одним из этих колокольчиков.
Прочитав фантазии в стили К.Паустовского, обратишь внимание на то, что учащиеся описывая своих героев, наделяют их такими качествами характера, как добро, умение дружить друг с другом.
Обобщающий урок по разделу «Летние путешествия и приключения» начинается с творческого домашнего задания: «Чем похожи мальчишки – герои М.Твена, И.Дик и С.Голицына»
Ряжечкина Марина, 9 лет
Герои писателя М.Твена, герои повестей С.Голицына, и И.Дика говорят на разных языках, живут в разное время, но их мысли, поступки, увлечения, шалости очень похожи. Все они хотят путешествовать, хотят приключений, на своём пути преодолевают много трудностей, мечтают о самостоятельной жизни. Все мальчишки хотят быть героями, они храбрые и любопытные, они мечтают о новых открытиях, хотят быть первыми во всём. Все эти мальчишки верят в чудеса и если даже эти чудеса не сбываются, они находят оправдание этому. Если они совершают плохие поступки, то их мучает совесть. Я думаю, что все они весёлые, не боятся трудностей, предприимчивые и находчивые.
Яковлев Георгий, 9 лет
Я считаю, что мальчишки-герои повестей М.Твена, С.Голицына, И.Дика очень похожи тем, что они очень весёлые, жизнерадостные, смелые, изобретательные, часто что-нибудь придумывают, любят приключения, умеют дружить. Я считаю, что все они изыскатели.
Изучая стихотворение Б.Заходера «Что красивее всего?» учащиеся, работая в группах, проявили большую фантазию, написав сочинения в рифму и в прозе, сделав рисунки.
I группа
Что красивее всего?
На свете много красок
И в этом красота.
На людях много масок,
В них злость и доброта.
Есть белый цвет на свете:
Он в снеге и цветке,
В зиме и даже лете,
И в легком мотыльке.
А красный – он же радость.
Он праздник и огонь.
Не надо детям сладость,
Когда есть красный конь.
Мечты, надежды, розы
Окрашу, не спеша,
Я розовою краской,
В которой есть душа.
Малиновый, лиловый
И нежно-голубой,
Зелёный и пурпурный –
Как выбрать цвет мне свой?
Вы в музыке найдёте
Все лучшие цвета.
Ведь красивей на свете
Лишь музыка одна.
Корнеева Алена
II группа
Мне очень нравятся дельфины. Они очень красивые, умные, общительные и дружелюбные. Этим летом я отдыхал на Чёрном море и там ходил в дельфинарий. Выступление дельфинов было великолепно. Они пели на своём языке, танцевали, рисовали кистью и даже катали людей у себя на спине. В конце выступления я потрогал дельфина. Это были незабываемые ощущения. Я запомнил это на всю жизнь.
ЧмаровДанил
III группа
Красивей всего на свете это русские белоснежные берёзы. Берёза как невеста в белоснежном платье. Многих писателей и поэтов русская красавица вдохновляла, чтобы написать о ней. А ещё берёза как заботливая мама охраняет своих детей – подберёзовиков. Очень вкусный и полезный берёзовый сок, который нежными струйками стекает по коре. Надо беречь и охранять берёзу, потому что это символ красоты и гордость нашего русского народа.
Жбанов Кирилл
IV группа
Я думаю, что красивее всего –это цвета радуги. Красный и оранжевый – яркий и праздничный, жёлтый – цвет солнца, он тёплый и добрый, зелёный – новый и летний, голубой – нежный и воздушный, синий – морской и новогодний, а фиолетовый похож на осенние астры. Очень красивая получилась радуга! Так и хочется погулять по такому мостику.
Ткаченко Антон
V группа
Мама – одно из первых слов, которые произносит ребёнок. Оно как будто волшебное, только скажешь его – и вдруг появилась самая красивая, самая хорошая и самая-самая лучшая на свете мама.
Марченко Роман
VI группа
Красивее всего на свете – это яркое солнце и синее небо над моим домом. Прекраснее всего –это моя мама, мои друзья и особенно мой кот Барсик.
Кондратенко Михаил
VII группа
Самым красивым является для каждого человека тот уголок земли, где он родился. Для меня самым красивым является мой город Смоленск. Когда я уезжаю куда-нибудь, то я всегда скучаю по моему городу. Я всегда с радостью возвращаюсь к себе домой. Прошу своих родителей сводить меня в Реадовский парк, потому что мы живём недалеко от парка. Мы часто ходим к Кургану Бессмертия, читаем надписи и стоим у Вечного огня. А ещё мне нравится бывать у Смоленской крепостной стены. Особенно красивы её башни. Смоленской крепостной стене больше 400 лет, и она начала потихоньку разрушаться. Но когда мы проезжаем мимо стены, то видим, что её начали ремонтировать. Значит, она ещё много-много лет будет стоять и радовать нас.
Ряжечкина Марина
VIII группа
Я очень люблю наблюдать, как заходит солнышко. Всё небо окрашивается в разные чудесные цвета, то оно розовое, кое-где желтоватое или бордовое. Когда я смотрю на закат, мне кажется, будто художник нечаянно обернул свою палитру, и все его краски разлились по небу. Это волшебство я наблюдаю каждый день, и мне кажется, что нет ничего прекраснее этой красоты.
Авсюкова Виктория
Работа в группах обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:
– любое мнение ценно;
– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
– хочешь говорить – подними руку;
– дай возможность другому высказывать свое мнение, а себе – понять его;
– обращение начинается с имени;
– критика должна быть тактичной;
– используя компьютер, не злоупотребляй количеством текста и цвета;
– отсутствие результата – тоже результат;
– голос – твой божественный дар, умей им владеть.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.
Дети умеют донести свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи, понимают другие позиции. К концу четвёртого класса мои ученики умеют:
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
– высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
– выполнять и демонстрировать классу альтернативные домашние задания с использованием ИКТ;
– представлять результаты проекта и исследования на конференции, опираясь на электронную наглядность.
Итоговая диагностика развития коммуникативных универсальных учебных действий у ребят моего класса показала достаточно высокий уровень их сформированности.
Более 80% класса могут хорошо оформлять свои мысли в устной и письменной форме, около 90% могут работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя), договариваться с одноклассниками и совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, осмысливать способы организации своей деятельности, обсуждать возможные варианты, анализировать стиль отношений, рассуждать о том как его можно совершенствовать.
Список литературы
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С.Выготский. – М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Школа творческого мышления/ М.Р. Львов. – М.: Дидакт, 1993.
Синицын В.А. Путь к слову/В.А.Синицын – М.: АО Столетие, 1997.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение: Учебники для 1-4 классов. / Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева - М.: Баласс, 2006.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетради по литературному чтению/ Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева - М. Баласс, 2004-2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ