Конспект урока для 4 класса «М.М.Пришвин «Старый гриб»

Литература 4 класс.


Тема: М.М.Пришвин «Старый гриб».

Провела: Лукашова А.И.

Цель: выяснение мотивов поведения героев, их характеристика, авторская и собственная оценка героев;

создать условия для глубокого осмысления текста;

воспитание уважительного отношения к старости.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Ситуация

успеха.

1.Мотивация





2.Рассказ о писателе.

а/самостоятельное чтение.



2.Операцион- ные этапы.

1. Целеполагание.



2.Работа над текстом.

а/ ассоциации













б/ чтение 1 части







в/чтение в парах 2 части



г/чтение цепочкой

д/ комбиниро- ванное чтение







е/чтение само- стоятельное













ж/чтение 3 части















































3.Свободное письмо.









4.Рефлексия.

- Какие произведения М.М.Пришвина вы знаете?

- О чём он писал в своих рассказах?

Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М.Пришвина «Старый гриб».



- Но сначала, мы познакомимся с биографией писателя.

- Прочитайте самостоятельно текст о М.М.Пришвине.

- Что вы узнали о М.М.Пришвине?

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть таким же ?





- Сегодня мы будем знакомиться с произведением с помощью метода постановки вопросов.



-Какие мысли у вас возникают, когда слышите словосочетание «старый гриб»?

- Может ли он на что-нибудь сгодиться?

- У вас есть дедушка – старый человек?

- Какие ассоциации возникают с этими словами?

(Доброта, забота, старость, костыль, аптека).

- Как можно обратиться к старому человеку?

(Отец, дедушка).



- Какие вопросы можно задать по этому отрывку, что вас заинтересовало?

- Обиделись бы вы если б вашего деда назвали «старый гриб» ?



- Почему не давал покоя случай?

- Прочитайте отрывок до слов «Здравствуйте…».

- Как назвал М.М. птичку? (Товарищ по несчастью)

- Прочитайте отрывок со слов «Через это лесное оконце…» до конца страницы.

- С чем сравнивается сыроежка?

- Для чего она пригодилась?



- Прочитайте отрывок со слов «Одна напилась…» до слов «Удаль…».

- Что бы вы сделали с использованной вещью?

- Как бы вы напились с грибной шляпки?

- Почему М.М. поклонился сыроежке?

- Приняли ли лесные жители М.М.?

(Он не срезал гриб, значит, приняли).



- Как вы думаете, что случилось с М.М.?

- К чему он призывает нас?

- Как вы понимаете выражение «Жизнь – мудрая школа» ?

- Может ли равнодушный человек понимать язык природы, животных?

- Назовите две народные приметы о погоде.



Например:

В апреле на дню семь погод.

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Если воробьи прячутся в солому – к морозу, к метели.

Ветер с севера – к сильному морозу.

В мае черёмуха зацветёт – похолодает.

Листопад приходит скоро – холодная и ранняя зима.

- Почему я назвала больше примет?

- Есть ли между нами связь, если я старше, а вы младше?

- Может ли на что-то сгодиться старый человек?

- Каждый, кто живёт в нашем мире, имеет своё предназначение, свои задачи на земле, независимо от возраста.

- Как же тогда следует относиться к старым людям, которые живут рядом с нами?

Притча о японцах, которые сбрасывали стариков с высокой горы в древности.



- Приносят ли пользу старые растения в природе и старые люди в жизни?









- Понравился ли вам рассказ М.М.?

- Что вдохновило писателя на создание этого рассказа?











Самостоятельное чтение учащимися.



Ответы- рассуждения учащихся.













Ответы: червивый, сморщенный, высохший, не пригодный в пищу.







Составляют вопросы. Высказывают своё мнение.















Выборочное чтение.

Чтение учитель-дети.





Предложения уч-ся. Рассуждают,

доказывают.





отвечают.





















Ответ детей.





















Дети пишут 5 минут, затем делятся своими мыслями.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ