Конспект урока для 3 класса на тему «Переживания главного героя в произведении В.Л.Дурова «Наша Жучка»
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
3 КЛАСС
УМК «Школа России»
ТЕМА: «Переживания главного героя в произведении
В.Л.Дурова «Наша Жучка»
Работу подготовила: Гущина Лариса Владимировна
Место работы: МОУ «Коробицынская средняя общеобразовательная школа», Ленинградская область,
Выборгский район
Цель: Познакомить с произведением В.Л.Дурова «Наша Жучка»
Задачи:
1. Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе прочитанного.
2. Овладевать навыками беглого, осознанного, выразительного чтения. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
3. Развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ребёнка в его отношении с животными.
4. Формировать способность формулировать нравственные суждения.
5. Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к животным, стремление совершать добрые дела.
6.Продолжить формирование общеучебных умений.
Оборудование: Учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова. 3 класс, 2 часть,
тетради по литературному чтению, мультимедийный проектор, компьютер,
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 1 мин
-Сели ровно, выпрямили спинки.
Улыбнулись друг другу.
Начинаем наш урок.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ 4 мин
- Вспомним, какое домашнее задание готовили к уроку
(Слушаем истории, придуманные дома. Выступают 3 ученика Павлик Е., Дима О., Надя К. Творческая группа из 3 человек: Наташа К.,
Вера Т., Капитон В. Проходя по рядам, просматривают рисунки к рассказу). Обсуждаем придуманные истории, анализируем, сравниваем.
Подведение итогов. Выставление оценок.
- Нужно было сочинить историю о том, как у меня жила обезьянка
- Нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам рассказа
Б.С.Житкова «Про обезьянку»
3. РАБОТА С ТЕКСТОМ ДО ЧТЕНИЯ 3 мин
Антиципация (предугадывание
предстоящего текста)
Слайд № 1
НАША ЖУЧКА
- Посмотрите на экран, прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке.
- Можно ли по заголовку догадаться о ком пойдёт речь в произведении?
О чём будем читать?
-Все согласны? Может кто – то думает по-другому?
-В заголовке есть ещё второе слово – наша, чья же может быть собака Жучка?
-Подумайте, почему автор именно так называет свой текст?
-Молодцы! Мне нравится, как вы думаете.
-Откройте учебники на стр. 98 и посмотрите, есть ли иллюстрации к этому произведению.
-Как мы сможем убедиться в правильности наших рассуждений?
Постановка целей урока с учётом эмоциональной готовности уч-ся.
-Какая работа ждёт нас на уроке?
-Интересно вам узнать, какую историю хотел нам рассказать автор?
-Будем читать о собаке, потому что Жучка – это кличка собаки.
Все согласны.
-Может быть, собака живёт в какой – то семье с людьми.
-Собака живёт с бабушкой и дедушкой на даче.
-Наша – значит, у неё есть хозяин, за Жучкой кто-то ухаживает.
-Наверное, с собакой произошла какая – то
история, о которой нам хочет рассказать автор.
-Отношение автора к Жучке, что – то важное, интересное.
-Иллюстраций нет.
-Когда прочитаем текст, тогда и сможем узнать правильно ли мы предположили .
-Познакомиться с новым произведением.
-Да, очень интересно.
4. РАБОТА С ТЕКСТОМ ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ. 23 мин
Первичное чтение текста
-Сядьте правильно, прочитайте текст про себя с целью познакомиться.
-Вы прочитали текст.
-Какие впечатления возникли у вас после прочитанного?
-Какие чувства вызвала история о собаке?
-Правильно ли мы определили, о ком будем читать?
-Переживали вместе с автором?
-От чьего имени ведётся повествование?
Дети читают про себя
-Очень трогательная история.
-Мы правильно сказали, что у Жучки был хозяин.
-Жучку жалко
-История о собаке
-Очень переживали.
-От имени автора
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А 2 мин
Перечитывание текста
-Будем читать текст медленно, вдумчиво, представляя себе историю, рассказанную автором, разговаривая через текст с автором.
-Читать будем по отрывкам.
-Что мы узнаём об авторе из первых предложений?
-Ребята, кто из вас знает, что такое военная гимназия?
-С кем ещё нас знакомит автор?
-Как называют учащихся гимназии?
-О ком ещё узнаём?
-Как относятся гимназисты к собаке?
-Какие слова и выражения показывают это отношение?
-Читаем дальше.
-Какие герои появляются в этом отрывке?
-Как вы понимаете значение слова – надзиратель? Знакомо оно вам?
-Встречалось ли слово раньше?
-Давайте прочитаем определение в словаре В.И.Даля
Слайд № 2
Надзирать – иметь надзор, присмотр, насматривать, наблюдать, наглядывать.
Надзиратель – смотритель.
-Скажите, можем ли мы составить словесный портрет надзирателя?
-Прочитайте, какие выражения помогают нам представить этого человека.
-Какие чувства у вас вызывает момент, когда мы узнаем, как надзиратель расправился с Жучкой?
-Совпадают ли ваши чувства и ощущения при чтении с тем, что переживает автор?
-Что задумали гимназисты?
-В тексте встретилось слово, выделенное синим цветом. Прочитайте его, попробуйте объяснить его смысл.
-Найдите толкование слова в словарике учебника и сравним.
-Правильно мы объяснили?
-Продолжаем чтение
-Что задумали ребята?
-С какой целью?
-Перечитайте разговор ребят выразительно по ролям.
-С какой интонацией нужно читать?
-Каким голосом, в каком темпе?
-Какие непонятные слова встретились в отрывке?
-В толковом словаре слово приговор имеет несколько значений. Посмотрите на экран, прочитайте все толкования и выберите то определение значения слова, о котором идёт речь в произведении.
Слайд № 3
1.Приговор – судебное постановление, определение, решение.
2.Приговор – постановление мира, общества, мирской приговор.
3.Приговор – говорить к делу, присказывая что – либо.
-Какой приговор был принят единогласно? Перечитайте.
-Теперь попробуйте объяснить значение слова – жребий.
-Правильно ли поступили ребята, решив казнить собаку надзирателя.
-Захотелось ли вам остановить их? В какой момент?
-Вы правы, Любое проявление жестокости нельзя считать правильным.
-Продолжаем читать.
-Как вы оцениваете действия палача?
-Какие качества героя взяли верх?
-Чувствуете ли вы внутреннюю борьбу, сопротивление чувств героя.
-Найдите и прочитайте строки, передающие внутреннее состояние мальчика в тот момент.
-Как вы думаете, почему же чувство жестокости превысило чувство жалости к животному?
-Когда в человеке борются противоречивые чувства, то предпочтение следует отдавать гуманным , которые проявляются в любви, а не в жестокости.
-Давайте понаблюдаем за поведением Жучки.
-Почему она не проявила чувства озлобленности, когда мальчик повёл её в сарай?
-Что вы почувствовали при чтении?
-Продолжаем читать текст
-Как прошла ночь?
- Автор говорит: мерещилась.
-Как это понять?
-Какие выражения ещё говорят о плохом самочувствии героя?
-Подберите синонимы к слову - разбитый, в каком значении оно употреблено?
-Дочитайте текст до конца.
-Почему последняя часть начинается с таких слов?
-Что увидел мальчик? Зачитайте.
-Какие чувства в этот момент испытывает он? Найдите и прочитайте, какие выражения помогают представить состояние героя.
-Какие непонятные слова
встретились вам? Найдите предложение с этим словом. Может быть, кто-нибудь сам может дать ответ?
А что значит – маршировать?
Встаньте и покажите мне.
-Давайте сделаем вывод. Повлияла эта история на дальнейшую жизнь мальчика?
-Молодцы, ребята, вы не только старались правильно читать текст, но и верно проследили на протяжении всего произведения эмоциональное состояние человека, перемену его чувств. Значит, мы правильно вели диалог с автором, находили ответы на его прямые и скрытые вопросы.
-Молодцы, хорошая работа!
1 ученик
Со слов «Когда я был…до от казённого обеда»
-Автор вспоминает годы учёбы в военной гимназии.
-Это то же, что и школа.
-Это похожее на школу, но кроме обычных предметов там учат военному делу.
-Со своими друзьями
-Он пишет – Мы, значит, у него есть друзья. Товарищи, с которыми автор учится.
-Гимназисты.
-О собаке Жучке.
-Ребята с любовью относятся к Жучке. Отношение хорошее, доброе.
-Ребята её очень любили, играли с ней, кормили.
2 ученик
Со слов «И вдруг у нашего надзирателя…
до …как отомстить ему»
-Надзиратель и его собака, тоже Жучка.
-Надзиратель любит свою собаку.
-Это человек, который за кем – то наблюдает.
-Сторожит кого – либо.
Дети читают на экране
-Да. Человек грубый, жестокий, чёрствый, угрюмый взгляд. Любил только свою собаку.
-Его действия: бил и мучал, плеснул кипятком, облезла шерсть и даже кожа.
-Мне не нравится этот злой человек.
-Чувство жалости к собаке
-Чувство страха.
-Что будет с Жучкой? Выживет ли она?
-Да, конечно, автор пишет о своих пережитых чувствах, мы это чувствуем и волнуемся вместе с ним.
-Они решили отомстить надзирателю.
-В укромном – тихом, где никого нет
-Никто не видит тебя.
-Укромный – уединённый, укрытый от посторонних глаз.
-Да, правильно.
3 ученик
Со слов «Надо его проучить…до…пошёл за дядькиной Жучкой»
-Ребята решили отомстить надзирателю, чтобы его проучить.
-Чтобы он больше так не делал.
-Читать тихим голосом, чтобы из взрослых никто не услышал ребят.
-Читать быстро, решительно
-Ребята торопятся, говорят быстро, перебивая друг друга. Предлагают свои способы расправы над собакой.
(Уч-ся читают по ролям)
-Приговор
-Жребий
Дети читают на экране
-В тексте слово приговор имеет
значение № 1
-Приговор – это решение «суда» ребят.
-Смертная казнь через повешение.
-Можно взять любой предмет –монетку, фантик, спички. Кто вытянет этот предмет, тот и выполняет задание.
-Мы тянем жребий, когда играем.
-Ребята поступили неправильно, так как животное ни в чём не виновато
-Гимназисты не имели права учинять самосуд никому, ни собаке, ни надзирателю.
-Хочется остановить героя.
-Когда я читал первый раз, я до последнего думал, что он не решится на такое.
4 ученик
Со слов «Собака доверчиво виляла хвостом…до …убитая собака осталась там»
- Осуждаем
-Нельзя быть таким жестоким, озлобленным.
-Ему было страшно, но мальчик выполнил задание.
-Видим, как идёт внутренняя борьба. С одной стороны ему жалко собаку, но он не может себя удержать.
-Дрожащими пальцами
-Я задрожал, зубы у меня защёлкали.
-Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке.
-Я не выдержал, заплакал.
-Мальчик испугался
-Он думал только о себе.
-Как его осудят товарищи, посмеются над ним.
-Назовут его трусом
-Он думал, что будущий военный должен выполнять беспрекословно всё, что тебе скажут.
-Хотел отомстить за Жучку.
-Она ничего не поняла.
-Восприняла это как игру.
-Нам страшно.
-Хочется заплакать.
-Хочется прибежать в сарай и спасти Жучку.
5 ученик
Со слов «В ту ночь я плохо спал…до.. пошёл на занятия»
-Мальчик плохо спал, он очень переживал.
-Мысли о собаке мешали ему заснуть.
-Мальчик постоянно представлял Жучку перед глазами, его мучал страх.
-Жучка виделась ему.
-Он слышал её хрипение. Последний вздох собаки.
-Разбитый,
-С головной болью
-Вялый
-Невыспавшийся
-В переносном значении
-Моя мама так часто говорит, когда плохо спит: « Я сегодня целый день гожу, как разбитая»
6 ученик
Со слов «И вдруг…»
-Момент неожиданности.
-Я увидел чудо.
-Он увидел живую и невредимую Жучку.
-Чувство радости.
-Она не помнит зла… с ласковым повизгиванием стала тереться у ног.
-Слёзы выступили на глазах. Стал обнимать и целовать в косматую морду.
-С тех пор я и полюбил животных.
-На плацу
-Это место, где военные учатся маршировать.
-Ходить строевым шагом.
-Мы так ходим на уроке физкультуры.
(дети встают и маршируют)
Физкультурная пауза
- Автор понял, что нужно гуманно относиться ко всем животным. Он решил посвятить свою жизнь дрессировке животных только с помощью любви и ласки.
5. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ 10 мин
Смысловая беседа по тексту
-Определите жанр данного произведения.
-Докажите.
-Какова идея рассказа?
-Что хотел сказать нам автор?
Знакомство с писателем.
-Кто рассказал нам историю? От чьего имени ведётся рассказ?
-Как мы называли его, когда вели с ним диалог?
-Назовите автора .Знакома ли вам эта фамилия?
-Где мы сможем посмотреть полные имя и отчество Дурова?
-Найдите и прочитайте.
Слайд № 4
-Посмотрите на экран, перед вами портрет автора рассказа «Наша Жучка» Владимира Леонидовича Дурова. Послушайте, я расскажу вам о нём.
-Это рассказ.
-Повествовательность
-Небольшой объём
-Есть герои
-Описывается один сюжет
-Основная мысль заключается в том, что
быть жестоким нельзя, это плохо!
-С любовью и лаской относиться ко всем животным, быть за них в ответе.
-Умей оценивать свои поступки, сначала думай, потом делай!
-Учись на ошибках и строй дальнейшую жизнь правильно!
- От имени автора.
-Автор
-Герой
-Рассказчик
-Мальчик
-В.Л.Дуров
-Нет, мы раньше не читали его рассказы.
-В содержании учебника
-Владимир Леонидович Дуров.
Род Дуровых очень древний, дворянский. Они служили при дворе Ивана Грозного. Заведовали постельными принадлежностями и были хранителями печати самодержавца.
Родственница Дурова, Надежда Дурова – герой Отечественной войны 1812 года. Театральная династия Дуровых началась с двух мальчиков – братьев Владимира и Анатолия. Они сумели подняться к высотам искусства клоунов – дрессировщиков. Их метод дрессировки отличался любовью к животным. Все животные, которые попадали в руки к Дуровым, оставались с ними до конца своих дней. Владимир Дуров со своей труппой объездил всю Россию. Много лет он мечтал о собственном театре, где главными артистами будут животные. И ему удалось осуществить свою мечту.
Когда дедушка Дуров – так его прозвали дети – умер, ему на смену пришли новые поколения семьи Дуровых. Сейчас «Уголок Дурова» - это целый городок; с театром, где звери выступают. Зверинцем, где они живут и даже со своим музеем.
-Что вы скажет о характере писателя?
-Понравился вам автор? Захотелось ли вам прочитать ещё его произведения?
-В начале урока мы выяснили, что иллюстраций к данному рассказу в нашем учебнике нет.
-Кто – нибудь попробует нарисовать рисунок к рассказу?
Творческая работа
-Давайте попробуем построить «Цепочку чувств» Проследим, как менялись чувства мальчика на протяжении всей истории, отразим с помощью кружков разного цвета.
-Возьмите фигуры разного цвета и с их помощью изобразите цепочку чувств нашего героя.
-Добрый, чуткий, волевой, смелый, решительный, любящий животных.
-Хороший человек. Учит нас добру, умению сострадать.
(Дети задумались)
-Очень сложно передать на рисунке чувства главного героя.
-Этот рассказ понятен и без иллюстрации.
-А я бы нарисовала, но только к последней части. Я бы назвала рисунок «Радостная встреча»
(Работа в парах)
Дети самостоятельно строят свои цепочки, используя цвет
К каждому чувству подбирают свой цвет.
Сравнивают в парах, затем предлагают самые лучшие варианты. Обсуждают, почему тот или иной цвет соответствует настроению героя, точнее передаёт его чувства.
Дети распределили чувства соответственно цвету:
Опасность – красный цвет
Горе – чёрный цвет
Беспомощность – синий цвет
Переживание - зелёный цвет
Радость – жёлтый цвет
(см. в приложении)
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 мин
-Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Я уверена, что все, что мы говорили, все выводы, которые доказывали, пригодятся вам в вашей жизни.
-Дома составьте рассказ-характеристику главного действующего героя.
-По желанию нарисуйте иллюстрацию к произведению.
(выставление оценок)
-Пригодятся, так же как и дрессировщику В.Дурову.
Источники:
http//www.childrenpedia.org/12/page557.html (Фото Дуров с собаками)
http//www.oldmos.ru (Фото Дуров со слоном)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ