Классификация языка


ВВЕДЕНИЕ

На земном шаре имеется, по разным подсчетам, от трех до шести тысяч языков. Одни языки более похожи друг на друга, другие – менее похожи. Наиболее сходные языки объединяются в группы, группы объединяются в семьи языков. Как показывают данные генетики, палеонтологии и лингвистики, все человечество имеет общее происхождение.

Знаменитый исследователь живой природы, английский ученый Чарльз Дарвин пришел к выводу, что ближайшим генетическим родственником человеку является обезьяна. Человек и обезьяна произошли от общего генетического предка, которого Ч. Дарвин назвал питекантропом (примитивным человеком). Первыми человекоподобными предками стали неандертальцы. Неандертальцы появились на Земле примерно 1-2 миллиона лет тому назад. Это были довольно высокие существа (от 2,5 до 3 метров), покрытые шерстью, характеризующиеся прямохождением, но не умеющие говорить. Неандертальцы уже могли пользоваться орудиями, огнем, умели изготавливать примитивные орудия, готовить пищу. Они имели некоторые общие обычаи, например, похоронные обряды.

Современные люди, так называемые homo sapiens («человек разумный»), появились на Земле примерно 250-300 тысяч лет тому назад. Черепа homo sapiens были обнаружены палеонтологами в пещере Кроманьон на юге Франции. Поэтому первых представителей рода homo sapiens стали называть кроманьонцами.

Существуют разные теории происхождения кроманьонцев. Из них самой распространенной является трудовая теория, в соответствии с которой люди современного типа возникли в процессе интенсивного изготовления и использования орудий труда.

Однако трудовая теория не может полностью объяснить изменения физиологического облика кроманьонца по сравнению с неандертальцем. Объяснение этому факту дал отечественный физиолог и писатель Иван Ефремов. Он пришел к выводу, что изменения внешнего облика было связано с прохождением Земли через зону повышенной радиации. Биологам известно, что если обезьяну облучить, то у нее отпадает хвост, выпадает шерсть и сокращается период беременности. Обезьяна вынашивает своего детеныша 11 месяцев, а человек – 9, или даже 7 месяцев. При этом детеныш обезьяны уже при рождении приспособлен к лазанию по деревьям, а человеческий ребенок рождается «недоношенным», неприспособленным к самостоятельному проживанию. Он нуждается в опеке, кормлении и воспитании со стороны матери. Но этот недостаток превратился в достоинство человека. Воспитанный родителями детеныш научился говорить и стал вполне социализованным членом человеческого общества.

Как и все живое на Земле, человек современного типа появился в одном месте, и только потом расселялся по всей планете. До сих пор существуют разные гипотезы о месте возникновения первобытного человека. Некоторые ученые считают, что это был северо-восток Африки, другие (в основном, американские) считают, что это был Индокитай, где водятся до сих пор обезьяны-носачи, обладающие прямохождением. Но есть гипотеза, которой придерживаются в основном отечественные ученые. В соответствии с этой гипотезой родиной первобытного человека был материк, находившийся на месте нынешнего Индийского океана. Ученые называют его Лемурией (от слова «лемур», что означает «призрак»).

В дальнейшем этот материк исчез в результате землетрясений, разломов и опускания земной коры. Судя по всему, осколками этого материка являются остров Мадагаскар и Индонезийские острова (животный и растительный мир этих островов сходен, как и языки населяющих их людей). Произошло это примерно 40-50 тысяч лет тому назад. Дно Индийского океана до сих пор опускается со скоростью около одного метра в столетие.




































ГЛАВА I
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ


В памяти человечества остались некоторые из земных катастроф. Ближайшая катастрофа, сопровождавшаяся огромными наводнениями (потоп) произошла свыше 5 тысяч лет назад и была описана в Библии и других памятниках культуры. Другая, более мощная катастрофа произошла около 12 тысяч лет назад. Она осталась в памяти древних египтян и греков. В результате этой катастрофы возник разлом земного шара по экватору, и погибли материки Атлантида (в Атлантическом океане) и Гиперборея (в Северном Ледовитом океане), сместились полюса Земли. Самая древняя земная катастрофа, еще сохранившаяся в памяти некоторых народов Африки и Южной Америки, произошла 26 тысяч лет назад. В результате этой катастрофы исчезла одна из двух лун Земли и планета Фаэтон, на месте которой образовалось кольцо астероидов.

Эпоха, в два раза более далекая, чем эта запомнившаяся катастрофа, не оставила следа в памяти человека, поскольку он еще не научился тогда закреплять свою память в символических обозначениях. Но несомненно, что жители Лемурии говорили на одном прачеловеческом языке. Эту гипотезу выдвинул известный датский ученый Х. Педерсен (начало ХХ века), который назвал праязык ностратическим языком (от лат nostras, что означает «наш»). Первый опыт словаря ностратического языка сделал отечественный ученый В.М. Иллич – Свитыч.

По данным палеонтологии, образовались две зоны компактного проживания людей. Первая зона (назовем ее западно-ностратической) сконцентрировалась в районе нынешнего Ирака (где по преданиям находился западный рай – Эдем), Саудовской Аравии и Ирана. Второй район компактного обитания находился в районе Непала, Восточной Индии и Западного Тибета (где, по преданию, находилось место восточного рая – Шамбалы). Из этих двух районов началось расселение человека по всему земному шару.

Жители западно-ностратического региона двинулись в Африку до самого ее юга, в Среднюю Азию, а в дальнейшем – в Европу. Со временем образовались разные языковые семьи. На самом юге Африки появилась кайсанская семья языков, на западе средней Африки возникла нигеро-конголезская семья языков, на востоке средней Африки – нило-сахарская семья языков, на севере Африки, в Аравии и передней Азии – афразийская семья языков (которую ученые-языковеды называли также семито-хамитской). На Кавказе появилась кавказская семья языков, а в Средней Азии – индоевропейская семья языков.

Обитатели восточно-ностратического региона стали перемещаться на юг, на восток и на север. В Австралии и на ближайших к ней островах появилась австралийская семья языков, на Индонезийском архипелаге и островах Тихого океана австронезийская семья языков, на Индокитайском полуострове и на западе от него возникла австроазиатская семья языков, на Индостанском полуострове появилась дравидская (драведийская) семья языков, в районе Китая и Тибета возникла китайско-тибетская семья, в Китае появилась также семья языков под названием Мяо-Яо. Севернее Китая, в Сибири, Средней Азии и Приморье появилась огромная суперсемья языков – урало-алтайские языки. На северо-восточном побережье, ближайших островах и севере Американского континента возникла семья палеоазиатских языков (древнеазиатских). 35 тысяч лет назад, когда на месте нынешнего Берингова моря была суша, соединявшая Азию и Америку, часть первобытных людей переселилась на Американский континент и двинулась с севера на юг. Так возникли америндские языки.


Арийская подсемья

Нуристанская ветвь

Индоиранская надветвь

Индоарийская (индийская) ветвь

Новоиндийский период

Дардская ветвь
Иранская ветвь

Палеобалканские языки

Внутри палеобалканских языков прослеживаются родственные группы, но объединение всех данных языков в единую ветвь представляется спорным; сходство лексики могло быть приобретённым.

Греко-фригийско-армянская группа

Фригийско-армянская подгруппа
Греческая подгруппа

Иллирийская группа

Фракийская группа †

Балто-славянская ветвь

Гипотетическая группа языков, из которой, предположительно, выделились балтийская и славянская группы индоевропейских языков.

Славянская группа

Балтийская группа

Германская ветвь

Восточногерманская группа †

Северогерманская (скандинавская) группа

Западногерманская группа

Венетский язык

Итало-романская ветвь

Италийская группа

Романская группа

Кельтская ветвь

Тохарская ветвь

  • Тохарский А (восточно-тохарский) †

  • Тохарский Б (западно-тохарский) †

Анатолийская (хетто-лувийская) ветвь

Отвергнутые или недостоверные гипотезы

Для следующих мёртвых языков ещё в середине ХХ в. предполагалось индоевропейское происхождение, но в настоящий момент оно отвергнуто либо подвергается сомнению большинством исследователей:

Примечание: † — мёртвый язык












ГЛАВА II

ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ
Общее представление и происхождение
Группы индоевропейских языков



Индоевропейские языки - одна из крупнейших семей языков Евразии, распространившаяся в течение последних пяти веков также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке. Поскольку сравнительно-исторический метод и соответственно сравнительно-историческое языкознание возникли на основе изучения ряда языков, которые позже были названы индоевропейскими ("индогерманские" - в немецкой лингвистич. традиции), И. я. были первой языковой семьей, постулированной как особая форма объединения языков по генетическим связям. Выделение в науке других языковых семей, как правило, непосредственно или хотя бы опосредствованно, ориентировалось на опыт изучения И. я., подобно тому как сравнительно-исторические грамматики и словари (прежде всего этимологические) для других языковых групп учитывали опыт соответствующих трудов на материале И. я., для которых эти труды впервые были созданы. Этим определяется роль И. я. как единой языковой семьи и исследований в области изучения И. я. для развития исторического языкознания.

Основания для выделения И. я. в особую семью лежат в области сравнительно-исторического языкознания, и именно его принципами определяется характер подобия (и его степень) языков, классифицируемых как И. я. Состав индоевропейской семьи языков определяется следующим образом.


Хеттско-лувийская, или анатолийская, группа (в Малой Азии) представлена рядом языков двух различных хронологических периодов: 18-13 вв. до н. э.- хеттский клинописный, или неситский (древнейший памятник - надпись хеттского царя Аниттаса, позже - тексты ритуального, мифологического, исторического, политического, социально-экономического характера; эпические, автобиографические, завещательные тексты, остатки гимновой традиции и т. п.), лувийский клинописный, палайский (тексты на обоих - 14-13 вв. до н. э.; палайские отрывки скудны); к промежуточному периоду относится иероглифический хеттский (иероглифический лувийский), просуществовавший до 9-8 вв. до н. э.; тексты этой письменности во 2-м тыс. до н. э. начинаются, возможно, еще с 16 в. до н. э. (булла с оттиском печати царя Испутахсу), но они пока не читаются, и вопрос об их языковой принадлежности остается открытым; античное время - лидийский (в основном надписи 7-4 вв. до н. э., ср. лидийско-арамейские билингвы; т. наз. паралидийские надписи пока не объяснены с точки зрения их языковой принадлежности), ликийский (ср. ликийско-греческие билингвы и особенно большую надпись из Ксанфа; выделяют ликийский А и ликийский Б, или милийский), карийский (надписи 7-3 вв. до н. э.; т. наз. пракарийские и кароидные надписи еще не дешифрованы, и принадлежность соответствующих языков не установлена), сидетский (ряд надписей, среди которых два сравнительно больших текста посвятительного характера), писидийский (16 кратких эпитафий); возможно, сюда же следует отнести некоторые "малые" языки, известные из греческих глосс и по топономастическим материалам, типа киликийского, ликаонского, мэонского (мавнского).


Индийская, или индоарийская, группа (северная половина Индийского субконтинента, о. Ланка): древний период - ведийский язык (древнейшие тексты - собрание гимнов "Ригведы", кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э.), санскрит, известный в нескольких вариантах - классическом, эпическом и т. наз. буддийском (иногда выделяют также ведийский санскрит), возможно, особый "месопотамский" древнеиндийский, о котором можно судить по отдельным словам и именам собственным в переднеазиатских источниках с середины 2-го тыс. до н. э.; средний период - среднеиндийские языки, или пракриты, среди которых особенно известны пали (язык буддийского Канона, наиболее архаичный из пракритов и более всего близкий к древнеиндийскому), пракриты надписей Ашоки, т. наз. ранний пайшачи, пракриты некоторых ранних эпиграфических документов, т. наз. литературные пракриты - как северо-западные (шаурасени - довольно значительные прозаические фрагменты в пьесах), так и восточные (магадхи - реплики в пьесах со следами диалектной дифференциации, литературная обработка слаба и непоследовательна; махараштри - светская поэзия, поэмы, лирическая антология Халы и т. п.); промежуточное положение занимает ардхамагадхи (язык джайнской литературы); пракриты эпиграфич. текстов 1-4 вв. н.э., пайшачи, чулика-пайшачи, пракрит документов на кхароштхи из Восточного Туркестана (северо-западный пракрит); поздние пракриты, или апабхранша; новый период - 1) центральная группа - хинди; 2) восточная группа - бихари (майтхили, магахи, бходжпури), бенгали, ассамский, ория (или одри, уткали); 3) южная группа - маратхи; 4) сингальский язык; 5) северо-западная группа - синдхи, лахнда (ленди), панджаби; 6) западная группа - раджастхани, гуджарати, бхили, кхандеши; 7) группа пахари - восточный пахари (он же непали), центральный пахари, кумаони, гархвали, западный пахари. Особого упоминания заслуживает недавно обнаруженный в Средней Азии индийский язык парья. Цыганский язык, представленный в Индостане рядом диалектов, довольно широко распространен и за его пределами (в Европе). Возможно, к индо-арийской группе восходят и близкие к ней дардские языки, связываемые, впрочем, некоторыми специалистами с иранскими языками, но чаще рассматриваемые как третья равноправная группа внутри индоиранской семьи (наряду с индоарийской и иранской). Обычно выделяют нуристанские языки, центрально-дардские, восточно-дардские, или собственно дардские.

Иранская группа: древний период - авестийский (прежде назывался зендским; язык собрания священных текстов "Авесты", самые ранние рукописи - с 13-14 вв., они отражают канонический текст сасанидской "Авесты" сер. 1-го тыс., который в свою очередь восходит к еще более ранним, "аршакидским", записям, сохраняющим некоторые черты, видимо, современные ведийской эпохе); древнеперсидский (язык ахеменидских клинописных надписей 6-4 вв. до н. э., важнейшая из них - Бехистунская), принадлежащий к западно-иранским диалектам, как и мидийский (язык, о котором можно судить по топономастическим данным, обычно в несовершенной передаче); скифский язык, напротив, как и авестийский, отражает восточно-иранские диалекты (ок. 200 основ, восстанавливаемых на материале греческих записей скифских наименований людей и мест при контроле со стороны некоторых других восточно-иранских языков более позднего времени); средний период (4-3 вв. до н. э.- 8-9 вв. н. э.) - среднеперсидский, или пехлеви (2-3 вв. н. э.; надписи на печатях, монетах, геммах, сосудах, наскальные надписи, манихейские документы 8-9 вв. и особенно, конечно, богатейшая вероучительная литература зороастризма, а также тексты светского содержания), парфянский (хозяйственные документы, надписи, письма, с 1 в. до н. э.; манихейские тексты), относящийся к западно-иранской языковой области, и согдийский (по языку несколько различаются между собой буддийские, манихейские и христианские тексты на согдийском), хорезмийский (фрагмент надписи на сосуде 3 в. до н. э., документы архива из Топрак-Кала предположительно 3 в. н. э., глоссы в арабском сочинении 13 в., фразы в арабско-персидском словаре 11- 12 вв. и т. п.), сакский, или хотаносакский, язык ираноязычных надписей на брахми из Хотана, Тумшука ("тумшукский" диалект) и других мест, 7-10 вв. (обычно различают древнехотанский и позднехотанский), принадлежащие восточно-иранской диалектной области; сюда же, видимо, относятся бактрийский язык, или т. наз. этеотохарский, о котором можно судить прежде всего по недавно найденной относительно большой надписи из Сурхкоталя (Северный Афганистан, предположительно 1-2 вв.) и по легендам на кушанских и эфталитских монетах, и, несомненно, аланский язык, продолжающий скифо-сарматские диалекты и имевший распространение на Северном Кавказе, в южнорусских степях: сохранилось несколько аланских фраз у византийского писателя 12 в. Иоанна Цеца, Зеленчукская надгробная надпись 10 в., топономастические данные и аланские заимствования в венгерский язык; новый период (с 8-9 вв.) - персидский (другие наименования - фарси, парси, парси-и-дари) - язык многовековой литературы, иногда особо выделяют современный персидский, отличающийся в ряде отношений от классического персидского; таджикский, пушту (пашто, афганский), курдский, лурские и бахтиярские диалекты (бесписьменные, на юго-западе Ирана), белуджский, или балучи, татский, талышский, гилянский и мазандеранский, диалекты Центрального и Западного Ирана (язди, или габри, наини, натанзи, хури и др.), парачи, ормури, кумзари, принадлежащие к западно-иранским, осетинский, памирские языки, среди которых - шугнанский, рушанский, бартангский, орошорский, сарыкольский; язгулямский, ишкашимский, ваханский, мунджанский, йидга, принадлежащие к восточно-иранским.

Тохарская группа, где выделяют тохарский А (он же восточно-тохарский, карашарский или турфанский) и тохарский Б (он же западно-тохарский, кучанский) (Синьцзян, 5-8 вв.).

Армянский язык: древнеармянский - грабар, язык древнейших памятников 5-11 вв., включающих религиозные, исторические, философские и другие тексты, в значительной степени переводные; среднеармянский 12-16 вв.; новоармянский - с 17 в., когда создается "гражданский язык" - ашхарабар, легший в основу восточного варианта литературного языка; на основе говоров турецкой Армении сложился западный вариант армянского литературного языка, на котором также существует богатая литература.

Фригийский язык (в западной части Малой Азии): старофригийские надписи 8-3 вв. до н. э., новофригийские надписи 2-3 вв.; фригийские глоссы у Гесихия и других греческих и византийских авторов; фригийская топономастика.

Фракийский язык (в восточной части Балкан и на северо-западе Малой Азии): известно несколько кратких надписей - из Кёльмена (6 в. до н. э.), Езерова (5 в. до н. э.), Дуванлы (5 в. до н. э.) и т, п., в отношении которых предлагаются разные варианты дешифровок; фракийские глоссы у античных и византийских авторов, ряд дакийских названий растений, обширный топономастический материал; с фракийским языком были связаны дако-мизийские говоры, ср. мизийскую надпись из Уюджука (4-3 вв. до н. э.).

Иллирийская группа (в западной части Балкан и отчасти в юго-восточной Италии): выделяют собственно иллирийский, вероятно, обладавший рядом диалектов (известен по ряду глосс у греческих и латинских авторов и довольно обширным топономастическим данным; эпиграфических памятников, строго говоря, нет), и мессапский (Южная Италия, около 350 надписей 6-1 вв. до н. э., ряд глосс, чаще всего у Гесихия, топономастический материал).

Албанский язык: первые памятники с 15 в.; некоторые ученые видят в албанском потомка иллирийского языка, другие считают его продолжением фракийского.

Венетский язык (в северо-восточной Италии) представлен материалом около 250 надписей 6-1 вв. до н. э.; в прежних классификациях нередко зачислялся в италийскую группу; об отношении этого языка к племени венетов - вендов античных источников, помещаемых на южном побережье Балтийского моря, ничего определенного сказать нельзя.

Греческая группа представлена рядом древнегреческих диалектных группировок: ионийско-аттическая, аркадо-кипрская (ахейская), северо-восточная, западная; древнейшие тексты - крито-микенские надписи из Кносса, Пилоса, Микен и т. д., написанные на табличках линеарным Б письмом и датируемые 15-11 вв. до н. э.; язык поэм Гомера сложился, вероятно, около 9 в. до н. э.; несколько позже появляются тексты лирических поэтов, трагиков, обширный эпиграфический материал и т. д.; к 4 в. до н. э. на основе аттического диалекта складывается койне, с начала нашей эры до 15 в. - среднегреческий (византийский), далее - новогреческий в двух вариантах - книжном и более архаичном (кафаревуса) и близком к разговорному (димотика).

Италийская группа (на Апеннинском полуострове): древний период - латинский, представленный вначале говором Рима и его окрестностей, а позже распространившийся на всю Италию, оттеснив. затем и вытеснив другие языки, а далее - и на значит, часть Европы от Пиренейского полуострова и Галлии до Дании и Северной Африки (древнейшие тексты: надпись на Пренестинской фибуле, ок. 600 до н. э., подлинность которой в последнее время была поставлена под сомнение; сильно поврежденная надпись на форуме, 6 в. до н. э.; т. наз. Дуэнова надпись, от 6 до 4 вв. до н. э.; позже - Сципионовы эпитафии, литературные, правовые, исторические, научные, публицистические и т. п. тексты), фалискский (несколько надписей, в т. ч. 7-16 вв. до н. э.; имена собственные), певкинский (скудные остатки), оскский, или осский (язык племен кампанской федерации; известно ок. 300 надписей 5 в. до н. э. - 1 в. н. э., наиболее известен текст Бантинского закона), умбрский (немногочисленные надписи и один крупный италийский текст - "Игувинские таблицы", наиболее поздняя часть которых датируется 2 в. до н. э.); возможно, сюда же относились и некоторые другие рано исчезнувшие и/или не оставившие после себя текстов языки, как, например, сикульский в Сицилии (несколько глосс); средний период - народная латынь (вульгарная латынь) и формирующиеся на ее основе локальные варианты "романской" речи; новый период - романские языки. Романская группа включает французский, окситанский (провансальский), испанский, каталанский, галисийский, португальский, итальянский, сардский (сардинский), ретороманский, румынский. молдавский, арумынский (или аромунский, македоно-румынский), истро-румынский, мегленитский, или меглено-румынский, вымерший в конце 19 в. далматинский; на основе романских языков возникли креольский язык (в результате скрещения с языком туземцев на о. Гаити) и некоторые искусственные международные языки типа эсперанто.

Кельтская группа (на крайнем западе Европы - от Ирландии и Шотландии на севере до Пиренейского полуострова на юге), в которой обычно выделяются 3 группировки: 1) галльская, представленная галльским языком, распространившимся на территории Франции и Северной Италии, а позже и далеко к востоку - на Балканы и даже в Малую Азию; надписи скудны и обычно далеки от ясности, среди них - известный календарь из Колиньи; есть глоссы и топономастические факты в трудах античных авторов; в первые века н. э. галльский прекратил свое существование; 2) бриттская, представленная двумя живыми языками - валлийским (уэльским, памятники с 11 в.) и бретонским, известным по глоссам с 8 в., а по литературным текстам с 14 в., и корнским, вымершим в 18 в. (известен глоссарий 13 в. и тексты, начиная с 15 в.); 3) гойдельская, представленная самым многочисленным из современных кельтских языков - ирландским ("огамические" надписи с 4 в., многочисленные глоссы с 7 в. и далее - богатая литература; выделяют древнеирландский, среднеирландский и новоирландский), а также гэльским (шотландским) и вымершим мэнским; особо следует назвать кельтский язык (или языки) Испании, появившийся здесь около середины 1-го тыс. до н. э. с севера и вымерший, видимо, к эпохе Великого переселения народов, обычно его называют кельтиберским, иногда к кельтским причисляют лепонтийский язык, известный по немногочисленным реликтам; заслуживают внимания несомненные следы кельтского элемента (в виде заимствований и топонимии, не говоря уже об археологич. данных) в Центральной и Восточной Европе (южная Германия, Австрия, Чехия, территория к западу от Карпат, Балканы), а также в Малой Азии (галаты); кельтский субстрат оказал особое влияние на развитие романских языков.

Германская группа, в которой представлены 3 группировки: 1) восточно-германская - готский [перевод Библии Ульфилой (Вульфилой) в 4 в.; ряд мелких текстов и надписей, в т. ч. и предшествовавших переводу]; в 16 в. было записано несколько слов на "крымско"-готском языке О. Г. фон Бузбеком; в Италии, Испании, на Балканах готский исчез очень рано; в группировку входят и некоторые другие рано вымершие и почти не оставившие следов языки типа вандальского, бургундского и др.; 2) заадно-германская - верхненемецкий, причем обычно различают древневерхненемецкий, 8-11 вв. (глоссы; перевод устава бенедиктинцев Сен-Галлена, кон. 8 в.; переводы молитв, богословского трактата Исидора Севильского, кон. 8 в.; Татиан, 9 в., Л. Ноткер, кон. 10 - нач. 11 вв.; поэтические тексты - "Муспилли", 9 в., и др.; "Мерзебургекие заговоры", 10 в., "Песнь о Гильдебранде" и др.). средневерхненемецкий, 12-15 вв., и нововерхненемецкий, или просто немецкий; идиш, или новоеврейский (на основе верхненемецких диалектов с элементами дреднееврейского, славянских и других языков); нижненемецкий, где различают древненижненемецкий (древнейший текст - поэма "Хелианд", 9 в.), средненижненемецкий и новонижненемецкий, в литературной форме представленный нидерландским (голландским); африкаанс, или бурский язык, - нижненемецкая речь, перенесенная колонистами в Южную Африку; древнеанглийский, или англосаксонский, 7-11 вв. (такие тексты, как "Беовульф", сочинения Альфреда Великого, Альфриха и др.), древнесаксонский, среднеанглийский, 12-15 вв., новоанглийский, или английский; фризский (памятники с 13 в.); 3) северно-германская, или скандинавская, - исландский (древнейшие рукописи с 12 в.), язык эпической поэзии ("Эдда", поэзия скальдов) и богатой прозаической литературы (саги); язык раннего периода обычно называют древнеисландским, древнесеверным, древнезападносеверным (с 3 в. начинаются рунические надписи); датский, шведский, норвежский с двумя формами литературного языка - риксмол (или букмол) и лансмол (или нюнорск), различающимися между собой как более книжный, близкий к датскому, и более близкий к народной норвежской речи; фарерский. Согласно новейшей точке зрения древнегерманские языки делятся на 2 группы.

Балтийская группа, обычно членимая на западно-балтийские - прусский (памятники 14 и 16 вв.), ятвяжский, или судавский, галиндский, или голядский, возможно, и некоторые другие, напр. шалавский, оставившие по себе следы только в топономастике и все вымершие, видимо, в 17 в., и восточно-балтийские - литовский, латышский (первые значительные тексты с 16 в.) и иногда особо выделяемый латгальский, а также вымершие языки: куршский (в последнее время относимый к западно-балтийским), селонский, или селийский; следует иметь в виду и балтийскую речь (до 11 в.) Верхнего Поднепровья, Поочья, Подмосковья, по крайней мере отчасти совпадающую с галиндским языком и тоже рано вымершую.

Славянская группа, в которой обычно вычленяют 3 подгруппы (первоначально предпочитали двойное деление: северно-славянская и южно-славянская): 1) южно-славянскую: старославянский язык, 10-11 вв., в реконструкции - 9 в. (переводы Евангелия, Псалтыри, Требника и другой религиозной литературы; следы поэтических текстов, публицистики и т. п.), выступавший как общий язык культа у славян и продолживший свое существование у восточных и у большей части южных славян, с некоторыми местными модификациями как церковнославянский язык разных изводов (русского, болгарского, сербского и т. п.); болгарский, македонский, сербскохорватский (с двумя вариантами - сербским, пользующимся кириллицей, и хорватским, пользующимся латиницей), словенский, или словинский; 2) западно-славянская: чешский, словацкий, польский с обладающим собственной литературной традицией кашубским диалектом, словинско-поморские говоры, верхнелужицкий, нижнелужицкий, вымерший полабский (дравено-полабский) и ряд славянских говоров между Одрой и Эльбой, также исчезнувших уже на глазах истории; 3) восточно-славянская: русский, или великорусский, украинский, раньше называвшийся и малорусским, белорусский.

Несомненно, что существовали и некоторые другие И. я. Одни из них вымерли бесследно, другие оставили по себе немногочисленные следы в топономастике и субстратной лексике. Случай, когда таких следов вполне достаточно, чтобы на их основе реконструировать особый язык, представлен т. наз. пеласгским языком догреческого населения Древней Греции; сама реконструкция его фонетических особенностей может быть и довольно корректной, но это еще не решает вопроса о конкретной принадлежности данного языка. В отношении третьих языков есть сомнения, являются ли они самостоятельными особыми языками или же лишь разновидностями уже известных языков (случай древнемакедонского, или македонского, языка, который часто считают древнегреческим или иллирийским); наконец, в связи с четвертыми продолжает стоять вопрос о принадлежности их к И. я. (случай этрусского языка).

Временные и пространственные диапазоны И. я. огромны: во времени - с самого начала 2-го тыс. до н. э., в пространстве - от побережья Атлантического океана на западе до Центральной Азии на востоке и от Скандинавии на севере до Средиземноморья на юге; в последние 500 лет наблюдается активная экспансия таких новых И. я., как английский, испанский, французский, португальский, нидерландский, русский, приведшая к появлению индоевропейской речи на всех материках. Уже в историческое время или незадолго до него (притом что реконструкция исходного состояния достаточно надежна) совершались миграции носителей И. я. Из них достаточно указать лишь некоторые: приход хетто-лувийских племен в Малую Азию, вероятно, из более северного ареала (не исключено, что из-за Черного или Каспийского морей - через Кавказ или Балканы) и продвижение их на запад Малой Азии к Эгеиде; миграция индоиранских племен (видимо, из южнорусских степей) на юго-восток - частично через Кавказ и далее в Малую Азию, Месопотамию, Иран, но в значительной степени - севернее Каспийского моря, через Среднюю Азию (для ведийских племен более или менее надежно прослеживается путь из восточного Ирана, в частности из Белуджистана, в северо-западную Индию, в Пенджаб, и уже в более позднее время далее на восток по течению Ганга и на юг в сторону Декана); дальше всех продвинулись на восток тохары, которые, судя по ряду обстоятельств (в частности, по заимствованиям из финно-угорских языков), видимо, также пришли к востоку между южной оконечностью Уральских гор и Каспийским морем. Древнегреческие племена из глуби Балкан двинулись в южном направлении, освоили всю Грецию вплоть до Пелопоннеса, островов Эгейского и Средиземного морей, а далее и западное побережье Малой Азии (Иония) и северный берег Черного моря; вместе с тем не исключены и западные миграции греч. племен - как в пределах Малой Азии, так и вне ее; происходили миграции фригийцев, фраийцев, вероятно, армян (как позже кельтов и некоторых других племен) с Балкан в Малую Азию, а иногда и далее на восток вплоть до Закавказья (армяне); движение германских племен с севера (из Скандинавии, Ютландии, с южного побережья Балтийского моря, например готов и др.) к югу, через Польшу, Россию, в южнорусские степи, Крым, Дакию, на Балканы, в Италию, Францию, Испанию, даже в Северную Африку, на Британские острова и т. п.; кельтские миграции к югу в Испанию и Италию, а также на восток и юго-восток через Германию, Австрию в Чехию, южную Польшу, западное Предкарпатье, Балканы, в Малую Азию; движение италийских племен, венетов, иллирийцев из Центральной Европы к югу на Апеннинский полуостров и на Балканы; распространение славян к югу на Балканы, к востоку и северу в России, позже вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, отчасти и на запад к Эльбе; распространение балтийских племен к югу и юго-востоку от Прибалтики и т. п. Эти этнические передвижения соотносятся с постоянным изменением языковой ситуации на территориях, охваченных И. я. Можно полагать (такова пока наиболее распространенная точка зрения), что область первоначального (или просто достаточно раннего) распространения И. я. (или, точнее, диалектов) лежала в полосе от Центральной Европы и Северных Балкан до Причерноморья (южнорусские степи). Вместе с тем выдвигается гипотеза, согласно которой начальный центр иррадиации И. я. и соответствующей культуры лежал на Ближнем Востоке, в достаточно близком соседстве с носителями картвельских, афразийских (семито-хамитских) языков и, вероятно, дравидских и урало-алтайских. Во всяком случае, индоевропейская речь такого раннего локального центра, как Юго-Восточная (или Центральная) Европа или Ближний Восток, должна была представлять достаточно единое лингвистическое образование, которое вполне может претендовать на роль индоевропейского праязыка, или индоевропейского языка-основы. Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание постулировало на определенном этапе своего развития (А. Шлейхер и позднее другие ученые) существование такого языка-источника всех известных И. я., выявляемого в его конкретных чертах через установление системы соответствий между частными И. я. Эти регулярные соответствия между формальными элементами разных уровней, связанных в принципе с одними и теми же единицами содержания, как раз и позволяющие говорить об индоевропейском праязыке, в свою очередь, могут интерпретироваться по-разному, например как результат существования исходного единства (индоевропейский праязык или совокупность древнейших индоевропейских диалектов) или ситуации языкового союза, возникшего как следствие конвергентного развития ряда первоначально различных языков. Такое развитие могло привести к тому, что, во-первых, эти языки стали характеризоваться типологически сходными структурами и, во-вторых, эти структуры получили такое формальное отношение, когда между ними можно установить более или менее регулярные соответствия (правила перехода). В принципе обе указанные возможности не противоречат одна другой, но принадлежат разным хронологическим перспективам. Таким образом, объединение ряда современных И. я. в общее единство оправдано с точки зрения исторической схемы, которая оказывается малоактуальной для настоящего состояния И. я., хотя и позволяет установить наиболее простым образом связи между И. я. в наиболее древнюю эпоху их существования - ср. такие типологич. полюса развития И. я., как законченный синтетизм древнеиндийского и балто-славянского при аналитизме современного английского; как флективность древних И. я. при выработке агглютинативной техники в ряде новых индийских и иранских языков. При этом в ходе развития И. я. могла неоднократно получать перевес то одна, то другая из названных тенденций. Учет типологического разнообразия И. я. требует обращать внимание и на некоторые исключения из "общего" типа - ср. наличие в ряде И. я. церебральных или фарингальных согласных, изафета или пересказывательного наклонения, двухслойной системы склонения или групповой флексии (как в тохарском), вторичных локативных падежей финно-угорского типа или следов классной системы имени и т. п.
















































ГЛАВА III
ОСОБЕННОСТИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЧЛЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОБЛАСТИ

Понятие языковой семьи


Из особенностей диал. членения индоевропейской языковой области следует отметить особую близость соответственно индоарийских и иранских языков (в ряде случаев восстанавливаются целые фрагменты общего индоиранского текста), балтийских и славянских языков, несколько в меньшей степени италийских и кельтских, что позволяет сделать некоторые выводы об этапах и хронологии эволюции индоевропейской семьи языков, Индоиранский, древнегреческий и армянский обнаруживают значительное количество общих изоглосс. Вместе с тем балтийские, славянские, фракийский, албанский языки разделяют ряд характерных общих черт с индоиранскими языками, а италийские и кельтские - с германскими, венетским и иллирийским (ср. введенное X. Краэ понятие "центрально-европейских" языков).

Для древнего состояния языка-источника И. я. (было бы неосторожно относить следующую ниже картину непременно к индоевропейскому праязыку) были, видимо, характерны след. черты: в фонетике - наличие "е" и "o" как вариантов единой морфонемы (отсюда следует, что для более раннего периода гласные могли не быть фонемами), особая роль "а" в системе, присутствие ларингальных, имевших отношение к становлению оппозиции долгота - краткость (или соответствующих интонационных или даже тоновых различий); наличие трех рядов смычных, обычно трактуемых как звонкий, глухой, придыхательный (для более раннего периода интерпретация, возможно, должна быть иной, в частности должна учитывать противопоставление по напряженности-ненапряженности), трех рядов заднеязычных, ранее сводимых к более простым отношениям; тенденция к палатализации опрелеленных согласных в одной группе И. я. и к лабиализации их в другой; возможная позиционная (в слове) мотивировка появления определенных классов смычных (т. е. правила дистрибуции, впоследствии часто недействительные); в морфологии - гетероклитическое склонение, совмещающее в одной парадигме разные типы склонения, вероятное наличие эргативного ("активного") падежа, признаваемое многими исследователями, относительно простая падежная система с дальнейшим развитием косвенных падежей из ранее непарадигматических образований (например, из синтаксического сочетания имени с послелогом, частицей и т. п.); известная близость номинатива на -s и генитива с тем же элементом, предполагающая единый источник этих форм; наличие "неопределенного" падежа (casus indefinitus); противопоставление одушевленного и неодушевленного классов, давших впоследствии начало трехродовой (через двухродовую) системе; наличие двух серий глагольных форм (условно на -mi и на -Hi/oH), определивших развитие ряда других категорий - тематического и атематического спряжения, медиапассивных и перфектных форм, переходности/непереходности, активности/инактивности; две серии личных окончаний глагола, с помощью которых, в частности, дифференцировались настоящие и прошедшие времена, формы наклонений и т. д.; основы на -s, из которых возникли один из классов презентных основ, сигматический аорист, ряд форм наклонений и производное спряжение; в синтаксисе - структура предложения с указанием взаимозависимости и места его членов, определяемая т. наз. законом Ваккернагеля; роль частиц и превербов; наличие полнозначного статуса у слов, позже превратившихся в служебные элементы; некоторые синтаксические черты первоначального аналитизма (с отдельными элементами "изолирующего" строя) и т. п.

 Древние греки считали всех остальных европейцев варварами, потому что те не говорили по-гречески. Но никому из тогдашних обитателей Эллады даже в голову не приходило, что фракийский, фригийский или кельтский языки близкородственны греческому. Эллины даже не задумывались, почему греческое pater и латинское pater звучат практически одинаково. Они считали это вполне естественным, и не углублялись в сущность проблемы.

Точно так же и мы не задумываемся, отчего русское три и его английский эквивалент three на удивление сходны. И если посидеть и вспомнить элементарную английскую лексику на уровне четвертого класса средней школы, то уже можно наскрести множество явно сходных слов с одинаковыми значениями:

сидеть - sit
стоять - stand
мать - mother
сестра - sister
мышь - mouse
кот - cat,

и так далее. Очевидно, что это сходство появилось в обоих языках неспроста. А если открыть словарь и отыскать те же самые слова во французском, немецком и испанском языках, то и там в большинстве случаев обнаруживаются видные невооруженным глазом параллели:

три - нем. drei, франц. troi, исп. tres
сидеть - нем. sitzen, франц. s'asseoir
мать - нем. Mutter, франц. mere, исп. madre
сестра - нем. Schwester, франц. soeur
мышь - нем. Maus
кот - нем. Katze, франц. chat

В то же время если мы возьмем для сравнения японский, финский или венгерский языки, то ничего общего в указанных словах с русскими мы не находим:

три - венг. ha'rom, яп. san
стоять - венг. a'll, яп. tattsu
мать - венг. anya, фин. aiti, яп. haha

Очевидно, что между русским, английским, немецким и французским языками наблюдается некое родство, которого нет между русским и финским. Это родство и привело человека к понятию языковой семьи. Та семья, в состав которой входит и русский, получила название индоевропейской, так как, помимо прочего, обнаружилось, что с европейскими языками родственны и многие языки Индии. Более того, первоначально считалось (а кое-где и сейчас считается), что индийские языки, начиная с древнего санскрита, и стали прародителями современных языков Европы. Впервые открытие о родстве индийских и европейских языков привез из Индии англичанин Вильям Джонс, который в 1786 году удивил всю Европу, заявив о несомненной схожести множества слов и грамматических конструкций санскрита с латинским и греческим. Именно это заявление слова положили начало новой науке - языкознанию. С этого момента в исследование родства языков индоевропейской семьи включились сотни ученых по всему миру.


















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индоевропейские языки представляют собой одну из крупнейших семей языков Евразии (около 200 языков). Они распространились в течение последних пяти веков также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке. Наиболее активной была экспансия языков английского, испанского, французского, португальского, нидерландского, русского, что привело к появлению индоевропейской речи на всех материках. В число первых 20 наиболее распространённых языков (считая как их исконных носителей, так и использующих их в качестве второго языка в межнациональном и международном общении) сейчас входят английский, хинди и урду, испанский, русский, португальский, немецкий, французский, панджаби, итальянский, украинский.

Индоеропейская (по традиции, принятой в среде немецких учёных, индогерманская) семья языков наиболее хорошо изучена: на материале исследования её языков в 20-х гг. 19 в. начало формироваться сравнительно-историческое языкознание, исследовательские методы и приёмы которого были затем перенесены на другие языковые семьи. К родоначальникам индоевропеистики и компаративистики относят немцев Франца Боппа и Якоба Гримма, датчанина Расмуса Христиана Раска и русского Александра Христофоровича Востокова.

Компаративисты ставят своей целью установить характер и степень подобия (прежде всего материального, а  также в некоторой мере и типологического) исследуемых языков,  выяснить пути его возникновения (из общего источника или в силу сближения в результате длительных контактов) и причины расхождения (дивергенции) и схождения (конвергенции) между языками одной семьи, реконструировать праязыковое состояние (в виде набора архетипов как своеобразной матрицы, в которой фиксируются накопленные знания о внутренней структуре гипотетического праиндоевропейского) и проследить направления последующего развития.

Сегодня чаще всего считают, что область первоначального или достаточно раннего распространения носителей индоевропейского языка простиралась от Центральной Европы и Северных Балкан до Причерноморья (южнорусских степей). Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что начальный центр иррадиации индоевропейских языков и культур лежал на Ближнем Востоке, в близком соседстве с носителями картвельских, афразийских и, вероятно, дравидийских и урало-алтайских языков. Следы этих контактов дают основание для выдвижения ностратической гипотезы.

Индоевропейское языковое единство могло иметь своим источником либо единый праязык, язык-основу (или, вернее, группу близкородственных диалектов), либо ситуацию языкового союза как итога конвергентного развития ряда первоначально различных языков. Обе перспективы в принципе не противоречат друг другу, одна из них обычно получает перевес в определённый период развития языковой общности.

Отношения между членами и.-е. семьи из-за частых миграций беспрерывно менялись, и поэтому принятая ныне классификация индоевропейских языков должна корректироваться при обращении к разным этапам истории этой языковой общности. Для более ранних периодов характерна близость языков индоарийских и иранских, балтийских и славянских, менее заметна близость италийских и кельтских. Много общих черт есть у языков балтийских, славянских, фракийского, албанского с индоиранскими, а италийских и кельтских - с германскими, венетским и иллирийским.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бельдиян В. М., Батюшкина М.В. Введение в языкознание. - М., 2007.

  2. Десницкая А. В. Сравнительное языкознание и история языков. - Л., 1984.

  3. Иванов В. В. Общеиндоевропейская, праславянская и анатолийская языковые системы. - М., 1965.

  4. Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков. - Сравнительный словарь, [т. 1-3], М., 1971-84.
















23


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ