Конспект урока для 2 класса «Волшебники слова «Л.Н.Толстой «Веник»
Проект урока литературное чтение
(система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В.Давыдова)
Класс: 2
Тема урока: Волшебники слова. Л.Н.Толстой «Веник»
Базовая программа: «Литературное чтение»,1 - 4 кл., Е.И. Матвеева, М.: Вита-Пресс, 2010.
Тип урока: решение частных задач.
Цель урока: создать условия для осознания детьми характерных особенностей жанра притчи (иносказание).
Предполагается, что учащиеся
откроют авторский замысел притчи Л.Н.Толстого «Веник» через понимание лексического значения слова «единство» и нравственного понятия «единство»;
узнают, что в произведениях жанра притчи название может помочь раскрыть иносказательное поучение автора;
испытают потребность вдумчивого прочтения произведений жанра притчи;
обретут в процессе совместно-распределенной деятельности первые навыки взаимодействия и ведения полилога (выслушивать говорящего до конца, не перебивать, убедительно высказывать свою точку зрения, корректно выражать свое несогласие, задавать вопросы на понимание, уточнение) .
Педагогическая задача: создать условия для ведения учащимися конструктивного диалога на содержательной основе.
ХОД УРОКА
Предполагаемая
деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
Демонстрация на доске
Применение ИКТ
Мотивационно-ориентировочная часть
- Русский писатель Яков Борисович Княжнин очень интересно сказал об искусстве чтения, что можно «читать и не понимать; читать и понимать; читать и понимать даже то, что не написано».
Но всем известно, что становление вдумчивого читателя начинается с умения понимать смысл слова. Поэтому я для вас приготовила несколько слов и выражений, а вы, пожалуйста, определите их лексическое значение.
- Молодцы! Выполнить следующее задание вам поможет видеоролик.
- Народное единство… Единство. Определите лексическое значение слова единство. Для этого из данных слов выберите только те слова, которые, на ваш взгляд, раскрывают смысл этого слова и подчеркните их.
-Как лучше организовать нашу работу?
- Что же получается, одно и то же слово единство мы понимаем по-разному?
Как вы думаете, о чем нам сегодня стоит поговорить на уроке?
Операционально-исполнительная часть
- У Л.Н.Толстого есть произведение «Отец и сыновья».
Предположите, опираясь на ключевые слова, о чем оно? Что могло произойти? Чем могло закончиться это произведение?
- Давайте узнаем, что же было на самом деле.
(Чтение произведения учителем)
- Все ли слова и выражения вам были понятны?
- Понравилось ли вам это произведение? Чем?
- Подтвердились ли ваши предположения о содержании текста?
- Прочитайте текст на с.108 самостоятельно (жужжащее чтение).
- Кто из героев вам больше всех понравился и почему?
-Каким вы представляете себе отца, главного героя? Подтвердите свои высказывания словами из текста.
- Почему Толстой не дает подробного описания внешности своего героя?
- Какие черты характера присущи старику? Обоснуйте свой ответ.
- Какими чертами характера обладают сыновья? Подтвердите словами из текста.
- Чему учил старик сыновей? Найдите и прочитайте слова, в которых содержится это поучение.
-А вас взрослые часто поучают?
-А вам нравится, когда вас взрослые без конца поучают, делай так, не делай так?
-Как вы думаете, почему Л.Н. Толстой выбрал такой способ поучения?
-А как вы думаете, это произведение кому полезно читать?
-Итак, я правильно вас поняла, что поучение нужно детям, но не прямое, не навязчивое, а полезное, в интересной форме поданное.
-В названии этого произведения (показываю книгу) я прочла «Отец и сыновья», а в учебнике у вас название – «Веник». Как вы думаете, почему?
-Итак, к какому жанру можно отнести это произведение? Обоснуйте свой ответ.
- В чем хотел убедить нас автор? Определите главную мысль притчи.
- Как сам Л.Н.Толстой определяет значение слова единство?
Рефлексия
- Разные люди в разные времена размышляли над этим понятием. Самые интересные высказывания находятся в книге афоризмов. Вот некоторые из них.
- Несмотря на то, что по-разному говорят люди о единстве, дружбе, главное, что все они понимают под этим понятием одно и то же:
в единстве – сила!
И такие произведения, как притчи, помогают людям глубже понимать жизнь во всем ее многообразии, становиться лучше, добрее и умнее.
-На нашей книжной полке разные притчи. У каждой притчи – свое название. Я задумала для вас домашнее задание (оно записано на доске, но спрятано). Постарайтесь проникнуть в мой учительский замысел и догадайтесь, какое это могло быть задание?
Задуманное учителем задание: придумать второе название любой притче. Завтра на уроке это второе название должно помочь ребятам раскрыть иносказательный смысл притчи, ее поучение.
Старик –
1. мужчина, достигший старости;
2. Опытный, знающий дело человек;
ссорились – вступали в ссору, пререкались, ругались, бранились, враждовали;
будет худо – (устар.) будет зло, неприятность;
велел – потребовал, приказал;
веник – связка веток, прутьев, сухих длинных стеблей;
переломить – сломать надвое;
рассыпались –
1. раскатились по поверхности,
2. разрушились, распались;
беда не одолеет – неприятность (горе) не пересилит, не поборет, не захватит, не завладеет.
Предполагается, что дети выберут работу в группах.
(На листе дети выделяют слова, раскрывающие, по их мнению, смысл слова единство).
Результаты работы групп зафиксировать на доске (вывесить листочки).
- Раскрыть смысл (значение) понятия «единство».
Учащиеся, опираясь на ключевые слова и выражения: старик, ссорились,
будет худо, велел,
веник, переломить, рассыпались, беда не одолеет, лексическое значение которых было рассмотрено ранее, высказывают свои предположения.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
Высказывания детей.
- Он стар. «Жил один старик…»
Важнее, что он говорит и что делает.
-Старый отец был обеспокоен тем, что его дети не дружат между собой («Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем им будет худо»).
- Он властный («велел принести веник»).
Он мудрый (нашел хороший способ объяснить детям смысл и значение единства и дружбы в жизни человека).
- Сыновья не дружные, конфликтные (не могут договариваться, постоянно ссорятся между собой. «Братья часто ссорились друг с другом».).
Они неразумны, многого в жизни еще не понимают, потому что малы.
- «Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдетесь по одному, тогда все пропадете».
-Да.
-Нет.
-Чтобы детям было понятно, интересно, не обидно и т.п.
-Детям, чтобы научиться дружить.
-Взрослым, чтобы научиться правильно поучать детей.
-Да.
-Именно в этом предмете скрывается смысл поучения Л.Н. Толстого. И только талантливый читатель способен раскрыть такое непрямое поучение: будьте дружными, не ссорьтесь, понимайте друг друга и т. п.
-Это притча, т.к. ей свойственны следующие жанровые особенности:
малый рассказ, поучительность,
иносказание
-В единстве сила.
«…вместе дружно жить»
В левой части доски запись:
Л.Н.Толстой
«Отец и сыновья»
Под ней слова и выражения:
старик,
ссорились,
будет худо,
велел,
веник, переломить, рассыпались,
беда не одолеет
В правой части доски появляется карточка со словом единство.
Под ней карточка со словами:
союз, конфликт,
мир,
вражда, согласие,
лад,
дружба, сплоченность, противоречие, подвиг, взаимопонимание, разногласие, героизм,
война
На экране видеоролик, посвященный Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
На экране слайд 1:
(Жанры:
Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть.
вымышленные
лица
вымышленные
события
иногда участие
волшебных сил
Басня – литературное произведение (в стихах или в прозе), которое в иносказательной форме) описывает житейскую ситуацию и содержит поучение (мораль).
делится на две
части: основное повествование и мораль
герои – животные, наделены особым характером
иносказание (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)
Притча – поучение в примерах. (В.И.Даль)
Притча – близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)
малый рассказ
поучительность
иносказание (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет, человек или понятие)
Стихотворение – написанное стихами литературное произведение сравнительно небольшого размера.
стих
ритм)
На экране слайд 2
Где единение, там и победа.
Публий
Один, если он и велик, все-таки мал.
Горький М.
Благодаря согласию растут малые государства, из-за раздора гибнут великие державы.
Сенкевич Г.
Коль вдруг муравьи сообща нападут,
осилят и льва, как бы ни был он лют.
Саади
Отдельный человек слаб, … лишь в сообществе с другими он может сделать многое.
Шопенгауэр А.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ