Исследовательский проект по литературе ТЕМА ПРОЕКТА СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОНЯТИЕ «ОБЛЕГЧЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ»? (по творчеству В.Г.Распутина)
Исследовательский проект
по литературе
ТЕМА ПРОЕКТА
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОНЯТИЕ «ОБЛЕГЧЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ»?
(по творчеству В.Г.Распутина)
Автор проекта:
учитель русского языка и литературы
Лисовского филиала МБОУ «Полевской лицей»
Курского района Курской области
Мальцева Ю.В.
2013 год
Содержание
Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты………..
Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов………….
Деятельность обучающихся…………………………………………………………
Этапы проектной деятельности…………………………………………………….
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта
А) определение проблемы и задач исследования;
Б) выдвижение гипотезы их решения;
В) обсуждение методов исследования.
1.2. Выделение подтем
1.3. Формирование творческих пар (групп)
1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов
1.5. Определение форм выражения итогов проекта
2.Разработка проекта.
3. Оформление результатов
А) оформление конечных результатов;
Б) анализ полученных данных;
4. Презентация и защита проекта
А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;
Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».
5. Рефлексия
5. Литература…………………………………………………………………………
6. Приложение……………………………………………………………………………
Ключевые слова
Исследовательский проект, школьное образование, литература, В.Г.Распутин, нравственность.
Краткая аннотация проекта
Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты.
Творческое (рабочее) название проекта: Облегченная нравственность-что это такое?
Проект может выполняться по парам (в малокомплектной школе), индивидуально и в группе.
Объект исследования :данный проект направлен на привитие интереса к творчеству писателя Распутина В.Г., много и интересно пишущего о деревне, деревенской культуре. Основной проблемный вопрос, над которым предстоит задуматься девятиклассникам, участвующим в проекте - В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина (о нравственности и ее "облегченном" аналоге) и как этот проект может помочь им, подросткам в осмыслении окружающей действительности и собственном личностном становлении?
Основной целью данного проекта является желание привлечь внимание подростков к творчеству писателя В.Г.Распутина и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.
Задачи: помочь обучающимся вглядеться в «распутинских» героев, оказавшихся в пограничных ситуациях - беспутных или нашедших свой путь, не слышащих Бога или верящих в него, поразмышлять вместе с автором книг об ответственности человека перед жизнью и Богом, перед собой и перед природой. Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.Дать понятие об «авторском праве».
Среди используемых технологий - тематическая группа (пара) в Google для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах (парах) используются сервисы, помогающие создать различного вида отчеты: электронную презентацию, блог.
Проблемный вопрос проекта
В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина?
Возраст обучающихся - участников проекта
Обучающиеся 9-х классов. Работа ведется в группах или парах (для малокомплектных школ)
Библиотекарь (работа ведется в тесном сотрудничестве со школьным библиотекарем) и автор и координатор проекта (учитель) общение с группами ребят будет выстраивать также с использованием новых интернет-возможностей - в созданной в Google тематической группе "Читающие В.Г.Распутина". Индивидуальные консультации будут предоставляться старшеклассникам очно в библиотеке (классе) и с использованием электронной почты или личной странички в социальных сетях. По завершении проекта возможна "защита" исследований по проекту группами школьников с использованием Интернет-переписки, блогов (при больших возможностях в других школах может использоваться Скайп-чат или видеоконференция).
Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов.
Ожидаемые результаты:
Развить умение самостоятельно приобретать знания из различных источников (И.И. Стрелкова В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.); с электронными и справочными ресурсами;
Развить умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, поставленных перед обучающимися, задач.
Постичь процесс работы над произведениями и пособиями по теме, научить обучающихся «проживать» ими конкретные, описанные в литературе ситуации, отождествлять, переносить их в реальную жизнь.
Приобщать обучающихся к проникновению «вглубь» произведений В.Распутина и явлений, в них (произведениях) описываемых.
Научить обучающихся управлять процессом исследования самостоятельно, самостоятельно конструировать новее объекты исследования.
6. Привлечь внимание подростков к творчеству писателя В.Г.Распутина и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.
7. Помочь обучающимся вглядеться в «распутинских» героев, оказавшихся в пограничных ситуациях - беспутных или нашедших свой путь, не слышащих Бога или верящих в него, поразмышлять вместе с автором книг об ответственности человека перед жизнью и Богом, перед собой и перед природой.
8. Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.
9.Получить понятие об «авторском праве».
10. Развить у обучающихся коммуникативные умения, умения работать в парах (группах-для большего количества детей в классе), развить исследовательские умения (умение выявить проблему, умение собрать информацию, умение наблюдать, анализировать, строить гипотезы, обобщать (синтезировать), систематизировать и обрабатывать полученные данные, умение делать выводы и.т.д
Результатом работы группы старшеклассников явится "мозговой штурм" по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над опросником «Можем ли мы отличить истинные от второстепенных ценностей?»
Результатом работы группы станет работа над Лентой времени судеб трех поколений с комментариями.
Результатом работы этой группы может стать работа над эссе по теме и "издание" ее в виде книги-презентации («Читательский дневник»).
Деятельность обучающихся: выбирают тему, обсуждают и принимают общее решение по теме, выбирают координатора пары (группы), эксперта, наблюдателя и т.п. (в зависимости от количества человек в классе), создается тематическая группа (пара индивидуально) в Google для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах (парах) используются сервисы, помогающие создать различного вида отчеты: электронную презентацию, блог.
(Более подробно деятельность обучающихся см.в таблице)
Этапы проектной деятельности.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта: Существует ли понятие «облегченная нравственность» в современном обществе?(по творчеству В.Г.Распутина) А) определение проблемы и задач исследования;Б) выдвижение гипотезы их решения;В) обсуждение методов исследования;
Учитель предлагает тему обучающимся.
Обсуждают и принимают общее решение по теме
1.2. Выделение подтем (по парам)
Предварительно вычленяет подтемы и предлагает их:
«Истинные и второстепенные ценности?".
"Человек без памяти и чувства вины - "перекати-поле",""Разрушение памяти человека и итог этого"
Каждая пара обучающихся (группа, индивидуально) выбирает себе подтему или предлагает новую.
1.3. Формирование творческих пар (групп)
Проводит организационную работу по объединению (паре, группе)школьников, выбравших себе конкретные подтемы
Группируются в пары (группы), распределяют роли-в паре: эксперт –координатор, исследователь; техник-исследователь
1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов: В чем, по мнению героев, заключаются истинные и второстепенные ценности?""Почему человек без памяти и чувства вины становится "перекати-полем"?""К чему приводит разрушение памяти человека?», задания для пар и отбор литературы: (И.И. Стрелкова
В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.)с другими электронными и справочными ресурсами;
Заранее выбирает список литературы и Интернет-ресурсов (см.список литературы), задания для пар (групп): "мозговой штурм" по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над опросником «Можем ли мы отличить истинные от второстепенных ценностей?» ;работа над Лентой времени судеб трех поколений с комментариями, работа над эссе по теме и "издание" ее в виде книги-презентации («Читательский дневник»).
Обучающиеся принимают обсуждение в корректировке заданий
1.5. Определение форм выражения итогов проекта (электронная презентация –книга, читательский дневник, блог, форум и т.д.)
Учитель (и библиотекарь) принимает участие в обсуждении.
Обучающиеся в парах обсуждают формы представления результата.
2.Разработка проекта.
Консультирует, координирует и стимулирует деятельность обучающихся
Осуществляют поисково-исследовательскую деятельность
3. Оформление результатов А) оформление конечных результатов;
Б) анализ полученных данных.
Консультирует, координирует и стимулирует деятельность обучающихся
Оформляют результаты
4. Презентация и защита проекта
А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;
Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».
Организует экспертизу (учителя, родители, обучающиеся других классов)
Докладывают в выбранной форме о результатах работы
5. Рефлексия
Оценивает свою деятельность, деятельность своих помощников (в д.случае-библиотекарь), учитывает оценки детей
Оценивают свою работу (инд, в паре, группе) с учетом работы других.
Краткое описание этапов проекта
Эпиграф к началу урока
Ни с кого душа не требует так сурово, как с русского человека.
В.Г.Распутин
Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей
В задачи координатора (библиотекаря) и автора проекта (учитель работает в сотрудничестве со школьной библиотекой) входит задача консультирования обучающихся по грамотному использованию источников и ресурсов в своих исследованиях, предполагается перед началом работы по проекту провести занятие, посвященное авторскому праву, для которого можно подготовит не только презентацию, но и провести с ребятами разминку «Что мы знаем о понятии авторское право»
Анкета: Что мы знаем об определениях и понятиях авторского права?
Авторское право-это____________________________________
Нарушение авторских прав карается______________________________
Как не допустить нарушения авторских прав?___________________________
Какие случаи нарушения авторских прав вам известны?______________________
Меры по созданию авторских прав_______________
Создаем опросники для школьников по прочитанным книгам.
Учитель:Какая работа над книгами, чтением обходится без вопросов? Спрашивая и отвечая - мы размышляем о проблемах, донесенных до нас автором произведения...
Краткие сведения о произведениях писателя (можно сделать отсылку к Википедии : Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937) - русский писатель, публицист. 1987 - Герой Социалистического Труда. Среди произведений - “Деньги для Марии” (1967), “Последний срок” (1970), “Прощание с Матерой” (1976), “Век живи - век люби” (1982), “Пожар”(1985).
Задание по созданию своей анкеты
Придумайте вопросы к интернет-анкетированию своих друзей-читателей по прочитанной книге В.Распутина или литературным персонажам из его книг (предполагается работа над произведениями: «Уроки французского» (рассказ, изучаемый в 6 классе, «Живи и помни», «Последний срок» и т.д.)
Создайте свою анкету в Google.
Разместите ее на своей страничке в соц.сетях Интернета, блоге, форуме (по выбору).
Пример литературного опросника
Знаете ли Вы, что такое нравственность?
Нравственность-понятие вечное?
Как решается проблема нравственного и безнравственного поведения человека в произведении В.Распутина «Живи и помни» («Уроки французского» , «Последний срок», «Пожар» и т.д.)?
Какие нравственные категории поднимает писатель своих произведениях?
Как относятся его герои и автор к поступкам, обесценивающих нравственность?
Учитель: Основной проблемный вопрос, над которым предстоит задуматься вам, - В чем заключается основная трагедия героев книг В.Г.Распутина (о нравственности и ее "облегченном" аналоге) и как этот проект может помочь вам, подросткам в осмыслении окружающей действительности и собственном личностном становлении?
Рабочие пары (группы) школьников будут исследовать эту проблему по-разному:
Первая рабочая пара (группа), читающая книгу «Последний срок» , попытается ответить на вопрос "В чем по мнению героев заключаются истинные и второстепенные ценности?". Результатом работы пары (группы) девятиклассников явится "мозговой штурм" по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над Опросником Можем ли мы отличить истинные от второстепенных ценностей?
Вторая пара (группа), читающая "Живи и помни», ищет ответ на вопрос "Почему человек без памяти становится "перекати-полем"?". Результатом работы группы станет коллективная работа над Лентой времени судеб трех поколений с комментариями
Третья группа, читающая книгу этого же автора «Пожар», исследует вопрос "К чему приводит разрушение памяти человека?". Результатом работы этой группы может стать коллективная работа над эссе по теме и "издание" ее в виде книги-электронной презентации (читательский дневник)
Ключевые слова (на доске)
10 слов, характеризующих содержание книги Стрелковой И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве о писателе Сибири:
Сибирь
Деревня
Матёра
Старуха
Память
Истинные и второстепенные ценности
Перекати-поле
Прощание
Бог
Совесть
Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта
1. Тема: Истинное и второстепенное в произведениях В.Распутина (1 пара) (группа)
Вопрос для исследования:
"В чем по мнению героев заключаются истинные и второстепенные ценности?"
Цель исследования:
прочитать книгу В.Г.Распутина «Последний срок»
разобраться в том, что такое истинные и второстепенные ценности
понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книге
Результатом работы пары (группы) девятиклассников явится работа над Опросником, созданным в Гугл (соц.сетях, форуме, блоге) по теме Можем ли мы отличить истинные ценности от второстепенных? и "мозговой штурм" в библиотеке по теме Можем ли мы отличить истинные ценности от второстепенных?
ОПРОСНИК
Начало формы
Выберите из списка названий ценностей те, которые вы отнесли бы к истинным:
Доброта мудрость истина красота любовь к людям и природе любовь к деньгам любовь к власти желание власти страсть зависть гражданская ответственность успех милосердие сострадание другое.
Выберите из списка название ценностей, которые вы бы отнесли к второстепенным любовь к близкому человеку лукавство желание власти зависть любовь к деньгам доброта долг чувство сострадания жалость успех другое
Конец формы
2. Тема: Как нам понять друг друга (2 пара) (группа)
Вопрос для исследования:
"Почему человек без памяти становится "перекати-полем"?"
Цель исследования:
прочитать книгу В.Г.Распутина "Живи и помни»
разобраться в трагедии трех поколений героев книги
понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книге
Результатом работы пары (группы) станет работа над Лентой времени, представляющей судьбы трех поколений с комментариями
3. Тема: Сохраним память своей земли (3 пара) (группа)
Вопрос для исследования:
"К чему приводит разрушение памяти человека?"
Цель исследования:
прочитать книгу В.Г.Распутина «Пожар», «Уроки французского»
попытаться разобраться в том, почему люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения, почему люди перестали сострадать и потеряли чувство собственного достоинства
понять что такое «облегченная нравственность», и как это понятие формулируется В. Распутиным в книгах
Результатом работы этой пары (группы) старшеклассников может стать работа над эссе по теме (читательским дневником) и "издание" ее в виде книги-презентации
Продолжительность работы над проектом Октябрь-Декабрь 2012 г.
1 этап: Найти в Википедии информацию о писателе В.Г.Распутине, разместить ссылки в Закладках, разместить найденные фотографии писателя и иллюстрации к выбранной для чтения книге, из YouTube подобрать видеоролики по сюжетам выбранной книги писателя
2 этап: Прочитать книгу (каждой паре (группе)-своя), ответить на вопросы на понимание содержания книги, заданные библиотекарем в Сети (в соответствующей группе Faсebook или вКонтакте, и, др., может быть, в созданном форуме, по Эл.почте)
3 этап: Коллективное обсуждение в Сети (форум) философской подоплеки книг автора
4 этап: Разработать презентацию исследования в выбранной форме - Ленте времени с комментариями, Анкете презентации-книге (эссе, чит.дневник). Разместить их в Сети.
5 этап: Презентация исследований в библиотеке. Награждение лучших.
Критерии оценивания работ учащихся
Формулировка ответа на вопрос: Что такое понятие «облегченная нравственность» и как она формулируется в книгах В.Распутина и изученной литературе по теме?
умение рассуждать по теме книг В.Г.Распутина (в том числе, сетевых обсуждениях, размещенных комментариях, сформулированных вопросах-ответах анкеты и эссе)
аккуратность и эстетичность представляемого исследования группой подростков-девятиклассников
грамотность и др.
Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта
Итоги (Рефлексия)
В проведенном исследовании мне было интересно...
В проведенном исследовании я сделал...
В проведенном исследовании меня удивило...
В проведенном исследовании было трудно...
В проведенном исследовании я научился(-лась)...
В проведенном исследовании мне понравилось...
Библиография
Давыденко Т. В., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия. Белгород. Белгородский государственный университет. 2002.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.:Изд-во НИИ шк. технологий, 2005.
Стрелкова И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с электронными и справочными ресурсами;
Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта
Приложение № 1.
Читательский дневник (пример, обязательно в виде книги-презентации)
В. Распутин «Уроки французского».
Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками. Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось. Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения. Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это пойти. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем. Проблема памяти, чувства достоинства, сострадания, теплоты и участия.
Приложение № 2.
Эссе «Что такое «облегченная нравственность?»
Проблема нравственности в наше время стала особенно актуальной. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии, о взаимоотношениях между людьми, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра или качественную подмену их -так называемый, «облегченный вариант нравственности».
В произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из "живых мыслей", и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.
Повесть "Последний срок", которую сам В. Распутин назвал главной из своих книг, затронула многие нравственные проблемы, оголила пороки общества. В произведении В. Распутин показал взаимоотношения внутри семьи, поднял проблему уважения к родителям, очень актуальную в наше время, раскрыл и показал главную рану современности - алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести, который затронул каждого героя повести. В этой повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения современной семьи и их недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал чёрствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и обыкновенного чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти. Их волнуют лишь свои интересы, проблемы, только свои дела. Они не находят времени даже для близких и родных людей. Не нашли времени и для матери - самого родного человека. Для них на первом месте стоит "Я", а затем всё остальное. Распутин показал оскудение морали современных людей и его последствия.
Приложение № 3.
Анкета: Что мы знаем об определениях и понятиях авторского права?
Авторское право-это____________________________________
Нарушение авторских прав карается______________________________
Как не допустить нарушения авторских прав?___________________________
Какие случаи нарушения авторских прав вам известны?______________________
Меры по созданию авторских прав_______________
Создаем опросники для школьников по прочитанным книгам.
Приложение № 4
Пример литературного опросника
Знаете ли Вы, что такое нравственность?
Нравственность-понятие вечное?
Как решается проблема нравственного и безнравственного поведения человека в произведении В.Распутина «Живи и помни» («Уроки французского» , «Последний срок», «Пожар» и т.д.)?
Какие нравственные категории поднимает писатель своих произведениях?
Как относятся его герои и автор к поступкам, обесценивающих нравственность?
Приложение № 5.
Лента времени
Старое поколение, герои
Трагизм
Молодое поколение, герои
Трагизм
Приложение № 6
ОПРОСНИК
Начало формы
Выберите из списка названий ценностей те, которые вы отнесли бы к истинным:
Доброта мудрость истина красота любовь к людям и природе любовь к деньгам любовь к власти желание власти страсть зависть гражданская ответственность успех милосердие сострадание другое.
Выберите из списка название ценностей, которые вы бы отнесли к второстепенным любовь к близкому человеку лукавство желание власти зависть любовь к деньгам доброта долг чувство сострадания жалость успех другое
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ