Конспект урока для 1 класса «Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка-выручалочка»


Конспект урока
по литературному слушанию в 1 классе.
УМК «Начальная школа XXI век».
Тема: Сказки о животных. В. Сутеев «Палочка-выручалочка».
Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.
Задачи:
-создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
-включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
- развивать творческое воображение;
-воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:
презентация; портрет писателя; модели обложек; план-схема с ключевым словом палочка; опорные слова: послушай, прочитай, моделируй, фантазируй.
№
Этапы работы
Содержание этапа
УУД
I.
Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой.
Методы:
словесные.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
(слайд № 2)
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II.
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
повторить произведения, с которыми познакомились на уроках литературного слушания по заданным моделям.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать работу по повторению изученных произведений.
-Ребята, давайте вспомним произведения, с которыми мы знакомились на уроках литературного слушания.
-А для этого повторим памятку для обозначения моделей.
(слайд № 3)
Ваша задача - рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным моделям.
На доске две модели обложек.
?
____?__
_______
Ж.
?
Познавательные:
используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители).
III.
А)
Б)
Изучение учебного материала.
Постановка учебной задачи.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие);
прогнозировать содержание на основе заголовка.
Цель, которую учитель хочет достичь:
организовать работу в правильном названии произведения и прогнозировании содержания.
Методы организации работы:
словесные, наглядные.
Работа по теме урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
моделировать обложку книги;
правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.
Цель, которую учитель хочет достичь:
учить слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное;
создать условия для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для развития устной речи, воображения.
Методы: учебный диалог, моделирование.
-Как вы думаете, что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного слушания?
(Встреча с новым произведением).
-Какие умения вам помогут на уроке?
(Внимательно слушать, фантазировать, моделировать, прочитать).
- Сегодня мы будем правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему с помощью моделирования на уроке.
-Прочитайте автора произведения и заголовок.
(слайд № 4)
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд,
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!
- О чём может быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка).
-Внимательно послушайте произведение и ответьте на вопрос: « Чьи предположения оправдались?»
Слушание
Чтение учителем произведения (книги закрыты).
Презентация (слайды № 5-21).
Проверка первичного восприятия.
-Понравилось ли вам произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
-Оправдались ли ваши предположения о заголовке произведения?
Моделирование обложки.
-А теперь нам предстоит задача моделирование обложки.
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку).
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка? (О животных).
-Покажите это на своих моделях.
(Учащиеся выполняют модель обложки на листках бумаги).
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?
-В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
- Авторская (литературная).
-Укажите на модели фамилию автора.
-Что вы знаете об этом человеке?
(Слайд № 22 – фото В.Сутеева)
-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. Те иллюстрации, которые вы видели при прослушивании сказки, выполнены самим В. Сутеевым.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев
(Слайд № 23 – выставка книг).
- Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.
-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
-С какими его произведениями мы уже знакомы?
-Мы прочитали сказки Сутеева «Дядя Миша», «Под грибом», «Ёлка».
-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.
-Сравните с моей моделью.
-Итак, мы выполнили модель.
-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
- В. Сутеев «Палочка - выручалочка». Эта сказка о животных.
Физминутка.
(слайд № 24)
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата;
прогнозирование- предвосхищение результата.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других (когда говорит учитель надо слушать).
Познавательные:
формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
Познавательные:
моделирование - используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители).
IV.
Закрепление учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
уметь давать характеристику героям, при помощи опорных слов.
Цель, которую учитель хочет достичь:
развивать творческое воображение;
воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
составлять план – схему с ключевым словом палочка;
1. Анализ содержания.
Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?
(Наподдать – ударить).
-В каждом произведении есть главные герои. А сейчас мы должны их охарактеризовать.
-Кто главные герои в сказке?
(Слайд № 25 ).
-Ёжик и Заяц. Обозначим на модели.
Ё.Ё З.
-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
Работа в парах.
-А теперь, ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны характеристики героев.
-Ваша задача – подумайте, каким был ёж и заяц (слайд № 26).
-Соедините стрелочкой, какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?
воспитанный вежливый грубый смелый Ёжик невоспитанный добрый умный трусливый находчивый Заяц сообразительный скромный благодарный
Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары зачитывает какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу.
- Слушайте внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.
Ё. З.
воспитанный невоспитанный
вежливый грубый
смелый трусливый
добрый благодарный
умный
находчивый
сообразительный
скромный
- Я думаю, хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали, прислушивались друг к другу и были внимательные.
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Как автор относится к Ежу? К Зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
2. Работа с учебником и тетрадью.
-Ребята, на сколько хорошо вы усвоили текст произведения, выполним задания по группам.
Работа по группам (учебник).
1-я группа читает под зелёным прямоугольником;
2-я группа - найти в тексте как автор по-разному называет палочку.
(выручалочка, скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка, выручалочка).
3-я группа – читает под красным прямоугольником.
Работа по тетради.
При ответе 2 – ой группы коллективно выполняется № 2 стр. 33.
При ответе 3 – ей группы - № 3 стр. 34.
Познавательные-
демонстрируют осознанность восприятия литературного произведения.
Коммуникативные:
работать в паре, стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение;
обращаться к одноклассникам с использованием специальных знаков.
Коммуникативные-
находят в тексте информацию, необходимую для её решения.
V.
Рефлексия.
Цель:
Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую учитель хочет достичь:
выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
-Может ли простая палочка стать выручалочкой?
- От чего это зависит?
-В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? - Что самое важное?
«Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!»
(слайд № 28).
- Чему учит нас сказка?
- Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
.
Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок?
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак.
Сегодня я доволен своей работой
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.
-Спасибо за работу!
Познавательные:
выделяет главное, делает выводы в результате совместной работы класса.
Личностные:
оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
VI.
Рекомендации для самостоятельной работы.
По желанию предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.
Найти и рассмотреть книгу В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ