Конспект урока для 4 класса «Карел Чапек «Случай с русалками»
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 4
Школа: МБОУ - СОШ № 2 п. Южный
Учитель: Виниченко Людмила Николаевна
УМК: Образовательная система «Планета Знаний»
Тема урока
Карел Чапек. «Случай с русалками»
Цель урока
Развитие навыков полноценного чтения и понимания идейного богатства произведения. Формирование умений работать с текстом произведения. Раскрытие учащимися содержания понятий «философия», «философ»; формирование у детей ответственность за свои мысли и действия.
Планируемый результат обучения
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;
основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков;
определять внутреннее состояние героев, делать выводы об их качествах;
работать с планом, работать в группе;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи;
рассуждать над философскими вопросами.
Основные понятия
Философия, философ, мировоззрение.
Методы
беседа, проблемно-поисковый метод, рассказ, работа с книгой, работа с иллюстрацией,диалог.
Межпредметные связи
Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.
Ресурсы
1.Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение»
2. Презентация к уроку.
3.Видеоролик о Чехии
Этапы урока
Формируемые
УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Актуализация знаний. Постановка задач урока, мотивация детей на работу. (5 мин)
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Познавательные:
- уметь выделять существенную информацию из текста-эпиграфа.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Хотите взмыть вы до небес,
Попасть в одну Страну Чудес?
Послушайте слова Слайд 2.
«Есть только два способа прожить жизнь.
Первый — будто чудес не существует.
Второй — будто кругом одни чудеса»
Это сказал Альберт Эйнштейн.
-Кому знакомо это имя?
-У великого Энштейна было такое представление о жизни.
-А какой способ ближе вам?
- Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?
-Где происходят чудеса?
- Сейчас мы отправимся в одно чудесное виртуальное путешествие. Сядьте так, чтобы вам было комфортно. Посмотрите и послушайте.
Просмотр видеоролика о Чехии.
Слайд 3.
-В какую страну мы совершили с вами виртуальное путешествие. А почему именно в Чехию?
- Правильно. Сегодня мы будем работать над произведением чеш-ского писателя Карела Чапека.
-Дома вы читали статью о писателе и его сказку « Случай с русалками».
-Прежде, чем начать работу над прочитанным, скажите какие цели, вы поставите перед собой. Для чего вам это нужно? А чтобы наш урок был интересным, а главное полезным, что вы будете делать?
-Молодцы! Сегодня на уроке, говоря о К.Чапеке, мы выявим его способность посмеяться и погрустить одновременно, будем читать сказку по ролям, говорить о внутреннем мире героя, о тех чувствах, которые проявляются в разных ситуациях.
Самоконтроль готовности.
Настрой на работу.
Чтение эпиграфа к уроку.
Альбе́рт Эйнште́йн
14 марта 1879, Германия — 18 апреля 1955— физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года.
Выслушиваются мнения детей.
Ответы детей.
Целеполагание.
- Научиться понимать прочитанное; понимать смысл прочитанных слов, находить в тексте понятия, информацию, сделать наш урок интересным.
Активно работать, размышлять…
Выслушиваются мнения детей.
Обобщение детских ответов.
Открытие новых знаний.
1 этап. Работа со статьёй об авторе.
(7 мин)
2 этап. Работа с иллюстрацией.
(5 мин)
Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
Коммуникативные:
- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Побеседуем.
-Что вы узнали о К. Чапеке?
-Кто такой философ?
Поинтересовались ли вы дома?
-Где вы могли найти ответ на этот вопрос?
Учитель проецирует на экране лексическое значение слов: Слайд 4.
1.Философ- специалист по философии, мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения.
2. Философ (перен.)- человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам. ( Разг.)
Философия- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления . Философия изучает взгляды на мир и на место в нём человека.
-Найдите на с. 110 слово однокоренное к этим словам. Докажите, что эти слова однокоренные.
- Мне хочется добавить к вашим рассказам, что К.Чапек, изучая
философию в университетах Праги, Парижа и Берлина, получил степень доктора философии к 25 годам. Мировую известность получил, как писатель драматург, автор, который рассуждал на многие весьма серьёзные темы с большой долей юмора. Он умер в возрасте 48 лет. Но даже врачи говорили, что причина смерти не воспаление лёгких, а нежелание жить. Можно сказать, что ему повезло. Буквально через несколько дней после смерти вышел приказ об его аресте. Его ждал концлагерь. Чехия была захвачена фашистами. Но ни в одном из его произведений вы не почувствуете ни неуверенности, ни страха, только горячую убеждённость в том, что красота и правда никогда не потеряют для человека смысла.
-Хотели ли вы увидеть портрет К.Чапека?
Слайд 5.
-Что вы можете сказать по портрету об этом человеке?
-Что изобразил художник?
Работа в парах.
-Кого имел в виду художник? Что можете сказать о состоянии души этого человека? Поработаем в парах.
Перечитайте последний абзац статьи.
-Как вы понимаете « смотреть на окружающий мир весело и немножко грустно»?
Дети говорят о том, что они узнали о К.Чапеке из прочитанного на с. 110 учебника
От родителей, из толкового словаря, из интернета…
На доске записываются слова: философ, философия.
Дети находят и записывают на доске слово философском. Они объясняют связь слов по смыслу и выделяют единый корень.
Краткая библиографическая справка.
Учитель демонстрирует на доске портрет К.Чапека
Дети: « ...умный, серьёзный, добрый, деликатный...»
Художник изобразил на фоне холмистого пейзажа старинный чешский замок на холме, у подножия которого ютятся деревенские домики. На переднем плане какой-то странный человек. Он засунул руки в карманы, взор устремил вниз. Он стоит в задумчивости
Наверное, размышляющего Чапека, а может быть какого-то задумавшегося человека. Он не весел, а скорее грустит или серьёзно о чём-то задумался.
Далее дети перечитывают последние строки текста на с.110.
Дети приходят к выводу, что часто писатели могут высмеивать отрицательное, с юмором относится к происходящему.
Физкультминутка
(2 мин)
Личностные УУД:
умение применять правила охраны своего здоровья
1. Сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза.
2. Откинувшись на спинку стула прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. Повторить 3-4 раза.
3.Руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 6 раза.
4. Встать. Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.
Работа над «художественным словом»
(17 мин)
Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
-уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочи-танного.
Коммуникативные:
- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Словарная разминка.
-Разминку для глаз сделали. Сделаем разминку для мозгов.
-Подберите синонимы к
словосочетаниям: Слайд 6.
стало не по себе (испугаться)
адский труд (тяжёлая работа)
обратить внимание ( привлечь внимание).
-Подберите антонимы к словам:
тайный (открытый)
глубокий (мелкий)
грубый (ласковый, воспитанный)
-Где вам встретились эти слова и выражения?
-Поработаем с текстом.
Работа над произведением.
Впечатления от прочитанного.
-Дома вы читали сказку « Случай с русалками». И вы, конечно, заметили, что это отрывок из сказки « Большая докторская сказка».
По каким признакам вы определили, что это отрывок?
-Кому понравилась эта сказка?
-Вы прочитали лишь одну сказку, рассказанную доктором волшебнику Мадияшу. Прочитав целиком это произведение, вы узнаете, какая беда случилась с волшебником Мадияшем, почему он был вынужден обратиться к доктору, какие ещё сказки рассказал доктор и почему Мадияш был вынужден переселиться в пустыню.
-Рассказчик говорит: « Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!»
-Когда доктор произнёс эти слова? Как вы их понимаете?
Если вам приходилось испытывать подобные чувства, расскажите, почему они возникли?»
Чтение сказки.
-Сейчас прочтём сказку.
-Не забудьте логически грамотно выделять слова важные и значимые в предложении, делать логические паузы.
Чтение сказки по ролям.
-Дальше будем читать по ролям.
-При чтении слов доктора вы должны обратить на те чувства, которые меняются в зависимости от ситуации и передать их при чтении. Каким голосом будете читать слова русалочки, доктора?»
-Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече? Подтвердите свои выводы словами текста.
Слайд 7. Работа в парах.
-Найдите строки, выражающие главную мысль сказки.
Можно ли сказать, что в этом произведении соединяются весёлое и грустное?
-Сказка ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок. Какой урок даёт вам эта сказка.
-Какой вывод вы можете сделать?
-В жизни, как в сказке, соединяются грустное и весёлое.
-Вспомните слова Эйнштейна. В чудеса можно верить, можно и не верить. Но от твоего отношения к миру, к окружающему будет зависеть твоя жизнь.
И если выбрать первый способ, то можно найти «целый новый мир у себя под носом»
Проецируются на экране
Фронтальная работа.
Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
Рассуждения детей.
Активизируем собственный жизненный опыт детей. Дети говорят о подобных случаях из собственной жизни, о переживаниях, которые испытывали при этом.
Интонационное чтение.
Читают 3 человека.
Учебник стр.111-112(до слов «Ах, доктор…»)
Чтение по ролям произведения.
(до слов «Больше я этой русалки…»)
Эмоциональное чтение с изменением голоса.
Читают 6 человека.
Ребята называют робость доктора, испытанную в начале разговора(« Стало мне друзья не по себе»); восхищение красотой ночи ( « Светил месяц, и весь мир застыл в холодной красоте. Знаю я наш край, как свои пять пальцев, но в ту лунную ночь казался он мне волшебным как мечта».); жалости к русалочке
(« отозвалось дрожащим голосом», « Ну-ну, говорю успокоительно»); раздражение ( « Вот они, эти танцульки, чем кончаются!»); удивление ( « Ведь тело-то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное, невесомое, словно ветерок или туман...»); растерянность (« Ну что тут делать будешь»).
Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения
Выслушиваются мнения детей.
Обобщение ответов детей.
Итог урока. Рефлексия
(7 мин)
Познавательные:
- уметь формулировать несложные выводы.
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.
Наш урок подходит к концу. Ребята, какими вы были сегодня на уроке читателями?
Достигли мы целей поставленных нами в начале урока?
Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Отлично» - 5, «Хорошо» - 4, «Старался, но не всё получилось» -+.
-Я согласна с вашим оцениванием. Отметки выставлю в журнал.
Оцените работу класса, коллектива.
Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…». Слайд 8.
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.
-И в конце урока я хотела бы прочитать вам слова Вадима Шефнера
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
-Верьте в чудеса!
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Домашнее задание
(по выбору)
(2 мин)
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Объяснение сути домашнего задания:
Учебник стр. 115-116, задание 4 по выбору а), б) или в) или несколько заданий. Выбор за вами.
Восприятие и осмысление информации, и запись домашнего задания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ