Конспект урока для 2 класса "Потешки, пестушки, прибаутки"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе.
Учитель начальных классов: Рыспаева А.Б., СОШ №39 г.Павлодара
Тема урока: Потешки, пестушки, прибаутки.
Цель: ознакомить учащихся с жанром устного народного творчества: потешками, пестушками, прибаутками.
Задачи: - Дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках;
-вести детей в мир народного искусства как источника обогащения их ума и чувств и как средство развития у них интереса к чтению и потребности в нём;
Результаты обучения: - ученики могут охарактеризовать жанры устного народного творчества;
-ученики могут назвать назначения и основные признаки;
- ученики умеют применять жанры устного народного творчества для общения в устной форме.
Ключевые идеи: Потешки– песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.
Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
Прибаутки- это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой.
Ресурсы ИКТ-доска, фотоаппарат, наглядность, листы А-4, маркеры, задания по группам.
Источники Учебник 2 класса «Литературное чтение» стр.22-24
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент:
Деление на группы по фишкам:
( 1 группа – зелёного цвета, 2 группа – жёлтого цвета, 3 группа – красного цвета)
Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности
- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?
Предлагаю детям выработать правила работы на уроке.
Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила.
Самостоятельная работа в группах: каждая группа получает лист с правилами, но нужно подчеркнуть нужные для урока)
Обсуждение: на доске список, от групп выходит представитель и подчеркивает одно предложение - нужное правило. Остальные оценивают «согласны» (большой палец вверх или «не согласны» (большой палец вниз).
- Почему вы решили, что эти правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке.
Распределились по цвету фишек в группы.
Нам важно: (на икт доске подчёркивают)
1. Доказать свою точку зрения.
2. Перебивать товарищей.
3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
4. Выкрикивать свое мнение.
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
6. Молчать, когда спрашивают.
7. Быть готовым протянуть руку помощи.
8. Бояться высказывать сое мнение.
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
10. Обижаться и обижать товарищей.
11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
12. Быть бесполезным для товарищей
Ребята
Проверка домашнего задания.
- Что такое колыбельная песня? Считалка? Закличка?
-Расскажите заклички и считалки, которые вы узнали от своих родных.
Оценка учащихся, подготовивших творческое задание.
Ответы детей.
Выступление ребят с закличками, считалками, колыбельными песнями.
2. Постановка целей. Открытие нового2 этап
3. Работа по теме урока.
Вступительная беседа.
Как вы понимаете выражение «Устное народное творчество»?
Предлагаю посмотреть презентацию«Устное народное творчество»?
Найти в словаре и записать значение слов на листочках:Устный – ……. Сказитель,……..
Народный – …… Творчество – ………. Произведения, созданные устами народа – это ………, устное народное творчество.
Устное народное творчество – ……,
Проверка: прочитайте, что вы написали.
2. Откройте содержание учебника, прочитайте, какие произведенияустного народного творчества русского, казахского и других народов мира включены раздел «Фольклорные мотивы» в содержании учебника(стр.189)
- Проблемный вопрос: Кто автор этих произведений?
Самостоятельная работа: каждая группа получает задание:
1 группа: А) Что такое пестушка? (стр.23)
2. Прочитать пестушки, которые помогают успокоить плачущего малыша, выбрать одну и показать классу (инсценировка):
Ай, не плачь, не плачь.
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать-
Куплю худой лапоть!
Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Тебе для потешки!
- Вспомните, какими словами вас успокаивали, когда вы плачете?
- Какими словами успокаивают малыша в прочитанных пестушках?
- Как вы думаете, для чего были созданы пестушки?
- Кто в них особенно нуждался?
2 группа:
1.Что такое потешки?
2.Чтение потешкистр22-23«Пошел котик на торжок». (При чтении показатьдействия с пальцами, ручками, ножками. )
3. Выберите потешки, которые сопровождаются притоптыванием, прихлопыванием, потягиванием, подскоками. (3)
1. Тяни холсты, тяни холсты
На рубашку, на столешничек.
2. – Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Брашку.
3. – Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок, по мошок,
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.
4. Скок – поскок!
Молодой дроздок.
По водичку пошёл,
Молодичку и нашёл.
5.Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам-
Да бух
3 группа:
1.Что такое прибаутки
2.Чтение прибаутки стр24.
3.Найдите различие между потешкой и прибауткой.
(Диаграмма Венна)
Работа в парах. (выслушивают друг друга в паре)
( Работа со словарём.)
Записать значение слов на листочках.
Устный – уста, губы, рот. Сказитель, рассказчик, певец, акын.
Народный – народ – не один человек, а коллектив, поэтому автор безымянен.
Творчество – творить, творение, создавать, рождать, придумывать, сочинять.
Произведения, созданные устами народа – это фольклор, устное народное творчество.
Дети самостоятельно в парах просматривают содержание раздела и отвечают:
Раздел включает:
- Народные песенки - Заклички и приговорки;
- Пестушки, потешки, прибаутки;
- Скороговорки и чистоговорки;
- Пословицы; - Сказки
Дети обсуждают в группе и делают вывод:
-Это произведения созданные народом, у них нет определенного автора. .
сопереживать и радоваться.
1 группа.
1. Пестушки получили своё название от слова «пестовать», что значит нянчить, оберегать, успокаивать. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаются движения младенца.
2 группа: Потешки – песенки, сопровождающие игры, забавы с малышами, которых учат ходить или выполнять разные действия с пальцами, ручками, ножками.)
2.Чтение потешкистр22-23«Пошел котик на торжок».
3 группа:
1. Прибаутки – это маленькие песенки, напоминающие сказочки, но не связанные с игрой.
Прибаутки созданы для того, чтобы развеселить ребёнка, пошутить вместе с ним. В них даются красочные яркие картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка. Прибаутка лишена нравоучений, она предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове, при этом прибаутка всегда сохраняет серьёзную интонацию, представляя возможность слушателю самому разобраться смешно или нет.)
Музыкальная
физминутка
Под музыку «Весёлые зверята» ученики танцуют.
Домашнее задание
По группам выучить
1 группа.Потешки
3 группа: Пестушки
Записывают в дневник
С.22-24
3 этап Рефлексия.
Защита презентации групп.
Ф.И.ученика ____________
Ребята, напишете номера заданий, с которыми вы легко справились, на листочках, которые останутся на дереве, а с заданиями, которые вам непонятны, на опавших листочках.
-Чему посвятили урок?
– Что особенно понравилось? Запомнилось?
– Что такое устное народное творчество?
Вы сегодня славно поработали!
Индивидуальная работа:
Каждый получает рефлексивный лист и отмечает свою работу на уроке.
Ответы детей:
Мне особенно понравилось ….., потому что…..
Мне особенно запомнилось…, потому что……
Мне было трудно…, потому что….

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ