Конспект урока для 3 класса "Семейное чтение. Н. Носов «Карасик» Смысл поступка героев"

Технологическая карта урока по литературному чтению

Учитель начальных классов: Недоводина Евгения Александровна

Тема

Семейное чтение. Н. Носов «Карасик» Смысл поступка героев

Цели



Задачи


Образовательная:

Актуализация знаний учащихся о творчестве Н.Носова, историй его героев, учить анализировать текст

-Способствовать развитию связной речи, навыков беглого чтения.

-Воспитывать культуру отношений между сверстниками .

-Развивать способность восприятия детской литературы.

-Прививать любовь и заинтересованность к изучению русской литературы.

Формировать УУД:

- Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Познавательные УУД: ознакомить с творчеством детских писателей, расширять читательский кругозор младших школьников. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Планируемый результат

Предметные:

Работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текс на основе иллюстраций, отбирать ключевые слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Личностные:

Осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.

Метапредметные:

Формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника. (Регулятивные УУД).

Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. (Коммуникативные УУД).

Находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника (Познавательные УУД).

Основные понятия

Художественный рассказ

Межпредметные связи

Изобразительная деятельность



Оборудование: мультимедиапроектор, презентация «Н.Носов и его творчество».

Этапы урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Органи

зацион

ный

Учитель.

- Ребята! Мы с вами продолжаем работать над разделом «Люби все живое» и знакомиться с творчеством русских писателей

Слайд 1

Слайд 2

-Посмотрите на иллюстрации и определите название рассказа.

«Огурцы», «Приключения Незнайки», «Затейники», «Живая шляпа», «Фантазеры», «Телефон»

Использование ИКТ.

Выбор эффективного способа концентрации внимания.

Мотивация деятельности.






Проявляют заинтересованность.








Вспоминают, узнают, называют произведения.

Поста

новка учебной проб

лемы

-Кто автор этих произведений?

-Назовите полное имя писателя.

- Что мы помним об этом авторе? (Если у ребят возникнут трудности, напомнить о переодическом детском журнале «Мурзилка»)

- Сформулируйте тему урока.


Подготовка детей к самостоятельному формулированию темы.

Высказывают своё мнение.

Актуализация знаний

- Давайте вспомним про Н. Носова


Слайд 3

- Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста. Детство его прошло в Украине. Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. К счастью, никто не умер. Мальчик сильно болел. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя». Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После он работал чернорабочим на бетонном заводе. Затем снимал учебные фильмы, занимался мультипликацией. А вот писать он стал в 30 лет, сын подрастал и требовал все новых и новых сказок. Вот Носов и стал сочинять забавные рассказы. Первые его рассказы появились в журнале «Мурзилка», затем на страницах журнала «Костер и в газете «Пионерская правда»

-С каким произведением мы познакомимся сегодня? Откройте стр. 128 учебника.

-Как вы думаете о чем может быть рассказ с таким названием?

- Что вы знаете о карасях? Где мы можем найти эту инфрормацию?

Учитель подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач.


















































Предполагают, высказывают свое мнение.






Вспоминают информацию полученную ранее




Получе

ние нового знания

Слайд 4

- Караси. В природе существует два основных подвида карася: серебряный (белый) и золотой (красный). Кстати, именно из красного карася японцы в своё время вывели аквариумную золотую рыбку. Карась — очень капризная рыба: сегодня он без остановки клюёт, предположим, на белый хлеб, а завтра любой другой наживке предпочтёт опарыша или черный хлеб. Именно поэтому опытные рыболовы-карасятники никогда не ходят на рыбалку с одним видом наживки. В зависимости от окраски и размеров крупных особей их разделяют на виды. При этом обыкновенный карась встречается массой более 3 килограммов, а длиной тела — более полуметра, серебристый — до 2 килограмм весом и 40 сантиметров в длину.

-Давайте проверим наше предположение о том, что этот рассказ о карасике.

-В тексте вам могут встретиться следующие слова. Попробуйте объяснить их значение

Слайд 5

Словарная работа

Отдушина под домом, бранить, юркнул, шмыгнул, плюхнулся, схватила за шиворот, свернулся калачиком.

Чтение рассказа учителем и учениками

-Вам понравился рассказ?

-Какие чувства вас наполняли, когда вы читали это произведение.

-К какому жанру мы отнесем этот вид текста?

-Назовите героев рассказа.

-Как попал карасик к Виталику?

-Найдите в тексте описание карасика.

-Как относился к рыбке Виталик сначала?

-Что изменилось потом?

-Как называют такое качество человека?

-Сразу ли согласился виталик на обмен? Найдите этот эпизод.

-Как характеризует это героя?

-А почему Виталик боялся сразу признаться маме о поступке.

-За кого больше переживал Виталик?

-Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик?

-Опишите. Какие чувства испытывал Виталик за обедом. Почему?

-И все-таки он сознался. Почему?

-Легко ли было ему сделать это. Почему?

-Что изменилось после его признания?

-А можно ли было избежать неприятностей?

Слайд 6

-Как выпонимаете пословицу: Лучше горькая правда, чем святая ложь.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 какой момент на ней изображен? Почему именно этот момент?

-Какие иллюстрации сделали бы вы?


Предоставляет информацию
































































Высказывают свое мнение




























































Рефлек

сия учебной деятель

ности

Что вы подчерпнули для себя из этого урока? Начните свой рассказ словами:

  • Если бы у меня был(а)…

  • Я понял, что за плохой поступок…


Подведение итогов по выполнению поставленных учебных задач.


Организация обратной связи по итогам работы.

Делятся впечатлениями.

Учатся выстраивать собственные высказывания.



Подведение итогов урока

-Почему рассказ называется «Карасик»?

-Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?

Будет ли для вас уроком похожая история?




Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.


Д.з.

Придумать свое продолжение рассказа.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ