Конспект урока для 1 класса «произведения о животных. Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата»
Урок литературного чтения в 1 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: произведения о животных.
Ю. Дмитриев «Медвежата», Г. Снегирёв «Медвежата».
Подготовила и провела Учитель начальных классов
Скачкова Татьяна Михайловна
Тема: произведения о животных. Ю. Дмитриев «Медвежата»; Г. Снегирёв «Медвежата»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучающего чтения.
Цели:
Познавательные: - ознакомление с рассказом Ю. Дмитриева «Медвежата»,
Г. Снегирёва «Медвежата»;
- осознанное восприятие литературного произведения;
- формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного
и прослушанного произведения;
- построение рассуждений;
Регулятивные: - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходи
мые действия, операции, действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые
коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности,
искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: - вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в
общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою
точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с
учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- участвовать в творческом процессе.
Дидактические средства:
для учителя: средства ИКТ (презентация), фрагмент видеофильма, интерактивная доска.
для учащихся: учебник, карточки для парной работы, смайлики для определения настроения
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Оргмомент
С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На уроке не зевать,
А активно отвечать!
-С каким настроением пришли на урок?
- Спасибо! Начинаем урок.
Показ смайлика.
2.
3.
4.
5.
6.
Актуализация знаний.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
Формирование новых знаний.
Первичное закрепление
Стадия рефлексии.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас.
Слайд №2
-Чему учимся на уроках литературного чтения?
- С чего начнём урок?
1. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Свеча», "Пушинка», « Цветок».
2. Работа по таблице гласных.
Слайд №3
а) открытый слог
а о у ы и э (беззвучно, шёпотом, громко ).
б) Произнесите согласные звуки вместе с гласными:
●АО - ОУ - УЫ — ЫИ - ИЭ
АОУ — УЫИ — ИЭА
● МИ — МИ - МИД МЁ — МЁ - МЁД
МА — МА — МАД МЕ — МЕ — МЕД
МЮ - МЮ - МЮД МЯ - МЯ - МЯД
3. Чтение скороговорки:
Слайд№4.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком.
Повторение скороговорки на память с движениями рук.
- Закройте глаза, послушайте.
-Куда отправимся сегодня за новыми открытиями?
Слайд 5.
Сегодня мы с ребятами
В дремучий лес пойдём
Кто хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём!
- А кто научит нас слышать лесные разговоры, познакомит с жизнью лесных обитателей?
- Вспомните писателей, произведения которых мы уже читали о природе. У вас на столе карточки.
- Прочитайте фамилии авторов и заголовки произведений. Укажите кто что написал.
- Как будете работать? Почему?
( Приложение №1).
Оцените работу в паре.
Слайд 6
-Кроме известных вам писателей, есть ещё писатели, которые пишут о природе. Это Юрий Дмитриев и Геннадий Снегирев.
Слайд №7
- Делом их жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам.
- А кто знает, где можно увидеть портреты писателей и почитать их рассказы?
(Выставляю ряд книг у доски Юрия Дмитриева и Геннадия Снегирева).
- И сегодня мы познакомимся с творчеством этих замечательных детских писателей.
- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?
- На уроке мы будем изучать интересные рассказы писателей о животных. Как мы работаем над новым произведением? (Составляем план).
План Слайд№8
1.Знакомство с авторами произведений.
2.Знакомство с произведением.
3.Работа над содержанием.
4. Контроль и оценка.
- Хотите узнать, о ком пойдёт речь на уроке?
Отгадайте загадку:
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мед-
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Кто это?
- Докажите, что отгадкой является слово «медведь».
- Какие слова из загадки помогли отгадать загадку?
Что знаете о медведях?
- В жизни медведей происходит много интересного.
Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?
Определите тему урока!
Изучение рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата».
- Прочитайте, как Ю. Дмитриев назвал свой рассказ.
Предположите, о ком будет это произведение?
- Мы сейчас будем изучать рассказ, который написал Ю. Дмитриев.
Слайд№9.
- Прочитайте слова на слайде! Предположите, как могут развиваться события?
Первичное знакомство с произведением..
-Понравился рассказ?
- Почему автор назвал рассказ именно так?
-Какую картину представили, слушая рассказ?
- Захотелось вам ещё раз перечитать этот рассказ?- Кто хочет его прочитать вслух?
Слайд №10
- Во время чтения отмечайте для себя, что уже знали, что новое для вас.
Обсуждение прочитанного с элементами выборочного чтения.
- Какими вам представляются медвежата?
- А когда они родятся? Какими?
- Зачитайте!
- Почему такие крошечные детёныши?
- А как написал об этом Ю. Дмитриев?
Зачитайте.
- Как вы думаете, в каких строчках рассказа автор спрятал главную мысль? Прочитайте. Объясните свой выбор.
- Как можно подписать эту иллюстрацию?
Подумайте. (Рядом с мамочкой).
Слайд№11.
- А как вы думаете, что произойдёт дальше с медвежатами?
-Хотите узнать?
2. Первичное ознакомительное чтение по абзацам рассказа Ю. Дмитриева «Медвежата».
-Как будете работать? ( «Жужжащее чтение»).
-Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ продолжением рассказа Ю.Дмитриева? Почему?
- Что узнали нового из этого рассказа?
Слайд №12
А) Самостоятельное моделирование обложки.
- Назовите жанр этих произведений.
- Сравните обложки. Что общего?
- Какая тема?
- Что общего в этих произведениях?
- Как будете работать?
Б) Организация фронтальной устной работы у доски.
Подумайте, что же нового мы узнали сегодня на уроке? Оправдались ваши предположения?
Слайд№14
Составление коллективного синквейна «Медвежата».
Слайд
Медвежата.
Крошечные, маленькие, большие.
-Какие слова помогают «нарисовать» действия медвежат?
Родятся, питаются, растут, сидят, вылезли, увидели, научились, слижут.
Обобщение:
Зимой, весной и летом рядом с мамой медведицей.
Вывод: дикие звери - хищники
Слайд №13
- Малыши - зверята очень любопытные, любят шалить и играть. Поэтому взрослые звери приставляют к ним нянек – своих прошлогодних детей. В медвежьей семье такую няньку называют пестун. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).
- В жизни бывают такие случаи, когда звери близко приходят к жилью человека, выходят на проезжую часть дороги. Как надо поступить в таком случае?
Помните! Лучше отнести корм животным в лес, не подходя близко к диким животным.
Читает ученик.
- Читать, рассуждать, говорить, слушать.
- С разминки.
Чтение вполголоса, правильно
Чтение с настроением:
-удивлённо, грустно, весело
Чтение губами, шёпотом, вслух.
Сопровождение чтения скороговорки руками.
Звучит музыка. (Журчит ручеёк, щебечут птицы, шумит лес).
В лес!
- Писатели, художники, поэты.
Работа в паре.
-Одна голова хорошо, а две лучше!
контролируют правильность проверки при помощи экрана.
Сообщение:
Ученик: Самым любимым занятием Ю.Дмитриева с детства было хождение в лес, в рощу. Его привлекали рыбы, птицы, собаки, различные зверюшки. Он всегда подбирал раненых, беспомощных, больных, голодных и выхаживал их.
Ученик:
В библиотеке.
О животных.
По плану.
Выставка книг.
Ответы детей.
Ответы детей.
Произведения о животных.
Медвежата.
Ученики делают свои предположения.
Ученики делают свои прогнозы.
Учащиеся следят по тексту.
Выполняя задания, комментируют результат. Самопроверка с экрана.
Слушают вопрос, обдумывают, дают ответ, анализируют результат.
Зачитывают.
Самостоятельно.
Чтение статьи.
Соотносят иллюстрацию с эпизодом произведения.
Ответы детей.
Рассказ.
В
В группе.
Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем к доске идёт группа, которая справилась с заданием первой. (У каждой группы заготовки для модели обложки, дети выбирают нужное и приклеивают на лист).
Ответы детей.
Дети работают на интерактивной доске.
Проверка по слайду
Кадр видеофильма.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные:
выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Познавательные: умение добывать информацию из учебника.
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные.
Определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Познавательные.
Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные
Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы.
Коммуникативные.
Инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание.
Регулятивные.
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата.
Познавательные. Умение добывать информацию из учебника.
Коммуникативные.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Коммуникативные.
Планирование учебного сотрудничества с товарищем, управление поведением партнера,
контролировать и оценивать свои действия и действия класса;
оценка (выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения).
7.
Итог урока
- Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока?
- А что вас заинтересовало на нашем уроке?
- Что понравилось больше всего?
На доске корзина. Слайд №15.
- Ребята! Если на уроке
●было интересно, узнали новое, получилось всё отлично – красная малинка
● было интересно, получилось хорошо – жёлтая малинка
●не всё получилось, как хотелось – зелёная малинка.
И давайте подарим нашу корзинку с малинкой медвежатам, чтобы они не болели.
- А сейчас давайте поблагодарим всех, кто сегодня активно работал на уроке. Кому бы вы сказали три «Спасибо» за урок?
Ответы детей.
На доске корзина с малинками.
Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.
Литература.
1.Литературное чтение : программа : 1-4 класс / Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова. – М. Вентана – граф,2012.
2.Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс на сD к учебнику для 1 класса. – М.: Вентана – Граф, 2012.
3.Букварь: 1 класс : Ч. 2/ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана – Граф, 2011.
4. Журнал «Начальная школа», №10 – 2011.
5. Русский язык. Обучение грамоте : методические комментарии к урокам / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова,М.И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2012.
6. Литературное чтение. 1 класс : система уроков по учебникам Л. А. Ефросининой / авт.-сост. С. В. Николаева, И.Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2013.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ