Как хлеб на стол пришел? 10 класс

Муниципальное образовательное учреждение «Среднепостольская средняя общеобразовательная школа» Завьяловского района Удмуртской Республики



Как хлеб на стол пришел?

Выполнила: Братухина Ирина

Константиновна ученица 10 класса

Руководитель: Братухина Людмила

Михайловна, учитель удмуртского языка

и литературы 1 категории

Средний Постол 2014



Содержание



Введение ………………………………………………………..3

Глава I.Литературный обзор…………………………………. 5

1.1.Хлеб – всему голова……………………………. .5

1.2. История хлеба……………………………………7

1.3.Интересные факты……………………………… 9

1.4.Зерно в мировой истории…………………… 10

1.5.Лечение хлебом………………………………… 11

Глава II. Материалы и методы исследования……………… 13

Глава III. Результаты исследования…………………………. 15

Выводы……………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………22

Приложения…………………………………………………….....23













3



Введение

Говорят «Хлеб - всему голова». Был обычай-срести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть. Когда пожилые люди учат тому обычаю, молодые улыбаются. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «вы», выказывая хлебу свое почтение. Он, хлебушек, никогда так вольно, как теперь не лежал на столе. Сейчас все в прошлом: голодомор, война, голодные послевоенные годы. Но разве и сегодня не достойно уважения бережное отношение к хлебу?

Дорогих гостей встречали хлебом – солью. Однако не каждый знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб – соль на рушнике, хлеб следует целовать.

О голоде 1787 года русский историк М.М.Щербаков писал: «Едят солому, мякину, листья, сено, лебеду. Но и сего недостает, ибо, к несчастью, и лебеда не родилась…». Не будь хлеба – не было бы и Победы!

К сожалению, нынешнее поколение мало ценит хлеб. Но это и понятно! Благодарим наше старшее поколение за Победу. На мой взгляд, эта проблема актуальна на сегодняшний день. Молодое поколение растет безнравственное: не почитают предков, мало уважают чужой труд, да и свой не могут сохранить.

Хлеб для меня – жизнь, это святое. Хотя написано в Священном Писании: «Не хлебом единым жив человек, а всяким словом…». Я сейчас говорю о хлебе для тела, для существования. Другой хлеб духовный. Я сама дорожу хлебом, как моя мама целую его. И понимаю, каким трудом достается он нам.

4

Мы не видим и не понимаем цену хлеба, потому что нам достается хлеб даром. Бывает, не уважаем труд тружеников, хлеб разбрасываем, пинаем. В своей работе хочу показать, каким трудом, потом добывается Хлеб.

Цель: изучить путь зерна от всходов до получения пышного хлеба, чтобы убедиться, что хлеб насущный достается тяжелым трудом людей многих профессий.

Объект исследования: деревни Верхний Постол и Средний Постол.

Предмет исследования: технология обработки зерна и получения хлеба;

Технология обработки зерна и приготовления хлеба.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме: Аникина В. «От прибаутки до былины», Юдасина Л.С. «Творцы пшеничного хлеба», статью из журнала Митяева А «Мурзилка» и источники из Интернета.

  2. Изучить условия посева, роста и развития зерновых культур.

  3. Выяснить отношение учеников и их родителей.











5

Глава I Литературный обзор

1.1.Хлеб – всему голова

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб – батюшка, хлеб – кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на войну, с хлебом встречали вернувшихся солдат с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь. «Хлеб – всему голова», - гласит народная пословица.[1,с.22].

Лев Юдасин в своей книге пишет, что к хлебу относились с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершил большой грех и за это наказан богами. [2,с.22].

Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человеку. У многих народов считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспеченный хлеб, можно лечить насморк, а черствый – помогает при заболевании желудка и кишечника. Так же, как к хлебу, народ с древних времен относится к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в



6

изгнание. Согласно древним германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.

Мастера – пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробье – монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эвризаку, жившему две тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима. В середине века над входом в пекарни, хлебные лавки часто вывешивали большие кренделя, вырезанные из металла или дерева и покрытые позолотой, - символ мастеров - хлебопеков того времени. Хлебопечение развивалось с незапамятных времен. [16, с. 23]

Для всех, кто занимается озимой пшеницей, осень, как известно, горячая пора сева. Тут дорог каждый день и час. Масса забот, понятно, и в исследовательских сельскохозяйственных учреждениях. Обработка почвы, подготовка семян, планировка делянок, составление сложных разметок: где, какие разместить образцы – все это поглощает уйму времени у технического персонала, у научных работников, у селекционера. Это касается не только озимой пшеницы, но всех культурных злаков, которые человек употребляет в пищу. [2, с.22].

А мы знаем, что « хлеб – всему голова». С давних времен человек не садится за стол без хлеба. «Не сыт обед, коли хлеба не», - гласит народная пословица. [1, с.22].





7

1.2. История хлеба

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше 15-ти тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была о пропитании. В поисках пищи они – то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних злаков: пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, т.е. поджаренные, раздробить и смешать водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно 6,5 - 5 тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом она удивила человека. Тогда – то наши далекие предки из густой зерновой каши стали

8

выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, просеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепёшки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста [4, с. 22], [16, с.23].

























9



1.3. Интересные факты

Знакомясь с литературой, узнали много интересного и полезного для сохранения здоровья. Оказывается, существует хлебная диета. При ряде заболеваний пищеварительной системы врачи рекомендуют сорта хлеба с низким содержанием растительных волокон, не раздражающих стенки пищеварительного тракта. Разработаны различные сорта для профилактического и диетического питания. Зерновой, барвихинский, хлеб с отрубями – при запорах, ожирении и избыточном весе. Белково-пшеничный – при диабете и ожирении; хлебобулочные изделия с повышенным содержанием йода – при заболевании щитовидной железы, сердечно – сосудистой системы.

Многими учеными, в том числе Э. Вагмором доказано, что пророщенная пшеница оказывает благотворное влияние на организм человека. Она способствует самоочищению, омоложению организма, насыщает кровь кислородом, способствует рассасыванию опухолей и долголетью. «проводимая в течении 20 лет экспериментальная работа подтверждает эффективность стимулирующего воздействия пророщенной пшеницы, этого эликсира жизни, на подержание воздействия человеческого организма в любом возрасте, на организацию обмена веществ и деятельность нервной системы», - Э. Вагмор.

Зерновые культуры оказывают благоприятное воздействие на организм не только изнутри, но и снаружи. На основе экстрактов ржи созданы многие крема, призванные бороться против морщин. Вы можете самостоятельно сделать такую маску из отвара василька и ржаной муки (1 ст. л. цветков

10

василька прокипятить на медленном огне в течение 2 минут в трех ст. л. воды, слегка охладить, добавить 10 капель сока лимона, немного ржаной муки), [7, с. 22].

1.4.Зерно в мировой истории

Как мудр наш народ! Вручную обрабатывая землю, убирая колосья с полей, возделывая муку и хлеб, заметили, «одно зерно горсть дает». Если зерно не умрет, то не будет хлеба, а если умрет, будет много хлеба [8,9,10, 13,14 с.23]. В Священном Писании есть такой стих: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» [с.23]

Удивительно, как маленькое зернышко повлияло на развитие всего человечества, превратив первобытного охотника и собирателя в земледельца! Зерно для будущего посева было самым ценным из того, что имел древний человек. Возникновение земледелия некоторые ученые относят к неолиту. Главная зерновая продовольственная культура – пшеница – впервые была культивирована в Месопотамии. Отсюда этот злак прошел по всему миру и на каравеллах Колумба достиг берегов Америки. Пшеничный хлеб ценился очень высоко, т.к. упоминался только на боярских дворах.

Земледелие всегда считалось благородным и священным занятием. Особенно распространено хлебопашество было в древнем Египте. Любопытно, сто отряды египетских жнецов работали под звуки флейты. Уборка урожая для египтян была большим событием – радостным завершением тягостных работ. Первыми орудиями труда были мотыга, борона – суковатка, коса – горбуша, заступ, серп, цепы, каменные зернотоки



11

и ручные жернова. Сегодня трудно представить себе, какого труда стоит возделывать землю, собирать урожай и перерабатывать зерно! [4,5,6,7, с. 23].

Значит люди по всей земле тщательно сберегали хлеб и уважали.





1.5. Лечение хлебом

Издавна на Руси хлебом лечились от множества недугов. На Украине, например, шариками горячего мякиша пшеничного хлеба «выкатывали» опухоли желез при золотухе. Ржаной хлеб знахари использовали для «выкатывания» других болезней – болезнь как бы переходит на ржаной хлеб. Ниже собраны некоторые простые рецепты, вполне эффективные и в наши дни.

При насморке.

Ржаной сухарь или кусочек сухого хлеба положите на горячую плиту. Когда он начнет гореть, нужно вдыхать дым через нос в течение 2 -5 минут. Такую процедуру нужно повторять 2-4 раза день.

При ангине.

Кусочек белого хлеба опустите в кипящее молоко, а когда мякиш пропитается и немного остынет, выньте и съешьте. Эту процедуру надо повторять 3 раза в день.

При ячмене, воспалении глаз.



12

Приготовьте припарку из ржаного хлеба и сока (или массы) прокрученной через мясорубку надземной части подорожника. При мигрени.

Срезать с буханки ржаного хлеба ржаного хлеба нижнюю корку. Смазать виски растительным маслом и приложить к каждому по кусочку корки.

При заболеваниях желудка.

Поджарьте кусочек белого хлеба на одной чайной ложкой растопленного масла. Когда хлеб остынет, поместите его на 30 минут в стакан с питьевой водой. Полученный настой пейте по 3-4 раза в день. Для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки залейте ½ пачки (10-12 г) лаврового листа 1 стаканом кипятка и прокипятите в течение 5 минут. Смелите в порошок 3 столовые ложки семян подорожника, смешайте с приготовленным отваром. Пока он остывает, выньте хлебный мякиш из 1 буханки ржаного хлеба и смешайте с 2 чайными ложками цветочной пыльцы и 1 столовой ложкой липового меда. Затем разведите мякиш остывшим отваром сформуйте маленькие, размером с горошину, шарики. Их нужно высушить на разогретой глиняной тарелке. Эти шарики нужно принимать по 2 штучки 5 раз в день 2 курсами по 9 дней с недельным перерывом. Шарики можно запивать водой. В период лечения отказаться от жирной пищи.

При поносе.

Поджарьте кусочки ржаного хлеба и опустите на некоторое время в воду. Затем эту воду надо выпить.

При воспалении кожи.





13

Измельчите пшеничный хлеб, смешайте с водой, добавьте меда до получения вязкой массы. Накладывайте эту смесь на больные места по несколько раз в день на 15-20 минут.

В этой главе даны более распространенные болезни, через которые проходят почти все дети в маленьком возрасте. Видим, что хлеб имеет большую целебную силу. Не нанося вред другим органам, можно получить исцеление. Каждый человек может применить эти рецепты для поддержания здоровья и исцеления.





Глава II. Материалы и методы исследования

Исследовательскую работу начали в августе месяце прошлого 2009 года и продолжили до октября месяца 2010 года.

15 мая 2010 года на приусадебном участке посеяли зерновые культуры трех видов: пшеницу, овса, протравленного ячменя. Семена по 100 штук каждого сорта. Участок выбрали обычную грядку, где рядышком посеяли морковь, полтора квадратных метра, почва умеренно кислая [17 с.23].

В исследовании пользовались разными методами и методикой.

Использовали метод опроса респондентов, тестирование, беседу, наблюдение. Знакомились с источниками информации. Материалом для изучения послужили злаковые культурные растения по данной теме: семена пшеницы, ячменя, овса по 100 штук для эксперимента. Провели анкетирование по анкете, составленной нам по следующим вопросам:

  1. Самый главный продукт на столе?

  2. Из чего выпекают хлеб?

  3. Каких сортов бывает хлеб?

  4. Всегда ли мы дорожим хлебом?

14

  1. Можете ли Вы прожить без хлеба?

В опросе участвовало 86 человек. Среди них были школьники с третьего по 11 класс и взрослое население.

Провели опрос среди населения по следующим вопросам:

  1. Как экономно расходуют хлеб?

  2. Сколько покупают и сколько съедают за день?

  3. Сколько выбрасывают в отход?

  4. Можно ли научить экономить хлеб?

  5. Почему мы не ценим хлеб?

Беседуя с агрономом сельхозпредприятия Братухиной Людмилой Михайловной, узнали о готовности и всхожести семян к посеву. Узнали сроки посевов зерновых культур, узнали примерные сроки созревания семян, их характерные черты.

Прошлым летом увидела, как комбайны убирают урожай с поля, как рано выходят комбайнеры на работу и поздней ночью приходят в свои семьи. Катались на комбайне [14,15с.23].Побывала на зернотоке, увидела, как сортируют и сушат зерно.

Я тоже решила увидеть на собственном опыте, как заполняются колосья, как растет хлеб [10,11,12,13,14,15 с.23].















15

лава III.Результаты исследований



В результате исследования узнали, что прежде чем сеять зерно, надо осенью провести зяблевую вспашку – готовят землю под посев к весне, затем дискуют, пашут, культивируют участок. Весной немножко по-другому: боронуют (для задержания влаги), культивируют, прикатывают, сеют. Семена проходят особую обработку: первый раз сортируют через ворохоочиститель (освобождают от мякины). Сортируют через сортировку С М – 4 (сортировка механизированная, 4 – тонны в час) или ОС – 4,5 тонн в час. При сортировке решетки меняют. Сортируют триерными барабанами, где зерно делят по фракциям: на битое и небитое, чистое. Производится калибровка семян: хорошее зерно идет на посев, а фураж (отходы, мякина) используют для скота. Узнали, что семена крупные и очень мелкие негодны для посева. Лучше всего семена средние. Семенная инспекция, находящаяся в городе Ижевске, проверяет на чистоту и влагу – на посевную годность. На чистоту берут 1 кг., 0,5 кг. – на всхожесть. «На нашей территории лучше растет овес. Конечно, ценней пшеница, потому что качество лучше, клейковины больше, пригодна в хлебопекарне для мучных изделии, - » говорит респондент Братухина Л.М. [21,с.23].

















16

Таблица № 1.

Рост и развитие растений.

П/П

/№



Мероприятия и наблюдения

культуры

овес

ячмень

пшеница

1.

Посев семян.

15мая

15 мая

15 мая

2.

Появление всходов.

25 мая

Через 10 дней

21 мая

Через 7 дней

23 мая

Через 9 дней






3.

Разветвление ростков ( в виде колец).

8 июня

4 июня


11 июня

4.

Образование колосьев.

22 июня

21 июня

23 июня

5.

Созревание колосьев.

31 июля

31 июля

31 июля



Посеяли по 100 штук пшеницы, ячменя и овса. Почти все перечисленные культуры взошли в одно время - через 7 -9 дней. 21 мая появились первые всходы ячменя и пшеницы. 25 мая – через 10 дней полностью взошел овес. Заметили, что всхожесть ячменя самая лучшая [10,11,с 23].

На вопрос, от чего зависит всхожесть семян, обратились к респонденту – агроному Братухиной Людмиле Михайловне. Она объяснила, что существуют различные причины: почва, семена, обработка земли. Семена ячменя были протравленные – это тоже много значит. Почва была готова к посеву, потому что перед посевом всегда проверяют участок, после каких культур можно сеть, с кем дружат. Из ста зерен овса взошло 92,

17

пшеницы – 88, ячменя – 96 штук. Выяснилось, что у протравленного зерна корни меньше сгнили. Раньше всех культур 4 июня ячмень начал разветвляться.16 июня появились кольца [12, с.23]. Снова видна разница - стебелек толще и крупнее. 21 июня начал желтеть ячмень, 22 июня – овес,23 – пшеница [13 с.23].

Таблица №2



Качество всхожести семян.

/№

П/П

Наблюдения


Культуры

овес

пшеница

ячмень


1.

Количество семян

92

88

96


2.

Длина роста культур

9 см

12 см

14,5 см


3.

Количество колосьев

99

110

286




Через 68 -79 дней культуры начали желтеть по очереди. Первым начал созревать ячмень, вторым – овес, третьим – пшеница. 31 июля убрали урожай – колосья. Что получилось: из ста зерен овса вышло 99 колосьев, пшеницы – 110, а ячменя – 286 колосьев [2 с.23]. Снова увидели разницу в росте, созревании культур. [1,с.23].















18

Таблица №3

Результаты анкетирования.

/№

П/П





Вопросы





Всего опрошенных

Ответы

Дети


Взрослые

Коли

чество

%

Коли

чество


%








1.

Самый главный продукт на столе?

86

6

8

80

27

2.

Из чего выпекают хлеб?

86

20

7

58

19

3.

Каких сортов бывает хлеб?

86

35

11

45

18

4.

Всегда ли мы дорожим хлебом?

86

18

6

45

23

15

8

5.

Можете ли Вы прожить без хлеба?

86

7

15

79

36



Социальный опрос населения, где участвовали взрослые и дети, показал, что из 86 опрошенных самым главным продуктом на столе 80 человек считают хлеб, 6 человек считают (дети) кашу, мясо, варенье, салат, суп, фрукты.





16

На второй вопрос ответы были разные: хлеб пекут из муки – ответили взрослые; из теста, из зерна, дрожжей, воды, соли – такой дали ответ в основном дети.

На вопрос, каких сортов бывает хлеб, тоже разные ответы: дарницкий, украинский. Сорт первый, второй, зерновой, черный, белый, ржаной. Отрадно, что люди знают сорта, качество и каждый имеет выбор. Хвала нашим пекарям.

Всегда ли мы дорожим хлебом? 45 человек из 85 ответили – всегда, 18 человек – не всегда, 23 человека – не дорожим. Можем ли прожить без хлеба – ответ «да» дали 7 опрошенных из 86 [2,с.23].

Взрослые хлеб расходуют экономно. Молодое поколение не задумывается об этом и не ощущает такой необходимости. Небольшая масса населения не съедает купленный хлеб. Остатки дает животным, считая, что это в какой – то степени считается экономией. Одна – две семьи специально покупают хлеб для собаки, мотивируя тем, что чем – то надо ведь кормить.

Проследив школьные обеденные перерывы, заметили, что дети 1 – 8 классов, хлеб не доедают. Старшеклассники хорошо едят хлеб.

Проследили завтраки и обеды в дошкольном учреждении. Убедились, что дети из первой младшей группы (29 человек) норму хлеба съедают все. Во второй младшей группе 24 человека, хлеб съедают все. В средней группе 24 человека, меньше едят хлеб, но зато берут добавку каши или супа, 1-2 человека плохо кушают. В старшей группе 22 ребят, дети съедают свою дневную норму.

В магазин Ижевского потребобщества привозят 8 кассет по 14 буханок хлеба (112 буханок) и 5 батонов, их плохо покупают. Продавцы Надежда Михайловна Кузнецова и Эльвира Николаевна Федорова считают, что для

17

нашего населения немного и немало, то есть достаточно. Тем более существуют конкуренция - на территории еще 2 частных магазина, где тоже торгуют хлебобулочными изделиями.

Провели социологический опрос среди населения по следующим вопросам:

  1. Сколько человек проживает в семье?

  2. Сколько покупают хлеба каждый день?

  3. Сколько съедают?

Всего опрошено 25 человек. Пришли к выводу, что почти каждая семья покупает полбуханки или 1 буханку хлеба на одного человека, на выходные дни на 1-2 буханки больше. Среди опрошенных респондентов встретились экономные хозяйки. Об этом сами заявили, что жалко хлеб давать даже скотине, потому что им мы дорожим. Тем более для животных специально выпускают комбикорма. Дорожить хлебом их научили бабушки и дедушки. Много было бесед на эту тему, рассказов о трудных и голодных военных днях. Купленный хлеб доедаем. Даже если остается, то перерабатывают в гренки, сухарики, жарят с яйцом на молоке.

Оригинальный ответ на вопрос получили от агронома Братухиной Людмилы Михайловны. На вопрос «как сэкономить хлеб», она ответила: «Должно быть на стол больше фруктов, овощей, салатов.…Так и хлеб пойдет лучше, экономнее».

Проанализировав сделанные опросы, беседы, практические работы- эксперименты, общаясь со специалистами, можно сделать некоторые обобщения. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. Чтоб попасть пышному хлебу на стол, надо пройти долгий и нелегкий путь. В основном люди начинают ценить хлеб лишь тогда, когда сами зарабатывают его. Основная масса населения хлеб считают главным

18

продуктом на столе. Чем взрослее становятся люди, тем больше начинают понимать бесценность его и суть. Понимают, что это символ жизни человека.

















































19

Выводы

Анализируя литературу и знакомясь с источниками информации по данной теме, узнали:

I.1.1.Наш народ хлебосолен, хлеб- всему голова.

  1. . Первый хлеб имел вид каши, печеный хлеб – настоящий пирог с воздушной начинкой.

1.3. Разработаны различные сорта хлеба для профилактического диетического питания.

1.4.Земледелие считалось священным занятием.

1.5.Каждый человек может применить простой рецепт из хлеба.

II. Использование разных методик и методов помогли достоверно и правильно решить поставленные задачи.

III. Проводя исследования, изучая на собственном опыте процесс приготовления хлеба, убедилась, что хлеб –бесценное богатство. Каждый человек, живя на этой земле, поймет, что хлебом надо дорожить, уважать и почитать его, уважать труд тружеников. Хлеб – это жизнь, хлеб – всему голова, потому что Он насущный, необходимый для человека, пока он живет, работает. Хлеб – это святое, общее богатство. И наша задача, взрослых людей, научить молодых ценить хлеб, экономить. Мы должны воспитывать к нему бережное отношение. Ломоть хлеба – символ жизни человека, поэтому относиться к нему надо как к самому дорогому.

Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников – земледельцев, в нем пот и кровь предков. Давайте учиться беречь хлеб наш!







20

Литература и источники


  1. Аникин В.. «От прибаутки до былины», для семейного чтения. Русский фольклор.-1991.

  2. Юдасин Л.С. «Творцы пшеничного колоса», книга для внеклассного чтения, Москва «Просвещение», 1982.

  3. Митяев А., журнал «Мурзилка»,№3, 1986.

  4. «Мастера хлебопечения» www hlebopekar.ru\hleb\ мастера – хлеблпечения.

  5. www.kazakh-zerno.kz/index.php? Option…view=article…

  6. www.kraushka.ru/history.html

  7. www.medica lbrain.ru/narodnaya – medicina …xlebom.html

  8. www.medica lbrain. ru/narodnaya - medicina…xlebom.html

  9. www.medica lbrain. ru/narodnaya - medicina…xlebom.html





























































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ