Конспект урока для 4 класса "Былины"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема: «Былины»
Разработала учитель
начальной школы
С.Ф. Кожевников
2013-2014 учебный год
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА:
Продолжить знакомить детей с былинами, как с жанром устного народного творчества;
Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом;
Развивать навык выразительного чтения.
ЗАДАЧИ:
Воспитывать чувство патриотизма, любви, гордости за Родину, русский народ.
Развивать у учащихся умения анализировать, обобщать и делать выводы.
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
беседа, работа по картине, сообщения учащихся, комментированное чтение, словарно- лексическая работа, работа с художественным текстом, продолжение знакомства с УНТ – жанром былина.
Ход урока:
Структура урока
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Деятельность учащихся
Организационная часть
Проверка готовности к уроку
Личностные
Метапредметные
Предметные
Целеполагание и мотивация
На доске репродукции В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Записаны буквы. Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?
БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЁА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ. (Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец).
Овладение начальными навыками адаптация к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Герои русских былин.
Ребята, кто догадался, с каким жанром устного народного творчества мы продолжим знакомство?
Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
нормах общениях.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
С жанром «Былина».
Формулируют тему урока: «Былины. Герои русских былин».
Актуализация.
Посмотрите на картины, прослушивается музыкальный фрагмент из А.П. Бородина «Богатырская симфония».
- Кто изображен на картине?
- Кто ее автор?
Ответы учащихся:
В.М. Васнецов
- Сколько лет он писал картину? Если к удвоенному числу гномов из знакомой вам сказке прибавить богатырей, изображенных на картине, то вы получите количество лет, потраченное художником на написание картины.
Сообщения учащихся
17 лет
- Вспомните, от каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю?
От нашествия татаро- монгол.
- Что означает само слово «Былина»?
Былина – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси.
- Вспомните, какие былины мы читали с вами в прошлом году?
«Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и соловей разбойник».
- О каких отличительных чертах былины мы говорили в прошлом году?
Былинный зачин, повторы, образность языка – гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, определенное содержание – сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.
- Что должен делать человек, какими качествами он должен обладать, чтобы его можно было назвать богатырей?
Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым и т.д.
- Читая былину, обращайте внимание на черты характера главного героя.
Изучение нового материала.
Работа с учениками.
Чтение и словарно- лексическая работа.
Комментирование чтения учителем по частям.
- Как называется такое вступление к былине?
Зачин
Словарная работа:
Сие - это,
Кремневенькие – из кремния,
Булатная броня – булат – стальная и узорчатая – старинная узорчатая азиатская сталь,
Убранство – украшение, внешняя отделка,
В 40 тысяч, во 100 тысяч – имеются в виду цены,
Смета – здесь – несметное, несчитанное богатство,
Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом,
Калена стрела, разрывчатая стрела – постоянные эпитеты,
Сажень – 2, 134 метра (3 аршина),
Облатынивать – обращать в католическую веру,
Необлатыненные – не обращенные в католическую веру,
Заподваливать – запирать в подвал,
По ордам – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана,
Не простофильтесь – не поддавайтесь на обман,
Башлыки – теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами,
Вороновые – черные,
Сулят силу, посулу – обещания,
Речи елейные – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле – что-то ласковое, успокаивающее, Гнездовину разнес – тайное, укромное пристанище,
Голь, голи, голытьба – оборванцы, бедняки, нищие,
Амбары – сараи для хранения урожая, припасов, товаров.
- Какие еще слова вам непонятны?
- Почему былина называется «Три поездочки»?
- Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающим?
- Какое историческое событие нашло отражение в этой былине?
Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народов католическую веру.
Физкульт-минутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже,
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
Закрепление изученного.
Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
Работа с I частью былины.
Характеристика героя. Выборочное чтение.
- Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? Как он рассуждает на перепутье у камня? О каких чертах характера это говорит?
Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.
- Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, -ичек,- ечек? Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
Уменьшительно-ласкательное.
Для чего это сделано?
Для контраста с силой Ильи Муромца.
- Зачитайте, как описан Илья Муромец с разбойниками. Какой приём здесь использован и для чего?
Гиперболы – преувеличения, чтобы показать силу русскую.
- Как вы думаете, почему Илья Муромец вернулся к камню и сделал на нем новую запись?
Чтобы люди могли пользоваться этой дорогой, т.к. путь был свободен.
Рассмотрите картину «Витязь на распутье». Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине.
Чтение отрывка.
Итог урока:
- Давайте, обобщим всё, что мы знаем теперь об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
- На доске слова, характеризующие человеческие качества. Выберите те из них, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор.
На доске: храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный,
Работа в группах.
сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый и т.д.
- Просмотр фрагментов из кинофильма «Илья Муромец».
Результативность урока:
Давайте, на доске напишем слова, характеризующие человеческие качества русского богатыря Ильи Муромца.
Записываем слова, получаем словесный портрет.
Оценка деятельности учащихся:
Спасибо всем за работу на уроке. А дети, которые подготовили сообщения о художнике В.М. Васнецове, о его картинах, получают отметку пять.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ