Конспект урока для 8 класса на тему «М.Ю. Лермонтов –поэт , прозаик, драматург»

Конспект урока для 8 класса на тему «М.Ю. Лермонтов –поэт , прозаик, драматург»

Ход урока:

1. Актуализация темы.

28 января 1837 года не стало А.С.Пушкина. И практически сразу же по городу  разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

                            Погиб Поэт! – невольник чести –
                            Пал, оклеветанный молвой…

- Как вы думаете, кому принадлежат эти строки?

- Это стихотворение  принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

2. Работа по теме урока.

- Кто помнит, когда родился М.Ю.Лермонтов?

Жизненный путь его начался в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. Проведя в Москве зиму, родители поэта - Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы - выехали в село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. Там был большой барский дом, окруженный парком, пруд на перегороженной плотине речке Милорайке, к селу близко подступали обширные поля. Невдалеке шумели рощи… Имение принадлежало матери Марии Михайловны - Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной.

Мария Михайловна ( мать поэта) скончалась рано, в возрасте 21 года, 24 февраля 1817 года. На ее могиле поставили гранитный памятник с бронзовым крестом и сломанным якорем - символом разбитых надежд.
Юрий Петрович уехал в Кропотово. Елизавета Алексеевна велела снести большой барский дом в Тарханах, в котором произошло столько несчастий, и на его месте поставила церковь во имя Марии Египетской. Дом для
жилья выстроили новый, невдалеке от прежнего.

Юрий Петрович хотел увести сына с собой, но Е.А. Арсеньева убедила его не делать этого: она хотела сама дать мальчику хорошее воспитание, что для Юрия Петровича было не по средствам. В 1817 году она составила завещание по которому в случае смерти ее состояние переходило к внуку.

Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).



4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.

По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Убедившись, что "Маскарад" не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман - "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837.

- Кавказ для Лермонтова был символом свободы, мужества и красоты. Но это вовсе не означает, что поэт не любил свою родину, Россию. Ей он посвятил немало стихов. Прослушайте стихотворение «Родина», подберите иллюстрацию к стихотворению (работа в группах, ребятам раздаются карточки с изображением русской природы)

- Какие иллюстрации вы подобрали и почему?

Во время кавказской ссылки Лермонтов познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,-одаренного живописца.



15 июля 1840г. между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Лермонтов был убит. Беспрерывные молнии распарывали небо. Сильный ветер трепал деревья. Мартынов кинулся было к Лермонтову - убитому - с запоздалыми словами: "Прости, Миша…"

Судьба Лермонтова была особенно трагична. А это означает - судьба Лермонтова была героической судьбой.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ