Конспект урока для 3 класса «Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»
ФИО (полностью)
Гусева Татьяна Владимировна
Место работы
ГБОУ СОШ пос. Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области.
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Литературное чтение
Класс
3
Тема и номер урока в теме
Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка», урок 2
Базовый учебник
Учебник для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение»,3 класс, в 2 –х частях Н.Ф.Виноградова, И.С.Хомякова, И.В.Сафонова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Цель урока:
создать условия для
формирования учащимися действий по классификации
сказок (бытовые, о животных, волшебные);открытия и осмысления литературоведческих понятий «зачин» и «концовка» и понимания своеобразия сказочного жанра;
ознакомления с картинами русских художников И.Билибина и М.Васнецова и соотнесения их изображения с содержанием народных сказок
9. Задачи:
- обучающие: организовать деятельность учащихся по актуализации и углублению знаний обучающихся о видах русских народных сказок, своеобразии жанра «сказка», признаках волшебной сказки, особенностях построения сюжета сказок;
-развивающие: содействовать развитию умения работать самостоятельно и творчески, выделяя жанровые особенности сказки; находить среди предложенных произведений изобразительного творчества картины русских художников И.Билибина и М. Васнецова к рассматриваемой сказке;
-воспитательные: способствовать формированию интереса к произведениям, созданным русским народом; развитию и поддержке интереса к дополнительному чтению и изучению произведений русских художников
Тип урока: открытие и углубление новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ПО для демонстрации электронных модулей.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Эмоциональная мотивация на работу с волшебными сказками
Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)
Использует ЭОР для введения учащихся в атмосферу волшебства, сказки и тайны; создания необходимого эмоционального настроя
Воспринимают информацию ЭОР.
Эмоционально проживают её.
Входят в необходимое для успешной работы эмоциональное состояние
1мин.
2
Введение в тему урока
через постановку проблемного вопроса «В чем своеобразие жанра сказки?»
Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка-Бурка» (1)
Предлагает аудиофрагмент с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы урока, выделения особенных и существенных признаков волшебной сказки.
Осмысливают поставленный учителем проблемный вопрос.
Определяют основную задачу деятельности на этапе.
Ученики воспринимают информацию ЭОР.
Анализируют её в соответствии с определенной задачей.
Формируют мнение в паре.
Готовятся сообщить его классу. Предлагают сформулированное мнение классу.
Проводится коллективное обсуждение.
Итоги деятельности фиксируются в рабочих тетрадях после сравнения с образцом.
ЭОР – 3 мин.
Весь этап – 9 мин
3
Актуализация знаний
Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)
Использует 3 часть модуля. Создает условия для осмысления содержания и способов выполнения заданий. Предлагает определить тип сказки «Сивка-бурка» через сравнение со сказками «Лисичка-сестричка и волк» и «Каша из топора»
Анализируют представленную информацию.
Вычленяют существенные особенности сказок, относящихся к разным жанрам.
Определяют жанровые особенности сказки «Сивка-бурка»
Делают вывод о том, что это волшебная сказка. Доказывают примерами из текста.
ЭОР -
2 мин
Весь этап – 5 мин
4
Открытие новых знаний
Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (2)
Предлагает 4 часть модуля с целью организации деятельности наблюдения за тем, с каких слов начинается и какими словами заканчивается сказка «Сивка-бурка».
Демонстрируется страничка 4 части с новыми терминами «зачин» и «концовка» и часть 5.
(справочник)
Учащиеся работают с началом и концом сказки.
Наблюдают и анализируют.
Делают выводы по содержанию.
В коллективном обсуждении формируют единое мнение. Сопоставляют его с ранее усвоенным .Сами пытаются дать названия этим частям композиции (начало конец).
Учащиеся воспринимают и осмысливают информацию.
Сравнивают со своими выводами. В ходе коллективной беседы присваивают научный смысл понятий «зачин» и «концовка»
Дополняют ранее составленный перечень признаков волшебной сказки новыми признаками.
Отвечают на проблемный вопрос:
«Ко всем ли сказкам они применимы или только к волшебной?»
Определяют содержание домашнего задания
ЭОР – 4 мин.
Весь этап – 12 мин.
5
Физкультминутка
Организует проведение зрительной гимнастики на содержании, связанной с темой урока
Дети выполняют гимнастику для глаз
1 мин
6
Углубление и расширение открытых знаний.
знакомство с произведениями художников И.Билибина и Васнецова как с иллюстрациями к русским народным сказкам. Демонстрация подборки книг сказок с иллюстрациями данных художников
Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)
Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессмертный» № 203307 (4)
Иллюстрация Васнецова «Баба Яга» № 203103 (5)
Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297 (6)
ЭОР демонстрируются на общем слайде одновременно с целью соотнесения произведений изобразительного искусства и народных русских сказок, группировке иллюстраций на основании авторской принадлежности
Учащиеся рассматривают картины художников.
Анализируют содержание. Определяют сказочных персонажей, сказочные предметы. Устанавливают их принадлежность к определённой сказке.
ЭОР – 2 мин
Весь этап – 6 мин
7
Обобщение и контроль по теме урока в виде теста и оценивание знаний учащихся
Иллюстрированный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (7)
Организует коллективный анализ содержания и порядка действий для успешного прохождения тестирования.
Анализируют задания теста. Обсуждают порядок и содержание необходимых действий для прохождения теста в парной деятельности. Выполняют тестирование.
Фиксируют в процессе деятельности затруднения.
Сообщают о встретившихся затруднениях классу.
Обсуждают коллективно.
Устанавливают обобщенный уровень усвоения учебного материала.
Определяют успешность учебной деятельности на уроке
ЭОР – 5 мин
Весь этап - 8 мин
8
Рефлексия
Учитель предлагает определить новое, открытое на этом уроке.
Определяют полученные на уроке новые знания
2 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
№ 1
Аудиофрагмент сказки «Сивка-бурка»
Аудиофргмент
Демонстрация
2
Фольклор. Своеобразие русской народной сказки
Информационный модуль
(ч.3 типы фольклорных сказок )
Ч.4 особенности повествования в сказке Сивка-Бурка (зачин, концовка, троекратное повторение, постоянные эпитеты, сравнения)
Ч.5 Справочник (термины зачин, концовка)
Гипертекст с иллюстрациями, видеофрагмент мультфильма«Лиса и Волк», аудиозапись отрывка из сказки «Каша из топора»
http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html
3
Иллюстрации И.И.Билибина (№ 137049)
Презентация
Презентация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000127-1000-4ddd-ab84-5d00469b3d82/i02_11_12_04.swf
4
Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессметрный» № 203307
Информационный
Иллюстрация
5
Иллюстрац ия Васнецова «Баба Яга» № 203103
6
Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc/48646/
7
Иллюстрированный тест по теме «Фольклор.Своеобразие русской народной сказки»
Практический тип
Задание-тест для фронтальной работы под руководством учителя

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ